Анализ Эпизода из фильма Андрея Звягинцева Возвращ

Приступая к разбору фильма, мне абсолютно не хотелось останавливаться на трактовке в рамках христианской парадигмы, и тем паче,  говорить об аллюзиях на Тарковского. Так как в качестве ключевого эпизода  я выбрала первую сцену на вышке, окруженную водоемом, невольно все равно  вспоминаешь любимый мотив Андрея Арсеньевича – воду.  Если быть точнее, я решила остановиться на двух сценах (в сравнении), где действие разворачивается на вышках – в начале фильма и в конце. В первом случае все происходит в родном городе мальчиков, во втором – на острове за тысячи километров и от дома и от мамы, которая утешит.
Одним из персонажей фильма является природа – прямо как по канонам русской литературы. Природа находится то в ложном умиротворении, то в напряженном буйстве. Вода для Вани в первой сцене – бездонная бездна, страшащая его своей синевой. Мальчики соревнуются: «Кто не прыгнет – тот трус и козёл!». Ваня самый младший из ребят. Для него прыжок с вышки – испытание более серьёзное.  Его брат с такой проблемой не сталкивается - он, будучи конформистской натурой, прыгает, не раздумывая, хотя мог бы остаться вместе с братом наверху и обратить ситуацию в свою пользу.  Иван оказался в тупике. Он не может прыгнуть, но и не может сойти. Мальчик не окунулся в воду – не совершил омовение. В следующем эпизоде, когда они будут сидеть за столом уже с отцом, он не причастится.
Вода в «Возвращении» несет колоссальный символический смысл.  Вернее это целый пласт символов. Фалес описывал воду как первозданную стихию. И начало и конец вселенной – в воде, так как она всегда находится в движении, обновлении. Так водная стихия проявляет своё значение в макрокосмосе. Также  в микрокосмосе вода может нести и созидательную функцию, очищая, освобождая от греха,  и деструктивную в образе наводнений и штормов.  По божьей воле воды моря разверзлись «и пошли сыны Израилевы среди моря по суше» (Исх.13:21-22), но по той же воле вода нещадно поглотила египтян. 
В первой сцене, где Ваня не смог спрыгнуть, вода  представлена как женское начало -  хтоническая пучина нижних вод, обманчиво  умиротворенная. «Среди сотворённых предметов — небесная твердь (Быт.1:6), разделяющая нижние и верхние воды» (Быт.1:7). Недаром Ваня  испуганно спрашивает: «А вдруг что-то случится?!»  Нижние воды -  из земных источников. Верхние – от небесных. Мужское начало проявляется в виде дождя, оплодотворяющего землю. Дождь появляется в фильме именно в те моменты, когда отец  ведет себя наиболее сурово. Но ему так и не удается утвердить себя как мужчину в семье – мальчики возвращаются обратно к матери и бабушке, а тело отца поглощается водной гладью вместе с лодкой Харона. Ваня не смог преодолеть вышку в первый раз и во второй – он доходит только до половины пути. В предпоследней сцене, когда Ваня забирается на вышку, убегая от отца, смерть папы можно расценить символически. Он сорвался вниз, осуществив Ванин прыжок со злополучной вышки, таким образом, пройдя инициацию вместо сына. Он выполнил чужой ритуал вместо своего, поэтому исход для него однозначен – смерть. А мальчики уже возвращаются домой пройдя через определенный порог и приняв на себя новые роли.
Связь с древними мифами также подчеркивают  некоторые детали. Действие в фильме разворачивается в течение семи дней. За семь дней  в авраамической религии бог сотворил мир. Согласно мифологии  народов Малайского полуострова «после смерти душа выходит из тела через пятку и направляется на восток, к морю. В течение семи дней умершие могут возвращаться в деревню; по истечении этого времени те, кто вел праведную жизнь, будут отведены Мампесом на чудесный остров Белет».  Таким образом, у отца есть ровно семь дней, чтобы искупить свою вину перед женой и сыновьями. Воссоздать себя заново как мужчину в роли отца. Отделившись от семьи, он потерял свою самоидентификацию, поэтому его поведение нарочито грубое и маскулинное, искусственно копирующее типично мужские манеры. Так как он лишился части своей личности, то есть умер, он за семь дней должен сотворить новый мир, войти во взаимодействие с сыновьями и заново обрести себя (возвратиться) в архитипической роли.
Сцена с прыжком предваряет появление отца и не случайно она доведена до апогея – мальчик вплоть до позднего вечера сидел на холоде, не смея слезть. Мать появляется в решающий момент. Она утешит, приласкает и отведет за руку домой.  «Ты потом спрыгнешь, когда сможешь» - убеждает мать, но когда Ваня на следующий день приходит как не в чем ни бывало к друзьям, оказывается, что жесткий мужской характер не приемлет слабостей. Не смог – значит, трус и козел. Здесь разговор простой, и никто утешать не будет. После грубого мальчишеского приёма, братья бегут домой, и там застают отца. Он еще не успел с ними пообщаться, поговорить,  но сколько силы и страха в реплике матери «Тихо! Отец спит». Даже пока он находится в бездейственном состоянии, то наводит ужас одним своим присутствием.
Два эпизода с вышками  я сочла ключевыми, так как здесь наиболее полно раскрываются характеры персонажей  и четко определены роли каждого. Эти эпизоды говорят со зрителем на нескольких языках - на языке образов и символов, который схватывает чувственное восприятие; и на языке социальной драмы, ведь мы видим инфантилизм и избалованность мальчиков выросших без отца. Именно первый эпизод задает атмосферу и цветовую тональность всему фильму. Сине-серые пейзажи никак не сочетаются с весельем мальчишек. Это веселье какое-то вымученное и вынужденное. Ваня дрожит от страха  и  холода, возвышаясь над ужасающей тьмой воды, при  этом находясь между двух твердынь. Это подвешенное состояние выбора будет вместе с Ваней в течение всего фильма. И только в конце у него будет шанс сойти с межпространственного порога вслед за отцом, но Ваня так и не сделает своего выбора -  отец сорвался вниз. Теперь Иван может спускаться смело, но уже за тем, чтобы забрать мертвое тело. Ваня решится его простить, но только когда увидит лодку с тонущим телом. Внезапный крик «Папа!» тут же расставляет все точки.
На седьмой день Иван простил отца.
Но поздно  - земля унесла его жизнь, вода унесла его тело.


Рецензии