Рыбалка?

               
                Воспоминание №1

Ну,  рыбачить я начал с тех пор как себя помню, то есть уже давно. С приятелями в теплые летние дни, мы брали с собой столовые  вилки и пустые бутылки. Весело галдя, отправлялись к ближайшему ручью, охотиться на пескарей и гольянов или гольцов. Так мы называли маленьких коричневых рыбок. Впрочем, нам они маленькими не казались. На песчаных отмелях и под камнями, мы прилагали массу усилий, для того чтобы заколоть вилкой рыбку. Получалось. Улов складывали в бутылки и довольные и счастливые возвращались домой. Потом уже в период самостоятельности, а самостоятельным, вернее скорей своевольным, я стал очень рано, лет так в шесть. Тогда же собственноручно была изготовлена первая поджигалка, ну а удочки я уже научился оснащать, купленными мамой принадлежностями. На лето меня стали отправлять в деревню Марково, где проживала моя Бабушка Катя, и куда на лето из Москвы приезжал дед Володя Орлов. Высокий плечистый старик, весьма строгий, но я только делал вид. Что его боюсь, но стоило ему отвернуться или отвлечься, я тут,  же исчезал до вечера, из поля его зрения. Куда? Естественно на реку, если на Высоке ещё не поспела вишня. Там мы купались, с друзьями до посинения в Логиновом  омуте. Плавать я научился то же рано. Деревенские ребята почему –то боялись ловить раков, а я смело нырял и лазал рукой по норам.  Бытовала байка, что в норе может сидеть выдра, которая запросто отхватит руку. Ну, выдры мне не встречались. А вот налимов не крупных, доставать приходилось. Правда не часто. Наловишь,  бывало десяток полтора  раков, притащишь домой, Бабушка Катя начинает ругаться:
- опять чертей приволок, Санька, заняться тебе не чем.
Поругается и из русской печки достанет чугунок с кипятком, ошпарит «чертей» и я сижу на крылечке и щелкаю как семечки покрасневших раков. На вечерней зорьке мы опять на речке, ловим плотвичек на быстрине. Ловим либо на комара – поденку, либо на муху, либо на кузнечика. Снимаешь с лески грузило, насаживаешь насекомое и пускаешь по течению. Хлоп, поклевка, и вот у тебя на крючке рыбешка, и ты счастлив, как говорится до соплей. Улов домой. Утром Бабушка затомит плотичек в сметане в Русской печке и подаст на стол с оладьями. Вкуснотища необыкновенная, впрочем, из Русской печки все вкусно. На газу так не приготовить. Иногда Дед Володя брал меня с собой на рыбалку. Любил он это дело, значит. Банка с червями, в карман газету, две удочки бамбуковых, и досочка, чтобы сидеть значит. Собрался и,
- ну Сашко,  пошли, да смотри мне чтобы не шкодить.
Идем на его заветные места в сторону деревни Литвиново, там омута Козел и Баран, а еще есть Барбатуха, где вода на перекате шуршит, бормочет,  значит. Забрасываем удочки. А снасти у Деда были особенные. Леска диаметром 0,3мм, поплавки из пробок от сухого вина и крючки шестой номер. Насаживал он на них целиком по два жирных червя. Усидчив был неимоверно. Меня же хватало от силы на пятнадцать минут. По истечении этого времени, терпение мое кончалось,  и я естественно начинал, как говорил Дед,- шкодить.  А вот на эту тему, у Деда терпения было,  ещё меньше чем у меня, и буквально через три минуты он прогонял меня домой. А мне и в радость, друзья ведь ждут: Вовка Петров, Серега Козляков и Вовка Николаев, да Сашка Белов с Высоки. Иных уж нет, другие уж далече, так,  кажется у классика. Ну да ладно, сейчас не об этом. Дед возвращался с рыбалки, часа через четыре, нес на кукане окуней и плотву, но каких! Грамм по триста пятьсот, каждая рыбина. Я с завистью смотрел на улов деда, и тогда еще не понимал, что терпение рыбака, это великое дело.
  Речка Сить в шестидесятые годы, была весьма рыбная, удобрений где попало еще не сыпали, солярки и масел с колхозной техники, по причине её малого количества, попадало  мало. Сетями то же не ловили, как сейчас круглый год. Обычно на праздники, особенно перед Ильиным днем, собирались деревенские мужики: Братья Николаевы Петя и Лёша, Суслов, Жданов, Кузьмин, Николай Федорович Смирнов. К ним присоединялся Ильич из д. Петровское и ловили на перекатах курицами – небольшими самодельными сетками, у которых по краям палки, а внизу доска. Наловят рыбы разной, делят и одиноким старухам откладывают. Это Кате Крайней, а это Устинье, уж больно она рыбку уважает.
 Да, теперь уже Сить не та. Нет, рыба ещё конечно есть, окунь, щука плотва, карась завелся, а вот язя и голавля практически нет.  В свое время речку вычистили ниже по течению от Макеихи до Родионова. Углубили русло, там торфоразработки, вот ради добычи торфа, которая сейчас прекратилась, наша Сить и обмелела, у д. Сараево она даже пересыхает. А когда заполнили водой котлованы, в которых вычерпали торф, то образовались мелкие пруды с теплой водой, где рыбе раздолье в икромет, и идти в верховья Сити,  она уже видимо не хочет. Ездим мы на Сить, на зимнюю рыбалку мало, в основном к д. Божонка, на три омута, иногда ловим там щуку на жерлицы, а иногда окуня или плотву на мормышку.  Но это так, как говориться от нечего делать, в основном нас манят другие водоемы.


Рецензии