1974 год

31 января
Как горько осознавать, что ты жертва темноты и невежества.


3 февраля
К.И.Т. – лицемер и подлый человек.
В глаза тебе льстит, а за глаза – льёт на тебя грязь. К тому же он не устойчив и низкий.


20 февраля
Для того чтобы творить свободно, художнику необходима ширь (ширина мышления).


8 марта
Женщина – это художник, хорошо чувствующий форму.
9 марта
Толстого будут открывать для себя люди до тех пор, пока существует искусство. А искусство будет существовать и тогда, когда на земле останется один человек.


19 марта
Директор школы № 35 К., мучивший меня около 2 лет, и из-за которого я ушёл из школы, оказался сумасшедшим. И, наконец, его лишили учительских прав.


21 марта
Жизнь – это время, которое выдвигает перед человечеством всё новые задачи и проблемы.


22 марта
Ура! Я доволен! Я победил! Я прав, что тот человеческий хлам, с которым я ругался (а именно:
Б.
П.
П.
К.
Г.
К.), засоряет жизнь.
Рухлядь, они поражены жизнью. Они нежизнеспособны. Жизнь их раздавила как гниль времени.
Б. выбросили из системы образования. Как прожженного пьяницу и оголтелого маньяка.
П. (главного механика) освободили от руководства как неспособного, тупого и невежественного человека.
П., разваливший производственную дисциплину, дезертировал. Нашёл себе убежище в средней Азии, там легче затеряться. «Где бы ни работать, лишь бы не работать».
К. освободили от учительства, он, в сущности, и не был учителем.
Г. (директора дворца культуры) вышвырнули из руководителей. У него культура является ширмой. Это подлый и низкий человек.
Посложнее дело с К. Он молодой, но достаточно хитрый. Устремлённый карьерист. Он, пока, остаётся неуязвим.
(В 1980 году К. уличён в махинациях.)

23 марта
А.Е.П. (учитель истории) – образованный дурак. Любит щегольнуть интеллигентностью и блеснуть умом.


24 марта
Где жизнь сильней разума, там всегда эгоизм, суеверие и архаизм существования.


29 марта
Мы часто осуждаем живых людей, но стараемся не говорить плохо о покойниках. Не прячется ли здесь мысль, что мы – живущие покойники и недооцениваем мудрость, прелесть и богатство живых.


31 марта
Живя в труднейших условиях жизни, многие люди выживают благодаря своей нечестности.

Не знаю, но думаю, что ум мне достался от отца, глупость – от матери.


1 апреля
Только каждодневный труд сможет вырвать из мрака произведение. Но, каждодневно трудиться над произведением мне мешает производственная работа.


6 апреля
Человек, любящий землю, этот человек – поэт.


8 апреля
Была бы у меня титаническая сила,
я бы весь земной шар превратил бы в рай. Где было бы красивое и удобное обиталище человечества, и люди бы становились красивыми. Порой обидно становится за скудных людей, которые и землю-то делают скудной.
Насколько человек ещё дик, дик как сама природа. Моё желание разбудить
в человеке ум часто кончается мордобитием. По-видимому, я настолько горячо вхожу в роль возбудителя, что у людей порой не выдерживают нервы. Пора с этим заканчивать.
19 апреля
Родителем разврата, разложения, пошлости и духовной нищеты является мещанство. Мещанство – это хищный и коварный зверь.


22 апреля
Городская жизнь хоть и многолюдная, но по существу – пустынная.


24 апреля
Ох, как мне противно мещанство. Сколько я от него натерпелся. Меня возмущает мещанская тупость, ограниченность и убогость мысли. Сколько раз я давал себе слово «не связываться с людьми такого круга, так как кроме расстройства и неприятностей там ничего не почерпнёшь» и слово своё не сдерживал. Одна такая стычка обошлась мне дорого.
К.
Н.
К., яростные представители этого круга, всегда враждебно относились ко мне во взглядах. И однажды они обнажили свои взгляды до такого накала (по-видимому, от отчаяния), что нервы их не выдержали. Они пинали меня, разбили мне ухо (порвалась барабанная перепонка), сломали мне нос. Смешно и печально, так глупо можно пострадать!


30 апреля
На периферии, в небольших городах, особенно заметно в посёлках, как не народ поднимается до культуры, а культура опускается до народа. Местные органы, партийные и государственные, не затрудняют себя активным вмешательством, чтобы жизнь была более организованной,
а смирились и живут в ладах со стихийностью и самотёком жизни. Люди развращаются. А стихийная жизнь управляется таким законом: «тонкое рвётся, а выживает грубое и чёрствое».


5 мая
Ох, как трудно жить среди обывателя. Он ничего не ценит, он ограничен, циничен, груб и пошло-наглый. Он ни во что не верит, тем более в коммунизм.


7 мая
Когда учился в горном техникуме, мне нужно было разумно и экономно расходовать свою энергию. Беречь силы для дальнейшей работы в литературе.


10 мая
Народ прекрасен в контрасте – это его могущество и величавость. То он безумно отчаян и смел, то он точен и расчётлив до трусости. То он буйно весел, то грустно скучен. То глуп, то умён, лукаво хитёр и наивен.


24 мая
Подумать только, сорок поколений назад, я имею в виду поколение тридцатилетних, я был растворён в 469755813888 человеческих телах. Эти мои предки, по-видимому, были разных народностей и различных культур. А если заглянуть ещё дальше, то окажется, что я есть олицетворение всего человечества.
Я, возможно, создавал античную культуру Греции и Рима, и я, возможно, её разрушал. Был, наверное, душителем и сторонником свободы.
Это здорово! Какое сцепление и переплетение! Этим нужно гордиться! Это нужно ценить! Это есть жизнь, её нужно беречь и любить.


22 июня
Мой дед был дитя природы, художник по натуре и крестьянин по социальному положению, он далёк был от политической борьбы. Это безнаказанно ему не прошло. За это непонимание он расплатился личной трагедией. За неумение давать оценку событиям и времени, за его блуждание высокой ценой расплачивается его потомство, в частности я и мои сородичи. И много времени и сил надо на то, чтобы выровнять дедовский зигзаг и шагать в ногу со временем.
Дед любил быт. Быт прекрасен,
но прекрасен в разумных пределах. Если человек с пристрастием отдаётся быту, он становится его пленником, его рабом. Стихия быта делает этого человека частью дикой природы, ведомый ею он становится беспомощным. Суета быта иссушает ум, притупляет сознание, уводит от политических сражений.
Такая тихая жизнь – страшная жизнь, она противна своей пустотой.


23 августа
У моей матери большое сердце, но маленькая голова, и, самое плохое, в ней сильно живучи эгоизм, низость, в результате чего она приносит массу ненужных страданий себе и своим близким.
Свежий случай. Гонимая эгоизмом, она под шестьдесят лет вышла замуж за человека, не располагающего положительностью и здравомыслием. Так как этот человек скоропостижно разошёлся с женой, обвинив её в половой связи с сыном. Если этот человек, прожив с женой более четверти века и породив четверых детей, сомневается в честности своей жены и, тем более, порочит своего ребёнка, то от этого человека хорошего ждать нельзя. Чтобы выйти замуж за такого человека, нужно быть «без головы».


15 сентября
Такие люди, как С., парторг шахты «Миасская», противны. Они сделали для себя партию и её должности щитом от жизненных невзгод и неурядиц.


16 сентября
Когда человек идейно убеждён, у него появляется смысл в жизни, он уверенно отыскивает свою дорогу и твёрдо шагает по ней, становясь сильным.
Когда человек идейно пуст, он слаб, неустойчив во взглядах, бестолково шарахается из стороны в сторону, он обыватель, прожигающий жизнь, разлагающийся физически в окружении пороков.


6 октября
Очень обидно. Россия потеряла такого интересного, замечательного художника Василия Шукшина.
12 октября
Да, природа будет наслаивать день за днём, равнодушно налистывая время. А ты можешь выстоять, не растеряться от этой стихийности и её ритмичной силы? Или захлестнёт она тебя, как безропотное существо, задавит неудержимой исторической толщей?
Да, пожалуй, верно, природа физически съест меня, так как она меня и породила. Но мысли мои ей съесть будет не по зубам.


13 октября
Я боюсь только одного, что умру и не успею высказать миру всё то, что у меня скопилось в сердце.


14 ноября
Какая чушь!
Можно часто услышать такие слова, сказанные начальниками участков. Пример, К.: «Мы ходим по лезвию ножа». Здесь чувствуется уже сложившаяся мещанская философия, антинародная теория, которая служит для прикрытия своей пустоты, бездарности, пошлости и бездеятельности.


21 ноября
Часто люди говорят об одном и том же и не понимают друг друга. Это говорит
о том, что они мыслят разными категориями. У одного мышление более развито, у другого – менее развито.


24 ноября
Люди часто путают хозяйственного человека с человеком трудолюбивым. Тогда как между ними огромная разница. Хозяйственный человек – это хищник, у него неутомимая жажда обогащения себя. Он скучен и скуп на человеческое добро.
Трудолюбивый человек – это человек добрый, который дарит свой труд и талант людям.


26 ноября
Малограмотный человек – это ребёнок, так как оба равны в наивности.
30 ноября
Первый секретарь горкома партии
т. Х. не очень-то нравится мне. Слишком он любит работать чисто и аккуратно, как-то по-чиновьичьи. Не очень-то он любит слушать людей, аудиторию – любит слушать себя.


6 декабря
У многих обеспеченных сынков не настолько развит ум и чувства, насколько развит желудок и потребительская жажда.


7 декабря
Революция произошла в системе, но революция не произошла в умах людей. Поэтому в таких людях сидят мошенники, плуты, приспособленцы.


31 декабря
Кто боится горя, тот никогда не испытает счастья.


Рецензии