Сталинские лагеря

НА СНИМКЕ: Карта лагерей ГУЛАГа в 1948 г.


Лагерей в Стране Советов было очень много. Они, как паутина, оплели вс. страну. Сколько человек перебывало в них за время их существования? Об этом спорят до сих пор. Называют разные цифры – и очень большие, и не очень. По словам председателя комиссии по реабилитации Александра Яковлева, безвинно репрессированных - миллионы, и значительное число их нигде не было учтено.
 
По одним подсчётам всего за годы существования системы ГУЛАГ через него прошли 15—18 миллионов человек. Другие называют меньшие цифры. Но то, что не меньше 4 миллионов, не спорит никто. Не меньше. А разве этого мало? При этом не менее 20% из «сидельцев этих тюрем, лагерей и колоний были «политическими», «врагами народа», «изменниками родины». В подавляющем большинстве – не виновные ни в чём. Ну, в чём, например, могли быть виновны жены и дети «врагов народа»?

В чём был виноват Владимир Яковлевич Шевченко, признанный «французским шпионом»? В чём была виновата его жена пианистка Вера Августовна Лотар-Шевченко, попавшая в эту мясорубку? И в чём провинились перед Советской властью их погибшие дети?

Жизнь каждого человека драгоценна. С моей точки зрения, существование ГУЛАГа, через который прошло 4 миллиона и 11 миллионов человек, из которых многие ни в чём не виноваты, равнозначное зло, за которое простить людей, организовавших и эксплуатировавших их нельзя.

Сталин и его соратники рассматривали заключённых как дармовую рабочую силу. Поэтому сейчас пишут, что они «были интегрированы в экономику страны». Они валили и вывозили лес, добывали полезные ископаемые, строили заводы, прокладывали автомобильные и железные дороги.

Перед войной в ГУЛАГе, как после выхода книги Солженицына стали называть систему лагерей по имени его Главного Управления, содержалось порядка 1 миллиона человек. Но самые большие цифры заключённых в Гулаге — были в конце 40-х – начале 50-х годов — примерно по 2,5 миллиона в год.

В войну к тем, кто попал в эту систему добавились трудармейцы – советские немцы, «без вины виноватые», положение которых практически ничем не отличалось от репрессированных. Затем добавились военнопленные немцы и их союзники и, наконец, многие вернувшиеся из плена советские военнослужащие, изменившие родине или заподозренные в этом.

Полагают, что скончались в лагерях более полутора миллионов. Даже по официальным документам, всего за годы существования ГУЛАГа в нём умерли более 1,1 млн человек (ещё более 600 тыс. умерли в тюрьмах и колониях).
После смерти Сталина система ГУЛАГа планомерно сворачивалась и окончательно прекратила свое существование в 1960 году.

Одни лагеря были закрыты, но многие продолжают работать и сегодня. Время от времени в прессу просачиваются сведения о положении заключённых в них, о пытках и издевательствах. Но это другая история. Мой рассказ о ГУЛАГе середины ХХ века, когда в одном из лагерей сидела пианистка Вера Августовна Лотар-Шевченко, жена «врага народа», скрипичного мастера и музыканта, вернувшегося в СССР строить новую жизнь.

В середине прошлого века практически на всей территории Свердловсой области находились ведомственные специальные учреждения НКВД – исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) союзного подчинения: Богословлаг, Севураллаг, Востураллаг, Лобвинлаг, Тавдинлаг, Тагиллаг, Ураллаг, Баженовский ИТЛ, ИТЛ-100, Ивдельлаг, Черноисточинский ИТЛ.

Вера Августовна Лотар-Шевченко вначале была в Тавдинлаге, - об этом свидетельствует обратный адрес на конверте её письма мужу.

Те, кто пишет о жизни В.А. Лотар-Шевченко, называют самые разные места, где она сидела – Урал, Норильск, Сахалин.

Журналист Дмитрий Шеваров из уральских лагерей почему-то выбрал Севураллаг, но не приводит никаких доказательств того, что вера Августовна там находилась.

Одна из тех, с кем Вера Августовна работала в Свердловске, Зера Германовна Мышкина пишет о том, что она «была сослана в Ивдельлаг» и тоже не приводит никаких доказательств, даже не говорит, от кого она об этом узнала. Но просто так название лагеря вряд ли возникло на пустом месте. Можно предположить, что Вера Августовна как-то упомянула его в разговоре. Вот и осталось оно у неё в памяти.

Одна из учениц Веры Августовны в Нижнем Тагиле Наталия Позднякова предполагает, что «последние годы неволи Вера Августовна провела, по-видимому, в одном из лагерей Тагиллага, поскольку именно в Нижнем Тагиле появилась она весной 1949 года в видавшем виды ватнике, юбке из мешковины и в стоптанных валенках».

То, что Вера Августовна сидела в одном из лагерей Тагиллага, весьма вероятно. Её появление в Нижнем Тагиле после освобождения из лагеря в столь непрезентабельном виде вполне может свидетельствовать о том, что она сидела в одном из лагерей Тагиллага. Впрочем, она могла и добраться до Нижнего Тагила из любого другого лагеря Свердловской области. Только появилась она в Нижнем Тагиле не весной 1949 года, как пишет Наталья Позднякова, а позже - в январе 1950 года.

Больше «зацепок» по поводу лагерей, где могла находиться Вера Августовна Лотар-Шевченко, я не обнаружил.

Журналист Юрий Данилин пытался выяснить в официальных органах некоторые подробности, но ему это сделать не удалось. Вот, что он пишет по этому поводу в книге «Умри или будь».

«… Для книги мы решили уточнить у известной организации, что когда и где происходило. Получили потрясающий ответ: Согласно п.3 ст.6 «Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской федерации, прекращённых уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел от 25 июля 2006 года другие лица [не родственники и не наследники. МК] могут быть допущены к материалам прекращённых уголовных дел до истечения 75 лет с момента их создания с письменного согласия реабилитированных лиц, а после их смерти – наследников, на основании соответствующего заявления или ходатайства…».

«В каком столетии живём?» - задаёт риторический вопрос Юрий Данилин.

Недолго осталось ждать. Если дело В.А. Лотар-Шевченко возникло в 1942 году, то в 2017 можно будет дело почитать, если, конечно, вдруг не изменят срок, скажем, до 100 лет. В нашей стране всё возможно… Даже в XXI веке. Ведь у власти хранители тайн ГУЛАГа.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/09/277


Рецензии