В 1928 году

Смбат Ходжоян.

В1928 году меня направили в город Ленинград в военное училище связи сроком обучения четыре года. Это был по существу мой первый выезд из Закавказья.  На учёбу прибыли с различных военных округов более двухсот человек. В основном это были младшие командного состава.
Учебное заведение размещалось на территории бывшей академии генерального штаба царской армии и имело прекрасные классные помещения, казармы и материальную базу.

Кстати, после моего прибытия туда, были организованы курсы усовершенствования командного состава. Срок обучения был сокращён с четырёх до двух лет.
Учёба нам давалась нелегко, нагрузка была очень большой. Занятия по дисциплинам проводились в учебных классах и кабинетах.

 Помимо лекций и учебных занятий нам приходилось в вечерние часы выполнять немало заданий на дому.
  В 1930 году после напряжённой учёбы мы закончили обучение на курсах и направились к местам своей прежней службы, но я попал не на своё прежнее место службы. Меня направили в пограничный округ гор. Тбилиси, откуда получил назначение в пограничный отряд г. Ленкорань. Меня назначили начальником связи 1-ой комендатуры местной связи.
 
Я нанял лошадей для выезда с гор. Ленкорань в комендатуру. Расстояние 120 километров.
На трёх лошадях ехали я, жена и двое мальчишек. Дорога до места службы – сплошной лес с узкой тропинкой, горы, обрывы. На одной лошади в тюках вещи и мальчик старший Рафик. Он  попросил в туалет. Мальчика спустили с лошади. Вдруг лошадь споткнулась и  упала с тюками, покатившись в сторону оврага. Посчастливилось, что мальчика спустили с лошади, а лошадь, задев большое дерево .покатилась в овраг.

 Мы продолжили наш путь, вышли на открытую ровную дорогу. Вдруг хозяин лошади позвал меня к одной лошади, на которой лежал закутанный мальчик-сын Рафик и спал. Мы стали будить. Он не просыпается. Оказывается, верёвка закутала шею ребёнка, он  начал храпеть. Мы развязали верёвку, спасли ребёнка. Получается, лошадь чувствовала и  дала сигнал необычным своим поведением, а хозяин понял, что есть опасность.
К вечеру мы прибыли в комендатуру, дислоцированную в маленькой хибарке. Нас поместили в одну маленькую хибарку, а через несколько дней мы переселились в другой домик, переночевали одну ночь. Утром увидели развалившуюся крышу нашей бывшей хибарки.
Таким образом, мы остались живыми.


Рецензии