Паганини от шестеренок

C этим человеком я встретился первый раз когда работал на заводе  молодым специалистом.
 Однажды зимой, в порядке подготовки к сезону летнего строительства на даче , мой отец купил где-то по случаю электропилу и электрорубанок какого-то прибалтийского производства. Первые пару месяцев все было прекрасно...
Увы и ах, ничто не вечно под луной, электропила забарахлила... Выяснилось, что какая-то шестеренка уже износилась и требовала замены. Найти запчасть в советском магазине начала 80-х было нереальной утопией, ну просто не существовало этих запчастей как таковых. Отец расстроился...
  Я решил посоветоваться со слесарями на работе. На меня посмотрели как на совсем несмышленыша и сказали - “а чего ты не идешь к дяде Мише в 301-й цех?”  На мой вопрос  " А кто это?"  ответили - " это тот кто тебе нужен..."
 Несколько заинтригованный и обнадеженный, я пошел на следующее утро в  цех, легко нашел дядю Мишу... В закуточке возле зуборезного станка сидел благожелательный мужичок лет 50 с хвостиком. На мой вопрос относительно шестеренки он покосился на  бесформенный кусок металла, в который уже превратилась вышеупомянутая деталь, и сказал : " 45 на полтора, и что? А ты где работаешь то?" И услыхав про лабораторию, очень утвердительно изрек :
" Нет проблемы. Если сегодня до 11 - то 150".
 Все было понятно, в 11 в цехе начинался обед...А времени то было 8 часов утра. меня сперва одолело сомнение- а  успеет ли он?
 Вернувшись в свой корпус, я выклянчил у начальника 150  г спирта и в 11 был  опять в цехе. Дядя Миша ждал меня, на тумбочке  лежали на белой тряпочке 5 шестеренок.  Он сразу сказал, что ему все равно, сколько делать, одну или пять, поэтому он сделал пять, чтобы мне на дольше хватило…”Кстати , “- сказал он, - твоя шестеренка была совсем некаленная, из сырого металла, потому и сносилась так скоро. Не волнуйся, я свои успел закалить…”
 Отец очень обрадовался, шестеренки подошли идеально, пила работала как часы...
 Я продолжал работать на заводе. Работа была не сидячая, по цехам приходилось побегать. Мишу я иногда видел в цехе, он, как всегда,  был спокоен и благожелателен. Однажды я  пробегал через цех и вдруг увидел его разговаривающим с Д.З. Я был очень удивлен.... если не больше.
 Д.З.  был  на самом деле  главным человеком на заводе...  Его должность была  та, что  М.Е.Салтыков - Щедрин  назвал " еврей при губернаторе", официально числился он замом главного инженера.
 Крохотного роста еврей с пронзающим взглядом черных глаз, этот человек был техническим и организационным гением. Много лет он и руководил гигантским заводом, работавшим просто на пределе возможности ( Афганская война требовала много новых машин…) .
 Менялись директора и главные инженеры, он один был вечным.
 Ему, единственному , доверяли вечно подозрительные военпреды,он мог в пух и прах разнести высокомерных конструкторов из СКБ. Он знал ВСЕ производство на заводе, всю выпускаемую продукцию до последней детали.
 В любом техническом вопросе его мнение было истиной в последней инстанции.
 И вот этот человек очень по дружески, как хороший старый знакомый , разговаривал с дядей Мишей,  и вся его свита дожидалась в стороне, боясь сделать шаг поближе, потому что крутой нрав Д.З был хорошо известен...
 А все это происходило в послеобеденное время, когда дядя Миша просто по определению был немножко выпивши, но Д.З., похоже, это совершенно не волновало.

 Много лет спустя я разговорился с одним приятелем, который работал в том же цехе и вскользь упомянул, что знал там одного зуборезчика... Мой приятель сказал - “Кто же Мишу не знал?” - и рассказал еще одну историю про этого умельца. Однажды в одном цехе сломался токарный станок, от времени развалилась коробка передач... Станок был старый, вывезенный из Германии после 45 года, ни о каких чертежах и речи не было.
 Мой приятель  получил приказ от начальства заняться этим станком. Он честно, как учили, провел расчет трансмиссии, нарисовал чертежи и пришел  в цех показать Мише работу. Тот посмотрел чертеж и сказал:" Да, ты хороший инженер. Качественно сделан расчет. Только вот что, не обижайся, но вот тут - и ткнул пальцем в чертеж - должно быть вот так, это лучше будет". Мой приятель пытался возразить, на что Миша, как всегда доброжелательно сказал
:" Поверь мне, так лучше будет".
 Уже потом мой приятель выяснил, что по-Мишиному на самом деле было лучше. Каким-то наитием дядя Миша  в уме мог проверить сложные инженерные расчеты, причем никогда не ошибался.
 И  те легенды которые про него ходили - вроде выточить на спор за бутылку все шестеренки к жигулевской коробке за неполную смену  и без чертежей- были святой правдой.
 И только один раз его увидели в цехе раздраженным. У нас в городе в машиностроительном институте был один профессор, который считался большим специалистом по зубчатым колесам. И вот однажды профессор разработал какую -то новую систему шестеренок, которой не было даже в известном Бостонском каталоге. Сделав расчеты, он попросил кого-то из своих бывших студентов привести его к лучшему зуборезчику на заводе. Его, естественно , привели к Мише. Он долго объяснял Мише, что и как надо сделать, пока Миша не сказал ему : " Вот тут надо диаметр изменить, а вот тут на два зуба больше сделать" и после возражений профессора сказал:
" Как хочешь. Я могу сделать как ты хочешь, а могу сделать так чтобы твоя система работала.... Выбирай сам ".
 После ухода профессора Миша выглядел раздраженным и сказал :" Этот, с бородой, МНЕ объяснял, как шестеренки точить, ну надо же". Всем цехом такое поведение профессора было воспринято как совершенно неподобающее...
 Однажды в цехе в очередной раз сменился начальник, и новый заимел на Мишу зуб. Он даже попытался его уволить за пьянство в рабочее время, но на заводе, как в большой деревне, слухи распространялись мгновенно  и сразу последовал  звонок от главного инженера завода.
В лучших матерных традициях русского языка начальнику цеха было приказано оставить Мишу в покое, потому что любого начальника можно поменять в любую минуту...

Но это было потом, а пока что через пару месяцев у отца сломался электрорубанок. Когда я принес эту деталь к дяде Мише, Миша покосился на нее и изрек -" Да, это посложнее будет ... Если сегодня к 11 - то 200!"



 Когда природа создавала гения- скрипача, она  создала Паганини.
 Когда она создавала гения - зуборезчика , она создала дядю Мишу Варламова.


Рецензии
За дядю Мишу!!!
"зеница ока - это всего лишь ...
третий глаз, который у людей
без нужного офтальмолога не работает"
а.г. Добра!

Абзер Гаров   08.03.2022 20:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.