За полчаса до...

- Вы не подскажете, где в городе можно остановиться… ну, так, чтоб недорого?..

Женщина лет сорока  торопливо собирала трехлетнюю дочку, хотя до остановки поезда у перрона центрального вокзала оставалось не меньше получаса.

- Можно у меня. Совершенно бесплатно! - Игорь Иванович Крапивин уже знал, что попутчица везет ребенка в областную больницу на обследование.

Та мельком взглянула на него с явной досадой. Шутить было некогда и совершенно не к месту.

- Извините, - интеллигентно стушевался Крапивин, поскольку предложение у него вырвалось спонтанное, а смысл получился двояковыпуклым. – Я серьезно. Ничего такого не подумайте…

- Спасибо, конечно…. Но я не знаю вас, вы не знаете меня… - она нервно тряхнула девочку-куклу, чтобы  поплотней упаковать ее упругое тельце в розовый  комбинезон и застегнуть молнию. – Как вы себе это представляете?

- Если вы боитесь…

- Я не боюсь и ничего такого не думаю! Если честно, мне все равно. Пусть ваша жена думает, или кто там у вас…

- То есть, вы согласны?

- Еще чего! Вот так, с бухты-барахты?..

- Ну, вот, а говорите, не боитесь…

  - Не боюсь…. Но уважать себя еще не перестала

- Ну, хорошо, давайте представимся друг другу, расскажем о семейном положении, возможно, вы станете больше мне доверять…

- Знаете что, дорогой товарищ! - она сделала многозначительную паузу. – Давайте не будем!..

- Я не женат…

Обезоруживающий аргумент! Она невольно стрельнула взглядом по его фигуре, оценивающе, не удержалась!

Он, конечно, заметил…

- Ну, и как?..

- Что - как? – переспросила, но вопрос-то поняла… – На три с плюсом…

- Видите! Плюсы во мне видны невооруженным взглядом. Зовут Игорем. Квартира в центре. Двухкомнатная. Материально обеспечен, вредных привычек не имею. Почти….

Женщина укоризненно покачала головой, но уже с улыбкой на лице, хотя и измученной.

- Вы - голубой?..

- ???

- Иного объяснения на ум не приходит, простите…

- В разводе

- Понятно…. В свободном поиске?..

- Если хотите, поговорим об этом за чашкой чая у меня дома

- Вы настырный! Можно подумать, что вам лет тридцать, судя по уровню гормонов…

- Сорок четыре. Но чувствую себя на двадцать девять. С половиной

- Рада за вас! Но я замужем. Поэтому должна вас разочаровать…

- Жаль!..

Он продолжил молча следить, как женщина собирает вещи. Ее неразговорчивая дочка, в свою очередь, неотрывно смотрела на дядю черными глазками-бусинками. Игорь подмигнул ей:

- Как тебя зовут?

- Катя, - неожиданно отчетливо ответила та.

- А маму?

- Клистина

- Катерина!.. – одернула мать дочку, словно та выдала страшную тайну.

- Я лэ не выговаливаю, - извинилась девочка.

- Я понял, спасибо!.. А фамилия  у твоей мамы не Сафонова?

- Нет, - мгновенно среагировала серьезная малышка, - Лыкова

- Рыкова, - по инерции поправилась мама и пристально посмотрела в лицо мужчины:

- Мы знакомы?..



По мере того, как они взбирались с Кристиной на высоту двух тысяч метров над уровнем моря, растительность, и без того скудная, почти полностью исчезла. Только отдельные кусты кедрового стланика, да белесые пятна ягеля встречались на каменистых склонах. На самой вершине гольца они обнаружили полянку  водянистой ягоды шикши и, прежде чем оглядеться вокруг, смогли ею немного утолить жажду.

Потом они рассматривали безбрежное горное плато, распростертое у их ног, облака и радугу, оказавшиеся где-то внизу, и гадали, в какой стороне дом, а где Москва и Северный Полюс.

Он хорошо помнил тот момент двадцатилетней давности. Романтическое настроение переполнило их сердца, и они восхищались окружающей суровой красотой дикой природы, словно малые дети….

Игорь представил себя в тех же условиях в нынешнем возрасте и понял, что и сейчас бы радовался не меньше, только по-другому: со щемящим чувством ушедшей молодости, ностальгии и сожаления.


- Считайте, познакомились! - утвердительно кивнул  Игорь Иванович,  словно бы и не заметив удивления женщины. – Вот вам номер моего телефона. На всякий случай. Если вам покажутся дорогими гостиницы, станет неуютно в нашем промозглом городе, милости прошу!..

Она механически взяла протянутую визитку, все еще находясь в недоумении:

- Не понимаю!..

- Ну, что ж здесь непонятного? Просто я догадался, что у вас нет человека, к которому вы могли бы обратиться в случае чего…

- Откуда вы знаете мою девичью фамилию? – она опустила глаза на  картонный прямоугольник, лежащий на ее раскрытой ладошке. – Крапивин… предприниматель…. Не знаю такого, хоть убей!..

- Простите, это была шутка! Вы похожи на актрису Сафонову. Я и понятия не имел…

Конечно, Игорь Иванович слегка расстроился из-за того, что его забыли. Правда, тут же мысленно себя обругал за глупую самонадеянность. Кто он для нее? Так, мимолетный эпизод, давно выброшенный из головы по причине никчемности….

- Вы первый человек, кто это заметил, - недоверчиво покачала головой Кристина. – Включая меня…

- Манера говорить, движения, фигура…. Понимаете?..

Она снова осмотрела  визитку, пожала плечами и отвернулась к окну с озадаченным видом.

Он припомнил ее смешную щуплую фигурку в длинной, чуть ли не до колен, энцефалитке. Кирзовые сапоги, надетые на ее миниатюрные ножки, которые были на три-четыре размера больше, чем требовалось. Почти всегда серьезное выражение юного лица, чуть искривленные губки, готовые в любой момент то ли расплыться в улыбке, то ли изваять гримасу печали. Невольно усмехнулся….

- Чему вы радуетесь?  – она насторожено спрашивала у отражения в окне купе, за которым в темноте зимнего вечера неторопливо проплывали  городские огни.

- Не знаю. Нашей встрече, наверное…. Вот, девочка ваша, смотрит на меня так, словно хочет запомнить на всю жизнь. Но это вряд ли возможно, правда?..

- Да что вы! Она просто побаивается незнакомых мужчин

- А я добрый. У меня дома живет кот Барсик. Рыжий и толстый.  Хочешь посмотреть? – он спрашивал у девочки, и та с готовностью кивнула.

- Ну, перестаньте же!.. Лучше расскажите, как проехать в гостиницу…


Они и глазом не успели моргнуть, как все вокруг заволокло туманом. Вернее, это были тучи. Воздух стал тяжелым и как будто приобрел кисловатый вкус. Наскоро допив чай и побросав в рюкзаки котелки и кружки, они направились к противоположному склону горы, чтобы уйти поскорей вниз, дабы не стать случайной мишенью для шальной молнии. Естественных укрытий от возможного дождя и ветра найти здесь было невозможно.

Однако идти пришлось неожиданно далеко. Вершина горы представляла собой обширную слабовсхолмленную равнину с развалами каменных глыб, остатками наледей и чахлой растительностью.

 Игорь осматривал камни, отколачивал молотком образцы, записывал наблюдения в пикетажку, проверял направление геологического маршрута компасом. Кристина через каждые двадцать пять метров приставляла радиометр к поверхности земли и считывала показания. Все это  приходилось делать, несмотря ни на что, ибо являлось первоочередной и единственной целью их работы. Скорость передвижения, при всем их желании, увеличить не удавалось….

Неожиданно рядом с ними сверкнула молния, и одновременно раздался оглушительный взрыв.  Они побежали, забыв обо всем на свете. Облачность вокруг сгустилась так, словно наступил поздний вечер. Подул холодный влажный ветер с завыванием. Грозовые разряды стали учащаться. Казалось, все небо, до которого теперь можно было дотянуться рукой, ощетинилось огненными стрелами.

- Мамочка! – полушепотом вскрикивала Кристина после каждого удара стихии и норовила упасть ничком на землю.

-  Не останавливаться! Быстрей! Вниз!.. – орал Игорь и тянул ее за руку. Он был уже взрослым парнем, хоть и молодым специалистом, а она всего лишь студенткой-  практиканткой после второго курса, в сущности, ребенком.

Хлынул ливень, промочив их с головы до ног в одну минуту. Чуть скатившись по склону, они присели под лапу кедрового стланика, укрывшись крошечным куском полиэтилена. Гроза неожиданно утихла, зато пошел снег, ветер снова усилился. Пришлось снова торопиться вниз, чтобы хоть как-то согреться.

Потом им пришлось долго продираться сквозь мокрые заросли багульника и стланика, снег снова сменился холодным ливнем,  в результате чего их одежда промокла до нитки, хоть выжимай.  Кристина выбилась из сил и дрожала от холода, сотрясаясь всем телом. Да и сам Игорь ощутил мерзкое прикосновение смерти на своих конечностях. Стало совершенно ясно, что до лагеря не дотянуть. Нужно было укрытие и костер. За неимением лучшего пришлось сделать привал под сосной. Игорь усадил почти обездвиженную Кристину на валежину, облокотив окоченевшее тело о ствол дерева, прикрыл ее плечи куском полиэтилена и своей штормовкой, а сам бросился срезать бересту со стволов чахлых березок. Один главный вопрос занимал его мысли – сумеет ли он разжечь костер двумя оставшимися спичками, припрятанными в целлофановом мешочке, что покоился на дне его полевой сумки, или нет?..

Ему это удалось. Несмотря на продолжающийся дождь и полное отсутствие сухих дров….

  Вот уже и Кристина вполне осмысленно протянула узкие ладошки к огню. Они сидели, крепко прижавшись друг к другу,  понемногу обсыхая и согреваясь. Его рука, обхватив ее стан, то и дело натыкалась на мягкий комочек девичьей груди. Трудно было сглотнуть комок в горле….

  И вот уже дождик сначала перешел  в морось, а затем и вовсе выглянуло солнце. Спасены!..

То был единственный совместный их маршрут, можно сказать, случайный, совершенный по причине заболевания маршрутного рабочего. Потом ее направили в другой отряд, и он, казалось бы, совершенно  забыл студентку, как мимолетное видение. Но в последнее время, по прошествии двух десятков лет, ее смутный и оттого особенно очаровательный образ стал его преследовать. Правда, он не мог вспомнить отчетливо не только черт ее лица, но не был уверен даже в том,  правильно ли сохранил в своей памяти ее имя и фамилию….

 
- Я провожу, не беспокойтесь. Уверяю, мне спешить некуда. Помогу. Это вас не смущает?

- Буду очень признательна!..


Кристина Валерьевна Рыкова неожиданно для себя самой на какую-то минутку-другую погрузилась в размышления. Мужчина, сидевший в купе за столиком напротив, кого-то смутно ей напоминал. Они были раньше знакомы, когда-то достаточно давно, в ее девичестве, это совершенно ясно. Вон он как пялится на нее и явно флиртует!  Чуть ли не силой старается затащить  к себе домой. Интригует, интересничает.  Оставляет козыри на решающий момент. Пользуется тем, что она никак не может припомнить, при каких обстоятельствах они встречались…. Потом  он, конечно, проговорится и сделает это обязательно в самый удобный момент, чтобы заставить ее потерять бдительность.  Надо бы поднапрячь память, дабы было чем ответить….

Школа?.. Нет, не ассоциируется. Институт?.. Игорь Крапивин…. Опять не то. Тур группа в поездке по Золотому Кольцу?.. Вряд ли….

Ее вдруг обдало теплой волной внезапного озарения. Ну, конечно, это же тот смешной парень,  товарищ ее будущего мужа. Он потом пропал из виду.   Как же она могла забыть о нем?! Кажется, он был влюблен и однажды ее спас…. Господи, это было так давно и мило!..


Она посмотрела не попутчика по-новому, но промолчала. Тот понимающе  усмехался и тоже молчал. Улыбнулась и она, поймав его взгляд….  Волшебная игра недоговоренности, ожидание чуда, и, Бог знает, что еще читалось в этом многозначительном  молчании. Слова уже рвались наружу, но что-то мешало….

Заиграл веселую мелодию мобильный телефон Игоря. Глянув на дисплей, он поспешно вышел в коридор, а затем и в тамбур.

- Привет, мой бледнолицый друг! Как сам?.. – он говорил излишне весело, прикрыв ладонью рот.

- Все тихо и ровно, як в прериях! - в тон Игорю Ивановичу ответил  Виктор Вадимович. – Ты приехал, наконец?

-  Практически, да. Кстати, мог бы, и встретить своего драгоценного компаньона! И не говори мне, что ты уже выпил, не дождавшись встречи. Убью!

- Не вопрос! Я тут недалеко…. А чему ты так радуешься, позволь узнать?

- Что, заметно?

-  Я бы сказал, слышно!

- Ты помнишь, я тебе рассказывал про свое темное геологическое прошлое?

- Ну, и…?

- Про Кристину говорил…. Как мы попали в грозу, чуть не замерзли…

- Постой! Насколько я припоминаю, ты называл ее Кариной…

- Ну, наверное я перепутал, столько лет прошло. Но это неважно! Ты представляешь, она нашлась!..

- Интересно! И где ты ее откопал? В «Одноклассниках»?..

- Если бы!.. Она едет со мной в купе! Ты такое мог себе вообразить?

- Класс! И… как она?..

- Супер!.. Изменилась, конечно, но, мне кажется, еще в лучшую сторону. Ты знаешь, я действительно рад!..

- Ты уверен?.. Она узнала тебя?

- Не сразу, но…! Я почти наугад брякнул фамилию и угадал! Представляешь?.. Блин, Витька, я прямо весь на взводе, что-то творится со мной!..

- А я тебе говорил!.. Бабу тебе надо бы давно завести, а не гоняться за призраками!.. Ну, и что дальше? Она не замужем?..

- Замужем

- Ты идиот, Игореша! Вот, что я тебе скажу…

- Слушай сюда, умник! – перебил Игорь. – У тебя ровно десять минут, чтобы  доехать до вокзала. У входа есть цветочный магазин, помнишь?.. Так вот, обязательно купи букет роз, и к поезду. Вагон номер пять. Все, действуй!..

Он вернулся в купе.

- Ну, что, вы готовы к десантированию в городские джунгли?

- Всегда готовы! Правда, моя хорошая? – Кристина поправила вязаную шапочку дочери. Та незамедлительно ответила:

- Да, мамочка!

- Игорь Иванович, спасибо огромное! – женщина смотрела ему в глаза. – Вы так добры ко мне…. И всегда были!..

Он смутился:

– Не стоит об этом…. Сейчас звонил мой друг, и я попросил его приехать. Так что, поедем на крутой тачке, прямо к парадному подъезду!..

Снова зазвонил телефон. Теперь уже у Кристины.

- Алло!.. Здравствуй, Людочка!.. Ты в городе?.. Ты  ж моя спасительница!.. Пятый вагон…. На такси?.. Отлично!..  Мы ненадолго, ты же знаешь…. Нет, он в Москве…. Так получилось…. Конечно, я так рада!..

Она развела руками, виновато улыбнувшись Игорю:

- Сестра мужа…. Она, оказывается, здесь. Встречает на такси…

Он попытался выправить ситуацию, хватаясь за соломинку:

- Зачем же, если имеется вполне вместительный автомобиль моего друга!

- Спасибо, но это лишнее. Войдите в мое положение…

- Ну, как же так! Мы совсем не поговорили…, - растеряно пробормотал Игорь.

- Я вас понимаю, Игорь Иванович! И сама бы с радостью…. Но….

- Вы позвоните?..

- Да, конечно! - она с явным облегчением закивала головой. – Обязательно позвоню! Простите меня, я не сразу… ну, вы понимаете…. Нам непременно нужно поговорить о нашей молодости…. Да, да, я позвоню!..

Вагон дернулся и остановился.

- Приехали, - сказала девочка Катерина.

 Игорь с Кристиной, как по команде, поднялись со своих мест. При этом на мгновение,  оказавшись лицом к лицу.

- Я хотела вам сказать, Игорь…

- Вы, словно, со мной прощаетесь?..

- Нет, что вы!.. Просто иногда нужно вовремя произнести слова, чтобы не было потом…

- Мучительно больно?.. Может быть, объяснимся позже, в более подходящей для этого обстановке?

- Опять вы за свое!.. Нет, я хотела поблагодарить за тот случай…. Ведь вы тогда не обязаны были выручать меня из беды…

- Как вы можете такое говорить!..

- Я сама была виновата, поверьте! Эти армяне, которые вас побили тогда в ресторане… они… они… в общем,  это были мои знакомые. Друзья, понимаете?.. Они не приставали ко мне, просто хотели отвезти домой…. Я выпила лишнего…. Вы тогда не разобрались… но поступили благородно!.. Потом я поняла, вы были неравнодушны ко мне…. И Венька ничего не стал вам объяснять, он тоже понял…

- Венька – это кто?.. – озадаченно осведомился Игорь Иванович.

- Ну, Вениамин, муж мой…. Вы же дружили…

- А, ну да! Да!.. – он взял сумки. – Пойдемте?..


Она подхватила дочку на руки и пошла вперед к выходу, оборачиваясь и заглядывая ему в глаза. Он ободряюще улыбался и глуповато подмигивал. 

На перроне маячил Виктор. Узрев друга, он помахал ему свободной рукой. Вторая была спрятана под лацкан дубленки. Так он предусмотрительно укрывал цветы от мороза.  Игорь незаметно для Кристины приложил палец к губам, на что Виктор понимающе прикрыл глаза.

Кристину с дочкой встречала дородная женщина в норковой шубе до пят. Она схватила маленькую Катю и, сделав повелительный жест, пошла вперед. Чуть отстав, семенила Кристина, и шагал рядом Игорь с сумками. Замыкал шествие Виктор, с которым никто даже не поздоровался.

Весь короткий путь до стоянки такси Кристина говорила торопливо и вполголоса:

- Игорь! Вы не представляете, что я переживаю с той минуты, как узнала вас. Какие-то немыслимые видения перед глазами. И то, что было, и чего не было! Все перемешалось, спуталось…. Что, если бы так, что если бы этак? Понимаете?.. Наша встреча… она, как перст Бога!.. Я растеряна, честное слово!.. Скажите, я сильно изменилась?.. Вы приглашали меня, значит, я вам интересна?.. Неужели, я могу еще нравиться?.. Это так… воодушевляет и одновременно печалит!.. О, Господи, что со мной творится!.. Я вам так благодарна! За какие-то десять минут снова почувствовать себя женщиной!.. Вы знаете, Игорь, у нас с Вениамином наконец-то родилась Катюша, вы видите?.. Я вся в ней, понимаете?..

    «Бла, бла, бла!..» - мысленно передразнил женщину Игорь Иванович, фальшиво улыбаясь.

- Вы визитку не потеряли? – спросил он шепотом, стоя у такси, пока Людмила усаживалась с Катюшей на заднее сидение.

- Нет, что вы! – Кристина сделала круглые глаза.

- Покажите…

- Вот же!.. – она разжала ладошку.

Игорь манерно взял двумя пальцами картонку и сунул себе в карман.

- Катерину берегите, Вениамину привет!.. И не о чем не жалейте! Никогда, вы слышите?..

Кристина закивала головой:

- Вы правы, вы правы…. Вы так правы, Игорь!..

Она села на переднее сидение такси. Он закрыл дверь и в прощальном жесте поднял руку, по-прежнему глупо улыбаясь и без конца подмигивая. Автомобиль сорвался с места. Его красные огни через мгновение растворились в массе таких же городских светлячков.

- Цветы кому? – спросил Виктор, вместе с Игорем проводив такси взглядом.

- Может быть, это ее сестра?.. - задумчиво переспросил Игорь.

- Не понял!.. Это что же получается?.. Она - не она, что ли?

- Да и фамилия, по-моему, все-таки Сапронова, а не Сафонова…. И звали ее, действительно, Карина… или Регина?..

- Ты идиот, мой бедный друг! Этот эпитет в точности тебя характеризует. Слово идиот обозначает излишне идеализированного человека, лишенного способности адекватно оценивать объект собственного вожделения и окружающую его действительность…

- Коньяк взял?..

- Послушай, погнали ко мне?.. Сейчас позвоню Танюхе, озадачу…

- Подозреваю,  нам двоим, будут там  не очень рады…

- А розы на что? Выходит, не зря купили!.. Ну, чего встал, как истукан? Поехали?..

Игорь Иванович Крапивин медленно разорвал визитку на мелкие фрагменты и
подбросил бумажную россыпь в воздух:

- Все пройдет, как с белых яблонь дым!.. Поехали!..


Рецензии