Школьные годы... чудесные?

"Не догуляла, не долюбила,
Не дождалась я тебя...
Рукою холодной за горло схватило
Первое сентября...
Гранитом науки завалены стены,
Не выбраться, выхода нет.
Звучит приговор 7-летней девчушке:
Ей дали 11 лет..."

Данное стихотворение было обнаружено мною на просторах интернета. Забавное, правда? Но в то же время грустное... Хотя, о какой грусти может идти речь, если с раннего детства мы наизусть помним добрую песенку с незамысловатыми словами: «Школьные годы чудесные!». Но если вдуматься в суть происходящего, так ли они чудесны на самом деле? Безусловно, кто-то находит в школе верных товарищей, с которыми потом идёт в ногу по дороге, длиною в жизнь, но такой поворот событий скорее исключение, чем правило... Само собой, в наше время будет считаться дикостью не отдать ребёнка в школу. Но что, если просто попробовать? Ведь риск — дело благородное, а подобный поступок явно имеет больше плюсов, нежели минусов. На протяжении всей статьи я их все непременно выделю, ну а пока предлагаю окунуться в историю...

Первые школы возникли очень давно, буквально на заре человеческой цивилизации. Долгое время обучаться в них могли исключительно дети высокопоставленных людей. «Простым смертным» доступ в школы был закрыт. Значительно позже школы появились при храмах и монастырях, что слегка расширило круг образованных граждан.

Уже потом, когда преобладающее большинство людей стало стремиться к знаниям, возникли простенькие школы, в которые ходили всего несколько человек. А многие дети учились самостоятельно, в стенах родного дома.

Со временем рос уровень образования, а значит, и количество образованных людей. Если даже взять в качестве примера Советский Союз, то там к профессии учителя подходили с крайней требовательностью, учитывая грамотность и профессионализм кандидатов на столь ответственный пост. Ведь от образованности педагогов зависела образованность будущих патриотов Великой страны, и все это прекрасно понимали! А понимают ли сейчас? Наверное, да, но вот почему-то не следуют этой заповеди... И вот вам первый минус современной школы: необразованные педагоги! Да, они не везде, но с каждым годом их становится всё больше и больше! Чему они могут научить ваших детей? Плевать из трубочки через два ряда или неправильно ставить ударения в словах? Разве что только этому...

Кто-то скажет, мол, учитель сейчас нужен только для присмотра за детьми, в наше время в школах обучаются по компьютеру! Абсолютно согласен, и вот вам второй минус! Да, вы не ослышались! Компьютерное образование — колоссальный минус, на корню уничтожающий живое общение и развитие речи! Ни одна бездушная железяка (даже самая навороченная), как бы ни пыжились над ней наши любимые учёные, никогда (!!!) не заменит человека! Такой «учитель» — это в чистом виде утопия и регресс, а я бы даже сказал, что ещё и поголовная деградация!

С этим разобрались. Теперь, в качестве лирического отступления, поговорим немного о родителях. Приводя своё чадо в школу, в первую очередь они идут к директору, чтобы выяснить некоторые, скажем так, технические моменты. Директор встречает их с распростёртыми объятиями и широкой улыбкой на лице и с порога начинает нахваливать школу, которой он заведует. Правда, в конце таких переговоров родителей, как правило, ждёт «сюрприз»: завершая беседу, директор приступает к перечислению перечня всякого барахла (по-другому это не назовёшь!), которое родители обязаны купить аккурат к первому сентября! Среди этого всего (считаем вместе!):
1) Школьная форма, которую с недавнего времени сделали обязательной (в среднем — 5000 рублей);
2) Рюкзак, который должен быть больше самого ребёнка, чтобы в нём поместилось всё то, что нужно будет носить с собой новоиспечённому ученику (в среднем — 1000 рублей);
3) Пара сменной обуви и сумка для неё (в среднем — 1000 рублей);
4) Гора канцтоваров, включая пенал и дневник (в среднем — 500 рублей);
5) Букет цветов в красивой упаковке (в среднем — 300 рублей);
6) (И, внимание!) Несколько учебников, которые школа, видите ли, предоставить не может (в среднем — 500 рублей).

Уважаемые родители, особое внимание акцентирую на шестом пункте! Школа НЕ имеет права требовать с вас купить учебники! Всю необходимую литературу она обязана приобрести самостоятельно и предоставить ребёнку на время учебного процесса! Информацию, подтверждающую это, можно найти в части 2 статьи 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, принятого 29 декабря 2012 года. Так что, в случае чего, ссылайтесь на этот документ!

Резюмируя, делаем вывод, что для того, чтобы собрать одного ребёнка в школу, нужно только в первый год заплатить в среднем около 8300 рублей! Откуда, спрашивается, у рядовой российской семьи такие деньги, если даже величина прожиточного минимума в целом по России меньше этой суммы? Это третий минус. Представляете, сколько можно сэкономить, если оставить ребёнка на домашнем обучении? Но подробнее об этом поговорим позже...

Четвёртый минус — дополнительные расходы. В школе зачастую собирают на ремонт класса, на охрану и на что-нибудь ещё, чего делать не имеют права всё по тому же Федеральному закону. Но это всё, так сказать, цветочки, по сравнению с тем, что было в моей школе: на первом этаже у нас там уютно разместилась столовая, которую практически никто не посещал. Да и причины на то были вполне весомые: разбитая посуда, невкусная еда, злой персонал. Дохода, как понимаете, эта столовая приносила не так уж и много. И тогда директриса - заядлая коррупционерша издала якобы указ (президент недоделанный!), согласно которому все (!) ученики обязаны (!) посещать эту мерзкую столовую и платить за еду 1000 рублей в месяц! Представляете? Часть денег, естественно, пошла директрисе на карман, хотя этот факт тщательно скрывался и умалчивался... Вот вам и реальный случай, господа! Я не голословен, а значит, есть о чем задуматься!..

Говоря о здоровье, также волей-неволей вспоминается школа. Насколько известно, занятия обычно начинаются ни свет, ни заря, отчего детям приходится вставать в 7 утра, а то и раньше! Для чего, объясните мне? Для чего ребёнка с неокрепшим иммунитетом поднимать в такую рань, насильно впихивать ему завтрак и вести на улицу в невесть какую погоду?! Сон — здоровье, это научный факт! А если дитя встаёт ещё и по будильнику, то ему наносится двойной вред! Пронзительный звон будильника пагубно влияет на организм, поэтому он противопоказан не только детям, но и взрослым. Благо, сейчас полки магазинов ломятся под миллионами вариантов различных будильников, которые в назначенное время вместо пронзительного треска начинают играть что-нибудь мелодичное. Тем не менее, это всё равно не мешает мне выделить пятый минус: вред здоровью в раннем возрасте.

И раз уж заговорили о раннем возрасте, сразу обнаруживается ещё ряд минусов, возникающих из-за обилия проблем, которые одновременно сваливаются на голову юного исследователя окружающего мира. Малыша отдают к каким-то незнакомым тётям в чуждый ему коллектив (который он, может быть, терпеть не может), заставляя день ото дня мусолить алфавит и математические примеры, типа 2х2=4. Безусловно, это нужно, это полезно, это пригодится. Но, опять же, опираясь на личный опыт и вспоминая себя в школьные годы, могу сказать, что ещё далеко до первого класса родители научили меня и писать, и считать, и читать. Что я, спрашивается, забыл в начальной школе? В принципе, там были логические задачки, которые неплохо развивают умственные способности, но и их я спокойно мог решать дома в кругу семьи. Всё вышеперечисленное объединяем в шестой минус...

Да и темп обучения зачастую далёк от восприятия знаний некоторыми учениками. Например, я прекрасно усвоил пройденную тему, а мой сосед по парте едва понял, о чём идёт речь. По программе идёт уже следующая тема, и мой сосед вынужден оставить пробел в своих знаниях. Конечно, можно попробовать подойти к учителю и попросить о дополнительном занятии, но такие попытки зачастую заканчиваются словами: «Мне за дополнительные занятия никто не платит!»... Нынешним педагогам, к сожалению, важно лишь вычитать программу и получить за это свои жалкие гроши. Чем не минус №7?..

А оценки? Оценка знаний явно важна, да вот только не всегда она бывает объективной. Но родители, зачастую не разобравшись в ситуации, винят малыша в том, что он плохо учится и ничего не делает. Этим они противоречат своей коронной фразе: «Ты учишься для себя», что вызывает у ребёнка ещё большее негодование. Как результат, проблемы в семье, жуткие скандалы на ровном месте и тотальное расстройство детской психики. Это восьмой минус, из которого плавно вытекает и девятый: вредные привычки!

Вспомните, господа взрослые, где вы впервые столкнулись с вредными привычками? Правильно, в школе! А какова была причина? А причина могла быть любой: несчастная «любовь», плохие оценки, напряжённые взаимоотношения с родителями, давление одноклассников, выпил за компанию, покурил на спор и прочее, прочее, прочее!.. Уйма вариантов! В конце концов, на ребёнка просто могут оказать давление! Я понимаю, что с раннего детства вы учите своих отпрысков здоровому образу жизни и элементарным морально-этическим принципам, но ведь ваши родители учили вас тому же самому! Если статью читает человек без вредных привычек, то к нему это никоим образом не относится, но большинство-то людей в нашей стране, вопреки всему, зависимы от той или иной дряни! А всё почему? Потому что дети в столь юном возрасте могут попросту не усвоить нормы морали, которые мы им преподаём! Так же было и с вами, и будет с вашими детьми, как бы прискорбно это ни звучало! В общем, ищите другие способы ограждения чад от враждебной среды, мой вам совет!..

К тому же, любая инициативность в школе немедленно подавляется! Снова привожу личный пример: первый класс, я — полный энтузиазма школьник пришёл домой после своего первого учебного дня. Вечером я принялся разглядывать печатные тетрадки, которые нам выдали в школе. В них было множество картинок, которые предлагалось раскрасить. После недолгих размышлений я взял цветные карандаши и начал творческий процесс. Раскрашивал я на редкость аккуратно, поэтому сидел над тетрадкой до самого вечера. Не помню, сколько картинок я тогда осилил, но школьная программа явно была выполнена где-то на полгода вперёд. На следующий день, ничего не подозревая, я вновь иду в школу. Учительница — худая женщина средних лет даёт задание: раскрасить картинку на первой странице. Я, весь сияющий от восторга, без задней мысли поднимаю руку и с гордостью сообщаю, что задание выполнено. Учительница слегка опешила, подошла ко мне быстрым шагом и взяла в руки мою рабочую тетрадь. Но лицо её, почему-то, изменилось в недовольной гримасе. Вместо похвалы я услышал в свой адрес примерно следующие слова: «Безобразие! Данные упражнения рассчитаны на то, чтобы дети выполняли их в классе, а не дома!» На мою беду, она стала листать тетрадь, вследствие чего её взору предстали ещё пара десятков раскрашенных картинок. С открытым ртом она стояла и листала мою тетрадь до тех пор, пока картинки не закончились. После этого она швырнула (!) тетрадь мне в лицо и с недовольной интонацией продолжила вести урок. Инициативность я потерял на долгие девять лет...

Да, десятый минус отразился на мне гораздо ярче, чем все остальные, однако, время переходить к одиннадцатому: учебная программа западного образца. Американцы приложили руку даже к нашей системе образования, подарив России свои дурацкие учебники. Добрые советские задачки отошли, к сожалению, на второй план, а на их место встали теоремы и дилеммы, пропагандирующие низшие человеческие нужды и животные инстинкты. Ко всему прочему, зачем в школе химия и высшая математика? Если ребёнок захочет стать медиком или прорабом, его научат этим знаниям в вузе, в который он поступит! Но в школьной программе эти предметы не нужны! Гораздо лучше заострять внимание на чём-то более актуальном, например целомудрии, нравственности, доброте и щедрости! Пусть хотя бы научаться выживать в лесу на уроках ОБЖ! Так нет, знаете, что сейчас преподают на ОБЖ по западной программе? Уроки секса!!! Да, именно так! Только представьте, какие существа выйдут из этих школ и чего им будет нужно от жизни! Вот откуда рождаются потребители! Оттуда, а не от обучения на дому! И всё оттого, что раньше дети учили азбуку, а сейчас они учат алфавит! Задумайтесь над этими словами!..

Недостаток свободного времени — это двенадцатый минус школы. Измотанное дитя возвращается из места, в которое нет никакого желания возвращаться, а ведь нужно ещё сделать кучу домашнего задания на завтрашние шесть уроков! В итоге у ребёнка совсем не остаётся свободного времени, и он не может даже спокойно посетить спортивную секцию... Кстати, есть такая известная цитата: «Свобода рождает преступление». Я с ней отчасти согласен, но если ребёнок обучается дома, вполне возможно обеспечить контроль за его действиями.

И, пожалуй, последний, тринадцатый минус — это ЕГЭ. Западного образца, разумеется! Не стоит и говорить о том, что это ещё один источник стресса! Выделить следует другую его особенность: во время решения этих похожих друг на друга тестов полностью отключается какой-либо творческий процесс! Вместо того, чтобы оценивать знания ученика в полном объёме, на выбор предлагается четыре варианта ответа! Как вам это нравится? Представьте картину: горит дом, приезжает пожарный и начинает выбирать, чем ему тушить огонь: а) из пожарного рукава; б) из огнетушителя; в) ведром воды; г) горсткой песка. Пока чесал репу, дом сгорел дотла! А пожарный и счастлив, работать-то не пришлось!..

На протяжении всей статьи я не раз упоминал домашнее обучение. Минусы школы, выделенные мной, надеюсь, вопросов не вызовут, но озадачить может другое: даже у домашнего обучения есть недостатки! Однако, в отличие от школьных, они легко устраняются.

Недостаток общения ребёнка с лихвой компенсируется в различных секциях. В школу ходить не надо, следовательно, времени на занятия спортом предостаточно. Вставать можно в любое время, хоть в обед! Главное — как следует выспаться! Также нет навязанного темпа учёбы, и если отпрыск чего-то не понял, он может перечитать нужный параграф ещё раз, либо обратиться за разъяснением к родителям. Кстати, родители всегда рядом. Ребёнок счастлив, он в семье!

Всё бы ничего, скажет беспечный читатель, но как же подтвердить полученные знания? Вопрос очень грамотный и уместный, поэтому отвечаю: при желании родителей составляется соответствующее заявление в департамент образования, после чего созывается комиссия, устанавливающая целесообразность надомного обучения и школу, к которой будет прикреплён ребёнок. В дальнейшем между родителями и школой заключается договор, в котором прописываются даты итоговых и промежуточных аттестаций и предметы, которые ребёнок должен будет выучить и сдать...

Дети — цветы жизни. А жизнь сложна и непредсказуема. Чадо однажды всё равно столкнётся с жестокостью социума, но не надо знакомить две эти противоположные стороны в настолько ранний период. Пока есть возможность, берите детей под своё крыло и, кто знает, возможно, через много лет они ответят вам тем же.

С надеждой и верой в светлое будущее, Илья БАЛАШОВ......


Рецензии