На занятиях в литобъединении

 

                Светлой Памяти Александра Самуиловича
                Горловского, руководителя литобъединения
                при многотиражной газете предприятия на
                Скобянке, посвящается.

Чтец, незаметно для всех, умолк. Наступила тишина. Только было слышно, как на краю стола Чтеца, зашуршала тетрадь, и из-под её синей обложки – показалась Хитрая.

 Это – героиня рассказа Чтеца, "Хитрая", молодая красивая девушка. Она была, неизлечимо больна. Врачи ей обрекли, недолгую жизнь, не более года. Запретили рожать.

И она, проводив в армию любимого человека, на целых три года, задумалась. Когда он вернётся – её уже: не будет. И что останется от неё? Имя, и то: вскоре все забудут.

И она тогда, под страхом своей смерти: решила родить ребёнка …
– Это будет – моё продолжение, – сказала она себе…

Подружки её тогда, упрекали: «Ну, ты и – Хитрая! – говорили они. – Не успела проводить Николая в армию, как сразу завела себе любовника»…

Автор этого рассказа – Анатолий Кузнецов. Он никогда не доводил свои рукописи до логического конца. Хотя начинал их, – неплохо. Вот и сейчас, он оставил свою «Хитрую» – на полпути...

И она, покинув свой неуютный «роддом» внутри его скучной тетради, и – осмотрелась. Мельком взглянув на сидящих вокруг столов авторов и их критиков, она одёрнула своё платье, и бочком, чуть съёжившись, подошла к толстой «Папке» руководителя занятий, где лежали все рукописи Авторов.

А в это время, из-под её коричневых корочек –  показались две маленькие детские головки, а за ними – совсем молодая, Клава. Это – героиня рассказа «Клава», другого автора. Он ещё помог, первому автору, закончить его рассказ «Хитрая»...

Клава, это – молодая девушка, которая, однажды, навестила своёго сотрудника, у которого недавно умерла жена, и на руках его: остались двое малышей. Тёща же: обвинила его в смерти своей дочери, и – полностью от-странилась от своих внуков.

И молодой человек, убитый горем и потерянный: запил, и стал прогуливать на работу, опустился. И тогда, сослуживцы его, обеспокоившись, попросили Клаву, его сотрудницу: навестить товарища...

... В осиротевшем доме его, она увидела – запустение. Две маленькие, по-уши заросшие головки, с испугом смотрели на неё. И сердце её – сжалось… 

Отправив отца с малышами в парикмахерскую, Клава разделась, и занялась уборкой помещений. Мыла посуду. Собрала бельё в стирку…

...Потом она – ещё несколько раз приходила к своему сослуживицу, по своей воле; помогала управляться по дому, и – с детьми... Потом – ещё… и ещё раз…

И вскоре она – прикипела к его детям. И они – к ней… И тогда она – прекратила встречаться со своим молодым человеком, и связала свою судьбу с этими милыми ма-лышами, и с их отцом…

Подружки тогда недоумевали, и упрекали её: «Дура ты набитая. Не могла найти себе мужика без детей»...

…Автор этого рассказа – Иван Мочалов. Он всегда до-водил свои рукописи до логического конца. Вот и сейчас он, даже опубликовал свою «Клаву», в заводской много-тиражной газете, «За родину»…

... А тем временем, Клава полностью высвободилась из-под толстых корочек «Папки» руководителя, и вытирая мыльные руки свои о подол платья, осмотрелась.
 
 -- Э-эх! Клава! – протянула Хитрая. – Зря ты оставила Мишку. Он же тебя – так любит!…
 Клава грустно улыбнулась, и посмотрела на Хитрую и своего автора:
 
 -- Тебе хорошо-о, – тихо протянула она. – Ты же – Хитрая…
Они помолчали…
 – И ты ж… оставила, – продолжала Клава…

 -- Я люблю жизнь, – задумчиво, уклонилась Хитрая. --  И ради этого – у меня будет ребёнок...

 – Мама! Ты не уйдёшь? – напомнили о себе два малыша, дёргая Клаву за подол.
 -- Нет! Мои милые, не уйду, – успокоила она их. – Не уйду… – И погладила малышей по головкам…

– Только вот, мой автор, меня не доделал, – угрюмо продолжала Хитрая, с упрёком. – А твой меня Автор, переделал… – Видишь, как на них смотрит руководитель занятий? Как бы говорит: "И что из них получится!". Давай, Клав, убежим от них...

И Хитрая – бросилась бежать. Но дальше стола, она не смогла убежать, так как она ещё не была опубликована, и  путы автора – ей мешали. Она металась по столу: взад и вперёд, и никак не могла оторваться от него. И все вокруг, в оцепенении, наблюдали за ней …

И вдруг, все разом – встрепенулись и закричали:
 -- Лови её! Лови! – И всем гамузом, навалились на Хитрую...

А Автор, равнодушно наблюдал за ними, и думал: "А что я могу?"… И с тех пор, – её никто не видел...

А тем временем,«Клава», окрылённая успехом в заводской многотиражной газете, бросилась бежать "Вперёд". Это – редакция городской газеты... И с тех пор – никто и её не видел... Наверное, тоже поймали, и пришили к "Делу", вместе с малышами...

... А в это время, из-под толстых корочек «Папки» руководителя литобъединения, показались две молодые, крепкие «Руки». Это – студенческое стихотворение Сергея Михайлина. Он недавно на заводе. И его сильные руки, в студенческие годы, вдосталь поработали на широких просторах России. Вот и сейчас они, рвутся на простор… из-под гнетущих корочек «Папки» руководителя литобъединения. А он, молча, наблюдал за ними...

...Почему-то, среди всех членов литобъединения, он выделял, этих троих. Чем-то они ему понравились, и казалось, что он возлагал на них, какие-то свои надежды. Вот и в прошлом месяце, он для них, организовал в малом зале городского Дворца Культуры имени Гагарина: встречу с любителями литературы. Тогда они ещё – сильно смутились, увидев свои имена на пригласительных билетах.

 – Ничего… Пусть привыкают…, – так думал он тогда…

 …Неожиданно, наступила тишина. Только со стороны края стола руководителя – был слышен приглушённый шорох. Это – высвобождались, нетерпеливые «Руки» третьего автора …, чтобы подхватить, и понести в жизнь: молодость, вот этих двух, милых  девушек…

Руководитель занятий, встал, и молча, осмотрел всех присутствующих. Они, напряжённо, смотрели на него. А он, прикрыв Папку, спокойно проговорил:

– На этом занятия окончены… Следующий вторник: будем разбирать "Руки", – и вышел из-за стола.

Подойдя к окну, и глядя куда-то вдаль через его прозрачное стекло, добавил:
 – Приходите все …

 И зал – зашевелился, задвигались стулья... Все, как бы: ждали этого момента, стали поспешно, собирать свои тетради. А руководитель занятий, молча направился к выходу из читального зала... И заводская библиотека – опустела …

  г. Загорск, июнь 1961 года.

 Бывший староста литобъединения А. В. Кузнецов.


Рецензии