О странной девушке, не позабывшей блока..

   




               


                СТИХОТВОРЕНИЯ 

                Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон…

И больше ничего мой сон не содержал…
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…

Игорь Северянин





                *

                БЛАГОВЕЩЕНЬЕ



На Благовещенье весною
Вдруг выпал чистый, белый снег.
И этой лаской неземною
Был очарован человек.

Тем утром светлым, утром ранним
он всей душой стремился в храм,
чтоб в этом утреннем сиянье
излить всю радость небесам.

Он сам душою был так светел,
как шестикрылый серафим,
и райской песни горний ветер
незримо веял перед ним.



                *

                “Я был больной, с душою ржавой”
А. Блок


Моя жизнь прожита и разбита
     Мечта,
И не слышится больше напев.
Словно ада врата заградили
     Уста,
И душа как нечищеный хлев.
А в далёком краю, моём светлом
      Раю
Кто-то дивную песню поёт:
О любви и мечте, неземной
      Красоте
Слышу я у закрытых ворот.
Моей сладкой мечты и мелодии
                Той
Я знакомый напев узнаю,
Что цветёт и цветёт словно ранней
       Весной,
В моём светлом далёком раю.



      *

                “Не спят, не помнят, не торгуют…”
А. Блок


В ночь беспросветную и злую
над чёрной пропастью времён
звучит, пронзая тьму глухую,
торжественный пасхальный звон.

Над падшим от греха созданьем,
как свет из мрака воссияв,
над страхом, болью и страданьем,
своею смертью смерть поправ.

От страшной участи спасая,
крестом повергнув скорбь и лесть,
звучит над миром, побеждая,
торжественно благая весть.


                *
“Здесь человек сгорел…”
                А. Фет



                Я грешница. Я хуже всех на свете.
                Прости мне солнце и прости мне ветер,
                Прости земля, что гнусный грех мой скрыла,
                Что ждёт меня? Удача иль могила?

                Кто скажет мне об этом? Кто откроет?
                Там за туманом ветер волком воет.
                Срывает дни мои как листья золотые,
                Что мне осталось? Горести земные.

                От всех трудов моих осталась горстка пепла.
                Быть может, я оглохла и ослепла?
                Простите, люди, и прости мне Боже,
                Что жизнь свою я прожила негоже.

                Растратила, на мелочь разменяла,
                О если б жизнь опять начать сначала!
                Быть может, меньше я тогда грешила,
                А больше верила, а больше бы любила.

                И сердце от несчастий не слабело,
                Когда бы только я добро творить умела.
                А так я от грехов своих ослепла.
                Прости мне, Боже, что я горстка пепла.



                *

                “Сквозь серый дым от краю и до краю багряный свет…”
                А. Блок



                Пусть чёрный дым от краю и до краю
                нам застилает свет.
                Я чувствую, я верю и я знаю,
                что смерти нет.
                И в этой мгле тяжелой и могучей
                колокола
                Гудят о том, что будет день над кручей
                и разойдётся мгла.
                И в чёрной мгле об этом нам вещает
                сей чудный звон.
                “Да будет свет”.1 Пусть чёрный дым растает,
                он побеждён.


                1. Бытие 1;3.

                *

                “Должно всегда молиться и не унывать.”
                Лк. 18;1



             В одном монастыре у грозных скал,
седой монах послушнику сказал:
                “Там у скалы, где рубленый гранит
Совсем сухое дерево стоит.

Его как можно чаще поливай,
Да к помощи Всевышнего взывай.
Иди, послушник, труден подвиг твой –
Лишь древо зацветёт, тогда придёшь домой.”

Пошёл послушник, целый день в труде,
Не близок путь от дерева к воде.
Он трудится, от зноя изнемог,
Взывает к Богу, но не слышит Бог.

Три года длилась непрерывная борьба.
Так кто ж сильней? Всевышний иль судьба?
Но вот свершилось: древо зацвело
И сердце от печали отлегло.

Он думал не закончит подвиг свой,
А радостный пришел к себе домой.
Кто трудится – совсем не унывай,
А только чаще к Господу взывай.



*

“Мы отдохнём! Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах”.
А. П. Чехов


Мне ничего не дал Господь -
Ни счастья, ни любви, ни ласки.
Мне лишь достались сны, да сказки,
Да жизни горькая щепоть.

Мне ничего не дал Господь,
Но я всё верю, верю, верю –
Придёт мой день и сердце запоёт,
И распахнутся сумрачные двери.

Там будет луг, цветущий сочный луг,
А на деревьях листья золотые.
Вокруг меня сомкнётся вечный круг
И я забуду горести земные.

Там будет много света и тепла,
Любви и счастья, радости и ласки.
Не будет ни крупицы только зла
И будут сны волшебные, как сказки.

В алмазах небо, голубой рассвет,
Цветы благоуханьем нежным полны.
Я отдохну от всех ужасных бед,
Печаль уйдёт, как вдаль уходят волны.

И, может быть, я Господа узрю,
Как зрел слепой, сидевший у дороги,
Ему свои я беды изолью
И обниму израненные ноги.

Так хорошо, что вам не передать,
Глаза от слёз обильной влагой полны –
Душа поёт, а в сердце благодать
И вдаль бегут серебряные волны.



*


                “Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное”.
                Мф.5;2


                Кого считать счастливым в мире?
                Кто мирно спит в своей квартире,
                Доволен благами земными, -
                Иль тех, кто мерками иными
                Сокровища земные мерят?

                Блаженны те, кто в Бога верят.
                Не собирают благ телесных,
                Где моль и ржа их разъедают.
                А ищут только благ небесных –
                Их души ангелы питают.

                И я хочу жить словом Божьим,
                Пусть будет свет в моём окошке.
                Но лишь бреду по бездорожью,
                Чужие подбирая крошки.




                *


                “Я – не первый воин, не последний,
                Долго будет родина больна.
                Помяни ж за раннею обедней
                Мила друга, светлая жена”.
                А. Блок

                Ты помяни на Троицу меня,
Как никого ещё не поминали.
Что б ночью тёмной и средь бела дня
Слова твои, как гимн любви звучали.

Пусть моё имя в жизни сметено,
А  плоть моя давно в земле истлела.
Всё на поминках выпито вино
И лишь твоя любовь не постарела.

И в этой непроглядной темноте,
Чтобы о том враги мои не знали,
                Скажи слова, единственные те,
                Что до тебя другие не сказали.

                И как весною первое тепло
                Ласкает нежно скованную сушу,
                Скажи слова, чтоб всем смертям на зло,
                Мне и в аду они согрели душу.




                *

                Ромашки



                Ромашки цветок белоснежный
                Ты мне в день рожденья принёс.
                Такой удивительно нежный
                Цветок моих девичьих грёз.

                Такой удивительно белый
                Цветок чистоты неземной,
                Как голос любимой несмелый,
                Как символ России родной.

                Как будто соткала невесте
                Природа венчальный наряд –
                В них милая прелесть без лести,
                В них солнца рассыпанный взгляд.

                И взором своим удивлённым
                Ромашки на небо глядят,
                Где звёзды сияют влюблённым
                И тайны поведать хотят.

                В лесу, где стрекочут букашки,
                Цветами усыпанный луг.
                Растут золотые ромашки –
                Любви моей преданный друг.




                *


                Глиняные чашечки,
                а на них ромашечки
                я на стол поставила
                с золотой каймой.
                Солнце светит весело
                и воркуют пташечки,
                жду я с нетерпением –
                только ты не мой.
                Ветер веет ласково -
                розовою сказкою,
                выдуманною сказкою
                кажешься мне ты.
                Солнце светит весело
                и воркуют пташечки,
                и на сердце радостно,
                и цветут цветы.
                Но погаснет солнышко,
                оборвут ромашечки,
                и замолкнут пташечки -
                их сожрут коты.
                И своей рукою я
                убираю чашечки –
                ждать мне больше нечего,
                не приедешь ты.



*

Я знаю, я тебе приснилась
Той ночью, когда падал снег.
И утро белое искрилось
Мне в имени твоём Олег.

Волчком кружился снег пушистый,
На землю падал и взлетал –
Мне снилось лето, луг душистый
И образ твой во сне сиял.

Высоких сосен дым смолистый –
Твоя рука в моей руке.
И океана берег мглистый,
И белый парус вдалеке.

Вдруг всё исчезло: берег мглистый,
Луг, сосны, парус вдалеке –
Нет больше снов, осталось всё же
Твоё тепло в моей руке.




*

Голубое, опять голубое.
Снятся  ночью мне чудные сны.
В этом воздухе душном от зноя
Набежавшей на сердце волны.

Истомлённого сердца отрада
Белой ночи серебряный цвет.
Льётся, льётся мне в окна из сада
Тусклых звёзд догорающий свет.

Тьма ночная смежила мне вежды,
Умирают полночные сны,
Как разбитые в бурю надежды
Моей бедной, угасшей весны.



*

Я зажигаю ночью свечи,
Я пью вино из твоего бокала.
Я вспоминаю первый вечер
И нашу встречу у вокзала.

Цветущей липы запах тонкий
И наша с вами встреча странна.
Как будто вы немножко Вронский
И я немножко тоже Анна.

Свет фонарей холодно-тусклый
И ты окутан дымкой томной,
И весь твой вид печально-грустный,
Как этот вечер грустью полный.

Вы на меня глядите нежно
И не сулит ничто разлуку,
Шагнув ко мне слегка небрежно,
Склонясь, целуете мне руку.

Чуть брезжит утро, гаснут свечи –
Моя любовь на дне бокала.
Вернуть бы мне тот первый вечер
И нашу встречу у вокзала.



*

Сквозь злую ночь, глухую ночь,
Сквозь пелену огня;
Вдруг призрак твой, словно живой
Войдёт, к себе маня.

К нему я руку протяну,
Обнимет он меня,
И пляшем с ним в лихую ночь,
Всю ночь вокруг огня.

И нас с тобою милый друг
Укроет ночи тьма –
И сердца стук, и ночи звук
Сведут меня с ума.

Ты чашу полную вина
Мне до краёв налей,
Чтоб не душила ночи тьма,
Чтоб было веселей.

Чтоб не растаял ночи звук,
Как в сердце благодать,
Чтоб я могла мой милый друг
Всегда тебя обнять.

Отступит ночь, взойдёт рассвет,
Утихнет сердца стук.
И ты исчезнешь навсегда,
Прощай, мой милый друг.



     *

Новый год. Я наливаю лунный свет
себе в бокал. И торжественно сияю
между смежных двух зеркал.
И в одном я вижу море,
пенный берег и луну;
а в другом на косогоре
снежных веток белизну.
Слову мудрому поверьте,
вам совет хороший дам –
Слишком много вы не пейте
И не верьте зеркалам.
   



                *

Льёт волною белою
Музыка звенящая.
Только я не смелая,
Я не настоящая.

Жизнь моя забитая,
Как кимвал звучащая.
Отчего я бедная,
Кукла говорящая?

Кукольные девочки,
Кукольные мальчики.
Бегают по стеночке
Солнечные зайчики.

Робкая, несмелая,
Ко всему привычная.
Что же ты наделала,
Девка горемычная?

Изломались, высохли
Ручки-хворостиночки.
Порвались до дырочек
Новые ботиночки.

И живу я весело
Ко всему привычная.
Потому что в общем-то
Жизнь моя отличная.


       *

Зимняя ночь

Ночь. Дорогами лесными
Слышен коней мерный бег.
Под полозьями стальными
Быстро тает рыхлый снег.
Я не сплю, мне всё не спится,
Мне сегодня спать нельзя.
Вьюга злобно веселится
Под полозьями скользя.
Придержи, ямщик, ты тройку,
Бубенцами не звени,
На больничную на койку
Быстро коней не гони.
Не печалься, ночь-подруга,
Схорони в снегу меня,
Пусть бушует злая вьюга
Жутко душу леденя.
Кружит, вьюжит, злобно воет,
Как орган она гудит.
На могильный лад всё кроит,
То играет, то чудит.
Жизнь прошла и страсть исчезла,
И любви померкнул свет.
Только смерть всё неизбежна –
Посылает свой привет.
Все ушли. Друзья, подруги,
Лишь остался я один.
Слышен только голос вьюги
“Средь белеющих равнин”.1
В этом диком, страшном стоне
Неизбытая тоска.
В поминальном этом звоне
“Тихо крестится рука”.2
Заглуши, ямщик, тревогу,
Коней быстро не гони.
Мне в последнюю дорогу
Бубенцами не звени.


1. А. С. Пушкин “Бесы”.
2. А. А. Блок “Петроградское небо мутилось дождём"

         *
Покрыты инеем берёзы –
Осенним утором город тих.
Я улыбаюся сквозь слёзы:
Ты мне не друг и не жених.

Тебя, забыв как день вчерашний,
Я погружаюсь в этот мир.
Мой непреклонный, мой бесстрашный,
Мой гордый, одинокий Лир.

Листвой осенней ветер кружит
Там, где ходили мы давно,
Где осень панихиду служит
И листья бьют тебе в окно.

Нет, ты не думай, я не плачу,
Я просто очень долго жду,
Когда мне отсчитают сдачу
За все страданья и нужду.

И лишь тебя со мной не будет,
Ты будешь как всегда далёк.
Так пусть судьба под корень рубит,
Того, что ты забрать не смог.

Осенний ветер кровь мне студит,
Бросая листья за порог,
Блажен на свете, тот, кто любит –
Несчастен, тот, кто одинок.


            *
Предо мной встаёт картина,
Хоть прошло немало лет.
В день святого Валентина
Подарил он мне букет.

Как прекрасны были розы,
Тень ложилась от плеча;
И февральские морозы
Серебрились как парча.

Розы нежные завяли,
Страсть угасла как свеча.
И горят мои печали
Белым снегом как парча.



   *


Не нужно слов, ни тайных взглядов.
Не нужно больше ничего.
Их остриё смертельным ядом
Мне отравляет естество.

Так что же нужно? Твои руки,
Что могу нежно обнимать?
Но руки только так, от скуки
Тиски желаний разжимать.

Иль может эта бесконечность,
Что нас томила, как обман.
Пустых лесов сырая млечность
И города густой туман.

А может даже просто нужно
Бродить по городу с тоской,
Когда снежинки тают дружно
Под замерзающей ногой.

Или однажды утром ранним
Неспешно выйти на балкон,
Услышать в тьме лесов певучих
Переливающийся звон.

И лишь тогда наполнить светом,
Души холодной естество,
Дышать и мучиться рассветом,
Уж не желая ничего.


      *

Клён ты мой ветвистый,
Клён ты мой резной,
Подари мне мглистый
Вечер золотой.

Подари мне ветер,
Чтоб играл в саду.
Подари мне с неба
Яркую звезду.

Подари мне парня,
Что всю жизнь ждала,
В ясном синем небе
Сизого орла.

Подари мне море,
Берег, да луну.
Чтоб ласкал под клёном
Он меня одну.

Подари поэта,
Чтоб мне песни пел.
На меня весь вечер
До зори глядел.

Клён ты мой ветвистый,
Клён ты мой резной,
Что же ты смеёшься,
Клён мой озорной?



                *

Утоли мои печали,
Утоли мои тревоги,
Чтобы грустью не звучали
Ночью звёздною дороги.

Чтобы сердце так не билось,
От любви не изнывало,
Чтобы мне во сне не снилось,
Как тебя я целовала.

Чтоб кудрей твоих, любимый,
Мои руки не касались;
Утром ранним серебристым
мы с тобою не встречались.

Чтобы наконец угасло
Сердца бедного томленье,
И в душе моей сияло
Вечным светом воскресенье.



             *

Двое в городе

Красные розы любви моей –
Я не знаю, как же мне жить
В городе, где так много людей,
Но мне некого больше любить.
В городе, где погибла моя любовь
И жизнь рассыпана как песок.
В городе, где сердце съедает боль
И,  каждый по-своему одинок.
И,  каждый несчастен так же как я,
И каждый совсем забыт.
В этом городе, где я совсем одна
И только желтые тени над самой водой
Упавших в воду ракит.
Они мелькают то здесь, то там
Лёгкой дымкой над самой водой –
Я горько плачу, потому что я совсем одна
И нам не встретиться больше с тобой.
И нам не встретиться, потому что ты один
И точно так же как я одинок.
И тихий шелест сухих равнин
Словно льющийся сквозь пальцы песок.
И только Млечный Путь ещё не погас,
Но прежде чем уйти навсегда
Я пристально всматриваюсь в последний раз
Туда, где оставлен мой дом и разбит очаг
И расправила крылья беда.
Но Млечный Путь всё ещё не погас –
Он светит тебе в пути.
Пусть оставлен твой дом и разбит очаг,
Но ты должен ко мне дойти.
Здесь на Млечном Пути, где я совсем одна
И ты по-прежнему одинок,
Я молюсь о тебе, чтоб светила Луна
И ты не сбился с пути.
И я рассыпаю своей рукой
Красные розы нашей любви.
Я верю, что мы встретимся, мой дорогой,
И я жду тебя на Млечном Пути.




    *


“Одинокому  весь мир пустыня”.
А. П. Чехов

Мы оба прокляты с тобой:
Ты может небом, я судьбой.
Нам, как пустыня этот мир,
где каждый одинок и сир.

И как пустыня нам страна,
Где ты один и я одна.
Мой нежный ангел, серафим,
Давай мы в небо улетим.

Как птицы будем мы летать,
На белом облаке мечтать.
Ведь там в лазурной вышине,
Как в розовом прекрасном сне,
Ты мой, со мною и во мне.


                *

А. Б.


Тишина. Во Вселенной покой.
Дивно светел серебряный путь.
Кто прольёт этот свет неземной
На мою изболевшую грудь.

Засияла на небе звезда,
Голубым полыхая огнём.
Неразрывно с тобой навсегда
И навеки ты в сердце моём.

Как к Данае когда-то лучом
Громовержец Юпитер проник,
Золотым проливаясь дождём,
Озаряя божественный лик.

Так и ты, словно луч неземной
В моей горькой, нелёгкой судьбе.
Золотым проливаясь дождём,
Не давая забыть о себе.



          *

             Падёт туманная завеса.
Жених сойдёт из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.
А. Б. Блок


Ты пришёл из глубины веков
Голубой поэт моей мечты,
И соткала я из облаков
Белой песни “снежные цветы”1.

Я не знаю было или нет,
Только видно всё это не зря.
И струился несказанный свет,
Освещая нас у алтаря.

Тихим утром на святой заре
Жёлтый месяц “сыплет снежный прах”2.
Мы стоим, как в небывалом сне
В серебре и звёздных жемчугах.

Нас венчала брачная заря
Наяву, а может быть во сне;
Но с тех пор я вечно берегу
Светлый образ, что всегда во мне.



1,2- А. А. Блок “Снежная Маска”.



                *

Вот и осень снова наступила,
Брызнула из облака дождём.
Осень, осень я совсем забыла
Думать о тебе холодным днём.

Мне сегодня хочется поплакать,
Погрустить у рыжего огня.
Будет рвать и ставней громко звякать
Ветер, что на сердце у меня.

А грущу я об ушедшем лете,
Как грустят о чём-то дорогом.
Осень, осень, я одна на свете
Вся сгораю внутренним огнём.




    *

                Зимней ночью мне весна приснилась,
Как не снилась вот уже давно.
Старой липы ветка обломилась
И тихонько стукнула в окно.

Подошла неслышно я к окошку,
За окошком холод ледяной.
Так хотелось, чтоб совсем немножко
Побыла весна ещё со мной.

Чтобы солнце ласково сияло,
Зеленела первая трава,
Но на снежные сугробы тень бросала
Старая замёрзшая листва.

Постепенно я опять заснула.
Долго, долго снилось мне во сне,
Что весна мне крылья распахнула
И сияло солнце в вышине.




                *

                Я больше не хочу о смерти.
Ведь столько горя, столько слёз.
А хочется любви поверьте
И много, много алых роз.

А хочется, чтоб было просто
И чётко всё наверняка.
Чтоб под ногами пели вёрсты
И убегали облака.

А хочется, чтоб было ясно,
Как дальше жить и песни петь,
А хочется немного страстно
В глаза твои всегда смотреть.


                *


                Я была, а ты и не заметил
И ушёл, не попрощавшись даже,
И на письма больше не ответил,
Был мой день чернее чёрной сажи.

Было серо, тускло и тоскливо.
Дни тянулись словно паутина.
Жались ели к дому сиротливо
                И свисала гроздьями рябина.

Что же делать, если всё проходит.
И твоя “любовь вольна как птица”1,
Только сердце места не находит.
Знаешь, а давай опять мириться.


1. А. А. Блок “Кармен”




   *

                Почему ты грустный, мой любимый?
Потому что вечер золотой.
Расплескали над рекою ивы
Синий сумрак розовой весной.

Почему ты нежный, мой любимый?
Потому что я всегда с тобой.
На закате обнимают ивы
Тихий берег раннею весной.

Почему ты ласковый любимый?
Потому что розовой весной,
Плачут над рекою горько ивы,
Погружаясь, в сумрак золотой.



      *


                Я видела тебя во сне.
        Ты всё такой же, как и был,
    Хоть много лет прошло с тех пор
И жаркий пыл остыл.

    И так же нежен был твой взгляд,
Как много лет назад.
        Готов мне руки целовать
Сто тысяч раз подряд.

   И счастье, счастье без конца –
Я только им живу.
    Хотелось снова испытать
Не в сне, а наяву.




      *



                Мы не вместе, мы уже не вместе.
      Ты один и я совсем одна.
       В этом старом лондонском предместье
      Зацветает в сотый раз весна.

      Зацветают над рекою ивы,
   Белый пар клубится над водой.
Ах, какой печальный и красивый
      Этот вечер серо-голубой.

    И, терзаясь от ненужной мести,
    Я и здесь тобой одним полна.
         Пусть туман над лондонским предместьем,
    Но в моей душе опять цветёт весна.



       *


                Белочка


    Наступила ясная,
       Ранняя весна.
Вся на солнце светится
      Стройная сосна.

   А на ветке белочка
       Теребит листок.
     Белочка игривая,
     Острый коготок.

Смотрят глазки-бусины,
     Как из хрусталя.
Серебрится инеем
                Мёрзлая земля.

                Под ногами трескает
                Тоненький ледок.
                Белочка пушистая,
                Рыженький зверёк.




    *


         Эзоп

Голодная лиса забралась в сад,
Где рос высокий, спелый виноград.
Взирая жадно на него глазами,
Ушла, с досады клацая зубами.
При этом так сказав:
“Незрел ещё, кислятина”.
              Неправ,
Кто хочет недоступное хулить.
Когда оно не по зубам -
Его не смей бранить!

                *
           Гора рожающая

С неслыханными стонами гора
Рожала, хоть была уже давно стара.
Все ждали чуда, а родилась мышь.
Кто много обещает – выйдет шиш.



*

Кот лохматый. Он сидел.
И на птиц в окно глядел.
Видно думал и мечтал,
Как бы сам он птицей стал.

Вот тогда бы на котов
Он плевал со всех мостов.
Всех их гордо презирал.
А за что? Он сам не знал.

*

О, как легко и как прекрасно
Сирень качалась утром ясным.
А рядом яблоня качалась,
Как быстро жизнь моя промчалась.

Ещё подумаю немножко,
Качнусь и вылечу в окошко.
И полечу как пух весенний.
Нет, мне не надо сожалений.

Быть может в этом есть отрада -
Качаться столько, сколько надо.



       *



Я помню всё, хоть многое забыла,
Как ты любил и я тебя любила.
Давно мне память сердце не тревожит:
“Я вас любил, любовь ещё быть может”.

Наш старый класс и школьная доска –
На ней писала милого рука:
“Я не хочу печалить вас ничем”,
“Я просьбой лишней вам не надоем”.

Как день один промчалися года.
Ты сед уже и я не молода.
На школьном вечере увиделись мы вновь,
Как воды вешние бурлит опять любовь.

И слышу я как в прежние года:
“Я вас люблю, прекрасная звезда”.


*


Под окнами моими много лет
Кривое дерево свой осыпало цвет.

Шумело в непогоду, а в жару
От солнца укрывало детвору.

Под ним в лото играли старики
И пили пиво молодые мужики.

И души наши так сроднились и сплелись,
Что не оно, а я тянулась ввысь.

И света мне хватало и тепла,
Но главное – душа моя цвела.

Увы! Средь бела дня ударил гром.
Пришёл работник с острым топором.

Срубили дерево и больше нет меня,
Остался дым от прежнего огня.

Одна утрата. Вроде бы пустяк,
А мне не успокоиться никак.

Когда я сплю, мне кажется оно
По-прежнему стучит в моё окно.

И души наши снова сплетены,
Оно и я, мы оба видим сны.


*
Ночью кошке снятся мыши?
Нет, не мыши! Иногда
Снится ей с высокой крыши
Безымянная звезда.

И совсем она не кошка,
А прекрасная луна.
Как огромная картошка
Среди туч торчит одна.

А луне что ночью снится?
Снится ей в прозрачном сне,
Что она большая кошка,
Примостилась на окне.

Умываясь, лапку лижет,
Молочко из блюдца пьёт.
И за ней с соседней крыши
наблюдает рыжий кот.

Пусть и вам приснится тоже
Небо, звёзды, речка, лес.
От жары по влажной коже
Пар струится до небес.

       *


Ты помнишь рябину у старой больницы?
Как яркие кисти свисали и рдели.
На ветках её щебетали синицы,
А мы покурить возле дерева сели.

А рядом курили такие же люди:
Больные в застиранных, рваных халатах.
А в воздухе душном неслись отовсюду
Далёкого грома глухие раскаты.

Меня до автобуса ты провожала,
Туман водянистый стелился над логом.
Кривая дорожка за нами бежала
И ветер легонько нам волосы трогал.


      *


Что же делать и Бог не всесилен,
Если ночью сегодня умру –
Будет северный ветер и ливень
В твои окна стучать поутру.

Пусть тебе без причины взгрустнётся,
Глянешь – дождь за окошком шумит.
Это жизнь моя каплями льётся
И душа в твои окна стучит.

В облаках розоватая просинь,
Что теперь говорить. Всё равно.
То на тризне суровая осень
Разливает в бокалы вино.

Не придётся нам больше встречаться –
Всё растрачено в жизни с лихвой.
Будет ветер на ветках качаться
И летать над пожухлой листвой.

Ни о чём нас с тобой он не спросит,
Улетая к далёкой звезде.
Только осень, холодная осень
Марш играет на вечной трубе.


*

Отчего это в городе дождь,
Когда ветер ломает мосты?
Отчего в моём голосе дрожь,
Когда я говорю тебе ты?

Отчего, отчего, отчего
В сердце тайно закралась печаль?
Отчего, отчего, отчего
Мне тебя потерять будет жаль?

Отчего эта старая ложь
Между нами наводит пургу?
Отчего ты ко мне не идёшь,
Когда я без тебя не могу?

Отчего, отчего, отчего
Белым снегом покрылись цветы?
Отчего, отчего, отчего
В моём сердце единственный ты?



         *

Зима, зима. Опять зима.
Как снег скрипит под каблуками.
Так рано наступает тьма,
Теряясь где-то за домами.

На нашей улице темно
И фонари так тускло светят.
Заглянешь в чьё-нибудь окно –
Тебе и здравствуй не ответят.

Печальна зимняя пора.
Луна как шарик новогодний.
Вчера блестела до утра,
А что-то прячется сегодня.

Холодный ветер без следа
Прошёлся по бугристой глине.
И так же светится звезда,
Как и светилась в Палестине.


                *

      Пигмалион и Галатея

Огромный камень спал с небес.
Раздался взрыв и вздрогнул лес.
Немало лет во тьме сырой
Лежал тот камень под горой.
Пигмалион домой привёз,
Тот камень твёрдый как утёс.
Упорно он над ним корпел,
Резцом долбил и песни пел.
Из глыбы грубой и немой
Он высек девы неземной
Прекрасный образ из мечты.
Такой не видел красоты
Никто, нигде и никогда.
Она сияла как звезда.
Пред нею он стоял в слезах,
Струился свет в её глазах.
Но мёртвой девушка была
И неподвижна как скала.
Он лишь одну её любил,
Слезой горючей лёд дробил.
И слёзы жаркие его
Вмиг растопили божество.
Холодный камень стал живой,
Прекрасной девой молодой.
Ведь для любви преграды нет –
Её теплом весь мир согрет.


          *


Весна. И вот уже снега
Лежат как скомканная вата.
Под ними млеют берега –
Зиме ленивой нет возврата.

Косые солнышка лучи,
Пересекаясь, греют землю.
Стучи весна, стучи, стучи.
Я всей душою тебе внемлю.

И под покровом голубым
Так хочется сказать словами
О тех, чей путь неповторим,
Кто вечно пребывает с нами.
         
             *


        Сириус

Я вижу в небе голубом,
Как ты пылаешь одиноко.
Остыл очаг и пуст мой дом,
И раны залегли глубоко.

Кто на небе тебя зажёг?
На радость или на страданье?
Гори мой яркий огонёк,
Любви моей очарованье.

Я не смогу тебя забыть,
Ни в этом мире, ни в могиле.
Ведь смысл какой-то должен быть
В твоей неизмеримой силе.

         *

Вышел месяц молодой
Словно мёдом налитой.

Круторогий и душистый
Светит месяц золотистый.

Как мне хочется из рога
Выпить мёду хоть немного.

Ощутить густую сладость
И сиять себе на радость.

И смеяться громко, звонко
С чистой радостью ребёнка.

Быть как месяц золотой –
Спорить с мёртвой темнотой.

             *

Золотая рыбка

Море голубое,
Горькая вода.
- Рыбка золотая,
Ты плывёшь куда?

Рыбка отвечала:
-К дальним берегам.
Я свою свободу
Людям не отдам.

-Рыбка золотая,
В голубой воде
Принеси мне перстень,
Что лежит на дне.

Я его надену,
Буду краше всех.
Ждёт меня богатство,
Ждёт меня успех.

-Золото фальшиво,
Красота легка,-
Молвила лениво
Мне издалека.

Дам тебе я перстень –
Памятку свою.
Будешь ты поэтом,
Будешь жить в раю.

Хвостиком плеснула,
Перстень мне дала,
А потом навеки
В море уплыла.

    *


     Примулы

Был февраль, безрадостно и сыро.
Серый город на мозги давил.
Возле дома, где моя квартира
Ангел ключ от рая обронил.

Золотые, мелкие цветочки-
Их зовут в народе первоцвет.
И ложились голубые строчки
На весенний, маленький букет.

Люди шли, цветы не замечая,
Видно, каждый думал о своём.
И цвели посланники от рая
Затаённым, маленьким огнём.


*


О глухонемом астрономе, открывшем свою звезду.

Он был глухой, отрезанный от мира.
Немножко сумасшедший и немой.
Она была как трепетная лира,
Звучащая над бархатною тьмой.

Он понял, что не зря у телескопа
Искал её средь мириадов звёзд.
Как звать её? Евтерпия, Меропа?
Совсем не праздный это был вопрос.

Такой звезды на небе не бывало,
Её искал он долгие года.
Вдруг – Вероника сердце застучало –
Победу, приносящая звезда.

Теперь он знал, что он не одинокий.
Она была как ангел чистоты.
И свет её прекрасный и далёкий
Светил ему из чёрной пустоты.


        *



Люблю я мёртвых больше, чем живых.
Ведь мне не нужно ничего от них.
Не надо ни просить, ни унижаться,
Им руку жать при встрече, улыбаться.

Я лягу, лишь наступит темнота
В мой дом войдёт неслышно красота.
Вот Пушкин, Лермонтов, вот Александр Блок –
Они со мной, я с ними, с нами Бог!


*

      Сонет А. С. Пушкину

Духовной жаждою томим
Ты рано кончил путь земной.
В небесных сферах пилигрим,
В родной земле обрёл покой.

Никем при жизни не любим:
Ни государством, ни женой,
Как заплутавший серафим
Стал жертвой подлости людской.

А мы порою, сдерживая слёзы,
Приносим к памятнику свежие цветы.
Так быстро умирающие розы,
Источник радости и горькой красоты.

Как жгли лицо январские морозы
В заклятый день у роковой черты.


       *


Мы ветераны третьей мировой
И тянет нас, как всех солдат домой.
Но где наш дом? Невидим врагом
Раздавлен он железным сапогом.

Горчайшая потеря из потерь
Изгнанником стучать в чужую дверь.
На пепелище взорванный очаг,
И не поймёшь, кто друг тебе, кто враг.

С чужих земель вернулись мы домой.
О, родина, скорее дверь открой!
Но отвернулась и молчит она –
Давно народ не тот, уже не та страна.

Как горек родины когда-то сладкий дым,
Что очень любим - мало мы храним.
Мы цену узнаём ей лишь тогда,
Когда за горло схватит нас беда.

                *


Вот и лето проходит,
Скоро осень придёт.
Порыжелый и квелый
На земь лист упадёт.

Облепиховым соком
Зажелтеют деньки,
И торчат белым боком
Из под ёлок грибки.

Ягод красные бусы
Возле топких болот.
Собирай на все вкусы
И клади себе в рот.

Там и берег высокий
Под горбатым мостом,
А за ним одинокий
Мой бревенчатый дом.


           *

      Зимняя прогулка

Зимний полдень. Мы в лесу.
Тень от ели на носу.
Мандарином пахнет хвоя -
Лес один, а нас-то двое!

И ни зайцы, и ни волки,
А зелёные иголки
Колют щёки, колют лоб,
-Не садися на сугроб.

Лес чем дальше, тем страшнее.
Я сказать тебе не смею,
Что люблю тебя давно –
Вот такое вот кино.

Хорошо в лесу зимой,
Но пора уже домой.
Солнце светит безвозмездно,
Что же будет? Интересно.


      *

Трагедия в стиле рок

Ты прискачешь ко мне на червонном коне,
Заполощутся тени на белом окне.
Только ты не говори мне
                Нет!

Может всё уже в прошлом и я не права.
Станет синей как синька сухая трава.
Только ты не говори мне
                Нет!

Рыжей кошкой скребётся в камине огонь.
Бьёт о землю копытом червонный твой конь.
Только ты не говори мне
                Нет!

Солнце станет железным и треснет земля.
Лютый холод покроет пустые поля.
Только ты не говори мне
                Нет!

Но в кромешной ночи загорится звезда.
Красный конь унесёт нас туда навсегда.
Вот тогда ты мне скажешь
               Да!


                *

Про Лауру и Петрарку и еврейскую гадалку

Сгорая от безумной, пылкой страсти,
(Я расскажу всю правду без прикрас).
Петрарка у прекрасных, нежных глаз
Стал пленником, не ведая напасти.

Но, находясь, в тенетах тёмной власти,
То был как видно неурочный час.
Лаура не без страха, в первый раз
Пошла к гадалке погадать на счастье.

И сказала даме Сарра: “Он совсем тебе не пара”.

Здесь, завершая  кратко свой рассказ,
Чтоб больше мне не повторятся снова,
Скажу лишь, что судьба была сурова:
Амур прицелился и выбил Сарре глаз.


*
       Воспоминание
Тогда мне было восемнадцать лет.
Десятка буби и двойной валет
И четверо под жёлтым абажуром.
Я рада, что сегодня ты со мной-
Играешь и сидишь ко мне спиной,
Выигрываешь что-то на смех курам.
Сквозь дым я созерцаю профиль твой,
Как ты сидишь, качаешь головой.
Ложится козырь на печаль мою,
А сейчас почти не сознаю,
Что ждёт меня разлука впереди,
Что буду плакать на твоей груди
Под музыку в обшарпанной пивной.
Играй, играй мы все здесь игроки:
Актёры, проходимцы, дураки.
Мои глаза давно болят от дыма.
Короткий взмах протянутой руки –
Мы рядом, но безмерно далеки.
Колода карт и сигареты “Прима”.
Потом мы возвращаемся домой,
Как дышится легко ночной порой.
А город спит. Забывши обо всём,
Целуемся под синим фонарём,
Под белой, распластавшейся звездой.
Где ты, где я, где тот фонарь?
Не повторится всё опять как встарь,
А годы движутся неумолимо.
Десятка буби и двойной валет,
И в грязной комнате чуть желтоватый свет,
И в пальцах обмусоленная “Прима”.



       *
            Солнце красное играет,
Донимает летний зной.
Что-то сердце замирает –
Вьётся сокол молодой.

Вьётся сокол, бьётся сокол
Над зелёным бережком,
Над некошеной потравой,
Над серебряным лужком.

То ли он цыплёнка схватит,
То ли мимо пролетит,
То ли мне сердечко ранит,
Погрустневшим от обид.

Где же ты, мой сокол ясный,
             Почему меня забыл?
             Верно, жду тебя напрасно,
             Знать, остыл твой жаркий пыл?

             Улетел крылатый сокол,
             Покружившись над землёй.
             По ухабам кто-то цокал
             На лошадке вороной.

              *

        Происшествие

Всё было просто как всегда:
В реке плескалася вода,
В норе скреблась тихонько мышь,
На берегу шумел камыш.

Но что-то вдруг произошло:
Упало солнце на село.
Никто не умер, не сгорел,
А только кот чуть-чуть вспотел.



                *



                Роза голубая


                Роза голубая в пепельном тумане,
                Роза голубая на моём окне.
                Мне её прислали инопланетяне,
       Только может всё это снится мне во сне.

       Роза голубая из атласной ткани,
       Пахнешь ты рассветом, счастьем и весной,
       Только почему-то больно сердце ранит
       Свет твой бирюзовый, лёгкий, неземной.

       Где тебя садили, где тебя растили?
       В золотой долине или на окне?
       Но тебя сорвали и меня сломали
       Розу голубую ночью при луне.


















 




Рецензии