История Христианства в Посланиях Семи Церквям 4

          
                Р.К. КЕМБЕЛЛ   

                Послание в Сардис         

В послании Фиатире мы обнаружили, что великое зло пришло в действующую Церковь в тот период её истории. Элементы иудаизма и язычества укрепились и сформировались в систему злого учения под влиянием ложной пророчицы Иезабели,  которая соблазняла служителей Бога в блуд и идолопоклонство.  Это, как мы видели,  нашло своё полное воплощение и осуществление в Римско-католической системе, которая продолжает и сегодня оставаться не раскаявшейся и носящей неизменные дурные черты.
В Церкви в Сардисе мы видим пророчески представленный пятый период действующей Церкви или христианства. 
 В этой Ассамблее и в период времени, которую она пророчески представляет, мы не находим ничего из тех великих зол, о которых Господь говорил в Фиатире.
 Как видно из послания в Сардис, в речи Господа присутствует новое и свежее начало: "Вспомни поэтому, что ты принял и слышал, и храни и покайся" (Откр. 3: 3).

Реформация

Между периодами в истории христианства, с характерными чертами Фиатиры и Сардисы, производилась гигантская работа Божьего Духа, известная как Реформация.
Это развивалось в течение периода нескольких сотен лет и достигло своей полноты и кульминации в начале шестнадцатого века. В это время протестантское движение появилась на свет.
Важно отметить, что Церковь в Сардисе не представляла пророчески саму Реформацию, а, скорее, состояние и положение, в которое протестантизм в последствие упал, когда сила и импульс  могучего движения Духа Божьего утих.
  Прежде чем рассматривать послание Господа в Сардис, нам было бы полезно выделить некоторые черты  деятельности Духа Божьего в Реформации и инструменты, которые Он использовал.  Выше мы упоминали Джона Уиклиффа, родившегося в Англии примерно в 1320 г., который первым перевёл Библию на английский. Его называли "Утренней Звездой Реформации."
Иоанн Гус, родившийся около 1370г., и Джером (1363-1416), оба родом из Богемии, подхватили факел истины  Джона Уиклиффа. 
Потом были моравские братья, отличавшиеся миссионерским рвением и усердием.
 Они опубликовали перевод Библии на чешский язык около 1470г.
  Одним из самых больших и  ценных достижений периода Реформации был перевод Священного Писания на различные языки и умножения и распространения Библии среди  простых людей.
В период Фиатиры Библия была практически забытой книгой  Был сделан только перевод на латинский язык, который знало очень мало людей, и существовало всего лишь несколько экземпляров, так как всё в те времена копировалось вручную и искусство печати еще не было изобретено. Этот период известен в истории как Темные века. Тогда зло процветало, потому что Библия была скрыта и ее свет не сиял  широко.  Псалмопевец говорит: "Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых" (Пс.119: 130). Когда Слово Божье сияет, оно дает свет, который рассеивает тьму и зло. Когда оно скрыто, зло процветает.
 Бог собирался восстановить Свою истину и дать свет Своего Слова  народу.
Для этого Писание должно было быть переведено с еврейского и греческого языков, а также с латинского на местный язык простого народа, и требовались средства для быстрого размножения переведенной Библии.  Итак,  Он поднял мужей Божьих, которые были в состоянии перевести Священное Писание, и Он распорядился, чтобы было разработано искусство изготовления бумаги  в тринадцатом и четырнадцатом веках и чтобы искусство печати также было изобретено.
 Первой  напечатанной книгой была Библия, которую Гутенберг издал на немецком примерно в 1456 г.  Теперь Слово Божье быстро множилось и попадало в руки народа.
   Одним из самых выдающихся деятелей Реформации был Мартин Лютер, которого Бог  эффективно использовал, чтобы напомнить о  достаточности Священного Писания и для восстановления великой евангельской истины об оправдании только верой.
 Лютер родился в Германии в 1483 году.  Увидел Библию впервые в библиотеке в Эрфурте в 1505 году. После нескольких лет глубоких духовных упражнений, он оказался в истинном мире с Богом по словам римлян 1:17, "одной лишь верою жив будет."   С тех пор он стал великим проповедником  оправдания верой, как своеобразной доктрины Евангелия и разоблачал ложь папизма и привёл правление Рима к концу.   В 1517 Лютер прибил свои тезисы к двери церкви в Виттенберге. В этих девяносто пяти предложениях он бросил вызов всей католической церкви, продающей индульгенции.   
В 1520 он сжег публично папскую буллу, за что был отлучён от Церкви и, таким образом, сбросил ярмо Рима и стал открытым и бескомпромиссным противником этой злой системы.   Это был смелый и мужественный шаг, и народ Германии сплотился вокруг верного слуги Божьего, и власть Рима была сломана впервые за тысячу лет.
   После мужественного и твёрдого выступления  Лютера перед августейшей ассамблеей в Вормсе, состоявшей из более пяти тысяч высокопоставленных персон в апреле 1510г., он был увезён друзьями в замок Вартбург, где и находился в безопасности примерно год.
Здесь он начал самый большой и полезный из всех своих произведений, перевод Библии на немецкий язык.
Он опубликовал Новый Завет в сентябре 1522, а второе издание появилось в декабре 1522. Он распространился из одного конца Германии в другой и во многие другие страны  и был прочитан почти всеми по всей Германии.  Это стало книгой народа, национальной книгой, Книгой Бога. 
Теперь Реформация находилась на прочном фундаменте Слова Божьего.
 К 1533 году  были напечатаны пятьдесят восемь изданий Нового Завета.
К 1530 году весь Ветхий Завет был переведён Лютером с помощью Меланхтона и других друзей и опубликован.
Теперь полностью Слово Божье было в руках людей на их родном языке, и Сам Бог мог, таким образом, обращаться к сердцам и совести людей.
      Мы должны также сказать, что ранее Библия была переведена на различные языки отдельными реформаторами в разных странах.  Итальянская версия появилась в 1474 году, чешская около 1470г., голландская в 1477 году, французская в 1477г. , а испанский перевод в 1478 г.  Таким образом, Дух Божий творил и возвещал о приближении грядущей Реформации. Теперь через деяния, которые Бог осуществлял через Лютера, и пробуждение в Германской империи, возрождение Евангелия и  распространение Реформации  глубоко повлияли на общее состояние Европы.  Швеция, Дания, Голландия, Швейцария, Бельгия, Италия, Испания, Франция и Британские острова были затронуты этим движением Божьего Духа и "С такою силою выросло слово Божие и возобладало," как в дни Павла в Эфесе (Деян. 19:20).
   Однако папская партия Рима оставалась в ненавистной оппозиции к реформаторам и  была полна решимости уничтожить огнем и мечом лютеран.   Первый Шпейерский Сейм  был созван в июне 1526 и второй  Сейм был созван в том же месте весной 1529г.  Непосредственное уничтожение ереси Реформации мечом было общепризнанной целью Римской партии на втором Сейме.
 Немецкие князья объединились и протестовали, а затем представили в письменном виде благородный манифест увещевания и протеста.  Отсюда реформаторы стали называться Протестантами.   Таким образом появился термин, который до сих пор используется для обозначения всех церквей и групп, которые принципиально не согласны с доктринами, обрядами и церемониями Церкви Рима.
Принципы  протеста  Шпейерского сейма и  Аугсбургского исповедания 1530 г.  были воплощены в национальной конституции Германии и немецкие князья обязались защищать эти убеждения посредством военного могущества государственной власти. Теперь протестантизм приобрел политическую форму, и моральная слава Реформации увяла.  Национальные Церкви были сформированы в различных странах с евангельским вероисповеданием, как часть искусной государственной деятельности правительства, и политической власти, чтобы поддержать их.
      Когда политический элемент вошел и вскоре возобладал, когда внешние агрессивные действия и защита реформатских церквей попала в руки правящих князей, "меч духовный, который есть Слово Божие" (Eф.6: 17), был обменен на плотский меч и руку из плоти, и после этого не было больше никаких дальнейших духовных достижений. Свечение и пыл истины Божией и первый поток благословения вскоре скончался, и холодный, безжизненный формализм и пустое исповедание установились в протестантизме.  Господь потерял своё значение, Дух Божий опечалился, и более  сила Духа Божьего не проявлялась, как  в прежние дни.
Таким образом, слова Господа, обращённые к Сардису "Знаю твои дела, что ты носишь имя живое, но ты мертв" (Откр. 3: 1), точно описывают состояние протестантизма, когда мощь Реформации, цветущая и бьющая через край,  утихла и  установились мертвый формализм и пустая обрядность, лишенная духовной жизни.  Это состояние и положение христианства в период,  о котором  пророчески излагается в Сардисе.
С помощью этого краткого описания Реформации в качестве фона, мы будем способны лучше  понять послание Господа в Сардис и постичь более полно  значимость его деталей, к рассмотрению которых  мы приступим.
   Считается, что слово "Сардис" пришло из еврейского "Сард", означающее "остаток."
 Остаток выделился из ужасной системы зла, установившейся во время периода Фиатиры из римской системы Иезабели. Однако,  как мы рассмотрели раньше, многие примкнули к этому истинному остатку Протестантизма по политическим и прочим причинам, и он стал в основном безжизненной оболочкой, которую Господь охарактеризовал как "носящий имя живое, а сам есть мёртв."
"И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя живое, но сам мертв" (Откр. 3:1).  Так Господь представляет Себя в Сардисе.  Дух Божий говорит о власти, ибо Господь сказал ученикам: «Вы примете власть, когда Святой Дух сойдет на вас, и вы будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8).   Семь духов Божиих  означали полноту власти, так Господь напомнил Церкви в Сардисе, что Он имеет полноту власти и что полнота эта была доступна для них в Духе Божьем.  В Откровении (5) Господь представлен как Агнец, "имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь Духов Божиих, посланных на всю землю" (ст. 6).
Церковь состоит из верующих "устраивающихся вместе для обитания Божьего посредством Духа"
(Eф.2 : 22),  и является сферой деятельности и власти Духа.   Но Ассамблея в Сардисе не показывала никаких признаков деятельности Духа.  Она была холодна, формальна и мертва.
 Дух Божий  отложили в сторону,  забыли,и Он опечален.    На плотскую руку полагалось протестантское движение периода Сардисы как на силу для борьбы со злом и силу Рима, вместо того чтобы рассчитывать на силу Духа Божьего.
 В начале реформаторы были уполномочены Духом Бога, но в процессе расширения Реформации они сделали большую ошибку, оперевшись на  светские правительства для защиты и помощи.   Дух Божий воздвиг свидетельство против зла в действующей Церкви,  но Его не принимали в расчёт и не чтили, чтобы сохранить это свидетельство. 
 Короли и правящие князья  устали от тяжкого ига Рима и были рады избавиться от него, поэтому присоединились к протестантскому движению из-за естественной вражды против  порочной системы.  Таким образом люди не рожденные от Духа Божия и движимые Духом стали важной частью протестантского движения  периода Сардисы и вскоре стали безжизненным действом, лишенным духовной силы.
 По этой причине Господь являет Себя в Сардис как тот, кто имеет семь Духов Божьих и полноту власти.   Если им нужна была сила и мощь в великой борьбе со злом, она была доступна для них в Духе Божьем.  То же самое верно для Церкви Божией сегодня, и для каждого верующего.
Мы можем "крепко утвердиться могуществом Духа Его внутри человека" (Эфес.3: 16). Действующая Церковь сегодня характеризуется тем же пренебрежением к Духу Божьему и, опорой на руку из плоти, что было верно для протестантизма в его первые дни, поэтому слова Господа в Церкви в Сардисе актуальны и в настоящее время.   
   Господь говорит также, что Он имеет семь звёзд.  Мы уже отметили, читая Откровение (1:20), что "Семь звёзд являются ангелами семи церквей."   Они являются посланцами или взывающими к ответственности в Ассамблее и посланы туда нести божественный свет.
   Он напомнил нам, что Он Единственный, кто одаривает Свою Церковь, и что все, кто служит проводниками Его света, должны все свои помыслы связывать с Ним и чтить Его власть и в каждом деле рассчитывать только на Него.
 Он имеет семь звёзд.  Все истинные функции духовенства должны исходить от  Него через Дух Божий.  Нужны ли нам учителя, чтобы учить Слову Божьему? Нужны ли нам пастыри, чтобы пасти и заботиться о стаде Божьем? Нужны ли нам евангелисты, чтобы проповедовать Евангелие?
Нужны ли надсмотрщики в местных Ассамблеях? Да, всё это нужно в Церкви, и всё это должно исходить от Христа, вечной главы Церкви. 
Он может и создаёт всё это, и мы должны взирать на Него и на них, вместо создания системы правления, какую установил протестантизм. Господь объясняет Ассамблее в Сардах и нам сегодня, что, хотя есть упадок и недостаточность власти в Церкви, нет ни упадка, ни отсутствия  Его власти или Его правления.  Все полнота пребывает в Нем для Его Церкви, но Он должен почитаться и определять веру, чтобы верующий мог приобщиться к могуществу Его.
 Читатель помнит, что в предисловии к этой книге мы отметили различие  между представлением Бога Эфесянам и представлением Его в Сардисе.  В первом случае, Он говорит, что держит  семь звёзд в своей правой руке, тогда как во втором случае мы не видим упоминания об этом.
  Причина этого различия заключается в том что во времена Эфеса, период следующий за апостолами, Господа признавали главой Церкви и  полностью полагались на Него.
  Но это уже не было верным для церкви в период Сардиса, и также не является истинным для сегодняшней  действующей Церкви.
  Христа не признают вечным и единственным главой Церкви. Это место заняли люди, которым воздаётся почёт, который по праву принадлежит Господу. Звёзды, сияющие в правой руке Господа, более не манят  духовный взор и  не воодушевляют воображение служителей Церкви и их паствы.  Главным поражением протестантизма  было и является сейчас то что  он не признал за Господом Иисусом Христом  верховную власть и руководство и не положился на него полностью.

Осуждение Господа

"Знаю твои дела, что ты носишь имя живого, а сам мертв" (Откр. 3: 1).  Это оценка Господня работ и состояния действующей Церкви периода Сардиса и протестантизма.
Тот, кто имеет глаза, как пламень огненный, который может проникнуть через все, и тот, кто один только и может полностью постигать и давать правильную оценку каждому действию,  говорит о деяниях Сардиса.
  Здесь Господь, конечно, не воздаёт похвалу, как Он обычно делает сначала  в Своих посланиях к предыдущим четырём церквям после рефрена "Знаю твои дела."
  Может показаться, что практически ничего похвального не упоминается в послании к Сардам.
 Одобрительный оттенок носит лишь признание маленького верного остатка в стихе четвёртом:
"Есть несколько имён даже в Сардах, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны."  Эти немногих Господь мог похвалить за их  особенный путь, но общее состояние в Сардах было противно Ему, и Он мог сказать только слова осуждения, увещевания и предупреждения этой Церкви в целом.
" Носишь имя живого."  В учении протестантизма было много  православного и правильного.
 Много истинного было выражено и признано,  такого что и теперь можно обнаружить у некоторых протестантов сегодня, но отсутствовала духовная жизнь. 
 Он стал и сейчас остаётся холодным, формальным, безжизненным православием, лишённым Духа Господа. 
 Внешне в ней присутствует видимость жизни, но тот кто может проницать сквозь подкрашенную оболочку формализма, скажет : "Ты  мертва."
   Имя  и внешнее отправление культа не отражает действительного положения вещей.  Имя говорит о жизни, но оно являлось только названием, претензия, лишённая духовной жизни.
   Протестантизм, начавшийся с Реформацией, который сначала был напоен Духом Божьим, теперь находился в смертельной спячке.  Он воплотился в мировых ассоциациях  и имел репутацию живого, но не обладал духовной жизненностью.
   Таким стал протестантизм, после того как  свежесть и энтузиазм Реформации улетучился, и ещё более жалким является протестантизм нынешний.
  Евангельские движения дня находятся за пределами признанных организаций протестантизма и не вполне соответствуют  духу  Сардиса.  Формирование национальных Церквей при поддержке государства, которые принимали в свои ряды  практически каждого, независимо от духовной жизни или  возрождения Духом Божьим, которые были характерны для протестантского движения в период Сардиса,  и помогло установиться этой безжизненной ортодоксальной системе, которая все еще с нами сегодня.

Призыв к бдительности

"Будьте бдительны, и укрепляйте вещи, которые остаются, что готовы умереть, ибо я не нашёл дела твои совершенными перед Богом" (Откр. 3: 2).  Ассамблея в Сардах не была бдительной, в противном случае,  она бы не пришла к такому мёртвому состоянию.   Результатом этого отсутствия бдительности является то, что вещи, которые оставались, пришли к упадку и готовы отмереть.  Раньше кипела деятельность духовной жизни, но теперь есть только остатки прежней жизни и они ослабевают и нуждаются в укреплении. Так Господь призывает эту ассамблею и церковь периода Сардиса  к бдительности и активности духовной, также к покаянию, как мы увидим позже.
Призыв к бдительности и укреплению вещей, которые остаются, является практическим словом для Церкви на все времена.
В Евангелии от Марка 13:33-37 Господь говорил ученикам и  призывал их четыре раза к бдительности.  " Смотрите, бодрствуйте и молитесь ... Приказал привратнику бодрствовать... Итак бодрствуйте... И то, что я говорю вам говорю всем: бодрствуйте."    Апостол Павел предупреждал старейшин церкви  в Эфесе о людях , которые возникнут, "которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою," а затем призвал " Посему бодрствуйте, памятуя, что в продолжение трех лет я  не перестал предупреждать каждый день и ночь со слезами " (Деян. 20:30-31 ).   Враг наших душ  всегда стремится осквернить и уничтожить и имеет много тонких методов работы.  Именно когда  люди спали,  враг пришел и посеял сорняк среди пшеницы, как наш Господь и предсказывал (Матф.13 : 25).
  Можем ли мы прислушаться к Его призыву к бдительности, индивидуально и коллективно, и стремиться к укреплению ослабевающих свидетельств Его Имени, которые остаются.
 Давайте не будем стремиться разрушить и просто критиковать, но трудиться, чтобы создать и укрепить то, что от Бога. "Давайте не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и быть трезвыми" (1Фес. 5 : 6).
        "Я не нашел дела твои совершенными пред Богом."   Это оценка Господня деятельности периода Сардиса.
 Хотя имело место дело Божие во время Реформации, однако, при всех деяниях реформаторов наблюдалось  значительное несовершенство их учения.    Не доставало библейской полноты великих доктрин божественного откровения.
 Они допустили фундаментальную ошибку относительно того, что они называли "таинством" -  сохраняя регенерацию крещения,  и ошибку консубстанциации относительно вечери Господней.
 Не видно и следа истинного учения о Церкви Божией в истории Реформации.  Возвышенные истины  в посланиях к Эфесянам и Колоссянам, в которых излагались  характеристики Церкви и  Божий промысел,  были неизвестны массе реформаторов. 
        Тогда в отношении христианской практики, верующие были введены под действие закона как правила жизни, и остаются таковыми по сей день в протестантизме, в то время как для христиан сам Христос является правилом жизни. Универсальной доктриной всех протестантских  образований является  оправдание души верою под действием закона, как правила жизни.
Результатом этого является министерство смерти, ибо закон называется "служение смерти" в 2 послании Коринфянам 3:07.   Души под ярмом  закона никогда не наслаждаются прочным миром, и их дела идут неважно.   
  Таким образом, налицо не законченность работы.
Верующий имеет во Христе полную жертву, совершенную совесть ("Сердца  окроплённые от порочной совести"), и "навсегда совершенную" посредством одной прекрасной жертвы (Евр.10 :10-22).  Это практически неизвестно в протестантизме, потому что чистому и полному Евангелию нет места, где Божья благодать и закон сливаются в единое.

Помните - держитесь - Покайтесь

"Вспомните, что вы приняли и слышали, храните и покайтесь" (Откр.3: 3). Господь признает, что имело место действие благодати в период Реформации. Большая правда была услышана и получена. Свет открытой Библии распространился, и Реформация всколыхнула всю Европу.
 Люди толпились в залах и внимали по четыре-пять часов подряд проповеди Библии.
  Послания об истине самодостаточности Писания, оправдании верой и свободе совести были, среди прочих,  услышаны и получены.
Эти истины, которые были восстановлены и приветствовались, теперь меркли в памяти и совести.   Протестантизм теперь почивал  на лаврах  своей славы, приобретенной в результате успешного конфликта с папской системой Рима,  используя ее имя и забывая драгоценные истины, которые были явлены ему.  Поэтому Господь призывает Церковь в Сардисе вспомнить, как она получила и услышала, и крепко держаться истин, изложенных Духом Божьим, и раскаяться в её отклонении и падении в прежнее состояние.  Это был способ выздоровления и реставрации, который Господь милостиво представил  Сардису.  Он приведет их к покаянию, напоминая им о том, как они получили Слово, о сердечности, рвении, усердии и любви, с которой они получили правду, когда свет открытой Библии  воссиял над ними и избавил их души от тьма католицизма.
   Еще один момент, который стоит отметить здесь, это то что Господь  возлагает ответственность как на отдельных личностей, так и  на Ассамблею в целом, в соответствии с полученным  светом.   Сардис будут судить по свету, полученному в Реформации и в соответствии с привилегией света открытой Библии.  Какой упадок и отступничество мы видим  в протестантизме сегодня, когда во многих местах  Библия больше не считается вдохновенным и непогрешимым Словом Божьим, и учение об оправдании верой рассматривается как пережиток прошлого.
 Применяя слова Господа, обращённые к Сардису, также и к нам сегодня, мы видим, насколько актуальным является призыв вспомнить, как мы получили и услышали, и держаться и покаяться! Сколько драгоценных проповедей мы слышали за всё это время!  Хвалим и ценим ли мы истину Божию, возвещённую нам и прочно ли мы её придерживаемся? Или мы ставим земные и временные вещи выше откровения Христа и Его Слова?  Многие вещи в нашей жизни показывают, что мы не ценим истину,  которую мы слышали и получили.  Поэтому призыв к покаянию и самоосуждению является словом Господа, обращённым и к нам лично.
   
Угроза Судом

"Если же не будешь бодрствовать, Я приду к тебе, как тать, и ты не будешь  знать, в который час Я   приду к тебе" (Откр. 3: 3). Господь призывал ассамблею к бдительности, и теперь она находится под угрозой суда, если она не сделает этого и не освободится от своего падшего состояния.
Он придет к ней неожиданно как тать.  Очень мрачное заявление, ибо Господь придет в мир "как тать ночью" (1 Фес.5: 2). Церковь в Сардах, таким образом, предупреждена, что если она не будет бдительной и не покается, она встретит такое же осуждение как мир, и Он явится к ней нежданно негаданно, как тать,  чтобы судить её.
Насколько это печально, когда действующая Церковь и протестантизм с его великим именем низводятся в Божьей оценке и суде  до мирского  уровня.   Церковь в период Сардиса слилась с  политической властью и, потому, отождествляется с миром.   Поэтому ей придётся  разделить участь мира, когда Он придет  внезапно как "вор в ночи."  Современное состояние протестантизма не лучше, оно гораздо хуже, чем после Реформации, и предупреждение Господа о грядущем суде имеет мрачную коннотацию.
 Обращаясь к  верному остатку в Фиатире,  Господь говорит о Себе как об "утренней звезде" и призывает их "держаться, пока Я не приду" ( Откр. 2:25,28).   Насколько приятным и желательным представляется  Его явление к ним.  К истинным верующим, ожидающим возвращения своего Господа и Жениха, Он явится "как яркая утренняя звезда" (Откр. 22:16) и осенит их величием Дома Отца Своего(Иоанн 14:2,3).  Но к миру и действующей церкви, которая забыла Христа  и не ожидает Его возвращения, Он явится как внезапная расплата и бич.
  Слова Господа о том, что Он придёт "словно тать", подчёркивают, что в Сардах не ждут Его возвращения.   
Это также верно и в отношении сегодняшнего протестантизма и остального мира.
 Но слово к истинному дитя Бога таковы "Но вы, братия, не во тьме, чтобы день (день Господень) застал вас, как тать. Ибо все вы сыны света" (1 Фес .5:4,5). Можем ли мы внять увещеванию Господа своим ученикам в Евангелии от Луки (12:35-36): "Пусть будут ваши препоясаны и ваш свет сияет и вы будьте подобны людям, ожидающим своего Господа.

 Остаток

"Ты имеешь несколько в Сардисе, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны" (Откр. 3: 4).   Как  в Фиатире верный остаток был отмечен Господом, так и в Сардах были верные люди, которых Господь выделяет от исповедующей массы как радующих Его.  Они не осквернили одежд своих связью с миром, как сделали остальные в Сардах, но поддерживают персональную чистоту путем отделения от зла, окружающего их. Святость их пути и поведения характеризуется не только тем, что они не только отстранились от зла  снаружи, но и от осквернения внутри сферы Божьих исповедующих людей. Таким образом, они  стали  обособленной группой, хотя малочисленной и непопулярной здесь, но о которой хорошо осведомлён Господь и  которые достойны ходить с Ним в белом. Они узнали то, что Джеймс описывает как "Чистая религия и непорочная пред Богом и Отцем означает  держать себя незапятнанным миром" (Джеймс 1:27).
      "Они будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны." Таково драгоценное обещание Господне  этим верным в Сардисе, и для всех тех, кто стремится идти в отрыве от зла и держать себя незапятнанным от мира, который имеет сатану в качестве своего бога и князя, будь то в коммерческом, политическом или религиозном отношении.
 Это обещание показывает, как сильно Он ценит такую верность Себе, и наградой является тесное сближение и идентификация с Собой.  Они сохранили свою целостность и нравственную чистоту здесь, и будет ходить с Ним в белых одеждах с  пятнами крови Агнца на них.  Их отличительное воздаяние в славе, таким образом, связано с моральной чистотой и обособленностью от мира , которые они поддерживают здесь. Такая верность Господу не будет забыта, но будет отмечена  навсегда свыше. Пусть эти драгоценные слова Христа ободрят верующих сегодня идти отдельным от мира путём,  угодным Господу.
Следует отметить, что в послании к Фиатире Господь обратился к верному остатку со словами, "столько, сколько не  приняли это учение" и т.д., в то время как в Сардисе Он говорит: "Ты имеешь несколько имен даже в Сардах, которые не осквернили одежд своих. " Будет ли это означать, что  в период Фиатиры оставалось больше верных Христу  и благочестивых, чем в  период Сардиса? Должны ли мы заключить из слов "как многие", сказанных в Фиатире, и слов "несколько имен", сказанных в Сардисе, что было, а может быть есть и сегодня,  меньше благочестивых и обособленных душ  в формальном протестантизме, чем в Римской  системе периода Фиатиры?
    Эта импликация, казалось бы, здесь есть.   Во всяком случае, только некоторые в Сардах были верны Богу.  Удивительно то, что их не стало больше в разгар протестантского движения, которое выступило против коррупции Фиатиры.

Пятая Притча

Мы указывали на сходство  притчей Матфея(13)  с тем, что мы находим в семи церквях.
 Сардис является пятой Церковью.  И пятая притча в Евангелии от Матфея(13) говорит: "Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому в поле, которое, когда человек обрел, он затмит, и от радости идет и продает все, что имеет, и покупает то поле "(Матф.13: 44). Эта притча изображает Господа Иисуса Христа, отказавшегося от всего и покупающего мир, поле, Своей кровью,  для того чтобы Он владел кладом сокрытым в нём,  Его святыми лично или, как считают некоторые, Израилем. 
Сходство этой притчи с Сардисом, похоже, заключается  в сокровище, спрятанном в поле.  Среди огромной массы безжизненного протестантизма, распространившегося по миру, затерялись некоторые истинные верующие.  Они напоминали клад, зарытый в поле, известный и ценимый Господом.

Обещания Преодолевающему


Преодолевающий облечется в белые одежды; и я не сотру его имя из книги жизни, но я исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его "(Откр. 3: 5).  Тройная  награда обещана преодолевшему. (1) Он будет одет в белые одежды; (2) его имя не изгладится из книги жизни. (3) Господь исповедает имя его пред Отцом и пред Ангелами Его. Те, кто помнит, как они услышали и приняли и держали и раскаялись и приобрели положение тех, которые не осквернили одежд своих, таким образом, будут признаваться преодолевающими и причислены  к верному остатку, который будет ходить с Господом в белом.
  Белые одежды, в которые Господь обещает облачить преодолевающего, соответствуют открытому признанию  Господом  его беспорочного пути.  В Откровении (19) жена Агнца представлена в одежде " из тонкого льна, чистой и белой,"  и это, как следует из последующего объяснения, есть "праведность святых" (ст.8).   Господь таким образом утверждает, что каждый акт преданности преодолевающего, который подразумевает  отделение от нечистоты, будет  вознаграждён вечным проявлением Его присутствия. 
Второе обещание преодолевающему здесь заключается в том, что его имя не будет стёрто в книге жизни. 
Тут сразу встаёт вопрос: что это за книга, и возможно ли стереть из неё чьё либо имя?
При внимательном рассмотрении мы обнаружим различие  между книгой жизни,  упомянутой здесь, и "книгой жизни Агнца", о которой говорится в Откровении (13:8, 21:7).  Это две различные книги записей.
   Книга жизни, похоже, является главным регистром вероисповедания, в который можно внести имя, однако если в результате  расследования  обнаружится ложность оснований для такого зачисления, то имя это должно быть стёрто.
   Мысль о возможности быть стёртым из книги Бога была выражена в глубокой древности. Моисей  в замечательном моменте заступничества за грешный Израиль, сказал Богу: "Если же хочешь прости им грех их, а если нет, вычеркни меня, прошу тебя, из книги Твоей, в которую Ты вписал."
 На его просьбу Господь ответил: "кто согрешил против меня, сотру из книги Моей" (Исх.32 :32-33).  В Псалме (89:28) Давид просит для врагов Господа следующего: "Пусть будут стёрты из книги жизни, а не записаны с праведными." 
В Откровении (22:19) дано следующее предупреждение: "если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, Бог отнимет его часть из книги жизни, и из святого города, " и т. д.
Все эти отрывки из Писания указывают на прерогативу Господа стереть чьё либо имя из книги жизни, которая является главной книгой исповедания божественной жизни. 
Господь всегда возносит людей и соответственно со степенью возвышения возлагает на них ответственность.
 Именно о книге жизни говорит Господь, и когда выясняется, что некоторые личности не соответствуют понятиям божественной жизни, но мертвы, как в Сардисе, имена их могут быть стёрты как более не имеющие права оставаться в регистре.
  Книга  жизни Агнца содержит имена, написанные в ней до основания мира, как говорит Откровение 13:08 и 17:08 : "написано с основания мира в книге жизни убитого Агнца."
 Это книга из советов и целей Бога, который знает конец от начала и написал в ней, до начала  человеческой ответственности, имена всех, кто был избран во Христе до основания мира... (Еф. .1:4).  Это настоящие, рожденные заново верующие во Христа, которых Он называет, оправдывает и прославляет (Римлянам 8:30), и действует в их сердцах Своим Святым Духом, который запечатал и отметил их как Свою собственность навсегда. Книга Агнца жизни есть запись о реальности, и из этой книги  ни одно имя не будет стёрто.
    Книга жизни это запись истинных и лживых проповедников Христа.  Имена  лживых и безжизненных проповедников будут стёрты в этой книге. 
Те в Сардисе, которые преодолевают, внимая призыву покаяться и веруя в реальность жизни Христа, могут быть уверены, что их имена не будут вычеркнуты из Божьей книги жизни. Насколько   утешительным и поддерживающим является это обещание для преодолевающего.
    Существует ещё одна утешительная мысль в этом обещании.  Те, кто стремится хранить верность Христу и повиноваться Ему, должны сторониться зла и религиозной скверны.
   Это вызывает гнев или, по крайней мере,  раздражение религиозных лидеров, и они могут вычеркнуть имя преодолевающего из церковного регистра.  Господь же уверяет такого преодолевающего, что, хотя человек может вычеркнуть его имя и отлучить его от церкви как грешника, Он(Господь) не сотрёт его имя в Своей книге жизни.
  Третье обещание, данное преодолевающему в Сардисе: " Я исповедую имя его пред Отцем Моим и пред ангелами Его."
   Господь не только сохранит имя преодолевающего в своей книге, но Он обещает исповедовать имя его пред Его Отцом и Его ангелами. 
Это подобно тому, как командующий генерал, который дает сообщения о битве в штаб командира главнокомандующего, и упоминает имена тех, кто особо отличился в исполнении воинского долга. Такие имена выдвигаются для почетного упоминания и награждения.   Как это должно воодушевлять солдата, который под огнем противника с огромным напряжением продолжает оборонять вверенный ему пост, если его имя  таким образом, представляется как образец чести перед начальством и главнокомандующим!  Но такой знак земной чести и различия не идёт в  сравнение с невыразимой честью, милостью и благодатью,  которые будут дарованы преодолевающему Господом, когда Он отметит его имя за верность и послушание  перед Своим Отцом и ангелами Его. Может,  нам  начать ценить одобрение Господа, признание и обещание награды и чести, и стать  истинными  преодолевающими за Христа.
 
Призыв к слышащему Уху

" Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквам » ( Откр. 3 : 6).  Послание Господа Ассамблее в Сардисе заканчивается  призывом к имеющему ухо услышать, внимать и принять, что Дух говорит Церквам.   Это обращение является проявлением интенсивной тоски Господа  по  Своим святым  и Его горячего желания, чтобы Его слова предупреждения, обличения и наставления могли найти дорогу в их сердца и вызвать полный ответ его верной любви.  Господь всегда ищет тех, кто открыл уши, чтобы слышать и внять тому, что Он должен сказать. Однажды Он собрал  народ и сказал:  "Послушайте Меня, каждый из вас, и внимайте. Те кто имеет уши слышать, да услышит! " ( Марк 7:14 -16 ). 
 К таким, кто открыл уши и сердца взывает Господь,  даже сегодня в этот день Лаодикийского безразличия.  Существует много и в наши дни верующих, которым следует услышать, внять и отложить в сердце слова Господа в Сардисе.

"Церквам"

Обратим внимание на слова "то, что Дух говорит Церквам."  Эта фраза встречается в каждом послании к семи Церквям в связи с призывом услышать, что Дух должен сказать.   Заметьте, это не обращение Духа к отдельной Церкви, но к "Церквам".    То, что Господь должен был сказать каждой Ассамблее, было направлено к сердцам всех и предназначалось слышащим во всех Ассамблеях, как адресованное "Церквам".
  Это показывает, что существует местная и корпоративная ответственность в Церкви и что нет в Писании такого понятия как независимость Ассамблей. 
  Некоторые концепции, утверждающие,  что каждая Ассамблея является независимым образованием и отвечает только перед Богом за свои собственные дела и не имеет отношения к обстоятельствам в других Ассамблеях, не подтверждаются Писанием и не согласуются с призывом Господа  к каждой из семи Церквей Азии "услышать, что  Дух говорит Церквам."
   Первоначальная ответственность, конечно, возлагается на каждую местную Церковь в отдельности, но ответственность за поддержание Дома Божьего в святости и тому подобное, не ограничиваются местной Церковью.  Существует также коллективная и корпоративная ответственность  Аcсамблеи как члена Единого Тела Христа.


Рецензии