Раскулаченные

Повесть
"Не забудьтэ помьянуты.."
(Тарас Шевченко)
"Время разбрасывать и время собирать камни"
( Экклезиаст)
Вместо предисловия.
Ранние пробы пера, повести "Туйновы", "Третий дом от кладбища", многочисленные рассказы наконец-то выявляют  общую тенденцию, котороая позволяет собирать все написанное в более крупную форму..Недавно  Павел Глоба высказал идею о взаимосвязи года рождения и смерти М.Ю..Лермонтова с определенными циклами в 100,150,200  лет.(1-я мировыя война-1914, И 2-я-1941) Годы Сокола и Волка по Зороастрийскомк календарю. И Тарас Шевченко, и один из моих прапрадедов тоже родились через 2 года после войны с Наполеоном.. И цикл 80-летний (начала репрессий, раскулачивания, образования Гулага, голодомора) с аналогичным положением в небе сочетания злющих планет. сейчас повторяется. Жизнь это миг.Отдельного человека в цепи родовой динамики 7-10 поколений. Какие будут повторы.. Академик Чижевский, тоже прошедший Карлаг, писал в книге "Земное Эхо солнечных бурь" о различных циклах солнеченой активности и их влиянии на политическую ситуацию в мире и на здоровье людей... Чем аукнется начало этого цикла для  потомков... Три дня назад  небывалой силы вспышки на солнце дуплетом выбросили в сторону земли поток излучения.. Сегодня, 10 января 2014 года,, это излучение  обрушилось на землян.. За месяц до Сочинской Олимпиады.. Метеочувствительным надо беречься, принимать аспаркам, следить за самочувствием..
 А сухой текст без иллюстраций, фото и рисунков не дает полной картины и обьемного восприятия изложенного.. Потому полный вариант будет на  страницах моей группы "Туйновы" в "Моем Мире".А фото можно увидеть в "Однокдассниках" в моей группе "Фёдоровка, Караганда,(угольный Туйновы
Семейная хроника. Посвящается всем Туйновым, Росинским, Мастеровым и их потомкам под другими фамилиями.
http://my.mail.ru/community/rodovoe_drevo/?ref=cat
 

Посвящается моим предкам Туйновым,
врагам народа образца 1931 года ,
раскулаченным курянам ,
на костях, которых построена Караганда
и железная дорога к ней.
Туйновым – Росинским посвящается
 ПРОЛОГ
Я пришла
На могилку твою,
Я пришла,
Но ее не найду,
Лишь березка,
Что рядом стояла,
О тебе, еле слышно, шептала:
Помяни... Господи, слава тебе, помяни…
Господи, слава тебе, помяни, раба твоего…

Суета сует и всяческая суета быстро промелькнувшей жизни неожиданно взорвалась звонком сестры из Караганды: «Тебя крестил в 45-м сам святой Севастьян…». Осознание и переоценка ценностей, событий, поиск аналогий и неслучайных случайностей продолжается до сих пор. Но первым из нашей родни, в день рождения, получил широко известную книгу о преподобном старце Севастиане Карагандинском, мой двоюродный брат Вадим Туйнов, да еще и в Москве, да еще и шикарный подарочный экземпляр - ровно через 45 лет после крещения. Ему не было еще и месяца, мне и 4-х лет, моему старшему брату Юрию исполнилось - 7, когда нас крестил в мае 1945, освободившийся из заключения в Карлаге, в Долинке (тюрьмы в тюрьме, в самом центре рабовладельческого государства, именовавшегося СССР) последний Великий Старец Оптинский Севастиан. Крещение было тайным, ему запрещали проводить службы. А родились мы, все трое, во втором бараке от ворот лагеря для военнопленных, на территории Карлага, основного из концлагерей Гулага. Крестились в третьей землянке от колючей проволоки лагеря для военнопленных немцев, румын и японцев…

Раскулаченные, спецпереселенцы, враги народа, репрессированные… Вглядитесь в ночную тьму из окна вагона на перегоне Астана – Караганда- Балхаш. Вы увидите их тени вдоль насыпи…Вы проезжаете по их костям... Железная дорога от Акмолинска до Караганды, летом 1931 года, была построена за четыре месяца!!! Умерших от болезней, истощения, застреленных тут же на месте, за малейшее нарушение или попытку побега (выстрел в затылок, и могилу копать не надо….) закапывали в железнодорожную насыпь. Вся железная дорога Астана - Балхаш - это огромная братская могила - их могила. Могила раскулаченных по разнарядке ОГПУ середняков Поволжья, Мордовии, Курской, Орловской и Белгородской областей, которых выгнали из своих хат, домишек в том, что было на них одето. Конфисковав урожай, коров – кормилиц и все нажитое поколениями предков, повезли их, как скотину, в телячьих вагонах, от церковного звона старинных церквей, родной природы, от родных могил предков…. На смерть, на лишения, на муки нечеловеческие …

Когда поезд, трогаясь с вокзала Караганды на юг, проходит под автомобильным мостом, то справа остается мрачное здание бывшей пересыльной тюрьмы №16, за ней показывается моя родина, поселок Федоровка и, далее вдоль насыпи, протянется старое федоровское кладбище, часто посещаемое Севастьяном в 40-50х годах. На восток от тюрьмы и кладбища за поселками Федоровкою и Кирзаводом, на месте массовых захоронений узников Карлага и военнопленных, раскинулся микрорайон «Юго-Восток», где золотятся купола собора, хранящего мощи Севастьяна, а слева от моста, за бывшим «Зелентрестом», простирается бывшее село Большая Михайловка, где жил и построил первую церковь Севастьан. Образуется своеобразный крест: с севера на юг - ось креста это - железная дорога и параллельные ей тюрьма и кладбище, а перекладины креста, запад - восток, отмечены храмами.
Караганда сплошное кладбище, а храмов было маловато до последних времен. Книгу «Карагандинский старец преподобный Севастиан» (Издательство «Паломник» 1998 г.) мне дали почитать на одну ночь в Караганде в 1999году. Не отрываясь, проглотил ее четыреста с лишним страниц ... И не просто обливаясь слезами, а рыдая…
И чтобы создать представление о том. что было
и что будет в этом повторе положения жесткого планет начал смотреть события  начала тридцатых..  В 1929 году Черная луна,Лилит, точка греха,(Лилит
определяет меру Зла, совершаемого в этой жизни человеком, показывает самый
низкий путь. Затмение рассудка.  Человек
не ведает, что творит).  идет по
Козерогу. Это одно из самых сильных и коварных состояний. Деспотизм, фашизм,,всех
приносят себе в жертву, идут к цели по трупам,попирают все святое.Цинизм, безжалостность,
мучительство, коварство при достижении цели. И начинается компания шельмования
кулаков.
1929.10.24
Обвальное
падение курса акций на Нью-Йоркской фондовой бирже на Уолл-стрит. Крах
начинается в "черный четверга" (в полдень биржа закрывается) и
продолжается в “черный понедельник” - 28 октября, сразу после открытия биржи,
и в “черный вторник” 29 октября.
1929.11.10
СССР. На
пленуме ЦК (проходил 10-17 ноября) был взят курс на ускоренное проведение коллективизации (см.
ст. Коллективизацию
ускорить!), принято решение о создании Наркомзема (образован в декабре
того же года; наркомом земледелия назначен Я. Яковлев).
1929.11.17
СССР и
Китай. Началась Маньчжуро-чжалайнорская
операция 1929 года, наступательная операция войск Забайкальской группы
Особой дальневосточной армии в районе ж.-д. станций Маньчжурия и Чжалайнор,
проведённая 17—20 ноября.
1929.12.27
СССР.
Сталин заявляет о начале сплошной коллективизации и о переходе к политике
«ликвидации кулачества как класса». В своей речи на конференции
аграрников-марксистов - К
вопросам аграрной политики в СССР - он в частности сказал: "...Надо
признать, что за нашими практическими успехами не поспевает теоретическая
мысль".
Напоследок цитата, от которой тянется ниточка
в наше время. «Нужно, по-моему, увеличить (елико возможно) производство водки,
- пишет Иосиф Сталин Вячеславу Молотову. - Нужно отбросить ложный стыд и прямо,
открыто пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет
обеспечения действительной и серьезной обороны страны».
Стыд, действительно, отбросили. И надолго...

Наступил «год большого перелома», как назвал его Иосиф Сталин. Покончено с
НЭПом, идет большая, кровопролитная коллективизация. Зажиточные крестьяне, то
бишь кулаки, против, и им объявлена беспощадная война.

И вообще, жизнь в стране стала лучше и веселее еще до того, как об этом
официально объявили.
Валерий
Бурт               

Массовая насильственная коллективизация сельского хозяйства в СССР. Раскулачивание
Добавил: pluvash

Тема: Политика


В 1929 году внешнеполитическая обстановка отчетливо запахла войной для
СССР. И Сталин решил, что с коллективизацией надо поспешить. После его
статьи в «Правде» «Год великого перелома» за крестьян взялись
основательно. Если до этого во многих деревнях случалось, что половина
населения в колхозе, а половина работает только на себя, причем
колхозники зачастую живут хуже частников, то теперь с этим было пора
было кончать. Был создан специальный наркомат земледелия во главе с
Яковом Яковлевым (Эпштейном), работавший в самой тесной смычке с ОГПУ.
Зима 1929/1930 года стала началом сплошной коллективизации. Крестьян
перестали уговаривать, им начали приказывать.

Все это сопровождалось более страшным процессом – массовым
раскулачиванием. Если сопротивление не носило уголовного характера, как в
истории с Павликом Морозовым, то по разнарядке сверху более-менее
зажиточных середняков (кулаков-то практически не осталось) с семьями
выселяли. Хорошо если просто в другую область, где им, ограбленным все
равно приходилось вступать в колхоз. Плохо если куда-нибудь в зону
вечной мерзлоты. Свыше 1 миллиона 800 тысяч человек, включая маленьких
детей, было раскулачено. Потому что был лозунг «ликвидация кулачества,
как класса». Такое количество уже можно было, наверное, считать классом
согласно макрсистско-ленинскому учению.

Репрессировать было просто. Куда сложнее было извлечь из
коллективизации экономическую пользу. Психология крестьянина
формировалась веками, и за одну зиму изменить ее было невозможно.
Положение своей скотины в теплом хлеву с положением сотен ничьих коров в
коровнике с дырявой крышей сложно сравнить. То же самое и с зерном в
своем амбаре или в общем. Сразу началась беда, с которой так колхозный
строй никогда и не справился – потери из-за дырявых бортов грузовиков,
из-за дырявых зернохранилищ, падеж скота из-за плохого присмотра.

Это было очевидно сразу после начала сплошной коллективизации. Сталин
даже выступил 2 марта 1930 года в «Правде» со знаменитой статьей
«Головокружение от успехов», где осудил некоторых местных руководителей в
излишней резвости. И заодно обвинил в троцкизме. Чтобы Троцкому,
находившемуся тогда в турецком изгнании, тошно было. Виновных наказали,
темпы коллективизации снизили. Но лишь до XVI съезда ВКП (б) в 1930
году, где темпы взяли прежние.

Колхозная бесхозяйственность естественным путем привела к сильному
неурожаю уже в 1931-м. В следующем году к бедам добавилась засуха на
Украине и в южных регионах Российской федерации, самым житницам страны. В
итоге печально знаменитый Голодомор, наступивший зимой 1932/1933 года.
Миллионы жертв. Как ни дико это звучит, но именно голод привел к
окончательной победе колхозного строя. Если уж коллективом справиться с
бедствием в новых условиях трудно, то что уж говорить об одиночках.

В 1932 году в СССР была введена паспортная система. Паспорта выдавались
всем взрослым жителям городов и поселков. Из селян эти документы
получали лишь жители деревень, расположенных ближе, чем в 10 километрах
от государственной границы. Тогда же был введен институт прописки. А вот
ей колхозники были подвергнуты поголовно. Теперь выехать на жительство в
город колхозник мог лишь по особому распоряжению властей. ВКП (б)
справедливо стало расшифровываться, как «второе крепостное право
большевиков».

К 1938 году можно было подводить итоги сплошной коллективизации. 93%
крестьянских хозяйств, 99,1% посевных площадей. Остались какие-то
неохваченные в глухих лесах и высоких горах. А остальным жить стало
лучше, жить стало веселей.

Павел Кузьменко

СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
Первая советская пятилетка... Для освоения целины
Казахстана и разработки Карагандинского угольного бассейна, требовалась
дешевая, (читай дармовая), рабочая сила (РАБЫ), и в начале 1931 года,
через ОГПУ была организована высылка 52 тысяч раскулаченных по
разнарядке, (наподобие продразверстки) вместе с детьми и стариками –
полмиллиона человек. Отцы семейств построили железную дорогу Акмолинск -
Караганда за 4 месяца!!! И повезли по ней эшелоны телячьих вагонов,
битком набитые крестьянскими семьями. Везли их по жарким степям, в
наглухо закрытых вагонах, где на весь вагон стояла одна туалетная бочка.
Ехали там беременные, кормящие с младенцами, старики, дети. Уже в
вагонах люди стали умирать и их, покойников, везли в жуткую жару вместе с
живыми до самой Караганды. Так ехала и моя бабушка и пятеро ее детей,
мои дяди и тети (младшей Насте было 6 лет.) и мать. Когда кончился путь -
дальше рельсов не было (сейчас это Осокаровка), их выгнали из вагонов в
голую безводную степь - 25 тысяч человек! Стали люди ложками копать,
скрести пересохшую окаменевшую землю, рыть ямы для землянок. Помочь
некому, мужчины и молодые девушки на работах, на железной дороге на
шахтах. Лопат нет, копать нечем. Собирали в степи траву, караганник (это
такой низкорослый колючий кустарник), чтобы устроить подобие шалашика,
укрывались той одежкой скудной, которую успели взять с собой при
стремительном выселении, и что еще осталось от вещей (так как все
более-менее ценное за время пути выменяли на хлеб) и спали суровой
августовской ночью, согревая друг друга.
Августовские ночи.
Зездопад. Падают звезды. Лежат на голой, чужой земле старики, старухи,
малые дети, выброшенные из родных мест в глухую степь, в неизвестность,
боль, голод и страх… Смотрят на небо… О чем думают, о чем плачут… За
что? Кому упадет какая звезда? Кому-то за это зверство на погоны (за
освоение целинных и залежных земель). Последняя песня Колчака перед
расстрелом у проруби «Гори, гори моя звезда….», прерванная залпом и
последнее слово всхлипнет с последним выдохом, булькая, в ледяную воду
из разорванной свинцом груди.
Ни жилья, ни хлеба, ни воды. В наспех
вырытых ямах невозможно укрыться от знойного солнца и иссушающего
степного ветра. Этим необыкновенно жарким летом 1931 года от дизентерии и
голода погибли почти все дети до 6 лет, а остальные, начиная от
10-летних детей и заканчивая стариками, были мобилизованы на
строительство земляных бараков. Достроить их к зиме не успели, и в
ноябре, когда уже выпал снег и трещали морозы, стали заселять в
недостроенные, не утепленные и не отапливаемые бараки, в которых порой
не было даже крыши. В барак, площадью 50 кв. м. заселяли по 100 и более
человек. За зиму от холода голода, повального тифа и цинги вымерло
больше половины. Похоронные команды от комендатуры собирали покойников
на телеги и сваливали их во рвы, вырытые на окраинах поселков.
Барак,
в котором находились мои, с моей мамой Ольгой и тетей Настей (более
старшие: Анна, Федор и Георгий Туйновы были на работах, на шахте), был
очень холодным и малыши убегали ночевать в соседний барак, где была
печка. 2 мая 1932 года, утром, мама и тетя Настя пришли в барак, а
бабушка уже была холодная, лицо покрылось инеем. Побежали за дедушкой на
шахту, а это 7 км по степи. Пока нашли его, пока он отпросился в
комендатуре, пока дошли в поселок, бабушки в бараке уже не было, увезла
похоронная команда. Ходили, искали среди трупов, в еще не засыпанных
рвах. Не нашли, видимо сверху бабушкиного тела уже набросали еще гору
трупов, и уже засыпали ...
«И родные не узнают,
Где могилка моя ...
Только раннею весною,
Соловей пропоет…».
Какой там соловей, в глухой, безводной степи? Лишь грохот проносящихся поездов, и их гудки и свистки…

Когда поезд от станции Осокаровка трогается в сторону Караганды, я всегда
смотрю направо. Где-то там, в низине, в груде полуистлевших костей то,
что осталось от моей бабушки (ни одной fotoграфии не сохранилось… и ни
креста, ни холмика). Лишь в ноябре 2004 г., через 70 лет, по заказу
русского посольства поставили памятный обелиск, на месте громадного
братского кладбища. Через пару месяцев мародеры спилили и бронзовый
колокол и чашу, а сейчас поставили их алюминиевые копии, да уж и сам
обелиск рассыпаться стал…
ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЧЕВ Из книги «Севастииан Карагандинский»
Феодосия Федотовна Прокопенко (Швагер)
Маму и семеро детей, привезли в Осокаровку, на Пятый поселок 1 августа 1931
из Сталинградской области, где папа работал в сельсовете. В1929г., когда
стали раскулачивать зажиточных крестьян, папу записали в актив, но он
отказался отбирать у крестьян имущество и тогда нас забрали, как
подкулачников. Была у нас землянка, корова, пара лошадей и несколько
овечек. В голой степи, на месте будущего Пятого поселка, разместилось 50
тысяч человек. Кругом милиция на лошадях охраняла, чтобы не убежали.
Бурьянчик собирали, варили и ели. Вырыли яму. Как погребок, кое-чем
прикрыли сверху, так и жили год. Один колодец был на весь поселок,
глубиной метров 25, он до сего времени стоит. День-ночь стояли за водой.
Туалетов не было, ров был такой, метров на тридцать выкопанный, общий
для всех. И вот люди стали умирать - повальная дизентерия. И наши стали
умирать. Третьей умирает 17 сентября Варя. Только солнышко вышло,
поднялось наполовину, мы с мамой эту дыру открыли, лежим, умирает
Варя... А солнышко только вышло всем диском, и Гриша, маленький самый,
умирает. И еще два братика не пережили эту страшную зиму… Что мы
пережили - не дай Бог! Кто в Казахстане не бывал, тот и горя не видал, а
кто побудет - до гроба не забудет! (с. 104-107)

Иерей Иоанн Тимаков
Нас привезли из Самарской губернии в середине лета 1931 года. Я был молод,
со мной жена и маленький ребенок. Мы выкопали ямку в метр глубиной,
попончиками крышу закрыли. Наш младенец прожил в этой яме месяц и умер. В
31-м, в 32-м году погибли все дети и старики, и к 33-му осталась одна
молодежь, редко где старика увидишь. Умирало в день по 200 человек. Три
бригады могилы копали 2 метра ширины, пять метров длины. Зимой могилы
копать не успевали. Покойников складывали в кучи, величиною с дом, по
500-700 человек в каждой куче лежало, как дрова. Я работал на Кировой
шахте, за 8 км. И каждый день по степи туда и обратно. Работаешь в шахте
- грунтовые воды, как дождь, льют с потолка. Выйдешь из шахты - весь
мокрый, в галошах вода, портянки мокрые, только фуфайку сухую оденешь и
бежишь в поселок по тридцатиградусному морозу. Пока прибежишь - одежда
примерзнет к телу. Шахтеры шли с работы и замертво падали. И всю зиму на
дороге лежали. Бывало в пургу дороги не видно, а мертвецы вместо вешек в
степи. Их весной на телеги собирали…
Изюмова Татьяна Артемовна
Родители мои были высланы в 1931 году из Волгоградской области. Привезли в
поселок, что в 16 км. от Темиртау. 25 тысяч человек было в этом поселке,
и все копали землянки в степи, к зиме соорудили из хвороста что-то
вроде сарая. В нетопленом сарае, без окон, жили 10 семей. Бывало, что
папа приходил с работы, а мама и все дети лежали засыпанные снегом. Он
разгребал снег и спрашивал :
- Вы живые там?
- Да, живые...
К весне народу почти не осталось, все вымерли… А в 1939 году я родилась…
А в 1940 маму задавили в очереди за хлебом…. Она была беременная. Папа
работал в войну по две-три смены, это был второй фронт, каждый день на
шахте погибали люди... Уходя на работу, папа со мной прощался:
- Вернусь-не вернусь с шахты. Бог знает...
Помню нас называли кулаками. Спрашиваю у папы. Говорит:Деточка, от того называют, что, когда мы жили в России, нам некогда было спать на подушке, мы отдыхали в поле на кулаке. От того, что мы трудились, обрабатывали землю и своими трудами кормили Россию…
Монах Севастиан (Александр Алексеевич Хмыров)
В 1931 году мы были раскулачены и сосланы из Тамбовской области в
Караганду. Там была чистая, голая степь, горелая степь. Нас высадили
ночью, шел дождь. Мы вытащили из вагонов доски - нары, на которых
лежали, на четыре части их кололи, делали козлики. Потом рубили
караганник, накрывали им козлики и получался шалаш. В этих шалашах мы
жили. Всех заставляли работать, делать саманы. Я был малолеток, но тоже
работал, ворочал саманы, чтобы они просыхали на солнышке, из саманов и
дерна делали домики. Только успели стены поставить, началась зима, а
потолков нет, в декабре открылся сыпной тиф. Питание - преснота, суп
пресный и хлеба давали по 400 граммов. Народ гиб. Вот, дома без
потолков, снег валит, люди вставали из-под снега, которые живые были, а
которые неживые под снегом лежали, их вытаскивали и клали на повозку. И
везут, тянут эту тачку мужички такие же изнуренные - насильно заставляли
собирать и возить мертвецов. И такое было - везут эту повозку, и тут же
падает, замертво. Его поднимают, кладут сверху и пошли, дальше тянут…
Ольга Сергеевна Мартынова.
Наша семья жила в Астраханской области. Отец, мать и семеро детей. В 30-м
отца принуждали вступить в колхоз, но он отказался. И однажды заходят к
нам три женщины, двое мужчин и говорят:
- Здравствуй-здорово, Сергей Петрович! Вы подлежите раскулачке!
И всю ночь делали опись, каждую тряпочку описывали, каждую кастрюлю.
Подогнали подводу, вывезли за Астрахань в пустынное место в степи. Было
нас семьдесят семей, построили из досок сарай и жили полтора года. А 1
августа погрузили в товарные вагоны, и, как скотину, повезли. У нас не
было ни воды, ни хлеба. И туалет был в вагоне. Вагоны качались, как
пьяные, и уже в дороге люди стали умирать. Через 19 дней привезли в
Пришахтинск. Там поле, а на нем высокий караганник. Палатки поставили
для надзирателей. Какой-то начальник ходил и шагами отмерял участок на
каждую семью: четыре метра так и четыре метра так (как раз на 2 могилы!)
Сказал:
- Ваш адрес: улица Реконструкции, 14, можете писать домой.
Караганник нечем было вырубить. Залезли в него на нашей доле, четыре на четыре, и
стали копать ямочку. Выкопали, где-то набрали палок, поставили над ямой,
как шалашик, караганником накрыли, на дно постелили травку - вот и весь
приют. И все мы там 9 человек, друг на дружке лежали. Через неделю
умерла младшенькая, а потом другие. 18 марта 1932г. папа заболел тифом, а
везти в больницу милиция не пускает, а я - то девчонка была, меня
милиция не била (тогда били всех, а меня не трогали) и мама говорит:
- Отвези папу в больницу
Я пошла, нашла подводочку и отвезла. А больница была - ни окон ни дверей,
и в самом здании снег лежал и лед на полу. У папы была высокая
температура его положили на лед. Утром я пришла, а папа уже готов,
застыл на льду... Весной всех на работу стали выгонять, саманы делать.
Детей заставляли охранять сохнущий саман, чтобы казахский скот его не
потоптал. А глянешь в степь, в сторону кладбища - тьма-тьмущая несут
покойников. Да не несут, а находят досточку и волокут за веревку по
земле. Это Пришахтинск, Тихоновка, Компанейск - там общие могилы были
метров двадцать длиной и шириной метра три с половиной, чтобы ноги с
ногами укладывадись. Рядами кладут, кладут…. Полную доверху могилу
наложат и так закапывают. В нашей семье остались только мама, и я с
сестрой…
Из книги известного карагандинского журналиста Екатерины Борисовны Кузнецовой «Свой в своего всегда попадет» www.karlag.kz
Ко времени образования карлага Соловецкие лагеря уже теряли свое значение.
Гигантский спрут из колючей проволки пополз на север и на Восток,
отторгая от страны все новые и новые огромные территории. Карлаг
захватил земли Центрального Казахстана. Сооружение лагеря началось в
самые трагические для местного населения месяцы - в степь пришла
коллективизация, а с ней голод косил людей безжалостно. Унылые караваны
полуголодных животных и еле передвигающихся людей поползли на юг и на
север. Казахи искали спасения с Средней Азии и Сибири. Немногие из них
остались в городах, пытаясь пережить страшное время. Часть ушла за
кордон…
Караганда представляла из себя небольшое поселение,
состоявшее из маленьких глинобитных домишек, лепившихся к шахтам, -
источнику существования. Пыль, грязь, безводье, нищета - так выглядела
она в те годы. Маленькая станция с неказистым вокзалом была воротами в
этот угольный ад, представлявшийся раем несчастным, голодным степнякам,
тем из них, кому удавалось добраться сюда из умирающих аулов. В аулах
свирепствовали уполномоченные в кожанках, свято исполнявшие приказ
партии: отнять все, до последнего стебелька, увести всю живность, до
последнего ягненка. Под красными знаменами и лозунгами, написанными
рукой кожаных комиссаров, ползли по степи телеги, груженные зерном,
семенили стада, погоняемые новоявленными хозяевами жизни – так начинал
свое победное шествие социализм по казахской степи. А по обочинам
валялись мертвые, погибшие от голода, и никто не спешил их хоронить.
Тысячи имен канули в безвестность…
Первыми «населенцами» лагеря были
монахи и священники, их привозили в бесчисленных вагонах на пыльную и
грязную станцию, выгружали и строили в колонны. Людей мучила жажда,
безжалостно сек ледяной ветер. В те годы зимы бывали лютыми, лето
жарким, а весны долгими и промозглым, с мокрым дождем и перепадающим
снегом. Первым досталось особенно. Им предстоял долгий пеший путь по
необьятной и безбрежной степи. Они шли кто в чем, многие почти босиком, и
ветер развевал подолы черных ряс, Они сами строили тюрьму себе и тем,
кому предстояло продолжить их смертный путь. Они лепили из глины и
кизяка кирпичи-саман. Строили длинные бараки с маленькими оконцами и
плоскими крышами, тянули «колючку». День за днем, километр за километром
осваивали они территорию, превращая ее в лагерь. Казахи, встречавшиеся
им на пути, были еще несчастнее их. Оборванные, голодные, еле
передвигающие ноги, жались они к своим ободранным юртам. Заключенные
делились с ними лагерной пайкой…
Ну, а что же сказать о планах
первых пятилеток? Ну конечно, они были выполнены! (Правда какой ценой!).
Мы за ценой не постоим! История Караганды это история Карлага и история
крестьян спецпереселенцев 30-х годов. До этого города не существовало.
На этом участке степи было несколько переселенческих поселков, возникших
в начале века - Старая Тихоновка, Большая Михайловка, Дубовка,
Федоровка, Крещеновка, где жили русские поселенцы. 19 декабря 1931 года
было принято решение об образовании в Центральном Казахстане одного из
филиалов Гулага 4 - Карлага, который первоначально получил название
«Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ». Целью его организации было освоение
земель крайне сухих степей и полупустыни. Условия жизни заключенных
Карлага были невыносимыми. Акт, составленный проверяющими работниками
ГУЛАГа, от 5 февраля 1941 года : Заключенные размещены в саманных
бараках, двойные нары, пол земляной, зимних рам нет. Грязь, сырость,
печки в бараках топятся не ежедневно. В мужском бараке температура
воздуха +4, в женском +16. Баня прачечная, дезкамеры из-за отсутствия
топлива работают редко. Обнаружена массовая вшивость, мало белья,
которое не меняется и не стирается. Зимняя одежда имеется менее чем у
половины заключенных, у большинства на ногах летняя обувь. Кипяченая
вода, как в бараках так и на работах отсутствует. На работах нет даже
сырой воды, вместо воды едят снег. Питание, по качеству не соответствует
калорийности. Имеются случаи невыхода на работу по разутости и
раздетости. Считаются отказчиками от работы, паек им уменьшается, их
отправляют в ШИЗО (штрафной изолятор). Частые попытки к бегству
заканчиваются «ликвидацией».
Хозяйство Карлага процветало. Кроме изобилия дешевой рабочей силы он имел крепкий мозговой центр. В нем содержались ученые с мировым именем, политики, деятели культуры,военноначальники, люди духовного звания, монашествующие,
высококвалифицированные агрономы всех уклонов, зоотехники, медицинские
работники, экономисты и пр.
Сфера влияния Карлага распространялась от Алтая до Бетпак- Далы, от «Казахстанской Швейцарии»(курорт Боровое) до Заилийского Ала-Тау, на территории, равной территории Франции. Карлаг располагал реальной властью оружием, транспортными средствами, содержал почту, телеграф. Состоял из 26 отделений, расположенных, в радиусе от 2
до 400 км от Долинки, вокруг которой выросли лагерные зоны,
оборудованные чин по чину (ограда из колючей проволоки с козырьком,
сторожевые вышки, контрольная пропахиваемая полоса, круговые посты
караульных собак). Хозяйство Карлага процветало, на всю страну гремела
слава совхоза и его опытной сельскохозяйственной станции. Рекордные
урожаи давали капуста, огурцы, помидоры. Небывалых результатов достигли
селекционеры. Они вывели новые сорта озимых, яровых, кормовых культур,
картофеля (сорт «Эпикур» давал по 60 тонн с га). Кроме того, было
организовано скотоводческое хозяйство. На ВДНХ демонстрировалась корова
Морошка, дававшая 12 тысяч литров молока в год. Огромнейшие отары овец, с
середины лета до поздней осени, шли своим ходом из различных отделений
Карлага вплоть до Петропавловского мясокомбината. Был сахарный завод,
стекольное производство, катали пимы, выделывали кожу. В цехе № 3 РМЗ
(ремонтно-механический завод на Федоровке) в военное время выпускали
мины М-82, Карлаг кормил армию, давал государству зерно, мясо, оружие,
одежду. Но заключенных за людей не считали, кормили баландой, ячменем
«анютины глазки», и ежедневно из Долинки приезжали судьи и судили
заключенных за то, что кто-то взял морковку или свеклу….. Набор
приговоров известен… И когда сейчас в последнее время проявляют такую
умилительно - трогательную заботу о ветеранах Великой отечественной
войны, невольно начинаешь считать: откуда их столько, как они дожили до
78- 85 лет если участвовали в боях, перенесли жуткие невзгоды фронта и
послевоенную разруху. Это не фронтовики! Это благополучно «воевавшие» в
тылу, те же судьи из (троек, охранники лагерей , и пр. номенклатура ,
имевшая воинские звания, и теперь приравненная к фронтовикам . «Я кровь
мешками проливал! » Чью? и Где? На каких фронтах - карлаговских,
идеологических ?
В Алма-Ате на курсах в среднеазиатском противочумном институте проходя специализацию по особоопасным инфекциям (читай бактериологическое оружие) жил на квартире. На Новый год попили вина домашнего с хозяином (примаком). В пьяном угаре, в полночь, у него жутко глаза горят, хочешь покажу свои награды, достает из шифоньера мундир голубой полковника. Примерь. Меня до пола согнуло, столько
железа, стал разглядывать, за что, спрашиваю, эти высшие награды? Это за
Новый год. Накануне пришел секретный пакет, с надписью: вскрыть в
24.00, 31 декабря 1944 года. Вскрыл пакет, и согласно приказа, открыл
ворота разделявшие зону в лагере между чеченцами и крымскими татарами.
Они переразали друг друга за ночь. А утром автоматчики обошли бараки,
кто еще был жив, всех достреляли , а весь лагерь сожгли. И этот старик,
родом с Ставрополья, до конца жизни прятался на окраине Алма - Аты .
Территория Карлага была равна территории Франции. Столицей Карлага был
поселок Долинка (33 км от Караганды), воротами, куда прибывали
заключенные, станция Карабас и братской могилой тысячи тысяч его узников
стала безбрежная степь Центрального Казахстана. В центре Долинки
размещался третий отдел - тюрьма в тюрьме, где заключенным добавляли
срок, подвергали пыткам, производились расстрелы. В Карлаге работала
выездная комиссия - коллегия областного суда в составе трех лиц
называемых «тройкой». Приговоры исполнялись на местах. Приговоренных
ставили на колени на край могилы и стреляли в затылок. Регистрировали их
как умерших личные дела уничтожались.
Обратилась ко мне в Кустанае
женщина, родившая в 1945г. в Караганде. Проблемы с детьми. Сыну за 30, к
женщинам равнодушен, у дочери все нелады и мать парализована. Я пришел в
шикарную квартиру. Громадный портрет увешенного орденами ее отца такой
же и ее мужа покойного провел сеанс биоэнергетики её матери. Она
оживилась разговорились. Я сказал что тоже родился в Караганде, как и ее
дочь,на Федоровке, в ста метрах от лагеря заключенных военнопленных .
«А я там часто бывала, знаю, помню». Они с мужем, у обоих вся грудь в
боевых наградах, были в этой «тройке». Мать исповедалась и через 3 дня
умерла. Через полгода дочь находят мертвой, - передозировка наркотиков.
Снова пришла плачет, за что и муж был старик из той же системы и любви
не было… Что я мог сказать умной интеллигентной обаятельной женщине.
Есть проклятье рода 17, 31, и 37-39. И ее крик из глаз « За что…». А за
то, что твой отец стрелял в затылок людям, соотечественникам. И пока
другие погибали на фронте, он ордена и медали получал:
«Я был батальонный разведчик ,
А он писаришка штабной,
Я был за Рассею ответчик,
А он спал с моею женой..
Ах Клава, любимая Клава,
Неужто судьбой суждено,
Чтоб ты променяла, шалава,
Меня на такое пшено…»
Прокуратура Кустанайской области
9. 10. 1997 г. № 13\2915

Справка о реабилитации

Мастеров Станислав Николаевич, 1941 г.р., незаконно выселен с постоянного места жительства в административном порядке в спецссылку, в связи с раскулачиванием в 1931 году. В составе семьи состоял на спецучете в органах МВД без права передвижения с 1941 по 1947 г. На основании Закона РК о «реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 года, Мастеров С. Н. реабилитирован.

Наконец-то, через 66 лет меня реабилитировали! Теперь, дождаться компенсацию за кровь предков, а то уже прошло 74 года! Или ждут, когда все перемрут? Разумно, и дешево и сердито и платить никому не надо.
Население Караганды в те годы составляли прикрепленные к угольным шахтам с пометкой «навечно» все те же спецпереселенцы, а также освобождавшиеся со справкой «вечная ссылка в Караганду», бывшие узники Карлага. 2\3 населения города не имело паспортов и каждые 10 дней должны были отмечаться в комендатуре.
В 1944 году Севастиан с сестрами-монахинями купили дом побольше на Западной улице, где устроил небольшую домовую церковь, ходил по домам совершать требы, хоть разрешения не имел.
Ольга Сергеевна Мартынова вспоминает: В феврале 1946г. умер свекор. Отпевать его привезли Батюшку, о. Севастиана. На санях гроб везли до кладбища 12 километров. А мы шли за санями пешком. Мороз был очень сильный, дул ветер. Мы закутались с головы до ног, а Батюшка вышел почти раздетый, в бедной рясе, прикрыл свою голову стареньким шарфиком и голой рукой нес крест железный впереди себя. На обратном пути я спрашиваю батюшку: « Как же вы в такой мороз голой рукой крест железный держите?». А он отвечает: «Да это что! Вот у меня было такое испытание: когда меня принуждали отречься от Православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через 2 часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму» и посадили на семь лет.
Рассказыает Раиса Ивановна Кузьмичева. Наша семья была выслана из Курской области а 1931 году в Компанейск. Самые тяжелые были 31-33 года, люди умирали семьями… В 1939г. мама услышала о батюшке Севастьяне и повезла в Большую Михайловку крестить годовалого братика. Батюшка был еще очень слабый, он в это время только из Долинки освободился. В военные годы Батюшка стал приезжать к нам в Компанейск. Всех вдов и сирот он собирал вокруг себя и старался помочь им, хотя и сам жил очень бедно, в день его приезда мама просила меня залезть на крышу и смотреть, когда Батюшка пойдет от станции к нашему дому. Я помню как он шел, - белая борода, белые волосы, светлый плащ, серая шляпа, с палочкой идет и все бегут к нему за благословением. Потом мама посылала меня в 15 поселок сказать и там, что Батюшка приехал. Каждый его приезд был для нас праздником. Узнав Батюшку еще ребенком, я невольно отметила его непохожесть на других священников, в то время в наших краях жили и другие освободившиеся из долинки иеромонахи: о.Кифа, о.Макарий, о.Парфений, о.Кессарий, о.Пармен. Все они были хорошими священниками, но ни один и них не вызывал такого благоговейного чувства, как о. Севастиан. От него исходили токи благодати, и все ощущали это. Даже внешность у батюшки была необыкновенная: благообразной, одухотворенное лицо, проницательные темные глаза, шелковистые, как у ребенка, волосы. Батюшка был очень деликатным, тактичным, никогда никого не унизил, не оскорбил, не оборвал, он никогда не подчеркивал физических недостатков человекаю И в присутствии Батюшки никому не приходило в голову сказать про кого-то что он глухой, хромой, слепой, и пр. Вокруг Батюшки было высоконравственное поле, попадая в которое, делать подлости, говорить грубо было невозможно. Везде, всегда и во всем Батюшка был тихим, скромным, и даже добрые дела он старался делать незаметно. Иногда подойдешь к нему под благословение, а он очень аккуратно сунет в руку вчетверо свернутую денежку. Часто после его визита в наш дом, вечером, разбирая постель мы находили по покрывалом деньги. За 23 года моего знакомства с Батюшкой, я никогда не слышала, что бы он похвалил сам себя. Напротив, часто говорил: «Я человек малограмотный, четыре класса закончил и дара слова у меня нет, и голоса у меня нет» В 1951 Батюшка купил нам маленький домик на Мелькомбинате. К этому времени многие верующие по благословению батюшки уже переехали на Мелькомбинат из Майкудука, Тихоновки, Пришахтинска, Компанейска. В основном это были остатки семей, уцелевшие после перенесенной ими трагедии 31-32 годов спецпереселения. Насельники Мелькомбината - это люди с исстрадавшимися сердцами, с переломанными судьбами, вдовы, осиротевшие дети, у каждого была своя боль, свои кровоточащие душевные раны. К каждой страдающей душе Батюшка находил подход, также в окружении старца было много монашествующих, высланных в караганду в годы гонений и приехавших позднее к нему из Центральной России. Среди них были люди уникальные, талантливые, подвижники высокой духовной жизни. В целом это была крепкая христианская община, степной казахстанский скит, который во время безбожного коммунистического режима сумел организовать и взрастить на святой земле карагандинских лагерей Оптинский старец. Однажды он с двумя монахинями посетил общие могилы в которые 13 лет тому назад клали по двести покойников спецпереселенцев, умиравших от голода и болезней, и зарывали их без погребения, без крестов, (где и покоится моя бабушка Наталья Дмитриевна Туйнова- Россинская. С.М.) - старец, посмотрев на все это и обо всем наслушавшись, сказал: «Здесь день и ночь, на этих общих могилах мучеников, горят свечи от земли до неба». И был о. Севастиан молитвенником за всех их.. В 1953 году было получено разрешение на проведение служб в молитвенном доме, но литургию Батюшка мог служить только тайно на частных квартирах верующих, (в частности и в третьем доме от Федоровского кладбища по ул. Степная, потом Рыбалко , 4, в соседнем доме с нашим. С.М.). И после утомительного трудового дня, после келейной молитвы, Батюшка, маленький, худенький, в длинном черном пальто и в черной скуфейке, в три часа ночи шел своей легкой, быстрой походкой по темным карагандинским улицам в заранее условленный дом, куда по двое по одному украдкой собирались православные. Окна плотно завешивались одеялами. Службу заканчивали до рассвета и люди по одному по два расходились, мы с соседскими мальчиками Витей Чекушкиным и Вовой Серебряковым сидя под окном подслушивали необычное незнакомое но волнующее почему-то пение звучавшее внутри дома но тянуло в сон ночь глубокая а завтра в школу. А рано утром заходила к нам тетя Вера Плетникова и приносила горячие оладушки, осташиеся от утреннего завтрака верующих после молебна, приготовленных из муки принесенной верующими с мелькомбината (им выдавали муку в счет зарплаты, а для нас мука была большой редкостью).

Первоцелинники - спецпереселенцы освоили тысячи и тысячи гектаров целинных земель, к середине 30-х годов на территории карагандинской области и Осакаровского района создали 25 экономически крепких колхозов и разработали первые шахты Карагандинского угольного бассейна. Но, если попытаться подвести итоги и назвать число загубленных только в 1931-33 годах крестьян спецпереселенцев то, исходя из того, что из четырех выжил только один, окажется, что в наскоро отрытых на окраинах спецпоселков рвах и под желенодорожной насыпью от Акмолы до Балхаша вот уже более 70 лет покоится прах примерно полмиллиона крестьян и их детей. А через четверть века, после указов о реабилитации жертв политических репрессий, амнистий, работать в колхозах и совхозе-гиганте Карлага стало некому, и кликнул клич Хрущев - на освоение целинных и залежных земель (что это за «залежи», и кто их приготовил скоромно умалчивается уже больше 70 лет.)

ГСК республики Казахстан,
Центр криминальной информации
16 сентября 1996 года
Ясинской - Туйновой О.К.
Справка
В специальных фондах хранения Центра криминальной информации отсутствуют сведения о трудпоселенцах, выселенных из российской федерации в 1931-1933 годах, В ПОРЯДКЕ раскулачивания. Материалы учета комендатур, где состояли под надзором трудпоселенцы, в архив не сдавались, в 1953 году высланы в МВД Каз ССР, ГДЕ были УНИЧТОЖЕНЫ.

МВД РФ

УВД Курской области

АРХИВНАЯ СПРАВКА 12. 11 1996г
В документальных материалах архивного фонда имеется «Анкета на выселяемые кулацкие хозяйства Фатежского района» в которой значится:
Туйнов Константин Тихонович, жена Наталья, сестра Прасковья, дочь Анна, дочь Анастасия, дочь Ольга, сын Георгий, сын Петр, сын Иван, сын Федор, невестка Клавдия. В 1929 году \ до раскулачивания \,имел 9 десятин надельной земли, 2 лошади, 1 корову , 8 овец, 2 свиньи, 2 плуга, повозку, 2 хаты, амбар, ригу, сарай, молотилку, просорушку.. Хозяйство практически раскулачено, В настоящее время имеет 1 лошадь, 2 овцы, 1 хату. Обложен твердым заданием.

Крест Севастьяна образован в Караганде железной дорогой и параллельно ей ось тюрьма - кладбище а перекладина креста, это построенная им на базе обычного дома его церковь в Большой Михайловке, пригороде Караганды и храм собор Пресвятой Богородицы в микрорайоне Юго-Восток, где в правом приделе, у алтаря, находятся его мощи. На этой же оси, на кресте Севастьяна был и молельный дом ближе к Зелентресту, к железной дороге, к Федоровке, в котором крестились дети верующих другой конфессии, в основном немцы, Рожденный на Кресте или крещенный на Кресте Севастьяна, получает особую защиту от него, тайное невидимое покровительство и особый флер, который чувствуют священники... В 1974 году занимался с гороскопом и лечил 35-ти летнюю Ольгу Крамер. Она - немка, некрещеная . 19 мая звонит: «Мне сон приснился, что вы меня крестили, будьте моим крестным ». 21 мая (21 число Богородицы) приезжаем в церковь. А крещение уже идет. Подождали. Закончился обряд, выходят крестные и новокрещеные. (В этот день было невероятно много крестившихся). Выходит и отец Виктор, очень усталый. Я к нему: «Батюшка, мы опоздали. Это моя пациентка, ей приснилось крещение именно сегодня, и дата 21. Я кандидат медицинских наук, астролог».
Он сразу насторожился и ежиком смотрит: «А вы знаете, как Православная церковь относится к астрологам?»
- А как же? Да побиваемы будут камнями все волхвы, которые шли много лет за Звездой, предсказывающей рождение Христа, возвещавшие о приходе мессии, предупредившие Марию Богородицу, что царь Ирод уже послал искать будущего царя Иудейского и приказал вырезать всех новорожденных детей, и посоветовали Марии срочно бежать в Египет. Разозленный Ирод потом приказал догнать, поймать волхвов, возвращавшихся на родину, спасших Христа и Марию, выполнивших свой долг перед Богом. ВСЕ ОНИ БЫЛИ ЗАМУЧЕНЫ и УМЕРЛИ СТРАШНОЙ СМЕРТЬЮ». Отец Виктор мягко улыбнулся.
- Ну, зачем вы так сразу, не все так считают. Это касается только общения с душами умерших, Черной Магии, сатанизма. Ну а вы сами крещеный ли, когда, где?
- В Караганде, в 1945 .
- Подождите, да там тогда еще и церкви-то не было?
- А нас крестили в землянке, в поселке Федоровка, расположенного возле единственного в Караганде угольного разреза, с большими предосторожностями, в 50 метрах от колючей проволоки лагеря для военнопленных. Пожилой мужчина, с черной бородой, (я плохо помню, мне было 4 года), крестил меня и двух моих братьев и еще двух маленьких девочек.
- А какое имя дали при крещении?
- Святослав. Этот же священник отпевал моего деда в 1952 и еще раз напомнил мое имя при крещении.
Очень внимательно посмотрел на меня:
- Хорошо, я проведу крещение, готовьтесь.
И провел по полному чину! А в крестильном зале только-то: я -, крестный, и Ольга - крестница.
ХЛЕБ-ОЛАДУШКИ
За Федоровкой угольный пласт выходил очень близко к поверхности земли. В начале была заложена шахта, а затем стали вскрывать разрез. О том сколько было сделано трудармейцами и военнопленными в устройстве разреза и сколько их улеглось в степи за Федоровкой можно судить относительно. На месте разреза озеро, Карагандинское водохранилище, любимое место летнего отдыха карагандинцев, много раков. В 1949-53г.г. за разрезом были огороды, нарезались под картофель. Это были земли бывшего подсобного хозяйства лагеря, а дальше были захоронения в 1955-1957г.г. мы ходили купаться на речку Сокур, по шатким деревянным лестницам спускались по уступам разреза среди рева экскаваторов и грохота угольных составов, а затем снова выбирались из этого ада.
Все детство прошло под круглосуточный рев и свистки составов копоть и тучи угольной пыли из разреза, висящий над поселком смог от горящего в отвалах и в самом разрезе угля. Разрез в последние годы перед закрытием расширился в сторону степи, по направлению к нынешнему аэропорту, близко подошел к реке Сокур и экскаваторщики, работавшие на вскрыше, снимали верхний слой земли и породы до самого пласта угля, говорили, что постоянно грузят в думпкары человеческие кости. Многие потом спились. И вот по пути на речку мы продирались через странные заросли караганника: росли они какими-то квадратами, и два шага нога ступает ровно по твердой поверхности, а два шага на 10-20 см ниже уже между кустами караганника. И тянулись эти мертвые безымянные приямки без крестов колышков ли камней далеко, дальше того места, где стоит Собор с мощами Севастиана….
Наш барак, где я родился, находился в 50 метрах от ворот лагеря для военнопленных и мы, 4-6 летние пацаны ходили смотреть, как их поутру выводили работу. Январская лютая стужа, пронизывающий ледяной ветер, и жалкие согбенные фигуры, в старых зеленых шинелях, в натянутых по глаза пилотках , а у японцев (маленькие, все в очках, очки белые от мороза и беспрерывно текущие сопли) бедные пешки, жертвы политических игр и шизофренической мании величия своих «наполеончиков».
День Победы 9мая 1945 года, запомнился мне таким. В 10 утра вдруг послышались винтовочные выстрелы, автоматная очередь. Выскакиваю, в одних трусах, на крыльцо барака. По улице, от лагеря, идут две шеренги солдат конвоя, охраны лагеря. Впереди командир с автоматом, все остальные с винтовками, с примкнутыми штыками … Победа!!! Очередь из автомата в небо, все тоже стреляют вверх, сделали круг вокруг бараков, постреливая … Ну а мы кинулись к черному рупору радио: там марши и песни … К обеду весь барак пьяно гудел, песни, патефон, пляски…. Победа, победа!!! Ур-ра…!

Справа, параллельно железной дороге идет первая улица Федоровки от тюрьмы до кладбища, бывшая Степная, затем переименованная в Рыбалко. Вот и аналогия тюрьма, каторга, ссылка, ул. Степная. «Степь да степь кругом (любимая песня), потом «умирал ямщик» и потом «схорони меня», вот и кладбище, вот и первые дома от кладбища, где и прошло мое детство. Каждое лето пас свою корову возле кладбища и железной дороги. Все детство, все каникулы школьные, сидя под могильной оградкой, под деревцем или на могильном холмике с книжкой. Так к 9 классу перечитал все книги федоровского Дома культуры, и, естественно, все похороны, отпевания пасхальные и другие службы проходившие на кладбище, были в моем, при том вынужденном, присутствии. И в окнах первых домов первой от кладбища улицы часто отражалась личность Севастиана… Чаще всего он отправлял службу в доме Степная (Рыбалко) 4, где жили тетя Вера и дядя Егор Плетниковы, ночевал в доме номер 3, где жили их родственники Плотниковы, а мы Туйновы, и Мастеровы жили в доме номер 5, Там же жили еще Язевы, Дикуны, Чекушкины, Блига , Шмидт. Домик Чекушкиных, номер 2 стоял в З0 метрах от кладбища.. А оно делилось на части, ближе располагалось чеченское, окруженное рвом, затем казахское, мусульманское дальше русское, православное, немцы украинцы и пр. находили там упокоение. На похороны сбегались дети из ближайших к кладбищу домов, и мы пастушки своих коров, Витя Серебряков, Малышевы. Изредка у могилы проводилось отпевание. Интересен нам был запах кадила, необычно яркое облачение священника, слова молитв среди серых, бедных могил, да и что скрывать, иногда доставалось по конфетке и печенюшке, или кусок батона. И еще одно воспоминание тех лет: всегда хотелось есть… и сейчас если кусок хлеба валяется… Мука тогда была редкостью, пирожки с картошкой, оладушки были большим праздником. И очень часто почему-то молодежь заглядывала на кладбище. Танцы 2 раза в неделю, кино в 8 а днем то кого то родитель пошлют могилку поправить то кого то хоронят то футбол гоняем на пустыре возле, то в холодке по деревьями с бутылочкой вина. Пить в будни и днем очень не одобрялось. Нравы в поселке строгие были, понятно - 30 лет постоянного страха, что пережили выжившие наши родители, и ведь только в середине 60-х стали потихонечку рассказывать.
 ПАМЯТЬ

19 октября 2005г. Вот и поставлен последний памятник на могиле одной из 4-х упокоившихся на карагандинской земле Туйновых, моей матери Туйновой –Мастеровой Ольги Константиновны.

Мне не забыть той могилы,

Сложенный тур из камней,

И ледоруб, вполовину

Воткнут руками друзей.

Ветер тихонько колышет,

Гнет барбарисовый куст,

Парень уснул и не слышит

Песен сердечную грусть

Был он лихим запевалой,

И до последней ходил,

Брал он легко перевалы,

Снежные пики вершин …

Тропка, как ленточка вьется,

Горная речка шумит...

Тот, кто в долину вернется,

Холмик простой посетит …

(Старинная альпинистская песня)

Вот и появился скромный мраморный обелиск на месте подгнившего креста с облезлой краской. Вглядываюсь в мрамор над надписью, где явственно проступает из глубины женский профиль. Чуть- чуть фантазии, и уже ясно вижу из глубины камня любимые, знакомые черты. Догорает свеча у подножья камня, задувают ее порывы ветра, мягко светит последнее осеннее солнце. Подгребаю руками землю, делаю хоть маленький могильный холмик, за четыре года могила провалилась истоптана копытами телят, коров. Крайний ряд могил. В 10 метрах проносятся поезда. Ко мне, в Кустанай, от меня в Караганду и дальше. Положил крест на надгробную плиту, разложил на кресте печенюжки – людям, кто найдет, тот помянет, птицам. Забытые неухоженные могилы тех, кто дал нам жизнь, выдрал из лап смерти, поставил на ноги, и уже 65 лет продолжает вести по жизни, и уже воплощаются в наших внуках, в ком больше, в ком меньше. В зыбком образе за полировкой мрамора угадывается кто-то из моих внучек. И могила у железной дороги, построенной теми, чьи кости под насыпью с 30-х годов, на кладбище, где уже лежат их дети и внуки. Стало спокойно на душе. А то все мерещился мне закат за железной дорогой и сверкающие струны рельсов и мать сидит на них и смотрит в мою сторону грустно…. А зимой, или в ненастье чудилось, что она стоит оперевшись на крест и опять смотрит в мою сторону. Оказалось, что и крест сгнил, чудом еще стоял, и могила с землей сравнялась, вот и смотрела с укором: «За что, сын? Некому последнюю честь отдать?»

27.11.2005 годовщина смерти последней из дочерей Костантина Туйнова Анастасии. Последние сутки пребывания души на Земле. На моем столе в Кустанае сутки горит свеча, в ее доме на Федоровке в Караганде идут поминки. Там дочь Таня, внуки зять, родственники, соседи знакомые и души ее родителей, братьев, сестер, сына…

Так и живут в доме, третьем от кладбища, где лежит Константин Тихонович Туйнов, его внучка Таня, младшая дочь его младшей дочери, Анастасии и его правнуки Ирина и Алексей Герус. А по разным краям где-то разбросаны потомки его других дочерей и сыновей. Вот адреса 30-тилtтней давности, связи потеряны давно... Может кто помнит о них, что-то знает, кому-то может сообщит, кому-то передаст и кто-кто откликнется… Ну не мог исчезнуть весь род! Должны еще жить:
В Запорожье
Дочери Петра Туйнова:
Наталья Петровна Ворожко-Туйнова:
Дочери Анны Константиновны Туйновой-Захаренко:
В Харькове
Вспоминаю я тоской, Харьков мой, струю зеркальную… Песня пятидесялетней давности про фонтаны парка им. Шевченко
Дети и внуки Туйнова Федора Константиновича:
Его дочь Попова-Туйнова Лариса Федоровна:
Сын Александр Федорович Туйнов,
В Самаре жили тети и дяди Ларисы и Саши Тарховы, Александр Иванович и Александра Григорьевна: ул. Фрунзе 175-2
Дети Туйновой-Меньшовой Марии Константиновны: Александр, Виктор,жена Виктора Анна и дочь Инна Меньшовы
В Донецке Александр и Виктор Георгиевичи Туйновы
Где-то в Томске дети и внуки брата Вадима Михайловича Туйнова
В Нижнем Новгороде - моя дочь Елена Станиславовна Мастерова
Жил когда-то в Челябинск-21 (Мелькомбинат № 2, участок 1, дом 3 , кв 7) Росинский Василий Афанасьевич, племянник бабушки Натальи Дмитриевны Росинской-Туйновой
В Крыму, в г. Саки  Росинский Федор Иванович иего жена Валя. Работал шофером на скорой помощи.
Встретил в Интернете, в Поиске  Мастеровых. Ищут друг друга мои двоюродные братья, сыновья Виталия и Валерия Мастеровых. Мой дед по отцу, Василий Гришин, был хозяином сапожной мастерской, возле церкви, в Кузнецке, что между Пензой и Сызранью. Первых родившихся в семье детей записали под фамилией Гришины, а последних трех записали уличной кличкой-прозвищем, Мастеровы ( дети мастера – сапожника). И сейчас мои братья из рода Гришиных-Мастеровых живут в Сызрани:
На Мангышлаке, в Актау (бывшем Шевченко)
P.S.
Накануне показывали телесюжет про родословные и генеалогические древа Сталина и Ленина и находили их связи чуть ли не с Рюриковичами. И финал - утлая вазочка с засохшей веточкой и подпись
О Н А З А Б Ы Л А С В О И К О Р Н И
Помни свой род!
Я выполнил свой долг перед родом Туйновых-Росинских. Закончил к своему 65-летию эту повесть. Совесть моя чиста и покойна. Единственный из потомков нашего рода, посетивших могилу деда за 55 лет после его смерти - его правнук из Харькова, сын Ларисы Федоровны Поповой-Туйновой…
Манкурты - не помнящие родства, презревшие и продавшие свой род, свои истоки (тюркск.)
Смотрю передачу «Жди меня». Льются слезы. Верю, то не должно быть в нашем роду манкуртов. Есть кому выйти на этот сайт и прочитать это мое последнее сказанье….
Совесть - совет со своими предками, ангелами- хранителями, которые должны родиться нашими внуками и правнуками. Забыть предков, потерять связь с кармической программой рода - вначале появляется проклятье рода, потом род прекращается как погибает, засыхает веточка, одиноко выросшая в сторону от основного ствола дерева, слишком удалившаяся от корней…


Рецензии
Спасибо за правду! Спасибо,что написали! Моя семья вся пострадала от раскулачивания и была сослана на одиннадцатый поселок,Осакаровского района из п.Зубовки,Самарского уезда и п.Севастопольского,Орского района,Оренбургской области. Мало кто в живых остался.

Ирина Чебанова   23.10.2017 23:56     Заявить о нарушении