Не по правилам 4

Со спины её уже трудно узнать – совсем старушка. Сколько ей? Семьдесят пять или больше?
Магазинчик тесный, её уже несколько раз толкнули, а она не обращает внимания. Она и раньше мало на что обращала внимание, вечно улыбалась чему-то своему. Русский язык и литература – её Боги, её судьба, её крест.
Она ещё учила писать сочинения, длинные, на пять-шесть страниц. И никаких ошибок! Одна ошибочка или помарка – пятёрку не поставит, строгая.

Сейчас детям легче. В тестах можно ошибаться, даже не раз. Да не только детям легче, учителям тоже. Можно не стараться, к себе никаких претензий. Посылают  сразу к репетиторам, даже в началке. Разучились учить – тавтология сплошная. Дети у них не те. Ох, не верю я в это – «не те», когда они «те» были? Тут связь особая нужна, между учеником и…

- Да, я стою в очереди. Зачем так нервничать?

И у кассы толкотня. Торопятся все, время им жалко терять. Зато обидеть кого-то не жалко, это они потерей не считают.

- Галина Михайловна, здравствуйте! Вставайте со мной… что значит, торопитесь, молодой человек? Женщина пожилая, могли бы и уступить. Ладно, не кричите. Я встану в конец очереди, раз уж вам так некогда.

Вижу, рада меня видеть. Уголки глаз заморщинились добротой.

- Как поживаете? Здоровье как?

- Да всё хорошо, спасибо.

- Галина Михайловна, а вы учеников ещё берёте? У меня сын в десятый пойдёт, говорят, пора репетитора искать.

- Теперь все с репетиторами…

Вздыхает грустно…или мне  показалось.

- …детей загрузили, а толку нет. Им и урока достаточно, чтобы знания получить.

- Учителя пугают, что ЕГЭ не сдаст.

- Нет, учеников больше не беру. Старая стала...

А глаза-то молодые!

- Жаль, я бы вам тёпленького отдала, с радостью. Может, порекомендуете кого?

Корзинка в её руках полупустая: хлеб, молоко, пряники, творог.

- Хотя, может, и возьму. Я всегда одного брала, не больше.

- Вот здорово! Возьмите моего, он спокойный.

- Подумаю… у вас мальчик хороший, я помню его маленьким. Только у меня условие одно есть, не каждый соглашается.

- Любое условие, Галина Михайловна.

- Я не беру денег.

- …Как не берёте, совсем?
 
- Совсем не беру. Если вас это устраивает, то со следующего года можно начать.

- А подарки?

- И подарки не беру, извините. Многие отказывались, не хотят по моим правилам.

- Но это неправильно! Зачем себя обижать…

- Такое моё условие, я предупреждала.

Да что за улыбка у этой женщины, мурашки по спине.
Кассирша уже пробивает её покупки, суетливо запихивая в пакет булку хлеба. Моя корзинка полна, от этого неловко и даже немного стыдно.

- До свидания, рада была вас видеть. Я вам сообщу, летом встретимся и сообщу. Здоровье если позволит, ещё одного ученика возьму.

Она отходит от кассы, не поворачиваясь спиной. Я уже выкладываю свои покупки, но гляжу на неё,  будто извиняюсь.

- До свидания, и я очень рада. С наступающими праздниками!

Почему она так? Не перешла в новый строй? Так и в старом многие урывали, где могли. Если возьмёт моего, я что-нибудь придумаю. Что-то же и ей надо от этого мира.


Рецензии
Добрый вечер,Антонина. Прочитала ваш рассказ. Тронул до глубины души. Мы с вашей героиней оказались коллегами. Я тоже восхищаюсь её правилом жизни. Об учителях старшего поколения говорят, что они Сталинской закалки, они не могут перешагнуть через чувство собственного достоинства. Будут жить на хлебе и воде, но не нарушат своих правил.
А вот современным учителям досталась другая эпоха - эпоха выживания. Особенно,когда в семье она -единственный кормилец. Конечно, разные бывают учителя...
Но большая часть, если и берёт учеников, то отрабатывает честно,чтобы потом не было стыдно за свою работу. Отсюда - и стобальники.
Спасибо за рассказ, Антонина.
Творческих успехов вам,

Людмила Гулькина   21.01.2017 18:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 60 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.