Поздняя любовь

Когда девочка родилась, её пуповину бабушка сохранила.
-Это для того, чтобы внучка была рукодельницей, - так пояснила она дочери.
Ну, что же, придётся ею, т.е. рукодельницей, быть. В школьные годы девочка научилась вышивке крестиком, гладью, вязанию крючком, на спицах; в зрелые, работая в школе учителем русского и немецкого языков, Мария Васильевна (так звали теперь выросшую девочку) овладела по книгам техникой плетения на пальцах - макраме, вела кружок в школе-интернате, потом кружок "Мягкая игрушка" в детском  подростковом клубе. Сама придумывала зверушек, птичек, старалась, чтобы процесс был менее трудоёмким для детей. Кстати, знаете ли вы, что труднее всего делать маленьких зверушек: швейной машинкой не всегда можно сшить кое-какие детали, трудно выворачивать и т.д.В интернате проработала 29 лет учителем, воспитателем, старшим воспитателем. В 90-е годы, после развала страны, началось крупное и мелкое воровство: педагогам начальство сообщало, что снабжение идёт из рук вон плохо, дети должны приносить деньги на сахар, на хлеб, а на самом деле, директриса устраивала приемы, закупала ковры ,мебель, телевизоры, стиральные машины, а воспитатели должны были брать бельё детей и сами стирать, причём не снабжались никакими моющими средствами. Марья Васильевна, человек честный и бескомпромиссный, возмутилась на совещании, задав вопрос директору:
- А куда делась новая стиральная машина?
Ответ был невразумителен, но действия определённы:  поскольку должность старшего воспитателя не была официальной, а зарплата выплачивалась за счёт сжатия воспитательских часов, учительницу без долгих церемоний отправили воспитателем на класс на полставки плюс полставки учителя. Вскоре директор уволилась и уехала домой, к маме. В интернат она пришла с одним чемоданом, а уехала через четыре года, нагрузив два контейнера. Дома открыла частную школу.

 С новым директором отношения не сложились сразу. Он с первых дней пытался избавиться от пенсионеров. Отобрал учительские часы у Марии Васильевна и отдал их молоденькой, ещё не закончившей институт девушке, мотивируя тем, что ей нужны деньги для оплаты за учёбу. (После института молодая учительница из школы-интерната уволилась, так как воспитанники интернатов - труднейший контингент,  и не каждый способен с ними найти общий язык) А Марии Васильевне, глубоко переживавшей из-за несправедливости, попавшей в больницу, пришлось из школы уйти. Она к тому времени была на пенсии. Правда, благодаря «чуткому руководству нашей страны», пенсия была в размере сорока девяти гривен, а только за квартиру нужно было платить около девяноста гривен да плюс неработающая дочь с двухлетним ребёнком на руках.  Педагоги, уважавшие, вроде бы, учительницу, шёпотом соболезнующие, шёпотом ругающие директора, в открытую  не решались перечить ему. Мария Васильевна с семьёй перебивалась с хлеба на воду. Торговать она не умела, стартового капитала в школе не заработала, частные уроки не давала - никто на объявления не откликался.
Как-то пошла с внуком на базар: купить овощей. Двухлетний внук, дёргая за юбку, попросил:
- Бабушка, купи конфету!
-Не могу, лапочка, нет денег. Я же не работаю.
 Кулачки внука застучали по бабушкиной  ноге:
-Иди, работай, иди, работай! - и слёзы в три ручья.
 У бабушки тоже слёзы. Что делать? - извечный вопрос. Выручила бывшая коллега, сообщив, что в подростковый клуб нужен руководитель кружка.
- Я же знаю, что Вы мастер на все руки, идите, Вас возьмут.

Зарплата руководителей кружков была (и есть) почти вдвое меньше зарплаты учителя.  Хотя фактически выполняется та же самая обучающая и воспитывающая работа. Плюс изматывающие поездки «за тридевять земель» ежемесячно с отчетами и журналами в централизованный офис, ну, и, как правило, собрания и заседания педагогов-организаторов совместно с руководителями кружков 5-6 раз в год. Тоже выезжать. Кроме того, один раз в год привозить детей на конкурс. И тоже часть денег приходится вынимать из собственного кармана. Но всего этого  Мария Васильевна еще не знала. А если бы даже знала, то другого выхода не было.
В дирекции Управления подростковой организацией, хотя женщина очень сомневалась по этому поводу, ее сразу взяли на работу. Вот тут  и пришлось отрабатывать бабушкино предсказание.

Нужно было привлечь в кружок 60 детей:4 группы по 15 человек. Это с легкой руки господина Кучмы: когда в стране резко снизилось количество учеников в школах, в подростковых клубах увеличили число детей с 10 до 15. Очевидно, с целью закрытия подростковых клубов. «Нет  15 человек в группе?  До свидания. Или иди на половину ставки». А знаете ли вы, чем отличается половина ставки от целой?
 - Да что тут знать!- воскликните вы,- В два раза меньше работать и получать половину зарплаты!
А вот и нет! Половину зарплаты человек будет получать, а вот работы убавится не на много. Обязанности останутся прежними и требования тоже.

 А чем детей заинтересовать? Нужно показать готовые интересные изделия. Погрузилась в работу с головой, и, оказалось, ей  это очень нравится. Начали с мягкой игрушки. Занимались и кулинарией – в клубе была электропечь с духовкой.
Через год дети стали просить:
- Давайте займёмся бисером!
- Каким бисером? Я не собираюсь на старости лет портить своё зрение. Тем более наш кружок - "Мягкая игрушка". Что мне в дирекции говорить? Вы думаете, меня по головке погладят?
- Ну, пожалуйста.
- Не могу.

На следующее занятие половина кружковцев не пришла. И даже те, которые приходили каждый день, а не два раза в неделю, как положено по расписанию. Постоянные кружковцы стали приходить 1-2 раза в месяц. Молчали, как партизаны, о причинах столь редкого посещения. Наконец одна из них, Саша, десятиклассница, принесла  Марии Васильевне подарок: бисерный цветок  в рамочке, Маринка-девятиклассница - вышивку бисером в рамочке. Мария Васильевна была очарована игрой света, прелестью этих миниатюрных изделий
-Это Вам. Вот почему мы стали редко ходить к Вам. Мы же Вас просили...
- Ну, хорошо. Покажите мне, как плетётся цветок, - сдалась Мария Васильевна.
Девчонки переглянулись, замялись, потом Саша нерешительно сказала:
- А мы не можем.
- Как, не можете? Почему?
- А с нас учительница взяла слово, что мы никому ничего не будем рассказывать о приёмах плетения.
- Конечно, слово надо держать,- согласилась Мария Васильевна.- Но мне очень обидно. Я вам помогала во всём, даже сочинения писать по русскому языку помогала. А сколько раз мы сидели после занятий, пекли пряники, эклеры. Я на вас не жалела времени. А вы…
- Ну, мы же не думали, что Вы захотите научиться, Вы же сказали, что не хотите портить зрения.
- Ладно, храните свои секреты,- вздохнув, произнесла руководительница кружка, - я всё равно научусь сама низать бисер и всех желающих научу, и никаких обещаний ни с кого брать не буду!

Мария Васильевна не стала настаивать, но чувствовала глубокую обиду. Ну почему, отдаёшь детям все душевные силы, но не получаешь в ответ чаще всего ничего? Ладно, дети. Но ведь и родители - никакой отдачи. Маленьких своих кружковцев Мария Васильевна не отпускала домой одних по темноте, разводила по домам. Несколько раз родители приезжали на машинах за своими чадами, но ни разу не предложили подвезти руководителя кружка, хотя некоторые ехали мимо её дома.  Мало того, в первые же дни кружковцы выкрали у своей наставницы последние деньги. (За двадцать девять лет работы в школе-интернате «трудные» дети ни разу не украли ничего)

Решив во что бы то ни стало научиться бисероплетению, пошла искать книги по магазинам. Нашла, но, увы, денег на покупку не было. Начала расспрашивать коллег. Но не тут-то было. Никто не выдавал секретов. Наконец, после получения мизерной зарплаты, купила книгу по бисероплетению. Занялась изучением на практике. Просидела целый день, но нанизала ожерелье по схеме. Довольно примитивное, но радости было много. Принесла своё изделие на следующее занятие. Девчонки ахнули, потом недоверчиво покосились на  Марию Васильевну:
-Это Вы сами? Никто не помогал? А нас научите?
- Конечно, научу. Для этого и штудировала книжку.
Рассказала, показала, записали последовательность работы. Начали низать все, но закончили только единицы. Работа с бисером интересная, но требует усидчивости и времени. Сама руководительница увлеклась бисером не на шутку. Всё своё свободное время отдавала работе, так как нужно к каждому занятию не просто приготовить описание работы, но и принести готовое изделие, чтобы было за что агитировать. Дома горели кастрюли и чайники, потому что за работой забывала и о еде, и о питье.

Через год занятий бисером, кружковцы стали занимать призовые места на соревнованиях в городе. Но бывшие "зубры" в бисероплетении не хотели без боя отдавать свои пьедесталы. В основном все работы из бисера были плоские примитивные, мелкие. Большая работа  требует большой затраты времени и, конечно, средств (бисер, проволока или леска - всё стоит денег). Терпение, усидчивость – основные черты  мастера. Мария пошла по другому пути: начали изготавливать объемные работы, которые можно было сделать за одно занятие. И только постепенно браться за более крупные изделия: изготовление букетов, панно, мелких зверушек. Книги по бисероплетению дорогие, не по карману. Пришлось самой разрабатывать схемы изделий и сразу показывать готовые работы кружковцам.

Однажды, во время городских соревнований по бисероплетению, с работой воспитанницы, Марины, члены жюри бегали по всему зданию бывшего Дворца пионеров, показывая всем созданное ею чудо - бисерная корзинка с бисерными ягодами клубники. Все восхищались, но девочке дали только второе место. Позже, на городской выставке, многие посетители просили разрешения сфотографироваться с изделием.
 
 Когда накопилось достаточно много разнообразных бисерных работ, пошла Мария Васильевна по школам, агитировать детей. Кружок был бесплатный, нужно было только купить материал. Детей прибежало на занятие столько,  что не хватало стульев и мест за столами, но очень многие пришли без бисера и все без лески или проволоки. Но руководительница обеспечила всех, разумеется, за свой счёт. Сейчас много говорят о поборах в школе, но никто не знает о том, как учителям приходится снабжать детей недостающими ручками, тетрадями, бисером, проволокой, при этом почему-то дети считают, что ничего возвращать не надо.
-Миша, ты принёс мне деньги за бисер?
-Нет, Мария Васильевна, я забыл.
На следующем занятии староста кружка спрашивает у мальчика:
-Ты принёс деньги Марии Васильевне?
-Перебьётся.
-Вася, я тебе давала ручку, почему ты не вернул?
-Я её поломал.
 Увлечение бисером дошло до самой настоящей страстной любви. Женщина ходила по лугам, собирая различные цветы, заглядывала в учебник ботаники, ну и, конечно, фантазировала сама, "изобретая" те цветы, которых нет в природе, создавая листья, описание которых нет ни в одной книжке.
На следующий год кружковец занял на городском соревновании уже первое место. Это был фантазийный цветок.
 Каждый год в городе устраивалась выставка работ, сделанная кружковцами. Во время выставки дело дошло до курьёза. Получилось так, что кружковцы Марии Васильевны несколько опоздали, так как добираться до места расположения выставки было  далеко и долго. Выигрышные - на солнечной стороне - места  были все заняты. Пришлось выставлять бисерные изделия на столах, стоящих в тени. А привезли ребята цветы (из бисера, конечно)  в горшках. И вот проходят люди, не обращая внимания на изделия. Кружковцы расстроились, чуть не плачут.
-Марь Васильна, а что, у нас самые плохие работы? Почему к нам никто не подходит?
-Знаете что, ребята, я пока здесь сама посмотрю за вашими работами, а вы пройдите и посмотрите, у кого какие изделия. Какое вам понравится, придёте, скажете. Я потом посмотрю, и мы тоже такое сделаем.
Дети ушли. Вернувшись,возмущались наперебой:
-Ничего не понимаем. Там  простые, обыкновенные, а их там все хвалят и восхищаются. А у нас.. .
-Та-ак. Сейчас проверим, в чём дело. Молодые люди,- обратилась Мария Васильевна к группе молодёжи, проходящей мимо, - ну что вы проходите!  Похвалите детей, они так старались...
-Над чем это? – спросил один из приостановившихся.- Подумаешь, цветы они вырастили! Велика работа!"
-Да вы посмотрите, это ведь цветы из бисера !
-Как, из бисера?!
Группа молодёжи тут же обступила столы. Оказывается, в тени цветы выглядели словно выращенные. На одном из цветков дети прикрепили стрекозу из плёнки и тонкой  проволоки.
-А стрекоза почему не улетает?
-Да ведь её тоже дети сделали!
Не поверили, пока не пощупали руками.

 Мария Васильевна вспомнила, как мама одного из кружковцев бегала по всему посёлку, показывая цветок,"выращенный" её сыном-второклассником в кружке, как её, руководительницу, останавливали матери и спрашивали, правда ли, что изделие сделано именно их чадом, а не учителем. Потом дети начали признаваться, что у них просят на продажу их работы. Кое-кто продавал за смешные деньги, другие - за приличные суммы. Мария Васильевна объясняла, что изделия из бисера стоят дорого. Во-первых, поделка - единственная на всём земном шаре, ручная  работа, плюс затраченное время на исполнение, плюс бисер, плюс художественная задумка – всё это стоит денег. Изделия можно дарить, а вот продавать нужно за настоящую цену.
Платили руководителю кружка вдвое меньше, чем учителю в школе. Встал вопрос о переводе подросткового клуба на хозрасчёт. Посёлок небольшой, родители  безденежные. Подумала, подумала Мария Васильевна и вернулась назад в школу. А бисер не оставила. И очень внимательно смотрит передачи о народном творчестве, придумывая новые изделия и новые приёмы в плетении. И никакое это не хобби (дурацкое, безликое слово!) а самая настоящая любовь к искусству. Навсегда.
Мария Васильевна часто жалеет, что в сутках так мало времени. Она бы ещё и вязала (научилась вязанию "фриволите",челноком) рисовала, столярничала. Очень хотела научиться плетению на коклюшках. Увы, в сутках всего двадцать четыре часа. А так много ещё хочется сделать.
Так что, старички и старушки, дерзайте! Хватит точить лясы на скамеечках. Уйма интересных занятий, приносящих огромную радость. Поверьте, учиться  н-и-к-о-г-д-а не поздно. Найдите свою настоящую любовь, как это сделала Мария Васильевна. Нет, у неё не просто любовь, а страстная любовь!


Рецензии
Учиться никогда не поздно! Вы правы . Успехов Вам! С уважением, Пётр.

Петр Чванов   06.07.2014 22:34     Заявить о нарушении