Египетские сны диакона М. М. Потапова

       По-разному складывались судьбы людей в Российской империи в самом начале ХХ века. Хочется сказать доброе слово о Михаиле Потапове, родившемся летом 1904 года в Варшаве в семье дворянина, генерала Михаила Ивановича Потапова, дивизионного врача и дочери кузнеца, Марии Ивановны, урождённой Слюсаренко. В 1909 году отец Миши скоропостижно умер и Миша оказался в Москве в интернате для дворянских сирот.
 
       Мальчик рос любознательным и всё схватывал на лету. Поэтому, когда ему в 1913 году в первом классе гимназии попали в руки книги по истории Древнего Мира, то он их с огромным удовольствием читал и перечитывал. Особенное впечатление на него произвёл двухтомник американского египтолога Брэстеда «История Древнего Египта». С детства и на протяжении всей жизни пронёс Михаил Михайлович любовь к Египту, воплотив её в свои картины, в гимн Эхнатону.

        Старший брат Олег учился в Московском университете и в 1917 году был призван в армию, в 1920 году будучи на излечении после ранения в Крыму, погиб, попав под трамвай.  Братья Александр и Владимир закончили кадетский корпус и поступили в действующую армию. 1920 год Михаил с матерью провели в Крыму и были свидетелями того, как под траурный колокольный звон по городу прошло русское духовенство, направляющееся в изгнание. Процессия возглавлялась Антоном Храповицким, ставшим позднее главой русской церкви за рубежом. Можно было только представить, какое тяжёлое впечатление это произвело на глубоко верующего молодого человека.

       В Севастополе Михаил поступил в 7 класс гимназии, которая стала носить имя Луначарского. Впрочем, кроме изъятого курса религии, вся остальная программа оставалась прежней, т.е. достаточно фундаментальной. После окончания гимназии в 1922 году Михаил страстно хотел продолжить образование и стать египтологом. Новая Россия. Мог ли дворянский потомок рассчитывать получить высшее образование? Борьба с беспросветной нуждой была изнуряющей. Иногда судьба бывает благосклонна к своим избранникам. В роли судьбы выступил известный художник Юрий Ипполитович Шпажинский (1872 - 1940), который заметив несомненный талант Михаила, стал бесплатно давать ему уроки рисунка и живописи. Как, должно быть часто, Михаил с благодарностью вспоминал о своём первом и единственном учителе. Умение рисовать не раз давало возможность не только свести концы с концами, но и, в прямом смысле, спасало ему жизнь, которая так недорого стоила в те смутные времена.

       В 1929 году Потапов перебирается в Питер, где ему волею случая посчастливилось встретиться с Николаем Яковлевичем Марром, филологом, академиком и ЛИЧНЫМ ДРУГОМ Сталина. После просмотра работ Потапова, Марр познакомил его с видным востоковедом-марксистом Василием Васильевичем Струве(1889 – 1965, с 1935 – академик). Струве так же понравились эти картины, и он взял его практикантом в Эрмитаж. Очевидно, что это были одни из лучших лет в жизни М.М.Потапова. Он мог встречаться, работать с выдающимися учёными и мог бывать в запасниках Эрмитажа, где находятся сейчас две его картины, подаренные им Б.В.Пиотровскому. Но молодого художника должны были призвать в армию. В это же время Михаил тяжело заболевает, вследствие чего становится негодным для армии и теряет работу.

       После выздоровления М.М.Потапов перебрался в Москву, где в одной из санэпидстанций выполнял акварельные рисунки различных насекомых. Какие чувства, интересно, испытывал молодой человек, когда проходил по Потаповскому переулку, что рядом с Покровской улицей? Переулок так был назван в честь мастера Петра Потапова, который в XVIII веке построил храм Покрова Пресвятой Богородицы на Покровке и дал начало дворянскому роду Потаповых. Картины Михаила увидел директор музея Дарвина А.Ф.Коц, после чего зимой 1933 года Михаил начал работать в музее. Однако, каждый занимается своим делом. Осенью 1935 года следует арест, происходящий в пять часов утра. В квартиру вошли два красноармейца и человек в штатском, который в лучших традициях шариковых стал задавать вопросы: «Почему имеете столько книг по Египту? Собираетесь туда бежать?» Результатом стало обвинение в контрреволюции и Бутырская тюрьма, пять лет лагерей в Карелии и заполярье. Немногие выживали после такого. В лагере готовилась партия заключённых для отправки в более северный лагерь, откуда практически никто не возвращался. Врач, проводивший осмотр отправляемых, попросил нарисовать его портрет. Видимо, рисунок очень понравился заказчику и он дал справку о непригодности к дальнейшему этапированию. Так умение рисовать буквально спасло жизнь Михаилу. Затем его устроили художником в театр Беломоро-Балтийского комбината, где работали одни заключённые.

       Что значит жизнь одного человека для страны? По ту пору, очевидно, очень немного. Сколько талантливых людей погибло в эти годы! У скольких опускались руки, они уже не могли ничего создавать. Не так просто в таких условиях оставаться самим собой. М.М.Потапову это удалось.

        В мае 1941 года его окончательно признали негодным для службы в армии. В конце войны Михаил работал санитаром в госпитале. Прошедшая война всем далась тяжело. Михаилу удалось  разыскать своего старшего брата Владимира в Карпатах, и он переехал к нему. В доме своего брата он прожил около 30 лет, занимаясь росписью православных храмов. В 1946 году М.М.Потапов принимает сан диакона. Жить часто приходится по мастерским монастырей и церквей, где он занимается росписью и созданием икон. Церковная администрация далеко не всегда понимала его увлечённость Египтом.

       В 1956 году М.М.Потапов по приглашению архиепископа Никона начал роспись кафедрального собора в Одессе. Затем по просьбе митрополита Сергия Михаил Михайлович пять лет проводил роспись главного храма мужского монастыря в Одессе в византийском стиле XII века. В 1980 году храм осматривал Николай VI – патриарх Александрийской церкви. Росписи на него произвели огромное впечатление.  М.М.Потапов был удостоен ордена св. Марка – высшего ордена Александрийской церкви. В настоящее время в библиотеке Александрийской церкви находится 17 картин М.М.Потапова на египетские темы.
 
       Непросто складывалась жизнь Михаила Михайловича. После смерти брата жить стало ещё трудней. Пенсия диакона – 45 рублей, воду надо носить из колодца, дрова на зиму собирать буквально по щепкам и всё это уже семидесятилетнему человеку. На просьбу в горсовете г. Хуста о выделении квартиры и о дарственной городу на картины художника было заявлено, что он приезжий и обсуждать здесь нечего.

      Мир не без добрых людей. М.М.Потапов познакомился с художницей Александрой Ивановной Богоявленской, которая помогла в 1981 году устроить в Соликамске его первую персональную выставку. В последующем Михаил Михайлович переезжает в Соликамск, где у него впервые в жизни появилась своя квартира. Пусть это маленькая панельная «хрущёвка» всего в две комнаты, зато своя и благоустроенная, что для восьмидесятилетнего человека очень важно. Главное, что дал Соликамск М.М.Потапову, как мне думается, это душевное равновесие, чему, безусловно, способствовал его единственный ученик, близкий друг и теперь хранитель его музея – Сергей Иванович Лапин. С 1992 года Сергей Иванович переехал к художнику, поскольку девяностолетний человек, безусловно, нуждается в помощи. В Соликамске М.М.Потапов создал свою «Эхнатониану».

       В Соликамске Михаил Михайлович расписал в византийском стиле церковь Иоанна Предтечи – удивительно свежая и солнечная живопись! Часть картин была передана в городской музей. Появилась возможность иногда проводить выставки. В Соликамске  в 1985 году и М.М.Потапов становится Почётным гражданином этого старинного города. В этот же год проходит его выставка в Свердловске, после чего от посла Египта в России поступает предложение  посетить Египет.

       Посещение Египта в 1986 году в целом разочаровало Михаила Михайловича. Увиденное разительно отличалось от мира его грёз. Высотные дома, приближающиеся к пирамидам в Гизе. К усыпальницам фараонов, стоявшим ранее в гордом одиночестве среди пустыни. В этой связи нельзя не вспомнить Д.С.Лихачёва, со всей страстью выступавшего против строительства небоскрёба на Васильевском острове. Пусть даже его назвали бы «Башня Петра Великого». Это бы бесповоротно разрушало бы гармонию Петербурга.

       Глядя на картины из цикла «Эхнатониана», поражаешься свежести красок, живости лиц, многообразию сюжетов. Кажется, что художник не выдумывает и не конструирует сюжеты, а просто воплощает свои воспоминания в картинах.

     Аменхотеп IV , принявший имя Эхнатон (1376 – 1336гг. до н.э.). Спокойный взгляд, как будто осознающего свою трагическую судьбу, и всё же идущего по предначертанному Пути человека, который для всех должен быть Богом.

       Великолепные пирамиды, ещё не познавшие всей разрушительной мощи реки по имени Время. Парящие в раскалённом воздухе и отражающиеся в расплавленных водах Нила во всей красоте своей молодости.

       Мудрый Сфинкс, вглядывающийся на фоне ночного неба и мириад звёзд в прошлое, знающий уже и то, что ждёт всех нас в будущем.

       Прекрасные женщины Египта: Нефертити – жена Эхнатона, чьё имя означает «красавица грядёт», смеющаяся Меритатон, их старшая дочь. Царица Тейя, таящая улыбку молодости и она же на склоне лет, умудрённая жизнью.

       Портрет строителя пирамид. Бытовые сценки из жизни Древнего Египта. Рисунки храмов. Копии фаюмских портретов… И среди этих, канувших в Лета египтян, портрет скромного художника, расписывающего алебастровый бюст – автопортрет Михаила Потапова, воплотившего этим мечты о мире своих грёз.

       М.М.Потапов, являясь почётным академиком Пушкинской академии, придерживался в целом стилистики Древнего Египта и писал свои картины так, что каждая из них дышит и живёт своей жизнью.

       Человек, проживший такую жизнь, сохранивший на протяжении всего ХХ века верность своей Мечте, безусловно, достоин уважения!





   
       Фараон Тутанхамон
       34х26 (масло) 1977г.
       Художник М.М.Потапов (1904 - 2007гг.)
       Музей-квартира М.М.Потапова
       Пермский край
       г. Соликамск
      
               


Рецензии
Безусловно, и я тоже так искренне считаю, Михаил Михайлович Потапов достоин глубокого уважения.
Вы заметили, уважаемый Виктор, что увлеченные люди живут дольше. И они не прожигают время, а созидают, делятся накопленными знаниями и эмоциями.

Спасибо Вам большое!

Рада каждой встрече с Вами.

С пожеланием предпраздничного настроения,
Кира

Кира Викторова   16.12.2021 23:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Кира!
Увлечённые люди живут качественнее и дольше. Тому есть причины и это хорошо. Потапов был очень интересным человеком. В таком коротком очерке невозможно достаточно полно осветить его жизнь. А сколько замечательных людей, преданных забвению.
С наступающим Новым годом! Здоровья и всего самого доброго!
С теплом, Виктор

Виктор Афсари   20.12.2021 14:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.