Борис - Царь Запивонихи

Алекс Гор
БОРИС — ЦАРЬ ЗАПИВОНИХИ

«Царство Бориса, столь прекрасное поначалу, по последствиям — в одном ряду с монгольским нашествием и бедствиями иудейского времени».

ТРАГИКОМЕДИЯ В ТРЁХ ДЕЙСТВИЯХ
в стихах и прозе

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Борис — Царь Запивонихи
Бурубулис — Советник царя-батюшки
Татьяна — дочь Царя Бориса и его Советник
Умник — распорядитель государственным имуществом (кличка «Рыжий»)
Черна Мырда — Первый Министр, Глава Правительства
Хасбулат — Глава боярского собрания
Усач-Руцкастый — Правая рука царя Бориса, ренегат
Грач — военный Министр
Ванька Рыболов — глава нижней палаты парламента Запивонихи
Шумейкин — глава верхней палаты парламента Запивонихи
Масхад — генерал кавказских сепаратистов
Колька Рябов — главный царский считальщик голосов избирателей
Барсук — глава ФСБ Запивонихи
Володя — приемник царя Бориса
Статисты: Солдаты, царская прислуга, бояре, Дудай, американский журналист

Действие происходит в государстве под названием Запивониха.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Кабинет царя Бориса с балконом, украшенным триколором. В окнах видны зубцы кремлевской стены. В кабинете царь Борис, Бурубулис и Татьяна. Пьют водку.

Царь Борис: Ну, вот, сбылась мечта моя! Я стал  царём Запивонихи! За это надо выпить! Наливай, Бурубулис!

Бурубулис разливает водку по граненным стаканам и передаёт стаканы царю и его дочери. Все выпивают и не закусывают.

Царь Борис: Ну, вы тут празднуйте пока, а я на балкон выйду к народу. Поприветствую свой народ, а народ меня поприветствует (смеётся, почёсывая кудлатую голову).

Царь Борис выходит на балкон. Где-то за кремлёвской стеной народ восторженно приветствует царя.

Царь: Здравствуй, народ! (машет рукой кремлевской стене, народ гудит).  Вот что я вам скажу, славный народ Запивонихи.. Дальше жить как при царе Михее мы не будем. Что это за жизнь, понимаш, была такая. У царя густо, а у народа пусто. Вот ведь загагулина какая. Я свой народ накормлю, напою, одену, ну, и всё такое прочее, понимаш. Вот.

Народ одобрительно гудит, мычит, кричит: Да здравствует царь Борис! Царь в ответ машет ручкой.
Царь:  Я так думаю. Чтобы народ сытым и обутым был, надо чтобы у народа хорошая работа была и своя собственность. Свои заводы, фабрики, понимаш, ну, и прочая всякая ерунда. Вот.
Народ восторженно откликается: Во, какой у нас царь! Мы такого царя ни на кого не променяем!
Царь: А теперь за работу! Пойду трудится на благо народа! Поработать с документами надо!
Царь Борис возвращается в кабинет, выпивает стакан водки и обращается к Бурубулису.
Царь:  Скажи, Бурубулис, что делать надо, чтобы народ побыстрее накормить, обуть, одеть, ну и прочими радостями жизни наделить, понимаш?
Бурубулис: Надо, царь-батюшка, жизнь Запивонихи переделать так, что бы было как в заморских арабских государствах, которые нефть добывают.
Царь: Ну и как они там живут в этих арабских государствах?
Бурубулис: Очень хорошо живут. Шейхи, цари ихние, богатствами от народной нефти щедро с народом делятся. Так что народ там живёт богато и счастливо и любит своих шейхов. Так что, царь-батюшка, реши задачку, чтобы чиновники и бояре не воровали и о народе радели, чтобы полиция народ охраняла, а суды защищали, и народ тебя полюбит.
Царь: А как же енту задачку решить? Без пол-литра и не поймёшь, как это сделать (почесал затылок).  Вот, загагулина какая, понимаш.
Бурубулис:  Да, трудная это задачка. Да только есть у меня дружок головастый, который может эту задачку решить.
Царь: Ты вот что. Ты этого головастого ко мне срочно доставь. Мне с ним поговорить надо. Да, а зовут то его как?
     Бурубулис: Зовут его Чубсиком, но все кличут его «рыжим» или «умником». Он хоть и рыжий, но шибко умный.
 Царь: Ну, так ты мне этого рыжего умника привези ко мне завтра к обеду, понимаш.
 Бурубулис: Да чего ж время терять? Рыжий в приёмной сидит, ждёт когда ты, царь-батюшка, его позовешь.
Царь: Да ты уж всё продумал, хитрец этакий! Ладно, щас с дочкой поговорю, а потом зови рыжего умника своего.
Бурубулис уходит. Царь обращается к дочери.
Царь: Ну, доченька, а ты что царю-батюшке посоветуешь?
Татьяна: Тебе, папочка, надобны модус вивенди изменить.
Царь: Какой ещё модус вивенди? Говори ясней, понимаш!
Татьяна: Это означает образ жизни. Во - первых, причёсочку аккуратненькую, модненькую носи. Во-вторых, пей водку не заморскую, а только нашу, родимую, чтобы ближе к народу быть.
Царь (восторженно): Ух ты! Это ты здорово придумала!
Татьяна: Это ещё не всё. Смени стаканы граненные на хрустальную посуду. Не пристало царю из граненных стаканов пить!
Царь: Согласен, согласен, доченька, умница моя! Ты, это, распорядись, чтоб водку и стакан'ы поменяли. А сейчас иди и позови ко мне этого рыжего умника.
Татьяна уходит. В кабинет входит высокий рыжеволосый молодой человек с самоуверенной походкой и столь же самоуверенным выражением лица. Царь приглашает его сесть за стол, уставленный яствами.
Царь: Скажи мне, рыжий умник, как сделать так, чтобы народ не голодал?
 Умник: Проще, простого, царь Борис. Надо раздать народу кое-какие бумажки, на которые можно купить заводы и фабрики. Вот и все дела.
Царь (удивленно): Да что же это за бумажки такие волшебные?
Умник (усмехаясь): Какие там волшебные! Да обыкновенные это бумажки. Я их сам нарисовал. Но, ежели, царь скажет, что это волшебные бумажки, то на них всё можно будет купить.
Царь (удивленно): Да ну? И народ купит на них все заводы и фабрики, которые есть в моей Запивонихе?
 Умник:  Нет, конечно. Все заводы и фабрики купят мои дружки – Абрамович, Березович, Ходорович…и наступит капитализм.
 Царь: Стой, стой, стой, стой!  А как же народ?
Умник: А о народе, царь-батюшка, позаботится мой шибко умный дружок Егор.  Егорушка всех накормит, оденет, обует и спать уложит. Ты только, царь-батюшка, прикажи его главным министром сделать, чтобы он твоим правительством управлял, а об остальном не беспокойся. Спи спокойно и жизнью наслаждайся.
Царь (одобрительно): Это ты здорово придумал! И впрямь умник! А сам то какую должность хотел бы получить? Небось на второго главного министра метишь? Говори, не стесняйся! Когда я добрый, то могут щедро наградить!
Умник: Я, царь Борис, за журавлём не гонюсь. Мне и синицы в руках достаточно.

Царь: И что же это за синица такая?

Умник: Да ты, Царь Борис, учреди небольшую конторку, которая будет распоряжаться распродажей фабрик и заводов и прочей хозяйской утварью, а меня во главе этой конторки поставь. Работы будет — непочатый край! Не каждый на такую тяжелую работу согласиться, а вот я возьмусь, чтобы поскорее капитализм построить и народ Запивонихи накормить и сделать счастливым.

Царь: Да ты скромный парень, как я погляжу. Молодец! Считай, что эта конторка твоя! А сейчас давай выпьем! За царя! За народ! За твоё назначение!

Чокаются фужерами и выпивают.

Занавес. Конец первого действия.


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Прошел год. С одной стороны сцены - Царский кабинет. Царь пьёт водку. Его Советник Бурубулис работает с государственными бумагами.

Царь: Вот год прошел, как я страною правлю. Скажи, Бурубулис дорогой, как жизнь течёт у нас, в стране родной? Доволен ли народ, как правлю я? А если нет, то в чём моя беда?
Бурубулис (доставая бумажку из стопки бумаг): На этот счёт статистика такая. «Царь правит хорошо, - народа третья часть так говорит. Царь правит плохо, - треть говорит другая. А остальным — всё пофигу. У них забота лишь одна — с утра напиться бы вина».

Царь (гневно): Во всём Егор виновен наш. Взашей я прогоню его! Вот так вот, понимаш! И рыжего взашей, тудыж...

Бурубулис: Царь! Царь! Куда спешишь? Ну, Рыжего прогонишь ты взашей, а кто ж тогда ловить будет мышей? Кто ж будет тогда тебя, твою Семью, как должно, величать и щедрыми дарами отмечать? Ты рыжего Вторым Министром лучше бы назначил. В правительстве твоём хоть один умник будет …. Рыжий. К тому ж, за год он стал тебе гораздо ближе...

Царь: Ну, хорошо. Хоть нету дыма без огня, ты всё же убедил меня. А вот кого Министром Первым мне поставить? Не дураку же государством править?

Бурубулис: Ты знаешь, царь, пришла мне мысль такая. Есть в государстве нашем мастерская, в которой делают телеги для народа. Работа там кипит, и мастерской крепкий мужик руководит.

Царь: Как звать его?

Бурубулис: Чёрна Мырда.

Царь: И что же дальше ты хотел сказать о мастерской.

Бурубулис: Однажды, случился там конфузик небольшой. Телеги наши мы заграницу продавали, но оконфузились — их «жигулями» обозвали.

Царь: А в чём конфуз-то, не пойму?

Бурубулис: Сейчас тебе всё объясню. Во Франции протест нам предъявили, что всякое дерьмо им продаем. Но мы потом ….

Царь (грозно приподнимаясь с кресла): Каким ещё таким дерьмом вы торговали?

Бурубулис: Телегами! Да только вот не знали, что наши «жигули» по ихнему — дерьмо!

Царь (удивленно): Во! Вот закавыка, понимаш! Так'о дерьмо и не продашь!

Бурубулис: Мы эту закавыку разрешили быстро.  Перекрестили «жигули» мы в «Ладу». Теперь всё чисто.
Царь вылез из-за стола и стал танцевать припевая:
Хмуриться не надо, Лада! Ты моя отрада! Лада!
Бурубулис поаплодировал царю и сказал.
Бурубулис: Так вот, царь Борис.  Чёрна Мырда крепкий мужик, надёжный. На него можно положиться. Вот я и рекомендую назначить его Первым Министром. Верой и правдой тебе служить будет. Это точно.
Царь: Ну, хорошо. Согласен. Вопрос с Первым Министром ясен. Теперь, давай обмоем это назначенье (поднимает фужер).
Бурубулис (смущаясь): Я лучше пожую печенье....
 Сцена затемняется. Царь и Бурубулис переодеваются. Сцена освещается. Прошел год. Тот же кабинет царя. Царь сидит на троне с бутылкой в руке. Перед ним стоит Чёрна Мырда. Бурубулис работает с бумагами.
Царь: Вот год прошел, как ты правительством моим руководишь. Ну, расскажи, как экономику страны поправил.
Черна Мырда: «Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу. Но кое-что я сделал. Вам мало не покажется».
Царь: Уж, это точно. Так, дефолтик небольшой. Подумаешь, рубль обвалился... Тебе сегодня ужасный сон не снился?
Черна Мырда: «Рубль при мне обвалился? Вы что, ребята? Когда ж вы это успели всё? Наделали, значит, тут кто-то чего-то, теперь я и рубль ещё обвалил. Это что, значит?  Разве меня здесь - да меня в Правительстве с марта месяца не было. Что тут без меня делали?! Мы очень хорошо работали, нет здесь никакой вины  Правительства. Пенсии платились, зарплаты... А что сейчас? И не надо говорить про Черну Мырду, это никому не нужно, зачем же это, кому?! Не поверит никто, а вы — "Черна Мырда, Черна Мырда!" Ты, Бурубулис, говоришь, что тут пенсии, зарплаты, банки, а где деньги возьмёшь, где возьмёшь? Напечатаешь, что ли? Работать нужно, и, я думаю, можно».
Бурубулис:  Ошибочку ты, Витя, допустил. А знаешь в чём была ошибка?
Черна Мырда:  «Знаю. Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны».
Царь: Ошибка в том, что я Бурубулиса послушал и тебя, Витёк, министром первым сделал. А ты работал, как умеешь - «жигулёво». А народ живёт всё «жигулёвее» и «жигулёвее». А как теперь страну поднять из руин? Ты знаешь? (к Черной Мырде)
Черна Мырда: «Сегодня каждый может спросить: а знаете ли вы, что делать? Я бы не хотел сейчас говорить о причинах, что произошло именно вот в это время. Я не любитель, никогда этим не занимался, это пусть кто-то другой. Когда моя наша страна в таком состоянии - я буду всё делать, я буду всё говорить! Когда я знаю, что это поможет, я не буду держать за спиной!»
Царь: Что за спиной ты держишь? Покажи! А лучше делать что скажи!
Чёрна Мырда: «Продолжать то, что уже много наделали. Сейчас мы твёрдо знаем, что делать, какие первые шаги надо сделать, и нам надо на это всем вместе навалиться, и я думаю, что у нас это получится. Работающий Царь, работающее правительство - это же песня может получиться!»
Царь: Ну нет. Дуэт у нас не получился. Вот, на минуту отлучился, и вот разрушен весь наш дом. Бардак кругом. Так что, Витёк, прости-прощай. А на прощанье орден получи «За заслуги перед Отечеством».
Царь берёт из рук Бурубулиса орден на синей ленте и пытается надеть его на шею Черной Мырде. Лента узковата и застревает на ушах Министра. Царь обнимает Министра и тот покидает кабинет царя. Царь наливает водки в фужер, выпивает и обращается к Бурубулису.
Царь: А что бояре? Как себя ведут?
Бурубулис: Бунтуют и требуют, чтоб ты от трона отказался...
Царь: Вот так сюрприз! Откуда только взялся! Ну, я боярам покажу кое чего! Пиши Указ мой царский!
Бурубулис садится за стол и приготовился записывать.
Царь: Пиши! Указ за номером четырнадцать и два нуля. (смеётся). В сортир их засажу! Сим указом царь распускает боярское собрание и повелевает  боярам по домам всем разойтись. Написал? Давай сюда!
Бурубулис даёт царю указ на подпись. Царь широким росчерком подписывает указ. Бурубулис ставит на бумагу огромную царскую печать.
Сцена затемняется. С другой стороны сцены появляется кабинет Главы боярского собрания Хасбулата в Белом Доме. Сцена освещается. В кабинете Хасбулата сам хозяин кабинета и Усач-Руцкастый.
Хасбулат: Ты, Усач, взгляни на это! (протягивает Усачу бумагу). Ты только посмотри, что царь Бориска вытворяет! Сначала Собрание он распускает, теперь вот что предлагает! Решил купить нас с потрохами.
Усач-Руцкастый (читает): Да мы и сами ведь с усами! Да, вижу, вот. Каждому боярину — портфель министра и дом в придачу. Сколько сейчас министров у царя?
Хасбулат: Да десять вроде.
Усач-Руцкастый: Вот ежели бояре согласятся, то будет 385 министров!
Хасбулат: Да, кабинет министров растёт быстро! Но я вот что решил, мой друг. Закон боярского собрания готов и я его уж подписал. С этой минуты Царь Борис больше не царь. А ты, Усач, с этой минуты, будешь исполнять обязанности царя Запивонихи.
Усач-Руцкастый: Немедленно распорядись, чтоб дали кабинет мне в Белом Доме царский с табличкой золотой, что в нём сам царь сидит. Ну, Борька, погоди!
Мизансцена меняется. Хасбулат и Усач уходят. Из Белого дома к Кремлю бежит посыльный с бумагой. В кабинет царя входят сам царь и Бурубулис.
Царь: Ты, только посмотри (к Бурубулису), что Хасбулат-то сотворил! Меня разжаловал, а Усача царём поставил! Так царь ещё я иль не царь? Ну, говори, как есть!
Бурубулис: Для меня ты царь, а вот для бояр твоих и для народа – ты больше не царь, поскольку закон боярский сильнее твоего слова царского. Вот такой конфуз.
Царь (растеряно почесывая затылок): Ну и закавыка, понимаш. Тудыт её растудыт. Я им покажу, кто царь в Запивонихе! Позвать ко мне немедля Министра военного Пашку Грача!
В кабине царя молнией влетает военный министр Грач в огромной фуражке. Отдаёт царю честь.
Грач: Прибыл по твоему приказанию, царь-батюшка!
Царь: Слушай приказ, Грач. Лети на боевых телегах к боярским палатам. Разверни пушки на палаты и пали изо всех сил, так чтобы бояре обосра….а потом сд'ались! Пон'ял?
Грач: Так точно, царь-батюшка. Пон'ял! Всё исполню, немедля и не раздумывая!
С этими словами генерал Грач покинул палаты царя Бориса. На сцену солдаты выкатываю боевые телеги. Пушки направлены на белый Дом. Боем руководит лично Грач.
Грач: Заряжай! Осколочными. Огонь!
Палят пушки. Из окон Белого дома идёт дым.
Грач; А тепереча, стреляйте по второму окошечку на третьем этаже. Заряжай! Огонь!
Палят пушки. Из окон Белого дома валит дым. Неожиданно у пушек появляется журналист в шляпе в расцветке американского флага. Журналист обращается к Грачу.
Журналист: Господин Женераль. Пожалуй-ста в другой окно есчё разок сделай бах-бах! Для Амэрэки.
Грач: Всегда пожалуйста. Заряжай! Бах-бах!
Палят пушки. Дым из окон и белый флаг.
Грач (радостно): Бояре обосра...! Арестовать всех! В Лефортово!
Из Белого Дома солдаты выводят Хасбулата и Усача-Руцкастого с поднятыми руками, сажают на телеги и увозят. Грач спешит доложить царю о победе. В кабинете царя Бориса: царь, Грач и Бурубулис. Царь обнимает Грача.
Царь: Принесть сюда ведро медовухи! Победу будем праздновать!
Вносят бочонок. Царь и Грач черпают из него ковшами и пьют.
Царь: Молодец, Паша! Ну вот, Бурубулис, решил я эту закавыку без твоего совету – сам справился!
Бурубулис (откашливаясь в кулак): Царь-батюшка. Для себя ты может эту закавыку и решил, а вот что скажет народ Запивонихи и цари заморских государств? Народ скажет, что ты в свой же народ приказал палить из пушек, а заморские цари обвинят тебя в государственной измене, поскольку ты Главный Закон Запивонихи нарушил. Вот закавыка какая. Побольше  прежней будет.
Царь (растеряно, испугано, тихим голосом): Ну и конфуз случился! А что же делать-то, понимаш?
Бурубулис: А ты вот что сделай. Ты прости бояр непутёвых и выпусти их из тюрьмы вместе с Хасбулатом и Усачём-Руцкастым. А прежде чем их из тюрьмы выпустить, потребуй, чтоб  и они тебя простили и признали своим царём.
Царь (обрадовано): Ну ты и голова! Давай выпьем! За царя Бориса!
Царь, Грач и Бурубулис пьют медовуху.
Занавес. Конец второго действия.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТИЕ
Декорации. С одной стороны сцены кабинет царя Бориса с Кремлёвской стеной, с другой — кабинет в Белом Доме. За столом сидят бояре и что-то обсуждают. В царском кабинете — сам царь Борис и Бурубулис.
Царь: Вот что скажу тебе я, Бурубулис. Не нравится мне Основной Закон государства моего. Меня он, понимаш, связывает по рукам и ногам. Из ентого закона такая фигня выходит, как при царе Михее. Говорить я могу, что хочу, а делать могу только то, что мне основной Закон позволяет. Непорядок это. Царь я или не царь?
Бурубулис: Царь, конечно, но Конституция важнее. Царю поклоняются, а Конституции преклоняются.
Царь: Ты что в святые записался? Или в блаженные? Я больше не намерен властью своей ни с кем делиться! Пусть будут предо мной подобострастные лишь лица!
Бурубулис: Ты что задумал, царь Борис? Неужто, Основной Закон наш слегка исправить, чтобы вольготнее тебе случилось править?
Царь: Исправить? Детский лепет это! Старый закон в ведро для мусора, и новый написать! Вот что хотел сказать!
Бурубулис: А как народ к такой идее отнесётся?
Царь: Мне наплевать! Народ мой перебьётся!
Бурубулис: Раз ты такой идеей заболел, то надобно и мнение народа знать. Ведь Конституция принадлежит Народу. Народу и решать. Ты референдум проведи. Тогда ответ узнаешь.
Царь: Ты белены объелся что ли, милый друг? Приди, народ, я твой супруг! Я без народа всё уже решил. Мои бояре давно уж о моём желании узнали и, полагаю, что Конституцию мою уж написали...
Бурубулис: Ну и дела! И что теперя будет? Народ тебя, Борис, уж точно не забудет!
Царь: Да, я в Историю войду, как Царь Борис Великий, а не какой-нибудь безликий!
Бурубулис: И как же ты устройство государства переделал?
Царь: Да очень просто! Царь будет иметь неограниченный простор для роста! Собрание Бояр я разогнал. Теперь за место них Парламент двухпалатный будет законы нужные писать, а я всем буду управлять.
Бурубулис: И кто ж парламента палаты возглавляет?
Царь: Нижнею я поручил возглавить Ваньке Рыболову. А верхнюю возглавит бывший мой министр Шумейкин. Надежные, послушные ребята. Вот-вот должны мне принести новый закон... Пойдём пока покурим и медовухи примем..
Царь Борис и Бурубулис покидают кабинет. Освещается кабинет в Белом Доме. За столом Шумейкин, Ванька Рыболов и несколько бояр.
Ванька Рыболов: Ну, вот, Закон готов! Хорошая работа!
Шумейкин: Устал работать. Подремать охота...Сейчас новый закон царю Борису отнесём, получим награды и отдохнём.
Ванька Рыболов: Покой нам только снится! Вернёмся от царя и для себя закон напишем под номером один. Зарплату для себя и пенсии определим...
Шумейкин (оживился): Ты, Вань, про неприкосновенность депутата не забудь, а то ведь и обидеть сможет кто-нибудь... Вопрос квартирный не забудь и дачи. Дай бог нам всем удачи!
Ванька Рыболов: Пора к царю идти. В дорогу!
Шумейкин: И не забыть бы пред царём склониться. Выпьем на дорогу?
Бояре выпивают и покидаю кабинет Рыболов и Шумейкин переходят сцену от Белого Дома к Кремлю и входят в кабинет царя. Царь величественно сидит на троне. Бояре низко склоняются перед царём Борисом.
Царь: Ну, где закон мой покажи! Давай сюды скорее!
Бояре торопливо подходят к трону и в две руки передают ему папку. Царь быстро просматривает закон и подсовывает папку под свой царский зад.
Царь: Теперь гарант я нового закона и мухе не позволю к нему я прикоснуться! А вы, бояре, славно потрудились. Теперь к Бурубулису идите, он вам мои награды передаст. По ордену «Заслуг перед Отечеством» вы заслужили, по щедрой царской премии — вам выдадут из кассы, и по даче царской. А теперь отпразднуем сей день великий. Прошу к столу!
Царь встаёт с трона и покидает кабинет. За ним следуют бояре.
Сцена затемняется. Снова свет. В кабинете царя сам царь Борис и военный министр Грач в огромной фуражке. На другой стороне сцены декорации лесистых кавказских гор.
Царь:  Заноза в заднице сидит большая. Ни днём, ни ночью покоя я не знаю. Кавказ бунтует уж два года как, и не могу с ним справиться никак. Вот закавыка, понимаш, какая. А как решить её не знаю. Дудай не хочет больше меня Владыкой признавать. Я бы послал его куда подальше, да как послать?
Грач: Ты только прикажи, царь-батюшка, я враз его фуражкою прихлопну! Два пальца о.... оплевать!
Царь: Ну что ж, мой Грач, лети-ка воевать!
Грач берёт под козырёк и покидает кабинет. Грач выходит из Кремля и переходит на другую сторону сцены. Теперь он бегает по кавказским горам, размахивая своей фуражкой, в тщетных попытках прихлопнуть Дудая, который ускользает от него, как уж. Царь Борис стоит на своём балконе и наблюдает за «сражением». Дудай ускользает, а сильно помятый Грач, с разорванной фуражкой, возвращается в кремлёвский кабинет царя Бориса.
Грач: Царь-батюшка, позволь мне доложить...
Царь: Да что докладывать. Всё вижу сам. Да, пережил я срам. Но ты, мой Грач, награду заслужил. Вот, награждаю медалью «За отвагу и безрассудство» - вчера вот учредил. И вот ещё. Дарю тебе я новую фуражку и позолоченную фляжку.
Царь Борис вручает награды Грачу и тот покидает царский кабинет. Царь вызывает Бурубулиса. Входит Бурубулис.
Царь: Вот, понимаш, какая закавыка. Одну большую закавыку я решил и Конституцию переписал. А вот кавказскую занозу никак из задницы я выдрать не могу. А тут ещё и перевыборы царя уж на носу. И сердце всё шалит, здоровья уже нету. Что же теперь сказать мне белу свету?
Бурубулис: Совет готов я дать тебе простой...
Царь: Ну, говори скорей, мой золотой!
Бурубулис: Ты должен каждый день перед народом появляться и повторять, что над бумагами сидишь ты каждый день по два часа, а то и больше.
Царь: Чего же проще...
Бурубулис: О сердце, ни гугу! А то лишишься трона и Великого Ивана не услышишь больше звона.
Царь: А что с занозой? Как выдернуть её?
Бурубулис: Пошли скорее на Кавказ переговорщика, что поумнее. Пущай сепаратистам мозги он затуманит, чтоб приутихли, а там видно будет...
Царь: Пошлю пожалуй генерала Гуся-Лебедя туда. Мужик прямой и рубит он с плеча. Упал — отжался! И вопрос решён. Такой вот генерал мне и нуж'он!
Бурубулис: Ну, поступай, как знаешь. А я пошел. Мне над бумагами работать уж пора.
Царь: Ты передай Гусю сейчас же мой указ — немедленно уехать на Кавказ!
Кабинет царя затемняется. Освещается другая сторона сцены. Кавказ. Генерал Гусь-Лебедь визави с  генералом кавказских сепаратистов Масхадом. За ними стоят воины сепаратистов.
Гусь-Лебедь: Генерал Гусь-Лебедь! (отдает честь).
Масхад (честь не отдаёт и говорит с угрозой в голосе): Зачем ты залетел сюда, крикливый Гусь? Принёс весть о свободе нашей иль угрозу?
Гусь-Лебедь: Давай поговорим, как два солдата. Как два мужика. Нам лучше отойти в сторонку. Что я скажу — не для чужих ушей.
Гусь-Лебедь и Масхад выходят на авансцену.
Гусь-Лебедь: Послушай, брат. Царь Борис свои последние денёчки доживает. Спился совсем и сердце никуда. Вот совсем скоро перевыборы царя и новым царём кто станет?
Масхад: Ты знаешь кто? Быть может я? (смеётся)
Гусь-Лебедь: Новым царём Запивонихи стану я, генерал Гусь-Лебедь! Упал — отжался и нет проблем! А как царём я стану, так сразу я от вас отстану и вам свободу подарю. Так что давай-ка мир подпишем. Не остановим войну — сорвём выборы царя.  Так что кумекай сам, что тебе важнее — постоянная война иль скорая свобода.
Масхад: Свобода! Я согласен мир заключить. А не обманешь?
Гусь-Лебедь: Слово офицера. Ты что меня не знаешь?
Масхад и Гусь-Лебедь подписывают мирное соглашение.
Гусь-Лебедь: Ну, мне пора. А вы тут голосуйте за меня!
Сцена затемняется. Смена декораций. Когда вновь дают свет, на месте кавказских гор появляется строение с вывеской «Избирательный участок».  Около урн толпится народ. С другой стороны сцены — кремлёвский кабинет царя Бориса. Царь разговаривает с Колькой Рябовым.
Царь: Ну что, Колян. Как народ мой голосует за меня?
Колька Рябов: Фигово голосует. Жирик слетел. За ним и Гусь-Лебедь отпал.
Царь: С Гусём ещё я разберусь. Предатель гнусный! А как Зюган?
Колька Рябов: Он обошел тебя на много. Народ избрал его в цари.
Царь (гневно): Ты мне такой фигни не говори! Царь я! И должен им остаться на новый срок! Не понял что ль? Иль преподать тебе урок! Иди и подсчитай все голоса, как надо! ПонЯл?
Колька Рябов: ПонЯл. Как надо подсчитаю. Но вот затем я точно улетаю.
Царь: Куда ты хочешь улететь? Я всё устрою. Обещаю. Но потом!
Колька Рябов: Я в Чехию хочу послом. Пивка попить и отдохнуть. Устал подсчитывать я голоса и спину гнуть.
Царь: Ну, хорошо. Иди и послужи, как надо мне, последний раз, и я послом тебя назначу в тот же час.
Сцена затемняется. Короткая пауза. Снова свет. Колька Рябов докладывает царю Борису.
Колька Рябов: Ну, вот, мой царь. Я бюллетени как надо подсчитал. Всё сделал так, как ты и приказал. Народ переизбрал тебя на царский трон.
Царь: Не сомневался в этом я. Теперь свободен. Пошел вон!
Колька Рябов убегает. В кабинет царя входит генерал Барсук.
Барсук: Поздравляю, царь Борис с переизбранием! Жду приказаний.
Царь: Я вот что хотел тебе сказать. Узнал я от тебя, как генерал Гусь-Лебедь меня предал и тот час я его послал губернатором работать в Красноярск. Я слышал, там дороги никудышные. Машины бьются. Не знаю, будет ли Фортуна благосклонна к Гусю-Лебедю иль повернётся к нему задом. Я бы наверное тогда чуть-чуть погоревал. Ты проследи за этим. Ты меня понЯл?
Барсук: Так точно, царь Борис! Всё сбудет сделано, как надо. Комар носу не подточит.
Царь: Ну, хорошо. Иди и исполняй.
Барсук берёт под козырёк и покидает кабинет царя. Царь хватается рукой за сердце. И падает. В кабинет вбегают врачи в белых халатах и уносят царя.
Сцена затемняется. Голос: Прошло ещё четыре года. Свет. Из Кремля выходи царь Борис и нетвёрдой походкой продвигается к авансцене. Монолог Царя Бориса.
Царь Борис: Устал я быть царём. В том честно должен вам признаться. Здоровье подвело. И смерти стал бояться. Да и народ уж перестал меня любить. И это мне так трудно пережить. Народу обещал, что сделаю его богатым и счастливым. А сам пропил свою страну и всё просра... и ничего не выполнил я из того, что обещал. Вот горсточку лишь олигархов породил, а мой народ по-прежнему всё «жигулёво» жил. Всё «жигулёвей» и «жигулёвий» мой народ живёт и поносить меня не устаёт. Не раз народ я обманул жестоко, поэтому решил  покинуть царский трон до срока. Не слышать больше мне  Ивана Великого прекрасный звон. И медовуху больше мне не пить за счёт казны. Придётся прятать деньги от жены. Но я себе приемника нашел. Нашел такого, что мне больше подошел. Мы с ним по дружески договорились. Я трон ему свой отдаю, а он мне гарантии даёт на безопасность личною мою и моего семейства. Так что теперь смогу пожить беспечно, не опасаюсь ни народа, ни тюрьмы. Позвольте вам представить нового царя. Иди сюда, Володя! (Выходит Володя, размахивая одной рукой, другая рука прижата к телу). Вот, прошу любить и жаловать моего Первого Министра будущего вашего царя. Считайте, что это - мой новогодний мой подарок моему народу! Не поминайте лихом. Ухожу...
Царь Борис уходи за кулисы, а Володя остаётся на авансцене. Занавес закрывается, но Володя раздвигает занавес руками, холодным взором смотрит в зал.... и произносит тихим, леденящим голосом: «Хотите знать, что может вдруг случиться с вами, коль не поделитесь со мной своими голосами? …. И, право же, одно я знаю точно. Коль трон заполучу, то никогда не сдам его досрочно....»
КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ
Алексей Леонидович Горшков
10.01.2014


Рецензии