Ностальгия

Ностальгия

- Что такое ностальгия? Это воспоминание о чем то приятном! Например, о выпитом стакане холодной, шипящей Кока Кола. Что такое мечта? Это желание допить стакан с Кока Колой!
Прошло всего несколько лет, а в Союзе произошли коренные изменения. “Перестройка и Гласность” воспринимались мной вначале  как очередной разыгрываемый властями фарс демократизации общества. Ну какой заплывший жиром секретарь обкома откажется от княжеской жизни? Ведь он – лицо, приближенное к получению лимитированных благ разного рода, к своеобразной коррупции. Ведь кроме как повеливать он ничего делать не умеет.  А свора прихлебателей. Ей-то что  делать?
Я вспомнил, как директор одного института хотел меня назначить начальником отдела. Ему это назначение не утвердили: поскольку я был беспартийным. Он послал меня в райком партии на семинар пропагандистов. Я пришел в райком партии, сдал пальто в гардероб, отметился в журнале посетителей семинара. Прежде всего я нашел буфет. Я не ошибся. В буфете было много разных деликатесов по сказочно низким ценам. После сытного завтрака идти в аудиторию и слушать лектора о том, как социализм оказал благодатное влияние на жизнь народа мне не хотелось. Достаточно было зайти в любой магазин и посмотреть на пустые полки. Отсутствие товаров первой необходимости показывало, что народом лектор считал только райкомовских работников. Я побежал к гардеробу за своим пальто. Но не тут-то было! Старушка-гардеробщица отказалась выдать пальто: только после лекции! Я пытался ей пояснить то, что меня срочно вызывают на заседание Ученого Совета. Ничто не помогало. Видимо, я был не одинок в попытках удрать с семинара. В следующий раз я приехал на семинар на своей автомашине и оставил пальто в ней. Бежишь в здание райкома по морозцу и сразу в буфет, а оттуда к знакомой на автомашине - никаких забот! Теперь остаются только воспоминания: моя ностальгия по тем временам.
Неожиданно открылась возможность приехать в Москву. Меня тянуло посетить могилы родных на Внуковском кладбище, где похоронены моя мать и старший брат Гера. Гере досталась нелегкая доля. Он прошел всю войну, что сказалось на  его сердце - один инфаркт, другой... Я вызывал его в США для лечения, но власти не пустили. Почему? Кому нужно было удерживать  больного человека?
Еще очень уж хотелось кое-кому дать в морду. Я мечтал купить танк и заехать на нем по некоторым адресочкам. В списке моих обидчиков был директор одного института, который меня выживал с работы. Я тогда долго искал новое место работы, да никак не мог пробить глухой заслон, который выстроили начальники отделов кадров. Только связи помогли пробить его.
Я помнил еще ту страну, где у всех было место работы, но никто из интеллигенции не работал. Все достижения страны легли на плечи энтузиастов.  Рабочий день проходил в  романах, сплетнях, но план каким то образом выполнялся, благодаря искусству плановиков: премию за выполнения плана получали. В магазинах было пусто, но люди как то добывали продукты на черном рынке у воров продуктовых баз.
Когда я приехал в Москву, то был поражен произошедшими изменениями. Появились хорошие продукты, но очередей за ними не было. Как мне пояснили: у народа нет денег на их покупку. Закрытые распределители исчезли.
Прежде всего я искал встречи со своими друзьями. Я пошел в биллиардные Дома учителя, Дома учёных. Никого из знакомых! Яков Борисович Зельдович умер, умерли и многие мои сослуживцы -знакомые по работе. Я позвонил сокурсникам по аспирантуре. Они устроили мне встречу с традиционным русским столом: водкой, селедочкой, огурчиками. Но всем было не весело. В их глазах я прочитал растерянность. Они достигли высоких научных званий, были уверены в своем будущем, а оказались на самом дне жизни, проявив полную неприспособленность к новым обстоятельствам. Они-то и отсоветовали мне искать моих обидчиков: жизнь сама их наказала: у кого инсульт, у кого инфакт от новой жизни. Люди годами деньги копили, добивались прибавки к нищенской зарплате. Для этого на работе унижались, лебезили. И вдруг все сбережения пропали. Одно утешение в том, что деньги портят людей, поэтому сейчас в России многие люди стали хорошими -пояснили мне мои приятели.
Любая бабка, вязавшая дома свое рукоделие, получала на рынке куда больше денег, чем мои доктора наук. Они смотрели на меня с явной завистью. Они рассказали, что  в стране появились целые орды челноков-мешочников. „Челноки“ теперь беспрепятственно выезжали заграницу: в Польшу, Турцию, закупали там вещи и привозили их в страну. На рынках шла бойкая торговля привезенным товаром.
 Помнишь стихотворение Александра Пушкина: “У Лукоморья”. Мы тогда  его переделали.
…-Ходит кот ученый!
Идет направо песнь заводит:
“У партии нет других целей,
Как осчастливить всех людей!”
Идет налево о коммунизме сказки говорит….
Там среди стареньких вождей
Бродил Никита-дуралей…

Теперь этот стих звучит по другому!

“У Лукоморья дуб срубили,
Его по щепкам растащили,
Златую цепь в ломбард снесли,
Кота в котлеты превратили,
Русалки в бардак пошли,
Руслана, как татарина, избили,
Лешего в лесу спалили.
Там ступа с бабою Ягой
Теперь за деньги лечит гемморой.
А тридцать три богатыря
Гонят самогочик втихаря.
Их дядька Черномор
Тащит Людмилу на ковер.
А мы жуем Буша курьи ножки,
Когда по неведомым дорожкам
Рысцою бегает еврей,
Обогнав растерянных людей.

Я зашел в институт, место моей последней работы и поискал одного старика - сотрудника института, который когда-то голосом местечкового еврея спросил меня:

- Марк Борисович, мы видим, как наш директор благосклонно относится к Вам. Мы думали, что Вы - секретный сотрудник (сексот). Наше мнение усилилось, когда начальник отдела кадров часто просил Вас подвести его по разным делам. Но я заметил, что Вы постоянно читаете английские книжки. Вы, наверное, хотите удрать в Америку. Если это так, то заранее уйдите из института. Подумайте о нас. На нас отыграются.

Я ему признался:-“ храбрецы уезжают, а остаются только отчаянные”.

- Я не осуждаю Вас и понимаю, что рискую, оставаясь в этой мрачной стране. Я не отчаянный, но я потерял полностью свою квалификацию. Я весь день на работе считаю ворон на березе, что рядом с моим окном. Как я добивался стать членом партии!
Я думал, что членство защитит меня от невзгод,  источником которых является пятая графа паспорта. Всю свою жизнь я послушно следовал указаниям партии. Если Вы уедете, то мне придется организовать осуждение Вашего решения.
-  А вечером Вы закрываетесь в туалете с радиоприемником “Спидола” и тайно слушаете Голос Америки?

Я вспомнил об этой беседе, когда узнал, что и этот старик уехал в США и живет на пособие социальной службы. Как я был неосторожен, признавшись в своих намерениях этому человеку! Почему он следил за мной? Ясно, он был винтиком системы тотальной слежки.
Мне казалось, что советская система породила приспособленцев, неспособных к активной жизни. Они приходили аккуратно, без опозданий на работу, но на работе выполняли общественные поручения и теряли профессиональные качества. C помощью откровенного подхалимажа они уютно устроились в разного рода никому ненужных учреждениях. Необходимость их в выступлениях в поддержку дирекции теперь отпала. 
Новое время, новый жизненный уклад, новый подход к труду тут же показал их никчемность.
Как я был удивлен, когда понял, что демократия тоже порождает массу бездельников. При демокрании бездельники не слоняются без дела в учреждениях и институтах. Они болтаются на улицах, притоговывают наркотиками, проституцией. Все они сидят на программах помощи бедному населению и не голодают. Их государство хорошо кормит! Причем склонность к безделью проявляет малообразованная молодежь поскольку неквалифицированный труд неинтересен.
Как же их не кормить? Ведь в стране много либералов, которые их жалеют, но не за свой счет, а за счет государства, т. е. налогоплательщика. Да и сами эти бездельники имеют возможность заявить о своих требованиях, участвуя в выборах, как полноценные граждане страны. Что будет со страной если количество бездельников превысит число труженников? Да еще слабо контролируемая иммиграция новых бездельников в страну разорит любую самую богатую страну.
Может быть прав Валя Кронгауз - мой сосед по дому. Валя знает, что делает! Он учит иврит. Он гордость Карповского института, доктор наук, умница. Достаточно сотни таких специалистов, как Валя и Израиль станет лидером в области высоких технологий.  Он поехал в Израиль-страну, которая непривлекательна для бездельников разного рода. Эта страна находится во враждебном окружении и кормить армию молодых бездельников и проходимцев просто не в состоянии. Нет худа без добра!

Я подумал о том, что американцу выгодно кое-что купить в России и продать в США. Но что купить? Приценивались американцы к заводам. Но оборудование заводов очень старое и изношенное. Нет! Это невыгодная и опасная покупка: завод ведь не вывезешь в случае изменения ситуации. Сегодня у рабочих низкая зарплата, а завтра её заставят поднять. Эту покупку могут отобрать, как это уже случилось в 1926 году, когда внезапно закончился НЭП. Никто в Роcсии не соблюдает законы: суды в руках власти. Коррупция, бюрократы любят взятки. Пока пройдешь с покупкой всю цепочку бюрократии,- разденут. Не страшно быть нищим в богатой стране, но страшно быть богатым в нищей стране. В богатой стране нет раскола общества на враждующих между собой богатых и бедных ибо есть  недостаток у злата: люди быстро привыкают к жизни богатой потому, что деньги сами по себе не делают  людей счастлтвыми, а только успокаивают! Богатые люди теряют цель в жизни и многие спиваются.

Я постепенно понял, что Россия растеряла свою тяжелую промышленность и стала сырьевой страной и здесь надо закупать ходкий на Западе товар - сырьё, лучше всего- нефть.  Купил, вывез, продал. Работать надо по схеме «челнока». Но где взять деньги на покупку и вывоз значительного количества нефти? Деньги можно взять под проценты в банке. Но мне их не дадут. Я же не финансист, а инженер-электрохимик.
 За это дело взялся мой сын, окончивший Гарвард по факультету финансового анализа.  Вот он оказался куда предприимчивее отца!
               


Рецензии