Детская мысль на голгофе
Ежегодно в сентябре армии первоклассников нестройными рядами - кто с любопытством и энтузиазмом, кто, напротив, с истериками и скандалами - отправляется в школу за получением образования. В день по 5-6 уроков. Теперь посчитайте, сколько раз в день ваш ребёнок и вы, в том числе, будете незаслуженно и жестоко обмануты. Спросите, почему? А потому, что время сегодня предлагает иные метаморфозы: "нечто" превратилось в "ничто", "ничто" - в "нечто", "Да!" - в "Н-да!" Сегодня некому давать детям образование, потому что будущим учителям, проблески живого, творческого подхода к педагогическому процессу подрезается на корню уже на 1-ом курсе учёбы в вузе, в котором четыре года подгоняют к образовательным программам, где реализуют под программу, и, конечно же, выпестовывают «бесталанную серую массу», что, впрочем, делалось всегда. Эта масса, отлично подогнанная к общеобразовательным стандартам, идёт в школу, а последняя, чей педагогический фундамент прочно уложен в почву современного образования, которому выгодно, чтоб учитель не творил, уже давно оплачивает свою некомпетентность и неспособность за счёт ДЕТСТВА в детском саду. Сегодняшняя же система образования прочно подогнала все путеводные нити к единому СТАНДАРТУ, как будто бы многотысячеглавая детская мысль может ему подчиниться. Этот СТАНДАРТ подвёл к абсолютному нулю профессиональную компетентность педагога - обобщенную профессионально-личностную характеристику, выражающую готовность и способность педагога выполнять свои профессиональные функции, повышать свою квалификацию и рационально использовать современный опыт развития личности обучаемого. И вы думаете, что это случайно? Всегда мы сталкивались неоднократно с несоответствием уровня подготовленности учителя с потенциалом и его реальной деятельностью, которую он осуществляет, пытаясь удовлетворить требования «лишь бы как». Но СЕГОДНЯ не только на «лишь бы как» направлены усилия уже новых - послушных учеников заокеанских наставников в процессе создания новых «учебников». Ребята трудятся на славу.
В книге по природоведению есть всё, кроме природы; двуязычный, впрочем, как и все остальные, учебник по математике, вообще не похож на учебник; книги по географии тоже нет, а то, что есть - это что-то другое, но не география и даже не похожа на неё; «Историю древнего мира», и «Всеобщую историю» вообще изъяли из программы в русских секторах государственных школ, а для приобретения книг по русскому языку и литературе, в одной из таких заведений, нужно тянуть жребий, а новые директора, поставленные сегодня руководить школой, точно выполняют указания тихоокеанского правительства. Один из них, (в тбилисской дидубийской школе) с фамилией для комбината бытового обслуживания, не имея ни малейшего представления о педагогике и педагогическом такте, вообще не знает, что такое школа и что могут существовать книги не только на грузинском языке и в мире, кроме Грузии, есть ещё и другие государства.
К несчастью, уже не возникает вопросов: почему нет той школы, в которой никогда не было проблем с учебниками. Нет уже той школы, которую создавали великие учителя, в которой главной задачей было: не обучать ребёнка, а помочь ему использовать те условия, которые ему он (учитель) предоставит, чтобы его воспитанник развивал и создавал себя? В которой главной задачей в воспитании являются: воспитание личности и формирование мировоззрения, и если ВОСПИТЫВАТЬ, то - НЕЗАМЕТНО. Ответ ясен: это было ВЧЕРА. А СЕГОДНЯ - иные задачи и иные требования. Детям задают наизусть огромные отрывки из непонятного контекста и стихи, которых ученик не чувствует, не ощущает в них смысла, да и читает их отвратительно, а почему? А потому, что «так учительница читала». А задания по математике (2 страницы в день), как будто у детей нет больше заданий. Только не думайте, что в сегодняшней общеобразовательной школе готовить будущих Ландау и Лобачевских тоже входит в стандарт, во-первых, это не под силу и самим педагогам сегодняшней общеобразовательной школы (кишка тонка), во-вторых, этим занимаются специальные заведения, куда приходят те дети, которые знают, почему туда приходят.
Где школа с еженедельными семинарами и школьными конференциями, а не с никому не нужными тестами? Где школьный театр с не дешёвыми фарсами, а место, где учащийся может проявить себя и поверить в себя? Где серьёзные литературные вечера? Их больше нет, а одна из школ нашего города давно превратила комнату актового зала в курилку для педагогов, где постоянным фоном является: «И почему этих идиотов никак не могу научить писать?» И дежурный ответ: «Ой, тебе больше всего надо?»
Наверное, вы уже подумали, что настоящих учителей у нас нет? Тех, которых с детства манило учительство, и кто свой интерес к учительству проявлял ещё в детстве? Тех, кто из сотен факультетов по зову сердца выбрал педагогический - этот страшный труд учителя, и, сделав этот выбор, знал, что идёт на вечную муку и страдания, на сонм бессонных ночей, непрерывное противоборство и непонимание? Они есть, - те, кто знает, что обращаться нужно не к уму ребёнка а к его сердцу, развивая эмоциональное и эстетическое восприятие. Кто помог бы детям раскрыть своё «Я» и никогда не лепил бы послушного раба, что делает сегодняшняя школа. Есть такие педагоги, чьё сердце всегда билось для учеников и только, но их вы не увидите ни в коридорах школ, ни в классах, ни в учительской. Они уже не работают. Они сидят дома и пьют успокоительные капли, слушая рассказы своих детей и внуков об уроках в школе, о том, как они получили задание, как их ругали, как на них орали и как им «объясняли» задания. Ох, как они могли бы помочь детям стать творческими и всесторонне развитыми людьми! Но… такие уже не нужны. Сейчас нужны те, кто и работает сейчас. Эти педагоги получают высшие категории, а соседский мальчишка мне недавно сказал, что учительница уверена в том, что предлог не может быть подлежащим. А ведь было время, когда ещё в третьем классе знали, что подлежащим может быть любая часть речи.
Другая «учительница» пошла ещё дальше. Не успев закрыть за собой дверь, войдя в класс, сразу объявила, что сейчас ей не до опроса, она очень спешит и потому переходит к новому материалу. Ну и конечно: кто не вызубрит – получит - 2!
А есть и такие, которые по 20 минут на уроке беседуют по мобильному.
Сегодняшних педагогов по приказу известных «мыслителей» тщательно зомбировали, превратили их в послушных ремесленников. А вот последние, эту эстафету очень скоро передадут присланным из-за океана другим учителям, запакованным в герметически закупоренные металлические ящики, с микросхемой вместо мозга и процессором вместо сердца. Весь кладезь знаний будет тщательно закодирован, и глагол «учиться» будет иметь код «6». А сейчас поставьте в ряд это слово три раза и получите знакомое число.
Для того, чтобы стать послушным рабом, совсем не обязательно иметь мозг.
А разве не для этого «лучшие умы человечества» создавали ЕГЭ? Единый государственный экзамен, для которого выпускников не учат полноценно мыслить, их «натаскивают» только на сдачу тестов, а не на глубокое знание предмета. Этот ЕГЭ ставит крест на всём, даже и на литературе. Если раньше был многофункциональный подход: ты мыслишь, умеешь формулировать, знаешь литературу и пользуешься своим словарным запасом, то единый госэкзамен по русскому языку - явно шаг назад и не один.
Гуманитарные предметы нужно сдавать устно: помимо умения писать, нужно учиться мыслить и говорить. Но… это, как видите, уже не работает.
Чуете, каким ароматом веет от нашего ЗАВТРА? Тогда СЕГОДНЯ подумайте: нужна ли вашим детям такая школа??? Нужны ли им такие преподаватели? Подумайте! Вы же не сдавали ЕГЭ, у вас была другая школа, а поэтому ещё можете думать и решать.
Мераб Догонадзе
доктор педагогики
Свидетельство о публикации №214011000740