Детская мысль на голгофе

                ДЕТСКАЯ МЫСЛЬ НА    ГОЛГОФЕ

         Ежегодно  в сентябре армии первоклассников нестройными рядами - кто с любопытством и энтузиазмом, кто, напротив, с истериками и скандалами - отправляется в школу  за получением   образования.  В день по 5-6 уроков. Теперь посчитайте, сколько раз  в день ваш ребёнок и вы, в том числе, будете  незаслуженно и жестоко обмануты.  Спросите, почему?  А потому, что время сегодня     предлагает иные  метаморфозы: "нечто" превратилось   в "ничто",  "ничто" - в "нечто",   "Да!"  -  в "Н-да!"  Сегодня некому давать детям образование, потому что  будущим учителям, проблески живого,  творческого  подхода к  педагогическому  процессу    подрезается  на корню уже на 1-ом курсе учёбы в вузе,          в котором четыре года  подгоняют к образовательным программам, где реализуют под программу, и, конечно же,  выпестовывают   «бесталанную серую массу», что, впрочем, делалось всегда. Эта масса,   отлично подогнанная к общеобразовательным стандартам, идёт   в школу, а последняя, чей педагогический фундамент  прочно уложен в почву  современного  образования, которому  выгодно, чтоб учитель не творил, уже давно    оплачивает  свою  некомпетентность  и неспособность  за счёт ДЕТСТВА в детском саду.   Сегодняшняя  же система образования  прочно подогнала все путеводные нити к единому СТАНДАРТУ, как будто бы  многотысячеглавая детская мысль может ему подчиниться.  Этот СТАНДАРТ   подвёл к абсолютному нулю профессиональную компетентность педагога - обобщенную профессионально-личностную характеристику, выражающую готовность и способность педагога выполнять свои профессиональные функции, повышать свою квалификацию и рационально использовать современный опыт развития личности обучаемого. И вы думаете, что это случайно?     Всегда  мы сталкивались  неоднократно с несоответствием уровня подготовленности учителя с потенциалом и его реальной деятельностью, которую он осуществляет, пытаясь удовлетворить требования  «лишь бы как». Но  СЕГОДНЯ не только на «лишь бы как»  направлены усилия уже новых - послушных учеников заокеанских наставников  в процессе создания новых «учебников».  Ребята  трудятся на славу.
         В книге по природоведению есть всё, кроме природы;    двуязычный, впрочем, как и все  остальные,  учебник по математике,  вообще не похож на учебник; книги по  географии тоже нет, а то, что есть  -  это что-то другое,  но не география и  даже не похожа на неё;   «Историю древнего мира»,  и «Всеобщую историю»  вообще изъяли из программы в русских секторах государственных школ,  а для приобретения книг по русскому языку и литературе, в одной из таких заведений, нужно  тянуть жребий, а   новые директора, поставленные сегодня руководить школой, точно выполняют указания тихоокеанского   правительства.  Один из них, (в тбилисской дидубийской школе) с   фамилией  для комбината бытового обслуживания,  не имея ни малейшего представления      о педагогике и педагогическом  такте,  вообще не знает, что такое школа и что могут существовать книги  не только на грузинском языке и    в мире, кроме Грузии, есть ещё и другие государства.
               К несчастью, уже не  возникает вопросов:  почему   нет той школы,   в которой никогда не  было проблем с учебниками.      Нет уже той школы,  которую создавали    великие учителя,   в которой главной задачей   было:  не обучать ребёнка, а помочь ему использовать те условия, которые ему он (учитель) предоставит, чтобы его воспитанник развивал и создавал себя?   В которой главной задачей в воспитании  являются: воспитание личности и формирование мировоззрения, и если     ВОСПИТЫВАТЬ,  то -  НЕЗАМЕТНО.    Ответ ясен:    это было ВЧЕРА.  А  СЕГОДНЯ -  иные задачи и иные требования.  Детям задают  наизусть огромные отрывки из непонятного контекста и стихи,   которых ученик не чувствует,  не  ощущает в них  смысла, да и читает их отвратительно, а почему? А потому, что «так учительница читала».   А задания по математике (2 страницы в день), как будто у детей нет больше  заданий. Только не думайте, что в сегодняшней общеобразовательной школе готовить будущих Ландау и Лобачевских тоже  входит в стандарт, во-первых, это не под силу и самим педагогам сегодняшней общеобразовательной школы (кишка тонка),  во-вторых, этим занимаются специальные  заведения, куда приходят те дети, которые знают, почему туда приходят.
         Где школа с еженедельными семинарами и школьными конференциями, а не с никому не нужными тестами?  Где школьный театр с не дешёвыми фарсами, а место, где учащийся может проявить себя и поверить в себя? Где серьёзные литературные вечера? Их больше нет, а   одна  из школ    нашего города давно превратила  комнату   актового зала   в курилку для педагогов, где постоянным фоном является:  «И почему этих идиотов никак не могу научить писать?» И  дежурный ответ: «Ой, тебе больше всего надо?»
             Наверное, вы  уже подумали, что настоящих учителей у нас  нет? Тех, которых с детства манило учительство, и кто свой  интерес к  учительству  проявлял    ещё в  детстве?    Тех, кто из сотен факультетов по зову сердца  выбрал  педагогический  - этот  страшный  труд  учителя, и,    сделав этот выбор,   знал, что  идёт на вечную муку и страдания, на сонм бессонных ночей,  непрерывное  противоборство и непонимание?   Они есть,   -  те, кто знает, что обращаться нужно не к уму ребёнка а к его сердцу, развивая эмоциональное и эстетическое восприятие.  Кто  помог бы  детям раскрыть своё «Я» и никогда не   лепил бы  послушного раба, что делает сегодняшняя школа. Есть такие педагоги, чьё сердце всегда билось    для   учеников и только, но их вы не увидите ни в коридорах школ, ни в классах, ни в учительской. Они уже не работают. Они сидят   дома и пьют успокоительные капли, слушая рассказы  своих детей и внуков об уроках в школе, о том, как они получили задание, как их ругали, как на них орали  и   как  им «объясняли» задания. Ох, как они могли бы помочь  детям  стать творческими и всесторонне развитыми людьми!  Но…  такие уже не нужны.    Сейчас    нужны те,  кто и работает  сейчас.        Эти педагоги получают высшие категории, а соседский мальчишка мне недавно сказал, что учительница уверена в том, что предлог не может быть подлежащим. А ведь было время, когда   ещё в  третьем классе знали, что подлежащим может быть любая часть речи.
               Другая  «учительница» пошла ещё дальше. Не успев закрыть за собой дверь, войдя в класс, сразу объявила, что сейчас ей не до опроса, она очень спешит и потому переходит к новому материалу. Ну и конечно: кто не вызубрит – получит -   2!
                А есть и такие, которые по 20 минут на уроке беседуют по мобильному.
             Сегодняшних  педагогов по приказу  известных «мыслителей» тщательно зомбировали,          превратили  их в послушных  ремесленников. А вот последние, эту эстафету очень скоро передадут присланным из-за океана другим учителям, запакованным в герметически закупоренные металлические  ящики, с микросхемой вместо мозга и процессором вместо сердца. Весь кладезь знаний будет тщательно  закодирован, и  глагол  «учиться» будет иметь код «6». А сейчас поставьте в ряд это слово три раза и получите знакомое число.
            Для того, чтобы стать послушным рабом, совсем не обязательно иметь мозг.
            А разве не для этого «лучшие умы человечества» создавали ЕГЭ?  Единый государственный  экзамен, для которого выпускников    не учат   полноценно мыслить, их «натаскивают» только на сдачу тестов, а не на глубокое знание предмета.  Этот  ЕГЭ ставит крест на всём, даже и на литературе. Если раньше был  многофункциональный подход: ты мыслишь, умеешь формулировать, знаешь литературу и пользуешься своим словарным запасом,  то   единый госэкзамен по русскому языку - явно шаг назад и не один.
        Гуманитарные предметы нужно сдавать устно:   помимо умения писать, нужно учиться мыслить и говорить.   Но… это, как видите,  уже не работает. 
        Чуете, каким ароматом веет от нашего ЗАВТРА?    Тогда СЕГОДНЯ подумайте: нужна ли вашим детям такая школа??? Нужны ли им такие преподаватели? Подумайте!  Вы же не сдавали ЕГЭ, у вас была другая школа,  а поэтому ещё можете думать и решать. 

                Мераб  Догонадзе
                доктор педагогики


Рецензии