Ты сумеешь!
Людмила воспитывает ребенка одна, без мужа. Она очень самоотверженная, любящая и заботливая мама. Но сын ее, Витя, растет застенчивым, неуверенным в себе, физически слабым.
Если понаблюдать за общением мамы с ребенком, нетрудно понять, откуда у него такие проблемы.
Людмила, с одной стороны, почти всё позволяет сыну. Но, с другой стороны, всегда предупреждает его: «У тебя не получится! Ты не сумеешь!»
Скажем, Витя на прогулке хочет пройтись по высокому бордюру. Мама не запрещает ему, но обязательно скажет:
- Ты упадёшь!
Сын, конечно, всё равно лезет на бордюр – но чаще всего действительно падает. Мама бросается его спасать, целует, ласкает, и при этом говорит:
- Видишь, ты упал! Это очень трудно – пройти по такой узкой полоске. Надо быть настоящим гимнастом!
Если Витя хочет залезть на дерево, мама ему не препятствует, но опять-таки предупреждает:
- Ты упадёшь! Ты не умеешь лазить по деревьям!
Если погода сырая, холодная, а Вите хочется гулять, мама не говорит, что гулять нельзя, но уверенно предсказывает:
- Ты простудишься!
И действительно, Витя порой простуживается, подтверждая тем самым мамину правоту.
Сейчас Витя уже подросток, но он мало изменился.
Как-то мне довелось быть свидетелем его дискуссии с мамой. Темой диспута была гречневая каша. Витя хотел сам приготовить ужин. Хотя вообще-то он дома ничего не делает: мама не даёт. Но иногда – в знак протеста - начинает бунтовать.
Мама, конечно, не против того, чтобы Витя сам сварил кашу. Но она говорит:
- У тебя не получится! Это непросто!
- Что же тут сложного?! – изумляется 14-летний Витя. Он долговязый: на голову выше мамы.
- Нужно терпение! Нужно знать пропорции!
- Так скажи мне.
- Три стакана воды на стакан крупы. Варить на большом огне, пока не начнёт прилипать ко дну. Потом сделать маленький огонь и непрерывно помешивать. Можно доливать воду. Нужно, чтобы не было отдельных крупинок, чтобы была сплошная масса.
- Ну и что тут трудного?
- Варить нужно полчаса, не меньше. У тебя не хватит терпения!
Но и более простые задачи – например, чистка кастрюль – по мнению мамы, непосильны для Вити.
- Посмотри! – говорит ему мама. – Потрогай пальцем. Это налёт жира! Его нужно счищать!
- Ладно, я буду счищать.
- У тебя не хватит терпения.
В итоге, пару раз героически сварив гречневую кашу (в первый раз она, правда, оказалась всё же недоваренной, а во второй – недосоленной), Витя больше не пытается самоутверждаться в этом непростом деле, предоставив поле битвы – кухню – в полное распоряжение победителя – мамы. Чистить кастрюли он тоже уже не рвётся.
Чем же он занимается? Сидит за компьютером, читает запоем, просто валяется на диване. Он очень одинок, ни с кем по-настоящему не дружит. Учится неплохо, но не любит школу.
Пока Витя не очень комфортно чувствует себя в жизни. И трудно прогнозировать наверняка, что в ближайшее время он сможет измениться сам и изменить свою жизнь к лучшему.
Вот другой персонаж – Надя. Ей 6 лет. Это очень ухоженная девочка: полненькая, хорошенькая, с блестящими, идеально расчесанными волосами, в кокетливой шапочке с помпончиком, красиво и модно одетая. Но на ее физиономии написана скука, какая-то странная для ребенка брюзгливая пресыщенность.
На прогулке Надя степенно плетётся рядом с мамой Натальей, исподлобья поглядывая по сторонам, будто вокруг не обычный двор обычного спального района, а джунгли – и из-за каждого угла может выскочить тигр. Какие-то желания у Надюши появляются редко.
Например, хочется ей отломить сосульку, висящую на водосточной трубе. Девочка вопросительно смотрит на маму.
- Сейчас мы её сломаем! – бодро говорит мама и собственноручно отламывает льдяшку. Дочь, насупившись, берёт желанную вещь, какое-то время смотрит на неё – потом бросает.
Идут дальше. За домом намело большие сугробы. Надя вознамерилась было перелезть через сугроб высотой почти с неё.
Мама:
- Сейчас мы перелезем!
Поднимает Надю, как куль, и переносит ее через сугроб, сама увязая в снегу.
Надя, недовольная, стоит и смотрит, как мама счищает снег с пальто.
После долгих и скучных блужданий по двору, девочка решает скатать снежную бабу.
- Сделаем бабу! Хорошая будет баба!
И мама энергично включается в работу. Дочка пытается тоже скатывать снежные комья, но куда ей до мамы. Вскоре посреди двора красуется роскошная баба в рост человека. Мама вытирает пот со лба, очень довольная собой. А вот Надя опять чем-то недовольна.
- Домой хооочу! – тянет она.
Через несколько минут загорается свет в квартире, где живет Надя, и у окна появляется она сама. Сплющив нос о стекло, девочка с тоской глядит на улицу. Странно! Ведь только что пришла – а будто и не гуляла!
А вот пятилетний Коля с мамой Вероникой гуляют не так.
Сначала они немного поиграли в снежки, причем Коля одержал победу: мама подняла руки вверх и сдалась в плен. Сын был очень доволен.
Потом они набрели на снежную бабу, построенную мамой Нади. Коля, конечно, загорелся:
- Я больше сделаю!
- Ну, давай!
И закипела работа. Только работает действительно Коля. Мама иногда даёт советы, иногда помогает, когда у сына явно не хватает сил. И сделали они вдвоём – при минимальной помощи мамы – в самом деле такую бабу, что она чуть повыше и потолще даже Надиной. Дали ей в руки старую метлу, морковку приспособили вместо носа. На пояс веревку повязали.
Коля устал, вспотел. Но доволен был чрезвычайно.
А вечером Коля с папой заливал во дворе каток. Собственно, никакого там места для катка нет: есть просто бельевая площадка, довольно большая, которой, конечно, зимой никто не пользуется. Вот ее-то и превратили в каток. Это трудная работа! Коля лил воду из шланга, протянутого из их квартиры, а папа выравнивал лёд деревянной лопатой.
А потом – целых две недели – Коля учился кататься на коньках. Десятки раз падал. Пару раз плакал. Но тут, рядом, мама. Она улыбается сыну:
- Уже лучше выходит! Уже получается!
Один раз, слегка подвернув ногу, Коля даже сказал в отчаянии:
- Не могу кататься!
- Ну, глупости: конечно, сможешь! Через два дня у тебя уже будет получаться, вот увидишь!
И мамино предсказание сбылось. Коля теперь катается на коньках лучше всех во дворе, хотя он младше всех дворовых конькобежцев. И в хоккей он уже научился играть.
Еще Коля учится писать и читать, и сначала дело шло туго. Многие буквы Коля писал наоборот (как в зеркале), потому что он ярко выраженный левша. Но мама была уверена в сыне, и Коля преодолел этот барьер самостоятельно, хотя и пришлось тоже попотеть.
Дома Коля с удовольствием пылесосит, забивает гвозди. Любит помогать маме стирать и мыть посуду.
У Коли большая компания во дворе. Живется ему гораздо веселее, чем Наде и Вите.
Казалось бы, это так просто. Почему же Людмила и Наталья не понимают таких простых вещей?
К сожалению, в их жизни дети играют чрезмерно большую роль. Людмила одинока: сын у нее – один свет в окошке. И ей подсознательно хочется привязать его к себе, страшно отпустить ребенка от себя. Как она будет жить без него, чем? Поэтому она и убеждает сына, что он слабый и беспомощный. И не без успеха. Если так будет и дальше продолжаться, вряд ли Витя станет успешным и счастливым человеком, потому что он хоть и бунтует иногда, но все-таки верит маме. И ее прогнозы сбываются.
Наталья, мама Нади, тоже очень любит свою дочь. Но любовь эта неразумная, какая-то животная. Ей кажется, что роль матери – защищать и оберегать ребенка. Эта роль ей самой нравится, доставляет удовольствие. И она не замечает, что дочь никакого удовольствия не получает.
Характерная особенность таких мам, как Людмила и Наталья – они не воспринимают своего ребенка как самостоятельное существо. Наталья – та даже никогда и не говорит «она», «Надюша», а только «мы». «Мы перелезем», «мы сделаем». Людмила тоже воспринимает своего сына только как часть себя или как того, кто предназначен именно для неё. Она одинока – и сын, как ей кажется, спасает ее от одиночества. Но это иллюзия.
В этой жизни каждый из нас должен сам решать свои проблемы. И наши дети живут на Земле не только для нас.
Так что здоровое отношение матери к ребенку – это вера в него, эмоциональная поддержка. Мама не должна делать за ребенка то, что он может cделать сам. Но этого недостаточно. Надо ещё верить, что у малыша всё получится: не притворяться – а на самом деле верить в это. И внушить ему эту веру в себя.
Интерес к делам ребёнка, сопереживание ему, уверенность в том, что он всё сможет, всё у него получится, выраженная в том числе и словами, радость при любой удаче малыша, спокойное и бодрое восприятие неудач – это то, что нужно ребенку, чтобы быть уверенным в себе и успешно решать свои жизненные задачи.
Известный психолог Вадим Ротенберг рассказывает такой эпизод:
«Моя коллега, хороший психотерапевт, однажды рассказала мне о сильном впечатлении от поведения ее клиентки, молодой женщины, сын которой страдал от последствий детского церебрального паралича. Мальчик этот пытался самостоятельно одеться, но ему это плохо удавалось. Хотя ребенок не плакал и не прекращал своих попыток, было видно по его лицу, что он очень страдает. Мама молча стояла рядом и неотрывно смотрела на него, покусывая губы. Она была полностью сосредоточена на сыне, на его усилиях, но ничего не предпринимала, чтобы ему помочь. И моя коллега, у которой заныло сердце от сочувствия к малышу, спросила маму с удивлением и упреком: «Что же ты не поможешь ему?» Мама взглянула на нее с выражением глубокой боли в лице и ответила: «Разве ты не видишь, что я ему помогаю?»
И психотерапевт вдруг увидела всю ситуацию так, как должна была увидеть ее с самого начала. Мама была не просто рядом с ребенком, она была вся в нем, она вместе с ним одевалась, совершала все эти усилия, преодолевала его неловкость и беспомощность. В ее взгляде, в том, что она ничего не пыталась сделать вместо него, была глубокая вера в него, в то, что он может справиться сам – и именно благодаря этой вере мальчик продолжал свои попытки одеться и даже не плакал.
Есть два типа поведения родителей, и они одинаково ошибочны: когда родители просто запрещают ребенку любое проявление активности, которая выглядит в их глазах рискованной и может привести к непредсказуемым и опасным последствиям, - и когда родители немедленно бросаются помогать ребенку во всем, опередить его в выполнении его желаний, предполагая, что он сам не справится и это будет для него травмой.
Когда маленький ребенок пытается начать что-то новое для него, например, самостоятельно подняться по лестнице, он часто оглядывается на маму. Но смотрит он на маму не для того, чтобы она подбежала и переставила его на следующую ступеньку ( как это иногда кажется маме), а для того, чтобы быть уверенным, что он не один, что мама с ним и готова помочь – и тогда он может рисковать.»
Добавлю: и для того еще оглядывается ребенок, чтобы зарядиться верой мамы в себя, в свои силы – потому что своей собственной веры в себя у него пока недостаточно.
Вот эта вера в своего ребенка, в то, что он сумеет, что справится со всеми трудностями, имеет решающее значение для всей его жизни.
Итак.
Если ваш малыш хочет сделать что-то новое для него и относительно рискованное, что может у него и не получится:
1) оцените степень риска – и не пытайтесь ему запрещать, если ничего страшного ему не грозит;
2) не пытайтесь ему чрезмерно активно помогать, тем более – делать за него, пусть он всё, что может, делает сам, даже если это нелегко, отнимает много сил и времени;
3) в то же время недостаточно просто разрешить ребенку рисковать, нужно еще верить, что у него всё получится, и постоянно внушать ему эту веру в его силы и возможности – в том числе и прямо говорить: «ты сможешь!», «ты сумеешь!»;
4) неравнодушие мамы, её сопереживание очень важно для малыша; ребенку важно видеть, что мама радуется его достижениям, что она не боится никаких неудач; важно знать, что мама всегда, когда нужно, готова поддержать его;
5) но решающее значение имеет уверенность ребенка, внушённая ему мамой: я сильный, я смогу, я сумею, у меня получится! Если такая вера в себя у малыша есть, за него можно не бояться: у него действительно всё в жизни будет хорошо.
Свидетельство о публикации №214011000884