Читаем сами!

Доказано, что детей лучше научить читать до школы. Если еще точнее, самый подходящий возраст для обучения чтению – от 3 до 5 лет. А некоторых малышей можно и даже нужно учить читать до 3-х лет.
Сейчас существует множество методик раннего обучения чтению. Различные клубы и школы предлагают такого рода услуги. Но туда детей надо водить, стоит это недёшево.
Между тем, абсолютно любого нормального ребёнка совершенно не сложно научить читать в домашних условиях. При этом родителям совсем не нужно тратить на это много времени и сил, а само обучение будет иметь вид весёлой игры, развлечения – и не только для малыша, но и для самих родителей.
Как же это можно сделать?

Прежде всего, нужны все буквы алфавита; каждая – на отдельном листе. Размером они могут быть с почтовую открытку или больше. Неплохо, если рядом с буквой написано слово (например А – арбуз) и есть небольшой рисунок (арбуз, опять же). Как правило, несложно это купить, но можно и самостоятельно написать на альбомных листах. Лучше, если буквы будут разноцветные.
Теперь эти листы надо развесить по всей квартире. И можно играть в игру «Какая это буква?» Суть этой простейшей игры объяснять не надо: она понятна. Важно учесть, что успех будет зависеть от соблюдения некоторых элементарных правил, а именно:
1) взрослому самому должно быть интересно; должно быть увлечение, азарт и искренняя радость, когда малыш узнаёт букву;
2) сначала буквы называть придётся вам, это понятно: ребенок-то их ещё не знает; но как только вы убедились, что он уже запомнил какие-то буквы, называть их за него ни в коем случае нельзя;
3) отгадывать буквы должен не только малыш, но и вы; он спрашивает, какая это буква, а вы называете; причем, пока он их еще не запомнил – называете правильно; а когда уже многие запомнил – начинаете «ошибаться», а ваш маленький учитель будет вас поправлять: доказано, что такой простой приём очень способствует быстрейшему научению – ребенка надо ставить в положение Учителя, а взрослый становится учеником, причем, довольно нерадивым;
4) как только вы убедитесь в том, что ребенок твёрдо запомнил букву, её можно снимать;
5) весь «процесс обучения» должен иметь характер весёлой игры, вроде игры в прятки (буква «спряталась» и не говорит, кто она такая, - а мы должны ее «вывести на чистую воду»), а отнюдь не урока, как в школе.
Когда это можно делать? Как ни странно, тогда, когда малышу год-полтора – уже можно. Хотя все дети разные, для кого-то будет рановато: это будет видно по отсутствию интереса к игре в буквы. Тогда вы их пока снимете – и повесите еще через 2-3 месяца.
Хотя, если в ребенком с первых дней жизни достаточно много общаться, разговаривать (а дети не только слышат, но и в значительной мере понимают нашу речь с самого раннего возраста, при этом происходит накопление так называемого «пассивного словарного запаса», хотя ребенок еще не говорит), если ребенок здоров и мама его любит – интерес к буквам, скорей всего, проявится уже очень рано, - вскоре после того, как малыш начал говорить.
Когда ребенок уже запомнил все или почти все буквы, можно перейти к новой игре. Игра эта не менее простая и называется «Кто что говорит?» Для этой игры нужны картинки, изображающие различных животных: и домашних, и диких. Но дело тут не в животных, а в том, чтобы ребёнок незаметно для себя научился складывать буквы в слоги и очень короткие (в один слог) слова.
Вы показываете картинку, допустим, с козой. Кто это? Коза! Что она говорит? Она говорит: «Ме!» Пишете на альбомном листе большими печатными буквами это «Ме». Писать надо медленно: сначала одну букву (назвав её, или пусть ребенок сам назовёт, он же её уже знает), потом другую. И так далее. Писать можно и названия некоторых животных (жук, волк, лиса, заяц – и т.п.), короткие и состоящие из 1 или 2 слогов.
Когда вы всех зверей характеризуете письменно таким вот образом, опять же развешиваете это всё в квартире – и дальше играете так же, как в буквы. То есть сначала вы спрашиваете малыша: «Что говорит овца?» - а он читает. А потом он вас спрашивает – и вы читаете (иногда ошибаясь: Что говорит коза? Гав-гав!).
Как правило, этот этап бывает очень быстрым: за 2-3 недели дети начинают понимать, как из букв получается слог – при этом ничего объяснять не нужно.
Теперь можно переходить к целым словам. Это будут опять названия животных, только теперь уже все, не только короткие. Можно пользоваться детской энциклопедией (желательно, чтобы там был очень крупный шрифт) – или просто отдельными картинками: можно их распечатать из Интернет и сделать надписи.
Дети, конечно, легко запоминают названия животных по картинкам и, называя их, вовсе не читают, а просто вспоминают, как называется это животное. Поэтому постепенно надо переходить на листы с названиями, но без картинок. Их вы опять развешиваете – и играете в игру «Угадай животное».
Потом можно начинать читать книги вместе с малышом: взрослый читает вслух, а малыш следит по книге. Важно, чтобы строки были короткие (именно так это в детских стихах, например, Чуковского и Маршака), а шрифт крупный и чёткий. Как правило, совсем маленьким детям не надоедает, когда им читают одно и то же по многу раз: они любят всё привычное, знакомое. Если, конечно, книга вообще нравится.
Одновременно можно начать и сочинять. Для этой новой игры подойдут комиксы Херлуфа Бидстурпа, которые есть в Интернет на многих сайтах (например, http://www.bidstrup.ru). Купите несколько альбомов для рисования, самых дешёвых, какие найдёте. Напечатайте один и тот же комикс в двух экземплярах. Один экземпляр – разрежьте на отдельные картинки и наклейте каждую картинку на отдельную страницу альбома.
Теперь вы рассматриваете с малышом комикс, объясняете, что тут происходит и добиваетесь того, чтобы он понял всё, что изобразил художник.
Возьмём в качестве примера комикс «Случай в зоопарке».
После того, как вы посмотрели и прокомментировали все картинки, предлагаете малышу сочинить рассказ по комиксу, причем сочинять будет он (с вашей помощью, конечно), а записывать – вы. Писать надо большими печатными буквами, разборчиво.
Получится примерно так:
«Бабушка с внучкой пришли в зоопарк. Они подошли к клетке слона». Это там, где первая картинка.
Конечно, быть автором или читателем – большая разница. Дети – существа по природе своей очень активные, им нравится что-то самим сочинять. И, несмотря на незамысловатость созданных ими текстов, они с удовольствием их перечитывают снова и снова. То есть – перечитываете сначала вы, а ребенок опять же следит по тексту. Потом он начинает читать одновременно с вами. Не надо торопить его: пусть он это делает в своём темпе.
Когда вы убедитесь, что кроха уже может прочесть отдельные слова, можно продолжить играть с ним, развешивая по квартире разные «вывески». Например, «Наша кухня». «Здесь живёт (папа, кошка, бабушка – и т.п.)». «Машина кроватка». Вот в таком роде. Детям обычно очень нравится читать такие надписи, потому что это про них, про их и их близких жизнь.
Разумеется, книги, которые нравятся ребенку – уже много раз ему прочитанные, причем он следил по тексту и уже узнает многие слова – и альбомы с сочиненными им самим текстами по комиксам всегда должны быть в его распоряжении. Когда только ему захочется, он может взять и посмотреть. Так - постепенно - он и начнёт читать.
Одновременно с чтением можно таким же игровым способом учить и письму. Для этого нужно много чистой белой (нелинованной) бумаги и цветные мелки или фломастеры. Важно, чтобы малыш сам захотел научиться писать буквы. Сначала можно писать его рукой, чтобы он запомнил последовательность движений. Потом он будет писать сам. Если получится более-менее похоже, обязательно порадуйтесь за него, похвалите.
Конечно, очень большое значение имеет общение с ребенком на самые разные темы. Если родители только «руководят», приказывают, речь малыша будет бедной и интеллектуальные запросы скудными. Поэтому и интереса к книге может не возникнуть. Между развитием речи и любовью к чтению – прямая связь. Поэтому с ребёнком нужно как можно больше общаться – именно общаться: так, как вы общаетесь со своими друзьями. Не обедняя искусственно свою речь, хотя и делая её понятной для ребенка. Живое интересное общение – прямой путь к увлечению чтением.
Важно, чтобы у малыша было достаточно новых впечатлений. Если он постоянно видит одно и то же, если к тому же обстановка дома скудная: нет никаких материалов, из которых можно что-то строить (деревянных кубиков, глины, пластилина, ящика с песком), не на что смотреть – голые стены, стандартная мебель – и ничего больше нет – то интеллект развивается медленно, поэтому может и не возникнуть интереса к чтению. Лучше, чтобы в комнате, где живёт ребенок, было много разнообразных предметов (игрушек, украшений, картинок).
Конечно, очень важно, чтобы ребенок был физически активным, подвижным, потому что двигательная активность и интеллектуальное развитие у маленьких детей тесно связаны и зависят друг от друга: чем более активен малыш физически, чем больше различных предметов он может видеть, трогать, брать в руки – тем он лучше развивается интеллектуально. И наоборот: чем лучше развивается интеллектуально – тем более активен.
Наконец, важно, чтобы папа и мама (для девочки важнее, чтобы мама, а для мальчика – чтобы папа) любили чтение. Если малыш видит своих родителей за чтением книг, причем для него очевидно, что они увлечены, им интересно – он обязательно «заразится от них» любовью к чтению.
И ещё. Пока ребенок не научился читать, лучше не знакомить его с компьютерными играми, потому что это слишком большой соблазн для незрелого человека. Играть легко: надо только запомнить, на какие клавиши нажимать. А читать трудно. Читая, надо самому представлять себе то, о чем говорится в книге: надо трудиться. А в игре можно по своему произволу менять яркие картинки – и не надо трудиться. Поэтому пристрастие к компьютерным играм часто отбивает охоту к чтению.
Ваш живой интерес к книгам, разговоры о них, о персонажах любимых детьми книг – это самый верный способ приохотить ребенка к чтению.
Помните, что освоение технического навыка чтения – не главная проблема: любого ребенка несложно этому научить. Важно, чтобы ваш малыш ПОЛЮБИЛ ЧТЕНИЕ. Чтобы он открыл для себя, какое это замечательное, увлекательное занятие, как много можно получить, читая хорошие книги. Так что ваша задача – не столько научиться читать, сколько УВЛЕЧЬ чтением.
Любовь к книге создаёт своего рода иммунитет от многих соблазнов, в том числе от чрезмерного увлечения компьютерными играми. И – иммунитет от школы, которая принуждает читать то, что неинтересно, тем самым отвращая от чтения. А ещё любовь к книге очень способствует интеллектуальному развитию.
Если ваш малыш полюбит книгу – он вырастет живым и умным человеком.
Начинайте как можно раньше. Чем раньше ребенок увлечётся чтением, тем больше у него шансов стать способным человеком и быть успешным в школе и в жизни.


Рецензии