Биография для мессии

  Лет семь-восемь назад один репатриант, выходец с Кавказа, стал публиковать статьи в русскоязычных СМИ о скором приходе Мессии, даже срок его прихода назвал, я уж не помню, какой. Но точно помню, что если бы репатриант был прав, Мессия уже должен был бы придти.
  Откуда же ему было известно о приходе Мессии? От... самого себя, потому что в конце концов он объявил, что Мессия это он.
  У Мессии, однако, должна быть "подходящая" биография. Всем известно, что, по утверждениям еврейских пророков и мудрецов, он должен происходить из "дома Давида". Из какого же "дома" происходил репатриант? Из одного из двенадцати бесследно исчезнувших колен. Они, по словам "нового мессии", никуда не исчезли, а оказались на Кавказе, смешались с местным населением и стали горцами.
  Вот из этого рода-племени и произошел "новый мессия", о котором, правда, с тех пор, как он объявил себя таковым, ничего не слышно.
  Претендентов на роль Мессии в еврейской истории было немало, как, впрочем, и во многих других религиях. Но среди них наиболее заметный след оставили, пожалуй, двое, о которых иудейские законоучители вспоминают неохотно, а то и вовсе предпочитают забыть о них, вычеркнуть из истории.
  Но не вычеркнешь, ведь все эти события были, и никуда от них не деться, как не умалчивай о них. Что же такое произошло, что принесло столько горечи еврейским законодателям и мудрецам?
  В 131 году новой эры, а по другим источникам, в 132, в Иудее вспыхнуло восстание против римлян, которое возглавил некий Бар- Кохба. Приходится писать "некий", поскольку никаких сведений о нем до нас не дошло. Кто он был, из какой семьи, почему именно он возглавил восстание?
  Видимо, потомки, рассердясь на него, старались уничтожить все сведения о нем.
  Восстание поначалу было довольно успешным:Бар-Кохбе удалось взять под свой контроль даже пятьдесят городов и деревень, включая Иерусалим.
  Бар-Кохба даже стал печатать свои серебряные монеты, на которых было написано "За свободу Иерусалима", а Бар-Кохба именовался как "Наси Исраэль" - "Князь Израиля".
  Однако в 135 году римляне подавили восстание и жестоко расправились с повстанцами:погибло и было казнено около 580 тысяч человек, и среди них - равви Акива.
  Равви Акива уже в пору своей жизни считался одних из величайших еврейских мудрецов, и за это, и его мученическую смерть (по легенде - с него живого содрали кожу) ему простили его непростительную ошибку. Она была в том, что он провозгласил Бар- Кохбу Мессией, и поскольку Акива был столь уважаемым человеком, к нему прислушались и пошли за новоявленным вождем.
  На самом деле  настоящее имя предводителя повстанцев было Шимон Бен-Косиба, а Бар-Кохбой его прозвали, что означает "Сын звезды". В Библии  есть такой пассаж:"Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Числа, 24:17).
  И вот предсказание "примерил" Акива к Бар- Кохбе и назвал его Мессией, быть может, даже под давлением самого предводителя, поскольку легенды гласят, что он был очень жестоким человеком, даже по отношению к близким людям, не говоря уже о подчиненных ему людям.
  Запоздалая ненависть к нему была столь большой, что его из Бар-Кохбы переименовали в Бар-Козиву - "Сын лжи".
  Но ожидание Мессии от этого не уменьшилось. И вот свершилось - 31 мая 1665 года Цви Шабтай, будучи в Газе, ныне палестинской, провозгласил себя Мессией.
  Человек этот был выходцем из семьи византийских евреев, живших в Греции со времен вавилонского пленения. Родился Цви в турецком Измире(Смирне), с юности страдал душевной неуравновешенностью, впадая то в дикий экстаз, то в депрессию.
  В конце концов его даже изгнали из города, и он отправился в путешествие, добрался до Египта, а оттуда в Газу, где познакомился с молодым раввином Натаном, известном врачевателе душевных болезней.
  Вот он и "разглядел" в Шабтае Мессию, поскольку тот родился в день 9 Ава, когда был разрушен Храм, а теперь пришедший Мессия его восстановит.
  Поначалу Цви не хотел провозглашать себя Мессией, но Натан настоял, развернув для его утверждения кипучую деятельность. В частности, он завалил еврейские общины Европы письмами о том, что пришел Мессия и скоро трудная жизнь евреев в изгнании изменится.
  И ему поверили, поскольку всегда ждали прихода Мессии, и настолько, что многие стали продавать свое имущество, готовясь к переезду на землю обетованную.
  Финал этой истории был печальным:по возвращению в Османскую империю Цви Шабтай был арестован и заключен в тюрьму, и чтобы избежать смертной казни, принял ислам.
  В обоих случаях, как мы видим, "мессии" не происходили из дома Давида, о чем не переставали твердить пророки, но это не помешало их "признанию".
  Но столь ли важно, из какого рода-племени Мессия и что Христа называли "сыном Давидовым"? Нельзя не заметить, что когда так к нему обращались простые израильтяне,  он  откликался, ничего не поясняя. Но с фарисеями однажды затеял спор. "Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:"Что вы думаете о Христе? чей Он Сын?". Говорят Ему:Давидов. Говорит им:как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:"Сказал Господь Господу моему:седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих?". Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему?". И никто не мог ответить Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его"(Матфей,22:41-46).
  Еще меньше, чем фарисеи, понимали многие высказывания Учителя его ученики, часто прося пояснить, что же Он имел в виду. И нельзя корить их за это, и даже тех же фарисеев, ибо и нам не дано понять замысел Божий, прежде всего, по мироустройству.
  В Библии есть высказывание Христа о том, что Он был раньше Авраама, и вообще прежде, чем все стало насущным. Понять нам это не под силу. Можно только фантазировать о том, что Бог, создавая миры и населяя их, по опыту знает, что человек слаб и несовершенен, и что нужно создать Посланника, который в критический момент явится к ним для исправления их сущности.
  Пророки знали об этом, поэтому и твердили о приходе Мессии. Простой рыбак Симон(Петр) тоже прозрел на этот счет и первым признал таковым Христа.
  Но к этому времени у иудеев твердо утвердилось мнение, что Мессия должен быть из "дома Давидова", а поскольку тот был царем и воином, то и Мессия должен быть таким.
  После насыщения народа пятью хлебами и двумя рыбами некоторые из присутствующих возвратились, чтобы "взять" Христа и сделать Его царем. И, поняв это, Христос поспешно удалился.
  Традиция, тем более религиозная, - устойчива и передается из поколения в поколение, если ее постоянно культивировать. И Матфей, и Лука немало потрудились, чтобы вывести родословную Христа именно из "дома Давидова", а богословы христианские -, чтобы объяснить, насколько оправданно их различие.
  Но так ли уж важно это для нынешних христиан? Для первых -да, потому что первыми христианами были евреи, которым  надо было объяснить, что Христос - свой.
  Для тех, кто верит в Христа, важнее другое, то, что сказал в синедрионе "фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом", когда пытались судить первых Апостолов:"... Отстаньте от людей сих и оставьте их:ибо, если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится. А если от Бога, то вы не можете разрушить его" (Деяния, 5:38-39).
  "Дело"  Христа за двадцать с лишним веков не разрушилось. Остальные "мессии" ушли в небытие. Вот и вся "биография" Христа:она - Божья.
   


Рецензии