Дневниковые записи. Двойняшки. 1985-95

11.10.85.
Арчи ходит, не заправляя рубашку.

- Ты как мужичок,- говорю я.
- А ты как червячок! - отвечает он.

25.10.85.
- Ты зайчик,- говорю я Арчи.
- Ты - хозяйка,- говорит он.
- Ты мишка.
- Ты тряпочка.

16.8.85.
Дни стоят жаркие, дети бегают в трусах и майках, играют во дворе, осваивают таинство сарая,  «купаются» в песке.

Моя Вики ходит за Арчи и Кристиной и жалобно спрашивает брата: «Ты меня любишь?»

19.8.85.
Вики приходит домой в слезах и говорит,  что Арчи ее не любит.
«Он это тебе сказал или ударил?» - спросила я. – «Сказал». – «А кого он любит?» - «Кристину».

 Идем разбираться.  Арчи и Кристина стоят на углу дома и убегают за дом. Мы решаем их встретить с обратной стороны, а не бежать вдогонку. Вот и встреча – дружный хохот. У Кристины в кармане стручки зеленого гороха. Любить можно!

Пожурила. Надо играть всем вместе. Кристина – из многодетной семьи, ходит с мамой в костел - сказала, что любит всех.

Вечером Вики перечисляет, кого она любит. Вначале идут родные, потом дети из детсада, игрушки, шубка.

У детей два медвежонка: белый и розовый. Белый запачкался. Я сказала, что мы помоем белого медвежонка. «И он будет такой беленький как мыло».- добавил Арчи.
Пришила медвежонку глазки и носик – пуговки. Дети любят этих простеньких, почти плоских медведей. Соседка беседует с Арчи: "Что это у тебя? Это разве медвежонок? Это чучело!" -" «Сама ты чучело!2

-Закажи газ,- говорю я мужу. – Газ закончился.
- А почему он закончился? – спрашивает Арчи.
- Потому что все когда-нибудь кончается.
- А почему?
- Потому что так в жизни устроено.
- А что такое жизнь?

Идем после концерта художественной самодеятельности в клубе. Саша С., наш сосед, читал стихи «Коммунист». «А что такое коммунист» - спросил Арчи. – «Не что , а кто, дядя такой».

«Мать только вредит своим детям, если ничем, кроме них, не интересуется».
Сомерсет Моэм.  Острие бритвы. Слова Изабеллы.
По телевизору многосерийный фильм «Я прыгаю через лужи» по книге Алана Маршалла.


1.9.1985 (детям по 4,5 годика, посещают детсад).
В школе праздник знаний.
Дочка приболела. А мне надо готовиться к урокам.
Читаю Юрия Бондарева: "Великие качества человечности - любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта - все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом
лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их".
"Урок мира" у Марии Григорьевны Бровкиной в 9-ом классе.
Сижу за последней партой, набираюсь опыта. Можно почувствовать время:
40 лет Великой Победы, XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов,
50-летие стахановского движения. Материал для моего первого очерка.

3.9.85.
На кухне перегорела лампочка. Зажгла свечу, красную, декоративную, с виноградными гроздьями по краям.
- Свеча поет песенку,- сказал Арчи.
- О чем же она поет?
- О елочке.

Дети играли в парад. Пели и танцевали.

6.9.85.
Детям купили цветные карандаши.
- Я маму нарисую зелененькую, - сказала Вики.
- А бабушку ? - спросила я.
- Коричневую.
- А я маму нарисую желтенькую,- Арчи.

Научила детей после слова "спасибо" говорить "пожалуйста".
Арчи угостили конфетами. Он сказал "спасибо". Ему не ответили "пожалуйста".
Тогда он сказал: "Говори "пожалуйста"!

Из письма Вере:
Дети дают возможность более полного восприятия мира, более глубокого.
Посмотри иной фильм о войне "до рождения ребенка" и "после ребенка" - разница есть. И раскрываются лучшие стороны человеческие: этакое малюсенькое
существо, а как его жалко, сам не сьешь - отдашь ему!

19.9.1985 г.
Очень обрадовала меня публикация "Невыдуманных историй" в газете "Заря коммунизма" за 19 сентября. Это лирические зарисовки: говорит Арчи.
"О жуке" - разговор детей в пионерском лагере, где я работала в студенческую пору.

27.9.85.
Мы собрались в кукольный театр, нарядились. Но Арчи вместо театра попал в больницу: бронхит. Вики ходила на спектакль с папой.

Побывав в театре, разложила кукол и игрушки на диване.
Говорит: театр, или поезд.

3.10. 85.
Играют во врача. Арчи - доктор. Он слушает легкие сестрички с помощью зайчика на шнурочке. Делает уколы карандашом или авторучкой.

- Вы больной или пришли сдавать анализы?
10.10.85.
Вики приходит домой взволнованная, испуганная. У соседской девочки Наташи, которая ходит в подготовительный, нулевой класс,  черные бантики в волосах. Умерла учительница Анна Григорьевна Струкова. Все учителя школы отдали дань почтения, принесли в актовый зал начальной школы цветы. Нужно сказать, что я впервые в жизни вижу покойника.

Письмо от Любы. Она помнит свой букет цветов, который несла в школу в первый раз.
Смутно помню: астры, гладиолусы.

Мария Григорьевна сказала, что у нее не было букета – пошла в школу в октябре. Шли на занятия, когда хотели – война.
А один мальчик одолжил у бабушки пять рублей, а бабушка умерла. Он купил цветы и завернул их корешки в «пятерку». И с этим букетом пришел в школу.

Проверяю школьные сочинения . 4-ый класс. «Памятный день». У многих – день рождения, подарки, особо памятный день – поездка в Рижский зоопарк. Надо будет съездить с детьми.

11.10.85.
Арчи ходит, не заправляя рубашку. Журю его:
- Ты как мужичок.
- А ты как червячок.
- Ты - зайчик.
- Ты - хозяйка.

7. 11.85.
Дети – существа социальные.
Ноябрьская демонстрация в Дагде в 8 часов утра. Я бы не пошла: рано утром темно, но дети очень хотят пойти: надуты шарики, и папа будет играть на трубе. Интересуются:
- А парад будет темный?

Приехал в гости отец. Рассказывает:
- Идем с Вики по улице. Она спрашивает:
- Деда, а ты видел, где у нас трибуна и где проходят все парады?
- Нет, не видел.
- Деда, ты был Невнимание.
Арчи расспрашивают о Ленине. "Как умер?" «Наш Ленин взял и умер!»




25.11.85.
Урок литература в 9-ом классе.  Тема "Особенный человек в литературе наших дней". Зачитываю отрывок из "Баллады о Вальке Зыкове" В.Амлинского.
Одна девочка говорит:"Не понимаю, как можно быть влюбленным в Дзержинского".
"Что ты знаешь о Дзержинском?" - спросила я. Она ничего не ответила.

26.10.85.
Вики:
- А кто купил братика?
- А тебя кто купил?
- Меня мама.
- И его мама.

- Вики, у тебя температура.
- А откуда?

- А почему я была маленькая?
- Потому что все на свете вначале бывает маленьким: котики, деревья...
 
22.11.85.
А кто живет на Луне? - спрашивает Арчи.
- Никто. Никто, там только земля.
- Земля?
- Ну грунт.
- Ха-ха-ха: грунт!

Вики, беря в руки подушку, говорит: "Подуха!"

6.12.85.
Купила детям точилку для карандашей в виде собачки. Они поиграли с ней, поточили карандаши, а на следующее утро взяли с собой в детский садик.
Арчи сказал: "Я всем поточу карандаши!" Врожденная благородность и желание делиться. Вики не очень хочется давать "собачку" другим.

Прищли домой без точилки. Отдали девочке О. за то, что она дала подержать Мики-Мауса.

23.12.85.
Арчи приходит и просит дать ему таз: течет красная вода. Захожу в комнату.
Оказывается, вода течет из ножки кровати, воображаемая.

Галя прислала письмо. Ее сын сказал:
"Мама, я научу тебя летать!"


8.10. 86.
Вики и Арчи разукрашивают «узукраски» - книги для раскрашивания.

Вики рисует  человеко- солнце, человеко- цветы,  семья человеко-цветов: взрослые стоят по краям!

Арчи рисует серию рисунков и так занятно комментирует, кто что говорит, думает.
Нарисовал подводный мир: кит, акула, маленькие рыбки. А это спички, кто-то бросил их  в воду. А это человел, он утонул: думал, что умеет плавать.

20.12.86.
- А кто нас кормил, когда вы были маленькие? – спрашивает Арчи.

Малыши заводят речь о смерти.
- А если в гробу кушать захочется? – Арчи-
- А потом нас откопают, и мы снова станем маленькими? – Вики.

Улыбаюсь: индийская философия..
- Ты станешь бабушкой, - пытаюсь отвлечь от разговоров, как-то обьяснить.
- Я не хочу быть бабушкой, я хочу стать дедушкой. – Любят деда.

18.4.78.
- А если ехать на пяти поездах и лететь на пяти самолетах, то куда приедешь? – Арчи. –
Может, к Бабе Яге?
- Баба Яга – сказочный персонаж,- говорю я.- Ее нет на самом деле.
- А почему тогда Вики видит ее во сне?
- Потому что она трусишка, боится Бабы Яги.

Малыши уже не годятся в ангелы. Вики:
- А что мне делать? Мне скучно.
Самое время научить читать.

Из сочинения ученика 5-d класса Эдуарда Т.:

Если бы у меня была волшебная палочка, я бы ядерные бомбы превратил в цветы.
А спиртные напитки  превратил бы в шары, а злых людей и бандитов  -  в пни.

3.5.1988, Арчи. 7 лет.  «Когда человек умирает, его закапывают, он лежит в земле больше, чем жил?»

11.5.87.
Арчи был в больнице неделю. Приехала к нему, что-то там делаю, обращаясь к нему: малыш. Рядом стоит мальчик, ровесник моего.
- Почему вы говорите малыш? Он не малыш!  Мы дрались как большие. Драться во (поднимает большой палец вверх)!

19.8.87.
Плывем в лодке вдоль тихой заводи дагдского озера.
- А эти комары водичники? – спрашивает Арчи.
- Нет, водомерки.
- А когда воды не было и людей не было, то что было?

10.10.87.
Вики держит в руках авторучку в виде ружья и спрашивает:
- А где папа?
- А зачем тебе папа?
- Показать авторучку.

4.4.88.
- А зачем брови? А нет ли в горле пластинки? – Арчи. –Почему у папы другая женшина?
- А у тебя, когда вырастешь, будет одна тетя или несколько? – Одна.

13.6.89.
Арчи говорит, что хочет дожить до 150 лет. Потом сокрушается, что не проживет столько, потому что болел. Говорит, что не будет пить и курить.
На это Вики: все так  говорят, а когда вырастают – пьют.

Вики: «А боженька есть?» - «Нет». – «А почему?»

Была на литобъединении* в Краславе. Будник ушел в прошлом из газеты за то, что в гранках статьи набрал тов.Сталин.

Арчи написал на пишущей машинке:
«Мама, мы спим. Я прочитал Вике сказку и она уснула, а потом я лег спать.
До завтра. До встречи. Завтра сделай мусс.
Спокойной ночи.
Написал Артур.»

16.8.89.
Вики:
- Мама, а  боженька есть?
- Если веришь, есть, а если не веришь, нет.
Арчи из соседней комнаты:
- Бог есть.
- Почему ты так думаешь?
- Думаю.

1.10.1993.
- Я не верю, что женщину создали из ребра Адама,- говорит Вики.
- А из какого ребра: правого или левого? - Арчи.

4.3.95.
Арчи много смотрит телевизор. Я говорю ему:
- Артур, главное - это глаза, чтобы видеть.
- Нет,- отвечает он. - Главное - это нос, чтобы дышать: без воздуха жить нельзя.

Улыбнувшись, я пропела из песни Булата Окуджавы:

"Поверьте, эта дама из моего ребра, и без меня она уже не может".

В «Новом мире» в статье С.Соловейчика* прочитала следующее:

« Прибегает со двора девочка трех лет, возбужденная, кричит маме: «Ты собака». Что на это ответить? Отшлепать, чтобы не смела так с матерью разговаривать. Но мама: «А ты зайчик!» -«А ты, а ты, а ты – белочка!» И все! Запал пропал. Нет тоннеля! Нет злого чувства». «Негативизм – общее правило». И если  ребенок в 3-4 года дурно ведет себя, то это не обязательно должно быть всегда. Сдерживая ребенка,  делают его злым.

Невыдуманные истории
http://www.proza.ru/2014/01/11/1153


Рецензии
"Маму зелёненькую..." Цветное восприятие людей - дети творцы, они и ноты разноцветными видят!

Вера Петрянкина   16.01.2014 18:55     Заявить о нарушении
Дети - творцы: не соскучишься. Воображение, стремление к игре.
Внучка выстроила стулья друг за другом, посадила на них кукол, а сама на последний уселась, хороша, как куколка! Смеется, куда-то едет!

Валентина Томашевская   16.01.2014 18:59   Заявить о нарушении