Мама - тоже человек!

Не стоит скрывать от себя: в определенном смысле мама для ребенка – просто условие его существования. Как воздух, вода, пища, как солнце. Причем – главное условие! И любая мать понимает эту свою роль и играет ее с готовностью и даже с удовольствием. Бескорыстно отдавать себя другому человеку – это самое большое счастье, данное нам на Земле. Тем более радостно отдавать себя своему ребенку.
Однако в заботах о крошечном, самом дорогом и любимом существе не забываем ли мы иногда о том, что это существо – человек, которому надо еще и духовно расти? И, что самое удивительное, совсем не редкость – женщина, в отношениях со своим ребенком забывающая даже и о том, ЧТО ОНА САМА ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК, который нуждается в любви, заботе и внимании. Да, - в том числе и со стороны своего, совсем еще маленького, ребенка.

Лее было непросто выйти замуж: она по натуре очень застенчива. Поэтому замужество было позднее, сын родился, когда маме исполнилось 33 года. К тому же отношения с мужем не сложились, вскоре они разошлись. Обычная история. И сын поэтому играл в жизни мамы огромную роль, стал ее единственным близким человеком.
Лея – очень самоотверженная и любящая мать. Дэвик – так зовут ее сына – в детстве много болел: мама привыкла его выхаживать, не спать, не есть, потому что болезни часто были тяжёлые и опасные. И она научилась получать своеобразное удовлетворение от роли Самоотверженной Мамы.
Почему мы так любим детей? Есть, конечно, множество причин. Одна из них: нам приятно чувствовать себя Сильными и Добрыми. Дети слабые, о них нужно заботиться. Мы покупаем и готовим им еду, кормим, лечим, когда они больны, ласкаем и целуем – и нам это непосредственно приятно. Эти приятные ощущения вызываются не результатом нашей заботы – а самим процессом, самими нашими действиями.
Насколько же острее должна чувствовать эту радость женщина, уже немолодая, одинокая, изголодавшаяся по родному, близкому существу! И эта радость, это наслаждение затопили душу Леи.
За столом она всегда подкладывала сыну лучшие куски. Хотя необходимости в этом, конечно, не было: они не бедствовали. Она работала, получала хорошую зарплату. Но ей просто нравилось ощущать себя самоотверженной, всё отдающей своему ребенку. Как это на нём скажется, об этом она не задумывалась. Она была счастлива просто тем, что у неё есть ребенок!
Энергичная, активная, она всё сама делала по дому, и ей в голову не приходило попросить о чем-то сына, тем более давать ему какие-то постоянные поручения. И Дэвик делал, что хотел, тем более, он оказался талантливым мальчиком: играл на пианино, прилично рисовал, любил читать. Это и были его главные занятия.
Ему и в голову не приходило заботиться о маме, что-то делать для неё. Подобное в их отношениях нельзя было себе даже представить. Мама – более энергичная, более сильная, чем сын – всё делала для него, но не требовала, не просила и даже не позволяла ничего делать для себя. Если Дэвик и порывался как-то проявить внимание к маме, она всегда отказывалась – и мальчик привык к тому, что маме ничего не нужно от него.
Дэвик – добрый мальчик. Он очень привязан к маме. И, конечно, рад был бы заботиться о ней. Но не было такой возможности. И он привык не думать о маме, не замечать её. Даже когда мама серьезно болела, сын не обращал на нее внимания.
Прошли годы. Лея стала стареть. Она всё больше нуждалась во внимании сына, который по-прежнему оставался её единственным близким человеком. Но у него была своя жизнь, и он по-прежнему, по привычке, не обращал внимания на маму, хотя и продолжал её по-детски любить. В сущности, они оба так и остались одинокими, но, не зная ничего другого, не замечали этого и не пытались ничего изменить.

А вот как описывает свои отношения с сыном, Ваней, мой постоянный соавтор Катерина Гарелина.
«В тот день Ванюше стукнуло полтора годика.
Мы пришли с прогулки, я сняла промокшие насквозь носки, Ваня подошел ко мне, потрогал холодные пальцы на ногах – и говорит:
- Хоодные ножки!
Я:
- Да, Ванюша, очень замерзли.
Тогда Ваня подходит к комоду и говорит:
- Одень нохотьки (носочки), мама.
Открывает ящик, достает носки – правда, папины. Я со своим 34-м размером, конечно, благодарно ныряю в 42-го размера «носочки» и целую своего заботливого маленького Мужчину.»
«Наш малыш, по-моему, уже понял, что о маме и папе тоже можно заботиться по-настоящему, "как большой", и что это – очень приятно. Я говорю не об игре, а о самой настоящей Деятельной Заботе. Причем, многое он делает сам, без какой-либо моей подсказки.
         Утро. Ванёка сползает с кровати первый:
- Авай, мама! (вставай, мама), - отодвигает одеяло, и приходится просыпаться и начинать быть Мамой.
- Одень капички (одень тапочки), -  держит в руках мои тапки мой маленький Настоящий Мужчина, и розовый тапок повисает у меня на большом пальце. Потянулись-потянулись! Шлепаем в ванную.
 - Так, твоя зубная щетка соскучилась без тебя за ночь! Покормим её, а заодно и твои зубки Вкуснятиной?
Это я так зубную пасту с клубникой называю. «Зубная паста» - это очень скучно для ребенка: это что-то такое вязкое, нудное, противно-обязательное. А вот Вкуснятина - другое дело: зубы всегда теперь чистим без проблем, иногда и не остановишь.
- И мамину хётку (щётку) - это Ваня прежде мне зубы моей щёткой
чистит. А потом мы умываемся. Я - Ваню, а Ваня - маму. Причем, умывать меня он тоже начал сам.
          Идем на кухню. Достаем геркулес. Ванюшке достаётся почетная обязанность насыпать хлопья в тарелку перед тем, как я залью их горячей водой. Потом - зарядка, после которой Ваня снова одевает тапки мне на ноги. А если видит, что ноги без носков, то сразу бежит к комоду и достает мне носки.
- Одень нохотьки, мама.
Мои носки уже отличает: они разноцветные, в отличие от папиных черно-серых.
После завтрака пошла развешивать отстиранное за ночь бельё. Ванька ухватился за таз: "Помоть маме". И развешивали мы с ним бельё тоже, конечно, вместе. Футболки и ползунки кручеными мокрыми колбасками лежали на батарее как результат Ваниной помощи. Но пусть лучше эта помощь будет вот такая: скрученная и мокрая - чем её не будет вообще».
А бывает даже и так:
«Я зашла в ванную, чтобы вымыть руки и… закричала от ужаса! На меня с полочки у зеркала смотрело восьмилапое ЧУДОВИЩЕ, явно чувствуя себя здесь хозяином. Те, кто знает, что такое леденящий душу страх, меня поймут. Во рту сразу пересохло, сердце заколотилось в ушах, а под ложечкой неприятно похолодело. «Кать, ты что -  опять паука увидела? - слышу я голос моей младшей сестр.  - У нас один под зеркалом живет, Федей зовут!» В этот момент кто-то трогает меня за ногу, и в ванной раздается ещё один мой крик. Когда немного пришла в себя, увидела Ванюшку, стоящего рядом и готового заплакать. Оказалось, он пришел посмотреть - почему мама так голосит. Все просто: я не боюсь темноты, высоты и крови, замкнутых пространств и змей, однако у меня есть одна очень выраженная фобия: я безумно боюсь пауков (даже сейчас, когда пишу эти строки, учащается пульс, пальцы леденеют и покрываются холодным липким потом). На медицинском языке это звучит не менее пугающе – арахнофобия.
  Вдруг мой маленький сын взял меня за трясущуюся руку и сказал: «Мама, НЕ БОЙСЯ!» На ватных ногах выхожу из ванной, крепко держа в своей руке ладошку своего Мужчины.
- Вань, а ты что, пауков не боишься?
- Не боюсь! Они хаошие ( хорошие)!
- Я тоже знаю, Ванюш, что они хорошие, но все равно боюсь.
 Через час после «страшной встречи» в ванной собрались обедать. А перед едой что делают? Правильно - моют руки! Где? В ванной! При одной мысли, что снова придется туда зайти, опять предательски похолодело под ложечкой. Видя, что я стою перед дверью в ванную комнату, Ваня подошел и… взял меня за руку со словами: «Мама, пойдем! Не бойся паучка!»      Почувствовав в своей руке уверенную и сильную ладошку Ванюшки, я сразу успокоилась и поняла, что с таким Мужчиной ничего не страшно. И пока мы были у моих родителей (на время Диминой смены), Ваня каждый раз «водил» меня в ванную.
    Вам смешно? Но в тот момент он ощущал себя НУЖНЫМ маме в трудную минуту, что делало его взрослым и самостоятельным Человеком даже в 1 год и 9 месяцев. Никто не просил его каждый раз «провожать» меня туда, он делал это САМ и  каждый раз повторял: «Не бойся, мама! Паучок хаоший. Он не укусик (укусит)». И я отвечала ему: «Спасибо, родной! С тобой мне не страшно!»
    В тот момент мы с ним словно поменялись ролями: я стала маленьким испуганным ребенком, а Ваня – взрослым Мужчиной и Большим Человеком!
Да, ребенку нужны сильные родители, однако, «сильный» вовсе не означает «не боящийся никого» и «правый абсолютно во всем» (слоны ведь тоже боятся мышей – это признанный факт!). Взрослые вовсе не идеальны: они тоже боятся, тоже делают ошибки и попадают в неловкие положения, и это, на мой взгляд, нормально! Другой вопрос - как мы сами относимся к подобным ситуациям.
Мне кажется, мы должны показать малышу, что испытываем те же чувства, что и он: ведь кто-то до сих пор боится темноты, а у кого-то при виде крови темнеет в глазах. И почему бы нам честно ни сказать своему ребенку: «Знаешь, я так боюсь этого паука (крокодила,  дождевого червяка?)!» - чтобы он потом так же честно рассказал нам о своих тревогах и страхах.
    Скорее всего, когда-нибудь наступит такой момент, что и у Вани тоже появятся свои страхи, ведь все детки через это проходят, но тогда я уже буду знать, как поступить, когда мой малыш скажет, что ему страшно: просто взять за руку и сказать: «Не бойся, я с тобой!» Ведь именно это и «сказал» мне Ванюшка, взяв меня тогда за ледяную ладонь. Раз я рядом, то ничего плохого не случится! Я ведь чувствовала именно это, держа за руку своего сына. Которому был годик и девять месяцев от роду!»

Попробуем проанализировать.
Самоотверженная забота о ребенке имеет вид чистого альтруизма. Но это на самом деле эгоизм, который маскируется под альтруизм. И так удачно маскируется, что сама женщина его не замечает, не догадывается, что ведёт себя неправильно. Ведь она отдаёт всю себя своему ребенку! Но это-то и есть самое опасное в воспитании, потому что так получаются эгоисты, привыкшие не обращать внимания на других людей.
Разумеется, Лея – такая же живая женщина, и ей тоже нужна забота и любовь сына, но она это искусственно скрывает от себя. И тем обкрадывает и себя, и его. Его – даже в первую очередь.
Как ни странно, ребенку – причем, любому! – так же необходимо заботиться о маме, как и получать ее любовь и заботу. Хотя, конечно, малыш об этом не догадывается и не может попросить: «Мама, разреши мне о тебе заботиться!» Откуда ему знать, что это возможно?
Так что всё зависит именно от мамы. Она должна понимать – и чем раньше, тем лучше – что перед ней стоит вот такая задача – научить ребенка считаться с мамой, быть внимательным к маме, ВИДЕТЬ В МАМЕ ЧЕЛОВЕКА!
А человек – это такое существо, которому многое нужно. Особенно – от своих близких. И ваш ребенок, сколько бы ему ни было лет, пусть даже полтора годика, как Ване, - это ваш близкий человек. В самом что ни на есть прямом и точном смысле этого слова. Так что не только вы его должны любить – но и он вас. Не только вы его должны понимать – но и он вас. Да, да – и понимать.
Уже 4-5-летний малыш может многое знать о маме: о ее характере (застенчивая она или бойкая и уверенная в себе), ее привычках (что мама любит, что ей нравится, а что нет), даже о ее здоровье. Но это возможно только в одном случае: если ребенок твёрдо знает, что нужен маме – не только как пассивный объект любви и заботы – но и как Близкий Человек, который сам заботится о ней. Что мама не может жить без его внимания, понимания, заботы и любви. Что всё это ей нужно ежедневно – а не раз в год по большим праздникам.
Это совсем другие человеческие отношения, чем у Леи с сыном. И они по-другому формируют ребенка. Такой ребенок не только лучше воспитан, он и гораздо более счастлив, чем Дэвик. В жизни Вани много таких радостей, каких Дэвик не знал. В сущности, он был обделён своей мамой, потому что, ещё раз повторю, самая большая радость для человека – не брать, а отдавать. И особенно радостно отдавать самому близкому и любимому человеку. А кто ближе, кто дороже для маленького человека, чем мама?
Получается, самое большое счастье для ребенка – ЗАБОТИТЬСЯ О МАМЕ! Зачем же лишать его этой радости?
Лишив ребенка этой самой большой радости, мы рискуем получить эгоиста, привыкшего думать только о себе, жить, не замечая своих близких, которых он воспринимает только как условие своего существования. А ведь человек не может быть всю жизнь молодым, полным сил. И когда вы состаритесь, и вам нужна будет забота вашего ребенка, не аукнется ли вам неправильное отношение к нему в раннем детстве, когда каждый из нас формируется как человек?
Но самое страшное даже не это. А что, если вы состаритесь, умрёте – и только тогда ваш эгоистичный ребенок, сам уже взрослый или даже пожилой, догадается, что не сделал для вас ничего, что не умел заботиться о своей маме, самом близком своем человеке, подарившем ему жизнь? Каково ему будет? Ведь и неправильно воспитанный человек – тоже человек: у него есть душа и совесть. Зачем обрекать своё дитя на такие душевные муки?
Когда ребенок должен начинать заботиться о вас? Как можно раньше. Почти сразу после того, как научился ходить и говорить. Просите его. Обращайте его внимание на то, что вам нужно. И, конечно, он должен чувствовать, что это на самом деле вам очень нужно, что вы ему искренне благодарны за заботу и внимание.
Чувствовать себя Сильным и Нужным – причем, нужным Своей Маме – самое большое счастье, самое радостное переживание для абсолютно любого ребенка. Потому что он – Человек.
И вы, его мама, тоже человек. И притом – женщина! И вы, конечно, хотите, чтобы этот самый родной и близкий ваш человечек вас понимал, любил, был внимательным к вам. Но некому его этому научить – кроме вас. Только вы это можете сделать.
Хороший человек не свалится с неба. Его нужно воспитать.
Не должно быть одностороннего движения в ваших отношениях с ребенком. Вы близкие люди. Вы любите друг друга, стараетесь понять друг друга, заботитесь друг о друге, помогаете друг другу. Именно так – ДРУГ ДРУГУ.
И тогда счастливы будете и вы – и ваш ребенок.

Итак.
1) В отношениях с ребенком не идите самым простым путем. Проще самой взять и надеть тапки или носки. А ребенок будет долго искать, нести, еще и не то принесет, что нужно. И всё-таки сама его готовность, желание помочь вам ценнее всего на свете для вас.
2) Постоянно, каждый день, показывайте своему ребенку, что вам очень нужны его забота и внимание, что вы этого ждёте, очень благодарны ему, когда он именно так себя ведёт.
3) Не бойтесь вести себя внешне эгоистично по отношению к своему ребенку: дайте ему тоже побыть альтруистом. Не бойтесь иногда быть слабой, показать, что вы чего-то боитесь, чего-то не умеете – пусть ваш малыш почувствует себя Сильным и Нужным маме.
4) Всё, что происходит в наших отношениях с детьми, - воспитание. И вести себя так, как описано выше, надо, конечно же, из воспитательных соображений. Но если вы почувствуете, какое это удовольствие, как это приятно, когда обо мне заботится мой малыш, если привыкнете получать эту радость от него – это будет лучше всего именно в воспитательном смысле.


Рецензии