Права и обязанности

Как известно, у каждого человека есть и права, и обязанности. Но как быть с маленькими детьми? Какие у них должны быть права? А обязанности - нужны ли они малышам?

В наш детский сад ходят два мальчика: Ваня и Коля. Они родились почти одновременно: у Вани день рожденья 30 июля, а у Коли – 2 августа. Но трудно себе представить более не похожих друг на друга людей.
Коля – чрезвычайно способный и «продвинутый» ребёнок. Читать научился в 3 года, учит английский, занимается музыкой. Но поведение у него своеобразное. Очень эмоциональный, кипит и бурлит, при этом не соблюдает никаких правил, не слушает взрослых, страшно импульсивен.
Вот типичные образцы его поведения. Дети играют в «котов и мышей». Надо посчитаться: кто будет котом. Коля:
- Я, я буду котом!
Ариша и Вика, лидеры группы, его останавливают:
- Да подожди ты, посчитаемся!
Коля:
- Я, я буду считать!
Но кто-то уже говорит считалку. Коля:
- У-у-у!!! – ревёт, будто его побили, бросается на пол, бьется в истерике.
Как-то он весь «тихий час» баловался, дудел под одеялом, свистел, как паровоз: ему это кажется весёлым и остроумным. Воспитатель ему сказала, что, если он не успокоится, то будет лежать в постели дольше всех: все встанут, а он пусть «спит», раз не хочет лежать тихо. Коля на эту угрозу по своему обычному легкомыслию не обратил никакого внимания.
И вот – все встали, а его оставили в постели. Коля закатил чудовищную истерику. К тому же в этот день дети должны были идти в бассейн, а Коля в «первой группе» (в бассейн они ходят двумя группами, потому что все сразу туда не помещаются: бассейн маленький). Коля даже ударил воспитателя! Наконец, ему разрешили встать, но «первая группа» уже ушла. Он вскочил, схватил полотенце, пакет с купальными принадлежностями и босиком побежал на лестницу – насилу его поймали.
Когда играют в какие-то игры с правилами, Коля правил никогда не соблюдает – хотя интеллектуально он лучше развит, чем большинство других детей. Поэтому с ним никто играть не хочет. С воспитателями у него тоже отношения напряженные, так как он их никогда не слушает.
В общем, Коле пока живется на свете нелегко.

А вот Ваня – хотя он не отличается такой «продвинутостью» и почти в 6 лет еще только начал понемножку читать – гораздо лучше ладит и со взрослыми, и с другими детьми. Ваня очень любит что-то делать в группе: расставлять столы для обеда, помогать накрывать. Хотя всегда есть дежурные, Ваня – вечный дежурный: он всегда помогает, даже если это не его дежурство.
Если на прогулке кто-то из детей «потерялся», Ваня всегда его найдёт и приведёт. Замечательно то, что все дети к нему хорошо относятся, хотя далеко не всегда постоянные помощники взрослых – авторитеты и для своих сверстников.
При этом Ваня – обычный ребенок: любит играть, смеяться, шалить. В то же время, опять-таки в отличие от Коли, прекрасно владеет собой, своими эмоциями, очень солидный и  спокойный.
Между прочим, Ваня – левша, то есть особо чувствительная натура. Он действительно тонкий, чувствительный мальчик. Когда однажды зимой на прогулке дети нашли замерзшую птичку, Ваня принес ее в группу и долго грел, надеясь, что она оживёт. Он жалеет детей, которые ушиблись и плачут. И даже умеет их утешить!
Почему же он такой? И почему Коля – совершенно другой?

Всё очень просто: у Вани дома множество обязанностей. У Коли – никаких обязанностей нет, да и прав определённых нет. Зато он всегда всё делает только для себя, для своего удовольствия. Поэтому ощущает себя Центром Вселенной, не привык ни с кем и ни с чем считаться, совершенно асоциален. Он точно знает, что ничего не обязан делать – а все обязаны делать для него. Так его приучили в семье.
Коле и Ване всего по 5 лет. Но основы личности уже заложены. И совсем не трудно предвидеть, какой будет их жизнь. Коле придется столкнуться с большими трудностями – прежде всего, в отношениях с людьми. А Ваня легко этих трудностей избежит.

На примере Коли и Вани можно видеть, что ребенку нужны и права, и обязанности. Как и любому человеку.
К сожалению, существует такая странная точка зрения – в России она особенно распространена – что чем больше прав и чем меньше обязанностей, тем лучше для человека. На самом деле отсутствие обязанностей и связанной с ними ответственности в жизни невозможно, а если искусственно удается создать такую ситуацию, когда у кого-то есть одни права и никаких обязанностей, то это человека страшно развращает. Самые отвратительные люди – именно те, которые уверены, что у них одни сплошные права – а обязанностей ноль. Так что на самом деле человеку нужно уравновешенное, гармоничное сочетание прав и обязанностей.
Какие же у совсем маленького ребенка могут быть права – и какие обязанности?

Права могут быть такие:
1) Право выбора того блюда, которое ребенку хочется съесть (корректив: если это не связано с дополнительной работой мамы). Допустим, йогурт – с бананом или с клубникой? Выбрать можно в магазине, если малыш вместе с мамой ходит за покупками. Можно и заранее «заказать».
2) Право выбора одежды (если этот выбор не повредит здоровью). Скажем, одеть ли синий свитер или голубой.
3) Право на прогулке решать, куда пойти (если, опять же, это не опасно) и чем заняться.
4) Право выбрать, какую книжку читать с мамой и какой мультик смотреть.
5) Право в своей комнате или в своём уголке класть вещи так, как ему хочется (пусть даже это не нравится взрослым).
6) Право пользоваться только своей чашкой и своей тарелкой.
И т.д., и т.п.
Почему важно, чтобы у ребенка были эти и многие другие права? Потому что у бесправного человека нет чувства собственного достоинства. Такой человек не уважает себя и не ощущает себя хозяином своей жизни. Он привык, что мама может всё что угодно запретить и может всё что угодно разрешить – по своему произволу. Прав никаких у него нет. И потом, когда вырастет, станет взрослым, такой человек не сможет защитить свои права, потому что он не уверен, что у него вообще должны быть какие-то права. Он привык, что есть Начальники и Подчиненные – и Начальник имеет полную власть над Подчиненным. По правилу: «Я начальник – ты дурак». А прав никаких на самом деле нет, это так, только на словах, для отвода глаз. Если таких людей много, они сильно тормозят развитие демократии и вообще любое культурное развитие.
Ребенка с раннего возраста надо приучать к тому, что он – Человек, а у Человека всегда есть какие-то определенные права, которые все окружающие обязаны уважать, и он может требовать соблюдения своих прав. Да, да – требовать! К этому нужно относиться серьезно, и права ребенка, раз уж вы их ему дали, неукоснительно соблюдать, даже если это в отдельных случаях не совсем удобно для вас.
А какие могут быть у малыша обязанности? Например, такие:
1) Подавать маме тапки, когда она приходит домой. Подавать какие-то другие вещи (посуду, когда мама моет ее на кухне).
2) Поливать цветы.
3) Выносить мусор.
4) Включать и выключать различные приборы (телевизор, например; выключать свет, чтобы долго не горел).
5) Кормить домашних животных, убирать за ними (чистить клетки и т.п.).
6) Пылесосить (больше любят это делать мальчики: им нравится, как гудит пылесос, нравится, что они справляются с такой мощной машиной).
7) Измерять маме и другим домашним температуру, если они заболели. Приносить больному то, что ему нужно (носовой платок, чай и пр.).
И пр., и т.п.
Почему ребенку – даже совсем маленькому – непременно нужны обязанности? Потому что они дают ему возможность ощутить себя нужным своим близким. Дают самоуважение и даже гордость: я уже большой, я многое делаю сам! Обязанности вносят устойчивость и смысл в жизнь любого человека – и ребенка в том числе. Только ребенку они особенно нужны – именно потому, что он пока еще не очень уверен в себе, мал и слаб.
Права – дают нам возможность жить. Обязанности – придают жизни смысл. Тот, у кого есть права, но почти нет обязанностей, - потребитель, эгоист. Только обязанности позволяют человеку преодолеть свой эгоизм, научиться считаться с другими людьми.
Как же сделать так, чтобы у малыша были обязанности и он сам, добровольно и даже охотно, их выполнял?
Сначала можно просто просить. Но важно именно не заставлять – а просить. Так, как мы просим друг друга о какой-то услуге. Убедитесь, что ребенку нравится это делать. Поощрите его: лаской, уважением к нему. Именно уважения, признания своей нужности дети жаждут больше всего.
Ни в коем случае не следует поощрять малыша «материально»: конфетами, тем более – деньгами. Работа за плату – совсем особый жанр. Маленькому ребенку нельзя платить, это тоже его развратит: он привыкнет что-то делать только за вознаграждение. Для своих близких мы всегда трудимся совершенно бескорыстно. И именно это дает нам возможность почувствовать себя Людьми в полном смысле этого слова.
Если вы видите, что малышу нравится что-то делать, постепенно втягивайте его в эту деятельность, помогайте ее освоить – и потом поручите ему это делать всегда. На первых порах придётся ему помогать.
Но тут есть один важный момент. Некоторым родителям кажется, что работать должен ребенок, но помнить о том, что нужно сделать, должны они, взрослые. Это не так. Раз это обязанность ребенка – то он сам и должен помнить, что и когда надо сделать. Да, кошка может оказаться ненакормленной, а кошачий туалет – источать не совсем приятный аромат. Но это естественные последствия забывчивости ребенка – и он должен их сам пережить. Укорять его можно – но не брать на себя функции его памяти. Потому что тогда он привыкнет: я делаю что-то только тогда, когда мне об этом напоминают. Не напомнили – не делаю.
Разумеется, совсем маленьких детей упрекать следует с осторожностью, чтобы не разочаровать. У малышей внимание неустойчивое. И если ребенок пошел гулять с собакой на час позже – ничего страшного. Он постепенно привыкнет выполнять свои обязанности точно и неукоснительно.
А вот поощрять детей – именно уважительным отношением к ним, благодарностью, лаской – надо поначалу регулярно. Потом можно это делать уже через раз – если вы видите, что привычка уже вырабатывается. А потом и совсем редко, потому что малыш уже научится сам получать удовлетворение от добросовестно исполненных обязанностей.
Обязанности не должны быть тяжёлыми для ребенка, но не должны быть и слишком легкими, пустяковыми – тогда они не будут воспитывать. Обязанности – это не игра: ребенок должен понимать, зачем это нужно, видеть, что взрослые действительно нуждаются в его работе, в его помощи – что это реально необходимо. Поэтому не следует изобретать какие-то искусственные обязанности – исключительно в воспитательных целях. Дети не любят, когда их явно воспитывают.
Обязанность – это что-то постоянное, каждодневное. Очень важна именно привычка всё время что-то делать не для себя, а для других; не потому, что хочется, а потому что надо.
И самое главное – выполнение обязанностей должно приносить удовлетворение ребенку, ему это должно нравиться, возвышать в своих глазах – благодаря тому, что он понимает: я приношу пользу, я делаю то, что нужно всем, я забочусь о своих близких – я Человек.
Обязанности и права, если они гармонично сочетаются в жизни человека, - подобно противовесам, придают устойчивость нашей жизни и нашему внутреннему миру. Наверное, все видели детские велосипеды, у которых по бокам – два дополнительных колеса, для устойчивости. Вот человека, у которого есть и достаточно прав, и немало обязанностей, причем, таких, которые он охотно выполняет и справляется с ними, можно сравнить с таким велосипедом: он очень устойчив, психологически и эмоционально.
Жизнь без обязанностей – пустая и никчёмная. Зачем же нам обкрадывать собственных детей?

Итак.
1) Подумайте, какие права вы можете дать малышу – без ущерба для его безопасности и здоровья. Можно прямо сказать ребенку, какие у него есть права: только их не должно быть много – а то трудно будет запомнить.
2) Подумайте, в каких домашних делах кроха мог бы помогать вам, что он мог бы делать сам.
3) Для начала проверьте, хочет ли ребенок это делать, нравится ли ему это. Если положительного отношения нет, не стоит это поручать ребенку. Пусть он делает то, что захочет делать сам.
4) В то же время не рассчитывайте на то, что желание трудиться свалится на малыша с неба: так не бывает. Именно ваше поощрение, ощущение себя нужным своей маме – имеют решающее значение. Обычно дети готовы делать всё, что угодно, если они видят, что маме это нужно и мама им благодарна.
5) Проявляйте терпение: если это обязанность ребенка, нельзя ничего делать ЗА НЕГО – хотя и можно помочь, если ему пока трудно справиться самому.
6) Напоминать ребенку о его обязанности можно только на первых порах и лишь иногда, нельзя это делать систематически, чтобы малыш не привык к постоянным напоминаниям.
7) Ребенок должен видеть, что его все домашние УВАЖАЮТ – именно потому, что у него есть обязанности и он с ними справляется. Это главная награда для любого малыша.
8) Обязанности должны быть посильными, но достаточно трудными – и с возрастом меняться, становясь всё более трудными. Тогда ребенок будет чувствовать, что растет, взрослеет.


Рецензии