Искусство видеть

Какое значение имеет в жизни человека качество, которые мы называем «наблюдательностью»? Нужно ли развивать наблюдательность у детей? И если да, то как это делать?

Тамара и Армен – не только брат и сестра, но еще и близнецы. Однако по характеру они совсем разные. Тамара – хоть и живая и любопытная, но спокойная девочка. В 6 лет она уже умеет готовить, любит «убираться» в квартире, ухаживать за комнатными цветами. А вот Армен – гиперактивный ребёнок: вечно кипит и бурлит, как вулканчик, хохочет – или, наоборот, плачет – причем, слезы и смех у него сменяют друг друга мгновенно. Он страшно общителен, обожает подвижные игры и всякую возню, а шума производит столько, сколько с десяток мальчишек не создадут, даже если все они завзятые хулиганы. Внимание у Армена очень неустойчивое. Тамара – наоборот, собранная и внимательная.
В семье есть домашняя любимица – нечистокровная овчарка Пурга. Ее когда-то давно подобрали на улице, раненую, выходили, и вот теперь она у них живёт. Пурга – собака игривая, добрая, но, как многие бывшие бродяги, нервная. Стерилизовать её никто не пытался, поэтому главная проблема с ней – куда девать щенков. Всё же собака-то нечистокровная, пристроить её детей бывает трудно.
Армен и Тамара ходят в детский сад, где я работаю. И вот однажды Тамара пришла одна, без брата, и рассказала, что Пурга укусила Армена в плечо, да так сильно, что ему наложили швы. Что же случилось?
У Пурги родились три щенка. Двух удалось пристроить пограничникам: на вид они овчарки как овчарки, а что нет паспортов, так это для работы на границе не так важно. Еще одного щенка забрали знакомые, постоянно живущие за городом. Подрастет – будет дом охранять.
И так Пурга лишилась всех своих детей. Как она на это отреагирует, никто не знал, потому что настроение у нее непостоянное. На этот раз переживала она тяжело.
И вот пришли из садика дети. Обычно они сразу бегут к собаке. Пурга с мрачным видом лежала на своём коврике, вытянув лапы и отвернув голову набок – классическая поза для собаки, когда ей плохо. Кстати, Пурга – очень крупная псина, с чёрной мордой, довольно устрашающего вида. Тамара только посмотрела на нее – и сразу села на корточки рядом и стала Пургу жалеть, приговаривая:
- Бедная, бедная Пургуся!
Хотела ее погладить, но Пурга зарычала сквозь зубы, и девочка благоразумно убрала руку.
А вот Армен ничего не заметил. Он стал тормошить Пургу, не обращая внимания на уговоры сестры: ему хотелось поиграть, как всегда. На беду родители в это время были на кухне. Пурга терпела с минуту, рычала, а потом разозлилась и куснула мальчика в плечо. А ведь она больше него – вот и пришлось накладывать швы.
Армен видел то же, что и Тамара: зрение у него хорошее. Но он не заметил, что собака не в духе и лучше ее не трогать – и вот так поплатился за свою невнимательность. А если бы его приучили смотреть внимательно – научили искусству видеть – этого бы не случилось.

Конечно, рана Армена – не самая страшная трагедия. Бывает, неумение видеть, наблюдать приводит к гораздо более печальным последствиям. Особенно – в человеческих отношениях. Нередко связи между людьми – уже вполне взрослыми – рвутся из-за того, что они не умеют понять друг друга. А понимание человека часто достигается за счет наблюдения – но нас ведь этому никто не учит.
Мы, люди, - визуалы. Во всяком случае, большинство из нас. Большую часть информации мы получаем с помощью зрению.
Так вот, «наблюдательность» - это умение замечать важные детали и делать из увиденного правильные выводы.
Иногда это качество развивается без специального обучения. Достаточно наблюдательны спокойные, застенчивые, в то же время живые и любопытные дети. Они испытывают затруднения в общении, в то же время у них большой интерес к людям – поэтому и развивается наблюдательность: как компенсация проблем в общении. Однако компенсация – это всё же явление не совсем нормальное. И детей таких – к счастью! – немного.
У обычных же детей, как правило, с наблюдательность дела обстоят неважно. Требуются специальные педагогические усилия, чтобы научить их «искусству видеть». Особенно нуждаются в таком обучении гиперактивные дети-непоседы, такие, как Армен.
Научить «искусству видеть» совсем не трудно. Никакие «уроки» - типа школьных – не нужны. Достаточно регулярно играть с ребенком в некоторые простые и весёлые игры.
А именно.

Игра 1. Майор Пронин.
Майор Пронин – знаменитый милиционер. Он очень наблюдательный!
В эту игру может играть множество людей (и детей, и взрослых), и даже – чем больше, тем лучше. Но могут играть и два человека.
Один – Майор Пронин. Все остальные играют против него. Они садятся на диван, скамеечку и т.п. – и Майор Пронин их внимательно осматривает. Потом он выходит, а все играющие что-то меняют в своей внешности (скажем, девочки меняются бантами; или кто-то закатывает рукава, кладёт ногу на ногу – и т.п.). Приглашают Майора Пронина: он должен назвать все изменения. Если назовёт правильно, он выиграл. А это означает, что он уже больше не Майор. Теперь Майором становится кто-то другой (его определяют с помощью считалки). Если же Майор Пронин не увидит и не назовёт всех изменений, то так и остаётся Майором.
Эта игра малоактуальна летом и в хорошую погоду, но если идёт противный холодный дождь или на дворе зверский мороз и метель – то дети с удовольствием будут играть в Майора Пронина.

Игра 2. На что это похоже?
Кто-то (он называется «Мученик») выходит из комнаты. Все остальные должны загадать один предмет, из тех, что находятся в комнате, и решить, на что он похож. Потом приглашают Мученика и говорят ему:
- Это похоже на…
На усы краба (телевизионная антенна), или на съеденную селёдку (батарея отопления, если смотреть на неё сверху), или на подъемный кран (настольная лампа).
Мученик должен отгадать, что это. На это ему даётся три попытки. Если он назвал три предмета и все неправильно, то продолжает мучиться. Если отгадает – на этом его муки заканчиваются, и за дверь выходит именно тот, кто предложил такую загадку.

Игра 3. Рассказ по комиксу.
Это более сложная игра, в которую может играть тот, кто уже достиг некоторых успехов в «Майоре Пронине» и «На что это похоже?».
Берём любой комикс Херлуфа Бидструпа, распечатываем его (как можно крупнее). Найти комиксы Бидструпа можно на сайте: http://www.bidstrup.ru
Возьмём для примера комикс «Юный художник». Вот он.





Задача состоит  в том, чтобы рассказать всю историю, изображенную художником, максимально точно, отметив все важные детали. Именно ВАЖНЫЕ!
«Наблюдателен» - не тот, кто видит много-много всего, а тот, кто умеет выделить главное, существенное и заметить (и понять!) именно эти, главные, детали.
Например, что важно на 1-м рисунке? Вроде бы ничего: это что-то вроде вступления. Само действие ещё не началось: главный герой пока не появился. Но нет: тут тоже есть важная деталь. Посмотрите, как молодая дама, сидящая перед трюмо с помадой в руке, смотрит на себя в зеркало, как она широко раскрыла глаза. Пожалуй, она очень высокого мнения о своей внешности! Вот эту деталь и важно заметить: то, как она смотрит на себя в зеркало.
Что важно на 2-м рисунке? То, КАК мальчик подходит к трюмо. Он идёт осторожно, на цыпочках – не идёт, а КРАДЁТСЯ. Потому что хочет украсть помаду у мамы. Еще важно, что он идёт вперёд, а голову повернул в другую сторону: туда, куда ушла мама. Он боится, что она его заметит. И выражение лица у него хитренькое – это тоже важно.
На 3-м рисунке – опять же выражение лица мальчика: он явно врёт бабушке – насчёт того, зачем ему нужен поднос.
На 4-й картинке – поза Юного Художника: ему очень хочется уговорить девочку (возможно, это его сестра) позировать и он пустил в ход всё своё красноречие; а еще – поза девочки, опущенные глазки, заложенные за спину руки – она стесняется.
Вот кто больше увидит важного и существенного, тот и победил. За каждую замеченную и правильно объясненную деталь – плюс один балл.
Кроме того, можно рассказать историю, изображенную на комиксе, с начала до конца: и кто лучше расскажет, тот и победил. Определять, какой рассказ лучше, могут все играющие.

Игра 4. Внешность и характер.
Важнейшее качество наблюдательного человека – умение увидеть связь между внешностью и характером. По внешности догадаться о характере.
Это можно делать, например, листая с ребенком энциклопедию «Животные мира» и комментируя внешность каждого зверя: тигр – свирепый, волк – умный, коала – безобидный – и т.п. При этом называя детали, которые позволяют сделать такое предположение о характере этого зверя.
Так же можно рассматривать картинки в детских журналах, фото, иллюстрации в детских книгах. Не просто смотреть – а незаметно для ребёнка учить его ВИДЕТЬ.
Кстати, это и для взрослого человека очень интересно.

Можно развивать наблюдательность ребёнка на прогулке: особенно летом и осенью. Рассматривать осенние листья, а то и собрать коллекцию, сравнивая их друг с другом: по цвету, форме, размерам. Можно собирать шишки или какие-то забавные корни, на что-то (или кого-то) похожие.
Очень интересно бывает рассматривать небо, если есть облака: какие они, на что (кого) похожи.
Можно наблюдать за домашними животными – и, конечно, людьми, обращая внимание крохи на какие-то забавные, интересные детали. Придумывать прозвища (только они должны быть добрыми, хотя могут быть слегка ироничными, - например, «Бегемотик» - про толстенького мальчика; «Воробьишка» - про суетливую девочку-попрыгунью). Тогда и вам станет интересней гулять с малышом.

Любопытно, что человек, у которого есть вкус к наблюдениям, попутно приобретает и некоторые другие – тоже вполне положительные – качества. Например, способность сосредотачиваться. Для детей это ценнейшая способность, особенно важная в школе – да и вообще в жизни. Не секрет ни для кого: многие очень умные дети плохо учатся – именно потому, что не умеют сосредотачиваться, у них рассеянное внимание.
Так что умение получать максимум информации о том, что мы видим, – не единственное преимущество наблюдательного человека. Привычка не только смотреть, но и видеть – в какой-то мере и воспитывает ребенка. Он становится спокойней, лучше владеет собой. Такому малышу проще, когда он остаётся один; он реже скучает.
А когда он подрастет, у него будет больше шансов достичь успеха во многих профессиях (педагога, психолога, журналиста, художника), а главное – более успешными будут его отношения с людьми, как личные, так и деловые, - потому что он умеет видеть, делать выводы, догадываться об особенностях характера другого человека. Именно это – главный выигрыш, достающийся тем, кто овладел «искусством видеть».


Рецензии