Чувство родины

Приближается лето. И вам предстоит решить, где отдыхать, куда везти ребёнка. Отдых в Турции, Египте или Болгарии сейчас стоит даже дешевле, чем, например, в Сочи. К тому же это престижно, модно. Кроме того, многие жители России свою страну не очень уважают и рады выбраться куда-то – в более, как им кажется, цивилизованные места.
Конечно, о вкусах не спорят. Но я предлагаю посмотреть на проблему летнего отдыха с неожиданной стороны. Почему бы не потратить свой отпуск на то, чтобы научить своего ребенка ЛЮБИТЬ РОДИНУ?

Лерочке только четыре с половиной годика, но это необычайно солидная особа. Я познакомился с ней в гостях. В комнату медленно, с большим достоинством вплыла крошечная девонька, её русую голову «украшали» изрядных размеров черные наушники, в руках – пульт. Она подплыла ко мне (я присел на мягкий пуфик возле компьютера) и сказала строго и укоризненно:
- Ну вот! Я так и знала! Только я чуть-чуть ушла, и ты уже сел на моё место!
Я поспешил извиниться и уступил Лерочке ее законное место. Правда, извинений моих она не услышала: она же в наушниках. Так – не снимая наушников – она и проходила весь вечер.
Лерочка очень гордится своим, действительно ровным и красивым, загаром. Дело в том, что она недавно вместе с бабушкой совершила круиз по Южной Европе (Греция, Италия, Хорватия, Франция). Лерочка посетила Неаполь, Салоники, Ниццу и даже Сицилию! Как Вы понимаете, Марко Поло – в сравнении с Лерочкой – сущий ребёнок!
За столом зашла речь об этой поездке, и Лерочку кто-то спросил об ее впечатлениях о Сицилии. Вопрос пришлось повторить, потому что Лерочка не услышала (она же в наушниках: она так и за стол села). Бабушка сняла наушники – и тогда Лерочка услышала. И поведала, что на Сицилии ей очень понравилось «бабюкю» (барбекю – в переводе с детского). Еще ей понравился «нанасный соус» (из ананасов).
Все присутствующие – с десяток взрослых интеллигентных людей – пораженные отчётом Лерочки, перестали жевать и воззрились на неё. Немая сцена, почти как в «Ревизоре» Гоголя, была прервана новым вопросом – на этот раз Лерочку попросили поделиться своими впечатлениями о Неаполе. Оказалось, что в Неаполе Лерочке понравились фрукты и «пожаренная рыба».
Сообщив об этом, Лерочка натянула на пухлые щёчки наушники – и снова погрузилась в виртуальный мир.
Спустя некоторое время, несколько придя в себя, гости снова принялись жевать, обсуждая уже что-то совершенно другое, – как вдруг Лерочка громогласно сообщила, перебив собственную бабушку:
- А на то лето мы поедем в Париж!
Повела глазами по лицам, убедилась в произведённом эффекте и самодовольно улыбнулась.
А бабушка, которую перебили на полуслове, добавила:
- Обязательно поедем! Хочу показать Лере Эйфелеву башню!

Любе, как и Лере, было около пяти лет, когда она совершила свое первое путешествие. Однако дальше, чем в 50 км от своего города, она так никогда и не была. Хотя сейчас ей уже 12 лет.
У родителей Любы есть дача: крошечный домик прямо в лесу, на берегу небольшой  ламбы (лесного озера). Там всего три дачи, но ещё две – на другой стороне озера – так что место совершенно безлюдное. Вот туда они и путешествуют каждое лето.
Однажды в десятке метров от забора своей дачи Люба видела волков. Но нисколько не испугалась, потому что их было только два. А ей папа давно объяснил, что один или даже два-три волка – это не страшно. Если они близко, надо закричать – они испугаются и убегут. А если далеко, то можно и вовсе ничего не делать. Страшно, когда волков много: целая стая.
Правда, сначала Люба подумала, что это собаки. Но потом вышел папа, посмотрел, сказал, что это волки, зевнул и пошёл окучивать картошку. Вот какие замечательные места: и картошка, и волки – всё в одном флаконе!
Еще на даче растут черная и красная смородина, крыжовник, облепиха, есть теплица с огурцами.
В лесу недалеко от дачи – много интересного.
Совсем рядом – «танк». Так Люба называет могучий гранитный валун, размером с небольшой дом: он высоко поднимается над берегом озера. Туда непросто залезть: надо знать, с какой стороны и как это можно сделать. Но Люба – опытный человек, и попадает на самый верх «танка» без труда. Там она загорает и просто наблюдает за окрестностями.
На озере живут утки, и их на удивление много. Иногда залетают и другие птицы, например, гаги. Это редкие гости, бывают они недолго. Они очень красивые и здорово ныряют, могут долго пробыть под водой. Люба с удовольствием наблюдает за ними.
Впрочем, ей и утки нравятся: она обожает их кормить хлебом – так, чтобы выбрать определенную утку, самую робкую и голодную – и бросить именно ей, и чтобы никто у неё не отобрал. Это требует ювелирной точности броска. И Люба так наловчилась, что у неё это почти всегда получается.
Если обогнуть «танк» и пройти по еле заметной лесной тропинке метров триста-четыреста, то выйдешь на Любину Брусничную Поляну. Там открытое место, тоже камни, только не такие большие. И рядом с этими камнями – заросли брусники. Открыла поляну сама Люба. Летом она постоянно ходит туда, следит, как созревает брусника. А осенью специально приезжает – с мамой, чтобы её собрать. Получается почти целое ведро брусники! – вот какая у Любы Брусничная Поляна!
Если пойти в другую сторону от «танка» - там Любин пляж. Он крошечный: кроме Любы, там никто не поместится. Буквально два квадратных метра песчаного пляжа с крупной галькой. Но и этот пляж Люба открыла сама.
Она знает многие деревья в окрестностях своей дачи: одно называется Бутылка (это сосна со странно раздутым, как бутылка, стволом), другое – Рюмка (тоже сосна, у которой короткая «ножка»-ствол разветвляется на три ствола, изгибом поднимающиеся вверх – действительно в форме рюмки). Есть дерево, именующееся «Пьяница»: оно как-то косо растёт, будто вот-вот упадёт.
Даже отдельные кустики черники и брусники недалеко от дачи Люба узнает «в лицо». На камнях летом расцветают крошечные дикие анютины глазки, и хотя они все совершенно одинаковые – в отличие от анютиных глазок на клумбе – Любе нравятся они гораздо больше «культурных» цветов.
Она знакома с дятлом, который каждый год старательно долбит то самое дерево под названием «Бутылка». Радуется птице, как другу.
Люба с раннего детства сочиняет стихи: она еще не умела писать, когда начала их сочинять. В 10 лет она написала стихотворение «Карелия», опубликованное в одном из местных литературных журналов:
Я помню место, где любила быть.
Там птицы рано утром пели,
И их прекраснейшие трели,
И эти сосны, эти ели
Я не могла не полюбить.

Отсюда уезжать мне тяжело,
Но ранней осенью прощаясь,
Я непременно возвращаюсь
С моей природой вновь встречаюсь,
И в лес бегу, лишь только рассвело.

И вновь я там, где я любила быть.
Цветы, кусты, деревья – вся моя семья.
Я знаю: здесь на месте я.
Близка, Карелия, природа мне твоя.
Благодарю, что здесь могу я жить.
Действительно, для Любы нет вопроса, где жить. Она любит свою родину, и не хочет никуда отсюда уезжать.

К сожалению, очень немногие родители, решая, как провести лето со своим ребенком, видят в этом воспитательную проблему. Хочется отдохнуть, позагорать, расслабиться. Для чего, действительно, лучше уехать куда-нибудь подальше, где ничего не нужно делать, не надо ни о чём заботиться.
Такова психология взрослых. Но дети – другие. Для любого нормального ребёнка СВОЯ СТРАНА гораздо интересней, чем чужая.
Да, дети любопытны. И очень легко заражаются настроениями взрослых. Так что ребенок может с энтузиазмом отнестись к поездке в Египет или на Мальдивы. Но что ему даст такое путешествие? Да, он загорит. Отдохнёт (вопрос в том, а от чего ему отдыхать? Он, вроде, не так давно живёт на Земле и ещё не устал). Но в воспитательном плане это приучение к пассивному потреблению. Праздно поглазеть на чужие земли – да, тоже любопытно. Хотя для того, чтобы извлечь для себя хоть что-то даже и из такого путешествия, нужны всё-таки какие-то определенные интересы, какой-то уровень интеллектуального и культурного развития, чего у малышей нет.
Турист ничего не ищет и не открывает сам, не проявляет самостоятельной активности. За него всё уже решили другие люди. Где жить, куда ходить, на что смотреть. Проведут, покажут, разжуют и в рот положат.
Детям это ничего не даёт, увы.
Ребенку нужно САМОМУ искать, самому решать, куда идти. Ему важно ощущать землю, где он бывает, СВОЕЙ – а не чужой.
Очень важен ИНТИМНЫЙ КОНТАКТ с тем местом, где ребенок бывает, особая внутренняя связь с ним.
Что, собственно, видят наши дети в течение почти всего года? Свою квартиру. Свой двор. Свой детский сад или свою школу. Иногда кое-что еще, немногое. Вот и всё. О виртуальном мире (телевизоре, компьютере) я сейчас не говорю.
Но даже не это самое печальное. Не голод на зрительные впечатления – хотя он тоже  мешает нормально развиваться.
Самое скверное то, что наши дети разучиваются ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ. Что такое для них Россия? Это такая страна, где папа с мамой зарабатывают деньги, чтобы летом иметь возможность смотаться за границу. О России многие российские дети почти ничего не знают. Потому что на уроках английского языка в школе они читают тексты про Лондон, про Вестминстер и пр. – а на уроках русского языка никаких таких текстов не бывает.
Ребенку хочется, сидя в поезде, прижавшись носом к стеклу, видеть и самому открывать для себя, как таинственна и прекрасна ЕГО СТРАНА, его родина. Для малышей родина – как большая семья. Но чувство это, если его ничем не подпитывать, слабеет с годами – а может и вовсе исчезнуть.
И сейчас очень много таких – людей без родины. Они живут там, где удобнее, где можно больше заработать. Они потребители. И сами не догадываются, что в их жизни чего-то очень важного не хватает.
К сожалению, всё больше становится в России детей, знающих, что такое Анталья или Шарм-аш-Шейх, но понятия не имеющих о Тотьме, Каргополе, озере Байкал – и множестве других замечательных мест, где бывают иностранные туристы – но жителям России не приходит в голову везти туда своих детей.
Так незаметно воспитывается равнодушие и даже неуважение к своей стране.
А ведь раньше слово «турист» означало совсем другое. Сколько людей с рюкзаком за плечами сплавлялось по рекам Карелии, бродило по приполярному Уралу или Камчатке. Такие туристы точно любят свою родину.
Вот и детям нужны самостоятельные усилия, впечатления, переживания. Свои собственные маршруты. Нужно посидеть в сумерках у собственноручно сложенного и разожженного костра, глядя, как искры улетают в темное небо. Найти свою «Брусничную Поляну». Открыть для себя свою родину.

Недавно профессор славистики из Нового Орлеана Уильям Брумфилд издал альбом «Архитектурные памятники Вологодской области». На протяжении нескольких лет американец исследовал деревянное зодчество русского Севера, поражаясь запустению памятников, которые в любой другой стране оберегались бы как национальное достояние. Но больше всего поразило профессора то, что русские старшеклассники безошибочно опознают по фотографиям Эйфелеву башню, Тауэр и статую Свободы, но не могут отличить Софию Новгородскую от Преображенской церкви в Кижах, храм Вознесения в Коломенском от церкви Покрова Богородицы на Нерли. Вологодские дети даже не подозревают, как богата памятниками мирового значения их родная земля.
Раз мы дожили до того, что о нашей родине нам рассказывают американцы, то дело зашло уже очень далеко.
Нет, конечно, отдохнуть, расслабиться и позагорать, искупаться в теплом море – всё это неплохо само по себе. Вот только время отпусков пройдет – а что получит ваш ребенок? Кроме загара, разумеется.
Ведь научить любить родину – это важнее загара.
Можно воспитать высокомерное презрение к своей «отсталой и нецивилизованной» стране – но зачем? И правы ли мы? Ведь отсталой и нецивилизованной делаем её мы сами. В том числе и тем, что так воспитываем своих детей.
Так что, решая, куда поехать отдыхать, подумайте о своём ребенке. Ему нужны самостоятельные впечатления и переживания, а не хорошо прожеванная кашица, предлагаемая многочисленными турагентствами. Дети хотят жить и любить – а не потреблять. А жить без родины, без любви к родине – нормальный человек не может.
Именно эта задача – дать возможность ребенку полюбить свою страну - на самом деле самая главная.


Рецензии