Полезные игрушки

Какие игрушки нужны нашим детям?

У замечательного датского художника Херлуфа Бидструпа есть комикс, который так и называется – «Игрушки»: http://www.bidstrup.ru/content/0114.html Добрый папа купил для сына кучу дорогих игрушек: железную дорогу, огромный самолёт – и Бог знает что ещё. Потратил кучу денег. Но сыну всё это великолепие быстро надоело. Мальчик выходит во двор, находит там какие-то старые палки и доски, выброшенные за ненадобностью. Из этого барахла он сколачивает себе топорный деревянный самолёт – и с удовольствием возится с ним.
Херлуф Бидструп был наблюдательным и умным человеком: во многом, именно этим объясняется популярность его комиксов. И он тут заметил какую-то очень важную особенность психологии детей.

Вася – очень солидный, в меру упитанный молодой человек 4-х лет от роду, сын обеспеченных родителей. У Васи есть своя комната, довольно большая, и в этой комнате – целый магазин игр и игрушек. Две радиоуправляемые машины: автомобиль и танк. Вася умеет управлять ими обоими одновременно, держа пульты в левой и правой руке. И даже ухитряется устраивать лобовое столкновение танка с автомобилем! Вот какого мастерства он достиг!
Правда, для чего нужен такой удивительный навык, не совсем понятно.
Еще у Васи есть самая настоящая машина, в которой можно ездить. Она стоит у папы в гараже. Это электрическая машина. Она очень красивая и стоит бешеных денег. Правда, сесть за руль этого роскошного «средства передвижения» Васе довелось всего несколько раз в жизни, потому что едет эта штуковина довольно быстро и без присмотра взрослых Васю посадить за руль никак нельзя: он еще чего доброго на проезжую часть вырулит – или наедет на кого-нибудь! А машина большая, папа её еле поднимает. Так что Васе пока ещё рано сдавать на права: водить он так и не научился.
У Васи есть куча мягких игрушек: тигр, медведь, крокодил и даже мамонт! Мамонт, как ему и положено, самый большой: чуть не с папу величиной. Вот только играть со всеми этими гигантами из-за их размеров невозможно, и Вася их не любит, даже не смотрит на них. Они только занимают место на подоконнике (он в Васином доме огромный, чуть не метровой ширины) и мешают солнцу проникать в комнату и согревать Васю.
Еще у Васи много конструкторов, но он ими тоже пользуется редко, а если и открывает какой-нибудь, то итогом обычно бывает засыпанный деталями конструктора пол, который приходится убирать взрослым. Конструкторы сложные, и никто не помогает Васе в них разобраться, а сам он не умеет, да и терпения не хватает.
Еще у Васи есть ноутбук. Да, свой собственный. И это его любимая игрушка. Включишь – и там что-то мелькает на экране, какие-то цветные пятна, играет музыка, раздаются голоса (у Васи есть, разумеется, и акустическая система).
Но при такой «продвинутости» Вася удивительно неразвитый, неконтактный и даже просто скучный мальчик. Прямо как дяденька-чиновник лет 50-ти. Говорить с ним трудно, потому что он всё время отвлекается на свой ноутбук (он почти всегда включён). Словарный запас у него удивительно скудный. Ни в какие игры он играть не умеет. Прямо какой-то мальчик-пенсионер!


А вот другой персонаж – Денис. Ему тоже 4 года. У Дениса есть сестра, Лена, ей 7 лет. Своей комнаты у детей нет, они живут с родителями в одной комнате. Для детей – с помощью большого шкафа, стоящего поперёк комнаты – отгорожен небольшой угол.
Там, в этом углу, двухъярусная кровать (Денис спит наверху), крошечный столик и стульчик (один). И больше никакой мебели. Зато здесь много всего другого – очень интересного.
Например, в этом детском уголке есть ящик с чистым песком, ванночка (по-моему, это фотованночка: раньше в таких проявляли фотографии) размером 30 на 40 см, лейка с водой. Всегда можно что-то построить из песка, и воду лить разрешается. Еще прямо в комнате стоит пенёк! Да, самое обычное сосновое полено, с сильным смолистым запахом. Под потолком висит канат, под ним – два спортивных мата, друг на друге. Вот и всё, больше ни для чего места там нет.
А есть ли у Лены и Дениса игрушки? Есть. У Лены есть куклы-барби, но она больше любит маминых «куколок». Мама умеет скручивать кукол из тряпочек, завязывая их особым образом. Мамины куколки совсем маленькие, без лица, без глаз, без рта. Только крошечная голова, туловище, и ручки-ножки тряпичные болтаются.
Сейчас Лена уже большая, пошла в школу. И она уже многое может объяснить. Как-то я спросил её, почему она любит маминых куколок больше покупных кукол. Лена сказала, что барби ей нравятся, они красивые, но с ними ничего нельзя делать. «Почему ничего нельзя делать?» – удивился я. Оказывается, такая кукла слишком красивая, в красивом платье. Ручки-ножки у неё жесткие, почти не сгибаются. Выражение «лица» - всегда одинаковое (манекенное такое). Любоваться такой куклой можно – но по-настоящему играть с ней нельзя: жалко запачкать – да и что с ней делать? А с тряпичной куколкой что угодно можно делать – она на всё годится.
- Но ведь у неё лица совсем нет!
 - А я играю, как будто есть лицо. Вот играю – и думаю: вот она радуется, а вот – плачет, - так объяснила Лена.
А еще у них в квартире, на кухне, есть мешок с сухой глиной. Её можно развести с водой в тазике и что-то лепить. Лена любит глину – а Денис предпочитает висеть на канате и возиться с песком.
Но и Лена, и Денис – очень живые, умные дети, с хорошей речью, энергичные. С ними интересно общаться, они любознательные, легко включаются в любую игру.
По сравнению с Васей – просто небо и земля!

Дорогие и сложные игрушки, безусловно, очень полезны. Но не детям, а взрослым дядечкам и тётечкам, которые эти игрушки производят. Ведь они получают прибыль! А прибыль – это главная цель деятельности современного человека.
Но чтобы эту прибыль получить, надо убедить родителей, что детям такие игрушки нужны. Это делается с помощью рекламы. И многие действительно верят – и покупают. Тем самым поддерживая «игрушечную промышленность» на плаву.
На самом же деле детям нужны самые простые, дешёвые, многофункциональные игрушки, желательно – сделанные из природных материалов (дерева, мягких тряпочек).
«Многофункциональные» - то есть такие, которые можно по-разному использовать. Как куколки из тряпочек, сделанные мамой Лены и Дениса. 
Дешёвые игрушки не жалко сломать, запачкать. Природные материалы приятнее, дети с удовольствием берут их в руки (и даже иногда с удовольствием пробуют на зуб!).
Такие игрушки способствуют развитию воображения и вообще творческих способностей: вот Лена играет с куколкой, у которой нет лица – и поэтому она сама представляет, когда кукла радуется, когда печалится. Именно потому, что лица нет, девочка имеет возможность самостоятельно это лицо вообразить.
Такие многофункциональные игрушки – это, например, деревянные кубики (можно – картонные).
Нетрудно видеть, что особенность сложных, дорогих игрушек – как раз в том, что они предназначены только для чего-то одного. Железная дорога – что с ней можно делать? Чем она может быть? Только железной дорогой. Игровые возможности такой игрушки крайне ограничены. Вот почему она быстро надоедает ребёнку.
Что очень хорошо – но, опять же, не для детей, а для производителей игрушек. Чем быстрее надоест, тем скорее папа пойдёт покупать что-то новое. Вот и замечательно! У нас будет больше прибыли!
Что современное производство якобы нацелено на потребителя – это в значительной степени миф. На самом деле оно нацелено на получение максимальной прибыли за счёт потребителя. Вот почему так много производится игрушек с очень узкой функциональностью, сложных и дорогих. Так выгодней для производителя.
Выбирая мягкие игрушки, стоит учесть их величину. Всем маленьким детям такие игрушки нужны. Они часто становятся друзьями ребенка и даже психотерапевтами (успокаивают и утешают). Но только если игрушка не очень большая и не слишком маленькая, и если она нравится ребёнку. Роскошные, гигантских размеров мамонты и тигры – это скорее игрушка для взрослых. Можно купить, поставить – и гордиться собой: вот мы какие богатые! Какие роскошные вещи покупаем!
Но если игрушка больше самого малыша, играть с ней становится трудно. Как такое плюшевое чудище положить с собой в постель? Оно же всю кроватку займёт! Как его подбрасывать, скидывать с дивана?
Куклы для девочек должны быть такими, чтобы с ними можно было многое делать (укладывать в кроватку, баюкать, одевать-раздевать). Кукла должна быть мягкой – гуттаперчевой – с гибкими ручками и ножками. И желательно нейтральное выражение лица – такое, чтобы его можно было как угодно истолковать. Застывшая рекламная улыбка до ушей – не лучший вариант для детских игр.
Конструкторы нужны детям, но сначала очень простые. В конструкторах не всегда легко разобраться: ребёнку на первых порах бывает нужна помощь.
Почему детям полезны песок и глина? Это т.н. «неструктурированные материалы», с которыми можно делать что угодно. Дети ведь живут в мире, созданном взрослыми для себя, где почти всё нельзя. Нельзя портить мебель. Нельзя рисовать на обоях. Ребёнок постоянно сталкивается с тем, что окружающие его предметы и материалы исключают какое-то воздействие с его стороны. Но тогда как почувствовать себя настоящим, живым?
А песок и глина – легко поддаются любому воздействию. Они принимают ту форму, какую придаёт им юный скульптор. Они никогда не протестуют (как живые существа), не сопротивляются (как твердые материалы). И малыш чувствует себя Творцом – то есть Человеком. Он ощущает себя Сильным – а не слабым и беспомощным. Это для него очень важно.
Многие родители думают, что достаточно песочницы во дворе. Если вы живёте в условиях тёплого климата, то да. Но если климат приблизительно такой, как в средней полосе России, тем более – на Севере, то этого недостаточно. Малышу весь год нужна возможность повозиться в песочке.
Конечно, ящик с песком в квартире – это проблема. Песок будет рассыпаться, его придётся убирать. Но овчинка стоит выделки. Детям это действительно очень нужно.
Хорошо, если у ребенка не так много готовых вещей, поэтому ему приходится что-то делать самому. Мальчик, которого изобразил Херлуф Бидструп, предпочитает самолёт, сделанный из гнилых досок, роскошному магазинному изделию ещё и потому, что он этот самолёт сам сделал.
Создатели сложных дорогих игрушек уже всё придумали за ребенка. А ребенок хочет придумывать сам. Игрушка же для него – только материал, стимулирующий работу фантазии. И чем больше возможностей для фантазирования она даёт – тем лучше.

Воспитатель детского сада из Донецка Раиса Сергеевна Сёмова рассказывает такой любопытный эпизод. «Однажды я наблюдала занятие в художественной студии. Возле меня сидел трехлетний мальчик. И вот он берёт большой кусок глины и – шлёп его о стол, и смотрит. Потом берёт ещё большой кусок и – шлёп его на первый. И смотрит. Долго сидит, смотрит, и вдруг смеётся. Спрашиваю: «Что у тебя такое?» А он: «Смотри, медведь смеётся!» Смотрю, и вправду медведь случайно вышел».
Вот так играют маленькие дети. Они видят в бесформенном куске глины – медведя – и им это интересно. Потому что САМ УВИДЕЛ.
Вот почему детям так нужны простые игрушки и неструктурированные природные материалы.

Итак.
Если вы хотите не просто развлечь своего малыша, но и принести ему пользу, стимулировать его развитие,
1) не покупайте ему технически сложных, дорогостоящих игрушек: такие игрушки быстро надоедают и почти ничего не дают для развития;
2) покупая игрушку, не думайте о том, красивая ли она, а думайте о том, что с ней можно делать;
3) купите ребёнку побольше деревянных кубиков, разноцветных и разного размера; пусть у него будут мячики, шарики, кольца, палочки – словом, всё то, что может быть всем, что можно использовать по-разному;
4) если у вас девочка, покупайте ей таких кукол, которыми можно не только любоваться; у куклы не должно быть застывшей улыбки на лице, она должна быть гибкой, достаточно мягкой, такой, чтоб её можно было одевать и раздевать;
5) покупая конструктор, подумайте, сумеет ли ребёнок в нём разобраться;
6) очень желательно иметь дома ящик с песком и немного глины, а также дощечки, проволоку и т.п., из чего малыш может что-то сам смастерить; при этом на некоторые издержки (не очень чисто в доме) стоит пока что закрыть глаза – ведь это на пользу ребенку;
7) старайтесь интересоваться играми вашего малыша и даже иногда играть вместе с ним: это очень нравится детям и стимулирует их игровую активность.


Рецензии