Военная душа

- В боях я не участвовала, подвигов не совершала. Просто была санитаркой.
- Где вы были санитаркой?
- В военно-санитарном поезде. В 1944 году, когда часть Латвии была уже освобождена, формировался санитарный поезд. Я и пошла туда - по вольному найму.
Мне тогда и восемнадцати не было. Мы дошли почти до Берлина.
- А потом?
- Потом была Победа, мы приехали в Москву. А через несколько дней нас отправили на дальний Восток.

- А если кто не хотел? Война ведь закончилась.

- Сухари сушить надоело, конечно. Но надо было. Таких, кто не хотел что-то не помню. А нас, латышей, даже в пример ставили. Целый месяц шел наш поезд на Восток.
- Почему так долго?

- Так вначале пропускали всюду эшелоны с войсками...

Приехали. Остановились на открытой местности. Нигде ничего. Потом нам объявили: война с Японией.
Перед нами выступил политрук и сказал:"Как там воевали, так и здесь будем воевать".

Как там стирали бинты, гладили их, стерилизовали, делали йодовые палочки. Все, что нужно. Иногда работали под обстрелом. Однажды одна из девушек случайно, по неумению прострелила себе ногу. С тех пор весь медперсонал обучали обращаться с оружием.

А было и комическое. Как-то раз на огромных грузовиках привезли пленных японцев.  Жалкими они нам показались, в странных одеждах. Солдат, бойкий на язык, возьми и пошути: "Выбирайте, девчата, "женихов". Долго потом смеялись.

Мария Ивановна Дорофеева приглашает меня к себе домой.
На стене в кухне - репродукция картины Н.Толкунова "Бессмертие (Брест,1944)".
В комнате есть еще картины.
- Все военные темы,- вслух думаю я.
- А у меня и душа военная. Будь я мужчиной, я бы обязательно служила в армии  - хоть дворником.

Мария Ивановна показывает мне свои медали. Я бережно рассматриваю их:
"За победу над Германией", "За победу над Японией", юбилейные медали, медаль "Ветеран труда". А она вновь повторяет, что ничего особенного не сделала, все участники войны получили такие медали, что и я бы получила, если бы была "там".
Для людей военной поры каждодневный героизм был естественным, привычным (может быть, по сравнению с подвигами на передовой?). Но меня соседство этих двух медалей ("За победу над Германией", "За победу над Японией")поразило.
Потом я возьми в руки атлас и еще раз измерю  взглядом расстояние Европа и Дальний Восток. И не сумею измерить всю огромность военного труда. И никто никогда не сумеет.

Старые снимки. Мария Ивановна показывает мне свои фотографии. Мое внимание приковывают две из них. Одна, пожелтевшая, неправильной конфигурации.
"Кто это?"- спрашиваю я. - "Раненый японец". Рядом медсестры, санитарки, врач.

и вторая фотография, цветная: женщина средних лет сидит на голубом диване, изогнутом буквой "Г". Это подруга юности. В 1941 году они были угнаны в Германию. Но Мария Ивановна с несколькими женщинами удалось потом перейти фронт и вернуться домой. А подруга осталась в Германии. Вышла замуж за чеха и уехала с мужем в Америку. Спустя некоторое время муж уехал на родину, а она осталась одна. Детей не было, может быть, потому, что работала на военном заводе. Эту фотографию Мария Ивановна попросила у родных своей бывшей подруги. Они и рассказали, что в одном из писем их дочь писала:
"Как я завидую Марии, что она жива и на родине. У нее есть дети и родина".

 Да, у Марии Ивановны есть главное. Она вместе с покойным мужем вырастила,
поставила на ноги трех дочерей. Теперь у нее есть и внуки.

Как и в военное время, так и теперь, она берет на свои плечи самую тяжелую, но необходимую работу. Работала в Дагдской больнице, теперь в детсадике.
И хотя уже вступила в пенсионный возраст, продолжает работать, чтобы быть с людьми, оставаться в строю. Активная. Oxoтно выезжает на работу в колхоз.

Кто-то может сказать о ней: неуживчивая. А я скажу: неуспокоенная, говорящая людям правду в глаза, органически не переносящая пьянство - женщина с военной душой.

Я присматриваю во дворе за детьми и вижу, как моя  "военная душа" носит ведра с водой, стирает белье.  Недавно Мария Ивановна отдыхала в санатории.
Она показывала мне книжечку с красным штампом: участникам Великой Отечественной войны лечение бесплатное. Показывала фотографию светлого многоэтажного здания - санатория в Юрмале, где она поправляла здоровье.

А в день Победы, когда жители Дагды собрались на митинг, чтобы почтить память
погибших, на почетном месте - ветераны войны. И среди них по праву была Мария Ивановна Дорофеева.

29 мая 1984 г.


Рецензии
Мария Ивановна Дорофеева - да! На одном фронте санитаркой была, а потом еще оказалась на другом конце земли, на войне с японцами!Это мужественная женщина! Крепкий характер!Да еще трех дочерей вырастила!
Спасибо, Валентина! Очерк подробный, замечательный! Так написано доходчиво и характерно, сразу чувствуется реалистичность образа! Такие люди жили и живут среди нас, пока мы помним! Лучшая память - рассказ о человеке! Написано - как словесный и образный памятник !
Спасибо, дорогая Валя, за активную жизненную позицию и наблюдательность, любовь к людям!

Наталия Евгеньевна Васильева   24.04.2018 23:36     Заявить о нарушении
Это да, такая судьба: "На одном фронте санитаркой была, а потом еще оказалась на другом конце земли, на войне с японцами!"

Валентина Томашевская   25.04.2018 09:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.