Дедушка Исак
И ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ, что только пожелаешь.
Помимо перечисленного, в обязательную программу ещё входило посещение проживающих там многочисленных дальних родственников. И несмотря на то, что мы приезжали почти каждое лето в течение 10-12 лет, всех увидеть так и не удалось: придёшь к кому-то, а его (их) дома нет (телефонов у бабушек не было). Хорошо, что практически все жили в центре, в любом случае было во время прогулки по пути.
Почти все родственники, к которым я попала, жили в таких же, как наши бабушки-дедушки, старинных домах с мраморными лестницами ( без лифта) и высоченными потолками, в центре города, в коммунальных квартирах, с общей огромной кухней, чёрным ходом для кухарок, без телефона и вместо горячей воды с ужасной, зловещей колонкой, пахнущей газом. Для нас, детей, это была настоящая экзотика, мы-то росли в своём городе в новостройках. Помню, мне казалось, что все эти дома неприятно пахнут стариной, что это всё неправильно и не по-настоящему. Только с возрастом понимаешь всю прелесть старинных, фундаментальных зданий с огромными потолками, паркетными красного дерева полами и видом из окна на самую-самую центральную площадь. Ой, сейчас бы туда…
Но один маршрут из этого ряда выбивался. Были такие дальние родственники ( родители и бабушка с дедушкой троюродной сестры моей мамы- тёти Светы, которая сама там сто лет не появлялась), они жили , может, и не так уж далеко от центра, но надо было идти ужасными закоулками, где стояли маленькие полуразвалившиеся домики. Причем ( видимо, от того, что туалеты были на улице) затхлый запах раздавался сразу же, как только мы начинали туда сворачивать. При этом улица гордо носила имя Станиславского. За что, непонятно.
А дальше ещё необычнее - у этих родственников была половина полуразвалившегося деревянного дома, состоящая из двух малюсеньких комнатушек: сразу, как войдёшь, была просто крошечная «кухня» с плитой, стулом и большой металлической кроватью, на которой всегда лежал, укрывшись кучей одеял, маленький, тщедушный, умирающий старичок – дедушка Исак. Не ИсААк ( это что-то величественное, солидное), а в моём понимании именно ИсАк. Вообще-то нам он был прадедушка, но как называли старшие, так и мы. Так что при входе нас встречало это печальное зрелище. Синими, плохо двигающимися губами, дедушка Исак здоровался, задавал какие-то вопросы, после чего мы ( по крайней мере, я – точно), переполненные состраданием, проходили в другую комнатушку, которая вся состояла из длинного стола, уставленного всевозможными кулинарными изысками ( кое-что ещё продолжало вариться-жариться рядом с дедушкой Исаком). Ну и дальше, как обычно: начинались разговоры о родственниках, событиях в мире , тосты, песни и даже анекдоты. Помню, что у меня там никогда не получалось есть, в детстве вообще с аппетитом было плохо ( сейчас бы так), а тут ещё за тоненькой стенкой больной, умирающий человек… И я думала: ну как же можно есть и веселиться как ни в чём не бывало?
Так было в 5,10 и 15 лет. Потом я уже в тот город больше не ездила.
А недавно вспомнила и задумалась: чем же болел дедушка Исак, что столько лет всё лежал.? Онкология? Не получается по времени. Инсульт? Но он разговаривал, руками-ногами шевелил. Спросила у мамы.
И оказалось, что дедушка Исак был абсолютно здоров, просто всегда ложился, когда приходили гости, чтобы им было, где сидеть. Просто потому, что очень мало места в доме было!!! А я-то всё время так по этому поводу переживала!!! И никто не объяснил. Да я и не спрашивала - казалось очевидным. Просто игра воображения. Просто , как всегда, придумала сама. И много-много лет это было одним из самых ярких и грустных воспоминаний детства: лето, жара, смешанный запах готовящейся еды и затхлого помещения, и смертельно больной дедушка Исак на кровати прямо у входа…
Свидетельство о публикации №214011101620
Анатолий Дудник 26.02.2014 17:18 Заявить о нарушении
Дениза Эвет 26.02.2014 17:29 Заявить о нарушении
Анатолий Дудник 26.02.2014 17:40 Заявить о нарушении