Часть 2 Крыс и самооценка
По реке плыл мусор, ветки, закручивались какие-то водовороты. В мозгу у Крыса творилось примерно то же самое. Он задумчиво пощелкал хвостом и побрел в поселок.
Вообще тема психологии возникла неожиданно.
Никаких лишних мыслей у его сородичей не водилось, психология и философия были им чужды, существовал нерушимый порядок, и всё было предсказуемо. Из-за добычи не ссорились, молодняк ходил по струнке. Жили крысы мало, рефлексировать было некогда.
И всё бы хорошо, если бы не дом, под которым жил Крыс. Точнее – люди в этом доме. Молодая пара с Мальчишкой-детсадовцем и Котом. Поселились они несколько месяцев назад. Сначала было тихо. Крысий молодняк забеспокоился из-за Кота, но с этим уладили быстро.
Кота заманили в подвал (приманкой был маленький крысенок, прокативший за мышь), и в суровой тишине продемонстрировали численное преимущество. Кот припал брюхом к полу, полностью деморализованный. Крыс повел его на выход. Перед лазом обернулся к Коту.
– Короче, так. Ты не светишь наши лазейки, мы не оставляем следов. Если что… от тебя даже искать нечего будет. Всё понял?
Кот быстро закивал головой, не отводя круглых глаз от Крыса, который вселял в него ужас.
На том и порешили. При редких встречах на территории дома Кот индифферентно отворачивал голову, а крысы старались поскорее исчезнуть из поля зрения. Кота подставлять не хотелось.
Какой-никакой, а тоже зверь.
Вообще Крыс давно заметил, что зверям всегда договориться легче. Устанавливаются четкие границы. Туда не ходишь ты, сюда не хожу я. Ты охотишься там, я тут. Ну и так далее. Нарушил – получай.
С людьми возникали сложности. Им не объяснишь, что подвал – не их территория. Они покупают дом, и отчего-то решают, что он им принадлежит целиком. Но подвалы с давних пор принадлежали крысам. Или мышам – кто первый займет. Но уж никак не людям. Крысы снисходительно терпели установленные трубы, баки и тому подобное. Даже редкие посещения субъекта в комбинезоне и с фонарем.
Он стучал по трубам, светил в щели, что-то крутил, приговаривая:
- Ну ё-моё… Ну в прошлом году же меняли…
Потом уходил.
Люди в подвале не жили. Поэтому непонятно было – почему они считали его своей территорией. Но против силы не попрешь, приходилось терпеть и не отсвечивать. Кому охота от яда загибаться во цвете лет.
Всё началось в один из выходных. В такие дни семейство, потопав и побегав по комнатам, выезжало за пределы поселка – может, к родственникам (у людей принято жить в разных местах), может ещё куда.
В этот раз тоже был топот. Но к нему добавились ещё и крики. Крыс слышал только обрывки фраз.
…не мужик...хоть бы гвоздь забил...правильно мама говори…
…да дался тебе этот гвоздь...щас бригаду пригоню…они тебе всё гвоздями утыкают…
..вот... всё бригада ... как ещё сына сам умудрился сде…
…а ты поди своего Олежека до сих пор вспомина...
…а тебя это вообще не каса….
Потом что-то грохнуло и крики смолкли.
Спустя полчаса Женщина загрузила Мальчишку в машину, и они уехали. В доме остался один Мужчина.
Крыс пробрался в комнату, залез на каминную полку и уселся в метре от спины Мужчины. Тот сидел, уставившись в монитор, рядом стояла открытая бутылка со знакомой Крысу янтарной жидкостью, и стакан.
Через плечо Крыс видел строчки. Читать научиться не проблема – все звери это умеют делать. Людям знать об этом ни к чему, иначе в лабораториях засушат.
«Психология, чувство собственной ценности, личная гравитация, самооценка»…
Мужчина внимательно вчитывался, что-то обиженно бурчал, отхлебывал из стакана.
Крыс был заинтригован. Мужчина был явно не в себе, хотя причин тому не было. Дом, потомство, корм – всё было. Городить огород ради какой-то самооцен… И тут Крыс увидел стоимость тренинга по этой самой самооценке.
В ценах Крыс тоже неплохо разбирался, как говорится – не первый год в людях.
Он подумал – раз такие бабки платят, оно того стоит.
Вернулся в тот раз он в подвал крепко задумчивый. Долго ворочался на своей картонке. Чужие пухлые человеческие мысли назойливо лезли в голову.
- А у меня есть чувство собственной ценности? А самооценка у меня – высокая или низкая? Я вообще что-то из себя представляю? Меня уважают? Ну вроде да. А я себя? Ну меня уважают, потому что у нас так положено. Старшие, младшие… А если бы я был младше? Просто Крыс? Уважали бы? А за что?
Тьфу ты…
Со следующего дня Крыс стал наведываться на каминную полку. Через плечо ему было хорошо видно всё. С тренингами пока не двигалось, мир в семье был временно восстановлен, и Мужчина просто читал статьи по теме. Крыс тоже. Выяснилось, что самооценку можно поднять и самому. Например – поступками. Конечно, для зверей многие советы не подходили, да и не нужны были, у них таких проблем вообще не было. Это вот Крыс был на свою беду продвинутый и любопытный. Но один способ заинтересовал.
В общем, надо было сделать что-то такое, за что начинаешь очень себя уважать.
Что-то, чего боишься, но делаешь. А потом уважаешь.
В принципе, всё было ясно. Осталось только найти – чего Крыс боялся и что надо сделать.
Возвращаясь в пасмурном настроении в поселок после прогулки у речки, Крыс заметил Человека, и привычно вильнул за выступ стены. И тут его осенило – чем поднять себе самооценку.
***
Крыс боялся людей. Значит, надо было сделать что-то поперек этого страха.
Когда выходили всей толпой в поселок погонять жителей, там было другое. Люди разбегались от брезгливого ужаса, да и то ненадолго. Через пару дней приезжали дезинфекторы, вот и весь бунт. Когда бегаешь с сотнями таких же крыс, не страшно, а весело.
Значит, надо к людям выходить в одиночку.
Ох, и зауважаю я себя после этого! - подумал Крыс. Если жив останусь…
Когда в подвале все более-менее утихомирились, Крыс поднялся на верхнюю ступеньку перед выходом и обвел взглядом серых собратьев.
Кто-то жевал остаток кабеля, кто-то уже спал, Молодой с упоением слизывал клей с этикетки, крысята играли в догонялки и весело пищали.
А ты куда это собрался? – спросил Старый.
- Самооценку поднимать.
Все насторожились.
- Чего?..
- Ну… гравитацию свою надо усилить. Чувство собственной ценности.
- А…. Это как?..
- Ну… надо сделать что-то, за что уважать себя будешь. Выйду один к дому и чтобы люди увидели. А я не испугаюсь. И уважать себя стану.
Молодой перестал лизать этикетку и хмыкнул.
– Да придавят же…
Крыс холодно посмотрел на него, и Молодой осекся.
А если людей на нас наведешь? – нахмурился Старый.
- Не, не наведу. Зуб даю. Короче, я пошел.
Вслед ему уставились десятки глаз-бусинок. И если бы крысы умели крутить пальцем у виска, они бы это сейчас сделали.
Крыс оказался на дорожке. Справа фонтанчик, слева скамейка. Прямо – вход в дом.
Что я делаю? – вдруг подумал Крыс. Но отступать было поздно. Из дома вышел Мальчишка с игрушечным грузовиком.
Протопав несколько шагов, он замер. Перед ним на дорожке сидела крыса. Настоящая, живая. Как в мультике, только не такая симпатичная. В мультиках крысы улыбались и пели песни. Эта крыса сидела и просто смотрела. Мальчишка почувствовал страх и скривил рот.
Он мог швырнуть грузовик в сидящую прямо перед ним крысу. Вместо этого он развернулся и с ревом побежал обратно, размазывая слезы.
Крыс приободрился. Но это было только начало. Эка невидаль – детеныша напугать.
Из дома выскочила Женщина. Несколько секунд она смотрела на здоровенную неподвижную зверюгу, не веря своим глазам.
Потом открыла рот, и Крыса чуть не снесло звуковой волной.
- Виииитяяяааа!!!...
И тут появился Мужчина. Крыс ощетинился. Женщина с Мальчишкой спрятались в доме. Наступила полная тишина.
Мужчина мог запросто пнуть Крыса ногой в тяжелом ботинке, и вопрос с самооценкой был бы закрыт раз и навсегда. Но он стоял в растерянности и не знал, что делать. Если бы эта чертова крыса хотя бы сдвинулась с места, испугалась, побежала…
Но Крыс не шевелился. Вдруг он увидел в глазах Мужчины страх – тот самый, что минуту назад видел в глазах его сына. И вспомнил крики и бутылку с янтарной жидкостью. Смерив мужчину взглядом (мерить пришлось долго), Крыс с удовольствием подумал - неудачник…
- Я неудачник… мелькнуло у мужчины в голове. С детства боюсь крыс, боялся одноклассников и начальства, теперь боюсь жену.
Этого не могло быть на самом деле, но в глазках этой твари он вдруг отчетливо увидел презрение.
Крыс понял, что победил. И тогда он приподнялся на всех лапах и цокнул громко – как однажды научил его Старый. Звук был таким резким и неожиданным, что у Мужчины сдали нервы. Он развернулся и побежал в дом, проклиная свой детский страх и взрослую трусость.
***
- Ну что? Ну как? Поднял самооценку? - посыпались вопросы.
Ага.. Поднял… чуть не надорвался... Крыс хихикнул, все облегченно завозились, и тут до него дошло, что всё закончилось, что он живой, что целых три человека ничего не сделали, а просто убежали.
Он почувствовал, что собственная гравитация усилилась настолько, что лапы ослабели и подогнулись.
Подошел Старый и тихо сказал – Ты б не радовался. Думаешь, шугнул пару человек, и всё? На этом и закончилось? Смелость, она знаешь – до дезинфекции довести может. Посмотрим, что дальше будет. Понаедут… А то и мужик тот лопатой тебя пристукнет.
Крыс, обессилевший от впечатлений, повалился на картонку и уснул.
Проснулся он от того, что кто-то толкал его в бок.
Рядом сидел Молодой и смотрел на него со смешанным выражением страха и почтения. Он уже отошел от клея, но вид ещё имел взъерошенный.
- Слышь… Эти, которые наверху… Вещи пакуют. Съезжают…
Свидетельство о публикации №214011101914