Воспитать ученика, что факел зажечь...

Борис Федорович Закс родился в апреле 1910 года на западе Российской империи в древнем местечке Лельчицы. Лельчицы расположены на левом берегу реки Уборть (приток Припяти). Первое упоминание названия Лельчицы в письменных источниках относится к 1569 г. С этого времени оно известно как местечко Лельчицы Мозырского уезда Минского воеводства Великого Княжества Литовского. В округе протекают 24 речки, общей протяженностью 494 километра. Много болот и заболоченных участков, озер и водохранилищ, особенно в пойме реки Уборть. Встречаются небольшие песчаные возвышенности и дюны.

Детские годы и юность Бориса пришлось на беспокойные годы. Во время революционных событий 1917 г. дом последнего Лельчицкого управляющего помещика пана Бакановского стал противостоянию двух классов – буржуазии и крестьянства. Группа вооруженных крестьян под началом с Романа Лиина и Василия Ляховца завязали бой с охраной. Власть переходит в руки рабочих и крестьян. В 1917 г. началась немецкая интервенция кайзеровской Германии. Почти год с февраля 1918 по январь 1919 гг. длиласчь оккупация м. Лельчицы немецкими войсками. В марте 1920 г. м. Лельчицы снова было захвачено – теперь войсками буржуазной Польши. 14 июля 1920 г. в Лельчицах создан Лельчицкий волостной военно-революционный комитет. В конце июля 1920 г. территория Лельчицкого района была освобождена от белопольских интервентов. В период с ноября 1920 г. до середины 1921 г. Лельчицкая волость подвергалась нападению со стороны банд Булак-Балаховича и Сноватского. Только в середине 1921 г. наступила долгожданная мирная жизнь.

В 1927 г. Борис окончил Лельчицкую среднюю школу и переехал в Москву. Работал ящичником, распиловщиком, мастером цеха на деревообделочной фабрике «Нагария». Имя фабрики - «наhар» на иврите означает «река» - напоминало о земле Нагария, расположенной в равнинной местности на севере средиземноморского побережья современного Израиля.

Затем он работал  слесарем завода «Красный металлист» (1930 – 1931). Завод «Красный Металлист», который был заводом-производителем автокранов. Автокраны - это техника, которая позволяла решать целый ряд задач связанных со строительными и ремонтными работами, погрузочно-разгрузочными работами. В нашей стране эта техника начала производиться  в 1934 г. АТП-1, именно так назывался первый автокран, собранный в Советском Союзе. АТП-1 выпускали количеством 140 штук в год. В 1941 г.  завод «Красный металлист» эвакуировали в Полевской, а в 1961 г. произошло объединение заводов «Красный металлист» и завода оцинкованной посуды в Полевской машиностроительный завод

Одновременно Борис учился на курсах по подготовке рабочих в аспирантуру Академии искусствоведения. После 21 января 1925 г., когда Совнарком РСФСР утвердил новое «Положение о научных работниках вузов», а также «Инструкцию о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских институтах и вузах по прикладным, точным и естественным наукам», лица, подготавливаемые к научно-педагогической деятельности, впервые официально стали называться аспирантами. Аспирантура становилась основной формой подготовки научных работников.

В августе 1931 Б.Ф. Закс сдал испытания за курс литфака пединститута и был принят в аспирантуру при кафедре еврейской литературы Московского педагогического института им. А. С. Бубнова (1931–1934). Сдал испытания по кандидатскому минимуму, но не защитил диссертацию «Перетц в 1890-е годы».

Одновременно с учебой в аспирантуре работал ассистентом по теории литературы (у доцента А. М. Гурштейна) и по истории западноевропейской литературы (у профессора И. М. Нусинова). После окончания аспирантуры был оставлен при институте, где в 1932 – 1934 гг. работал  ассистентом и заведующим массовым сектором дирекции института, заведовал кабинетом литературы.

Но в 1934 г. был исключен из рядов ВЛКСМ за «сокрытие социального происхождения» и был «направлен» на работу на Дальний Восток.

…Еще 28 марта 1928 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление «О закреплении за КОМЗЕТом для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края». Эта странная аббревиатура обозначала Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся. Президиум ЦИК СССР на своем заседании 29 августа 1924 г. КомЗЕТ возглавил П.Г. Смидович, Решение о необходимости переселения еврейских семей КомЗЕТом объяснялось следующим: «По социальному составу насчитывается евреев членов профсоюзов, включая и безработных, триста тысяч ...а вместе с членами семей 850.000 чел. и около 130.000 душ земледельцев. Остальная часть в 1.750.000 чел. падает на кустарей, мелких торговцев и лиц без определенных занятий... Совершенно ясно, что такая экономическая структура еврейского населения совершенно неприспособленна к Советскому строю, с его курсом на госторговлю, кооперацию и концентрацию промышленности и что если не будет принято экстренных мер по переводу еврейского населения на производственный труд, то значительная часть его будет поставлена перед перспективой вымирания и вырождения».

КомЗЕТ решил ориентировать свою деятельность на переселение 500 - 600 тыс. человек. В соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 26 июля 1928 г. Биробиджан являлся основной базой еврейского переселения (наряду с Крымской АССР). 20 августа 1930 ЦИК РСФСР принял постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биро-Биджанского национального района».

В мае 1926 г. определен перспективный план переселения евреев по СССР на 10 лет - 100.000 семей. На Дальнем Востоке Б.Ф. Закс прожил два года (1935 – 1936), работал преподавателем русской литературы в Биробиджанском педагогическом техникуме, переводчиком облисполкома Еврейской автономной области и Биробиджанского горсовета Постановлением ВЦИКа от 7 мая 1934 г. Еврейский национальный район получил статус Еврейской автономной области.
По возвращении в Москву Борис Федорович работал учителем в школах для взрослых Октябрьского района, заведующим учебной частью учебного комбината фабрики «Деревянные шкивы» (1937-1938), учителем школы № 214 г. Москвы. С началом Великой Отечественной войны был эвакуирован на Урал, где работал учителем в школе № 4 города Режа.

В 1942 г. на четвертом десятке лет был призван на нестроевую службу в РККА, служил в стройбате в Верхней Пышме. Был мобилизован на строительство Уралхиммашстроя, где до 1945 гг. работал комендантом. За ударный труд в тылу Б. Ф. Закс в 1945 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

С 6 октября 1945 г. Борис Федорович работает старшим преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы УрГУ, где читал нормативный курс зарубежной литературы. 

Область научных интересов Бориса Федоровича – творчество Л. Фейхтвангера, он работал над диссертацией «Исторические романы Л. Фейхтвангера». Изучение литературного наследия Фейхтвангера в разное время велось с различной степенью интенсивности, хотя актуальность поднятых им проблем подчеркивалась критиками постоянно, как при жизни писателя, так и  спустя десятилетия после его смерти. Замалчивалось влияния иудаистской культурно-исторической традиции на мировоззрение Фейхтвангера. А оно становится  понятным и объяснимым в свете того, что  выбор  критиком критериев оценки того или иного явления  в творчестве  напрямую связан с  идеологическими установками самого критика. «Совковые» литературные критики не могли себе позволить это.

В России же до сих пор основными источниками информации о творчестве Фейхтвангера, представленными  на русском языке, остаются книга Н. Н. Рачинской (1965), биобиблиографический указатель З. В. Житомирской, лекции А. Л. Спектор (1968), а также  предисловие  Б. Сучкова (1964) к 12-томному собранию сочинений писателя. В свете сказанного становится очевидной актуальность постановки вопроса  о роли, месте, значении иудаистской историко-культурной традиции в системе философско-эстетических воззрений Фейхтвангера и  её отражение в романном творчестве писателя.

В 1947 году приказом ректора Борис Федорович  был утвержден членом редакционной коллегии студенческого альманаха «Наше творчество». Еще в октябре 1945 года состоялось первое заседание «Литературного четверга» под руководством Л. А. Гладковской, а затем стал работать творческий кружок по инициативе вернувшегося с военной службы К. В. Боголюбова. Обсуждались стихи В. Шустова, Л. Румянцева, проза Н. Толмачевой, В. Очеретина, И. Гершенбаума. Впоследствии из большинства участников кружка выросли писатели и поэты, сотрудники журналов. В марте 1947 года вышел рукописный альманах литературно-творческого кружка «Наше творчество». В него вошли рассказы Льва Румянцева, Иосифа Гершенбаума, Вадима Очеретина, стихи Владимира Шустова, Анатолия Вяткина, Глеба Пиньжакова, рецензия Георгия Краснова. 20 июня 1947 в газете «Комсомольская правда» был опубликован материал собственного корреспондента по Уралу Михаила Меньщикова «Идейное убожество», критиковавшее не согласованную с партийными органами «самодеятельность» студентов.

- Публикация в «Комсомолке», - рассказывает директор музея Уральского университета Валерия Мазур, - дала повод для репрессий на факультете журналистки  УрГУ, ее рассмотрело бюро Свердловского горкома ВЛКСМ, партком университета.

Причиной изгнания Борис Федорович Закса из университета послужило модное в послевоенные годы обвинение в комополитизме. Он был уволен как «не имеющий ученой степени». Правда, Министерство высшего образования разрешало  в 1950 г. допустить его в виде исключения к научно-педагогического работе.

Но он остался в памяти учеников.

- Мы любили Б. Ф. Закса, педагогический талант которого был отмечен присвоением ему звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», - вспоминал его ученик, профессор Валентин Андреевичи Шандра, сам около тридцати лет возглавлявший кафедру теории печати УрГУ. - Он обладал биологическим чувством времени. Заходя в аудитрию строгим взглядом, иногда повышенным тоном сразу же добивался полной тишины. Это было непременным условием  его рабочего состояния и самовыражения. Заканчивал лекцию всегда итоговыми словами, после которых сразу же раздавался звонок. И так каждый раз.

Среди учеников Бориса Федоровича Закса - известные уральские писатели Вадим Очеретин, Иосиф Гершенбаум (Герасимов), крупные ученые – член-корреспондент Академии художеств СССР  Борис Павловский, доктор экономических наук Вячеслав Олигин-Нестеров, старший научный сотрудник Института истории АН СССР  Ариадна Бажова-Гайдар, заведующий кафедрой в театральном училище им. Щукина Анатолий Панфилов, проректор Литературного института им. А. М. Горького Александр Галанов, корреспондент «Правды» Вера Ткаченко, редактор «Тагильского рабочего» и «Вечернего Свердловска» Александр Ермаков, многие ветераны-журналисты.

За годы работы Б. Ф. Закса в университете в 1945 – 1950 гг. факультет журналистики окончило 234 человека. Все они слышали Бориса Федоровича...


Рецензии