Иллюстратор в музыкальной школе

НА СНИМКЕ: Вера Августовна Лотар-Шевченко за роялем


Она прожила в Нижнем Тагиле пять лет – с 1950 по 1955.
Мы знаем, что Мария Николаевна Машкова, директор музыкальной школы №1, приняла её на работу иллюстратором, на полставки.

По этому поводу Э.Ю. Фискинд пишет:

"Без друзей и знакомых, без гроша в кармане тяжко человеку. Особенно женщине, да еще плохо говорящей по-русски особенно с лагерным документом. Мария Николаевна устроила Лотар-Шевченко на полставки в музыкальную школу. Не педагогом (куда там!), а иллюстратором. Вот, мол, дорогие дети, если будете хорошо учиться, достигнете такого же мастерства.

В те годы ставка преподавателя в музыкальной школе была мизерная, а полставки - только на хлеб и тарелочку супа".

Здесь, видимо, следует дать небольшие пояснения.

Сначала о русском языке. Вера Августовна после лагерей говорила на ломаном русском языке, но понять ее можно было легко. Сама она понимала всё, что говорят.

Теперь о работе иллюстратором. Эта работа заключалась в следующем: преподаватель рассказывал о композиторе и его произведениях, а Вера Августовна эти произведения играла.

Эта работа ей нравилась. Она любила играть для других. Причём неважно, сколько человек её слушало. И кем были эти слушатели: взрослыми или детьми.

Она как-то сказала Наталье Богдановне Кругловой, которая пыталась «подготовить Веру Августовну к возможному присутствию на концерте детей:
- Я детей не боюсь! Я люблю перед ними играть. В физико-математической школе играла 1 отделение только Баха. Как слушали!

Нинель Семёновна Пляцковская:
"М. Н. Машкова была первым человеком в Тагиле, кто пригрел и приютил Веру Августовну. Она получила в музыкальной школе работу иллюстратора. Играла детям любую классику, о которой в ходе урока говорил педагог".

Упоминает о её работе иллюстратором и Татьяна Константиновна Гуськова:

"...Самым любимым ее занятием были уроки музыкальной литературы в музыкальной школе №1, где она играла произведения композиторов, о которых рассказывал детям преподаватель. Для учеников это было настоящим праздником музыки, запомнившимся на всю жизнь".

К сожалению, Татьяна Константиновна не приводит имени ни одного из её учеников, в частности, тех, для кого её игра была "праздником музыки, запомнившимся на всю жизнь. Но, может быть, кто-нибудь из них ещё напишет об этом?...

В журнале Тагильский краевед №17 за 2004 год мне удалось разыскать ещё одно упоминание о Вере Августовне Лотар-Шевченко. Статья Л.Горновой посвящена памяти Марии Николаевны Машковой (1897-1970).
В статье рассказывается, что она дала огромный толчок развитию культурной жизни города.

«На протяжении 30 лет она была в центре музыкальной жизни Нижнего Тагила, когда в 1936 году стала директором первой и единственной в то время музыкальной школы.

Школа находилась на улице Первомайской, в небольшом уютном особнячке с пятью классами, канцелярией, где работала Мария Николаевна, и там же находился и бухгалтер, да еще стоял старый книжный шкаф, в котором умещалась вся нотная библиотека.
< … >
В начале 50-х годов детская музыкальная школа № 1 получила новое помещение в трехэтажном жилом доме по улице К. Маркса, 73, где было уже 10 классов».

Я выписал из журнала ещё несколько строк. Во-первых, фамилии преподавателей музыкальной школы №1, некоторые из которых могли работать в школе в тот период, когда там работала и Вера Августовна Лотар-Шевченко. И, во-вторых, упоминание об эпизоде прихода В.А. Лотар-Шевченко в музыкальную школу. Как там говорится, она искала «музыкальный дом».

«Мария Николаевна собрала в школе замечательный педагогический коллектив: Трубина М.А., Каценталь А.Е., Боброва К.Ф., Скакунова Н.И., Гурович М.М., Коган М.С., Сергеев А.К., Мараев А.А., Бухаров В.Ф.

О ее отношении к людям говорит появление в городе известной пианистки В.А.Лотар-Шевченко. В 1949 году стали освобождаться люди из ГУЛАГа, - так в школе появилась Вера Августовна. Опухшая, голодная, кое-как одетая, плохо владеющая русским языком, она искала в Тагиле «музыкальный дом». Мария Николаевна приютила ее, обогрела, нашла работу».

О её работе иллюстратором больше никаких сведений нет. Воспоминаний пока никто не оставил, - ни педагоги, с которыми она вместе работала, ни дети, которые слушали её игру.

Неизвестна также продолжительность её работы в музыкальной школе №1.

Где она поселилась и жила в это время неизвестно. Воспоминания, которые я привёл сообщают только, что Мария Николаевна Машкова не только взяла её на работу, но и приютила. Значение этого акта трудно переоценить. Приютить зэчку, только что освободившуюся из лагеря, - поступок, который бы совершил далеко не каждый. Тем более еще при жизни Сталина в 1950 году.

На половину зарплаты иллюстратора прожить было невозможно. А ведь у неё не было ни одежды, ни обуви, - она пришла п лагерном обмундировании: ватник, юбка из мешковины, на ногах - стоптанные валенки, на голове – косынка.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/01/12/311


Рецензии
Сколько же вытерпела эта бедная и талантливая женщина!

Мила Григ   20.12.2015 10:42     Заявить о нарушении
Она всё вынесла, восстановила форму и концертировала. Её исполнение было необычным и проникало в тебя до боли и потрясения. А в быту была беспомощна.

Михаил Самуилович Качан   21.12.2015 10:14   Заявить о нарушении