Часть 2, Гл5. Тяжело в учении легко в полете

    Ознакомление своих учителей с «прелестями» камерунской кухни, конечно, стало лишь малым эпизодом в процессе регулярного общения Джо с украинскими пилотами.
     - «Шаг-газ» - двигатель вертолета уходит на малый газ, понял, чурка бестолковая? Смотри, как надо действовать…
    Крайние два слова «про чурку» произносились командиром вертолета на русском языке, когда он уставал объяснять Джо все премудрости пилотирования машины на английском, а тот не мог быстро «въехать» в процесс. Понимая на родном языке все пошаговые элементы управления бортом, негритенок так же схватывал своим музыкальным слухом незнакомые прежде русские фразы. Уточняя, конечно, содержание некоторых непонятных терминов.
        - А что такое «чурка бестолковая»? – словно маленький ребенок своими «почему» Джо упорно доставал пилотов.
        - Н-у-у-у, это, типа «классный пацан». Человек, который научился филигранно управлять вертолетом в любых погодных условиях и на любом рельефе местности, - вывернулся бортинженер.
      - А сколько лет ты сам летаешь на Ми-8? – продолжал допрашивать негритенок инженера.
     - Пятнадцать лет. Более  пяти тысяч  часов налета точно есть.
     - О, так значит, ты уже давно профессионал и «чурка бестолковая»?
    КВС   со вторым пилотом жизнеутверждающе заржали, слушая диалог негра и своего коллеги. Бортинженер в свою очередь покраснел, но скромно промолчал.  Желание продолжить давать черному студенту «курс обучения русскому языку» у него полностью пропало.
    Впрочем, украинцы с удовольствием наблюдали за реакцией Джо, когда тот все же сел в кресло второго пилота. Его неописуемый восторг сложно передать словами, надо самому видеть. Фанат неба, влюбленный в него давно, пусть даже «заочно».
    - Вот, смотри, так делают «снижение борта на режиме самовращения несущего винта».  А вот так осуществляют снижение вертикально со скольжением в сторону.
       Командир борта служил в свое время несколько лет в Афганистане (отбарабанив там три командировки по году),  и ему доставляло удовольствие вновь продемонстрировать немного подзабытые в мирных условиях техники боевого пилотажа.
       - Чем же один способ захода на посадку отличается от другого? И в каких случаях их можно и нужно использовать? – закидывал Джо «элементарными» вопросами своих учителей.
     - Снижение вертикально со скольжением в сторону может тебе пригодится, если ты хочешь избежать обстрела машины с земли, - терпеливо разъяснял премудрости пилотирования КВС. – Раньше такое упражнение называлось «противозенитный маневр».
   В глазах негритенка вспыхивал неподдельный огонек радости.
    - Так я попробую, хорошо?
    Черный «обезьян» был готов вообще, ночевать в вертушке, буквально слиться с ней экстазе, не покидая машину даже на ночлег.
     - Командир, а ведь нам скоро на форму (техническое обслуживание борта в условиях стационарной базы по определенному сроку и часам налета - автор). Может быть, возьмем Джо с собой на Украину? Пусть прокатится – проветрится.
    Это бортинженер напомнил друзьям о своем существовании. Актуальные вопросы африканского бытия. Нельзя их просто так игнорировать.
Продолжение следует. http://www.proza.ru/2014/01/13/628
На фото: Тоже украинский борт в Северном Судане. Снят на фоне своего неудачного собрата, потерпевшего аварию.


Рецензии
-- Молодец Джо, любознательный)))

Анатолий Шинкин-2   10.04.2014 20:04     Заявить о нарушении
Мой герой счастливое исключение из огромной толпы его ленивых и бестолковых земляков. К счастью, бывают и такие, как Джо. Иначе в Африке белому человеку пришлось бы совсем туго.

Маркус Норман   10.04.2014 22:09   Заявить о нарушении