Враг. Окончание. Главы 14-16

Глава 14.

В один из дней Горман лежал на земле, а Крэг подошёл и спросил:
-Можно задать вопрос?
-Не только можно, но и нужно.
-Я хотел бы выяснить одну деталь.
-Выясняй.
-Хотелось бы спросить, кто же, всё-таки, во всём виноват?
-В чём виноват?
-Во всём. В войне, например.
-А, ты про это.
-Оно самое.
-Джей Майлз был типичным хабрианцем. У вас нет благородства. Вы думаете, что благородство заключается во внешних манерах? – Это заблуждение. Я знал одного коннера с Вилсекса, который часто ругался, ел, чавкая, ходил в развалку, во время еды у него куски падали изо рта. Но во время беседы я убедился, что это благородный гражданин галактики, потому что у него есть принципы. Он никогда не перейдёт за запретную черту. И таких у нас большинство. А чему  учат вас – я не знаю. И хотелось бы послушать тебя на эту тему.
-Я бы хотел сначала уточнить, кто виноват в этой войне.
-В войне-то?
-Да. В ней.
-Сейчас подумаю. Так.
-Ну и кто же?
-Кто виноват, говоришь?
-Да.
-Вы виноваты. Хабриане.
-Это понятно. Но ты говорил, что во всех военных конфликтах виноваты не политики, а простые рядовые граждане, которые поступают неблагородно.
-Я такого не говорил.
-Тогда кто?
-Ну…Кто-то виноват. А это важно?
-Кто во всём виноват – это главное.
-Я так не считаю.
-Ты же думаешь, что Джей вместе с шефом развязали войну, а остальные тут ни при чём?
-Нет конечно. Ты же не думаешь, что я такой идиот, чтобы утверждать нечто подобное?
-Вот я и хотел бы узнать, кто более всего виновен во всём.
-А-а-а, вот ты о чём. Это надо историкам копаться в подробностях. Наше дело не философия, а война.
-Но более-то виноваты политики?
-Конечно.
-Это-то я и хотел услышать от тебя. Если виноваты политики, значит, их и надо призвать к благородству?
-Пустое занятие. Политика – дело гнилое. Я думаю, что эти люди даже отдалённо не представляют, что значит «жить по принципам».
-И ваши политики тоже гнилые?
-Разумеется. Но, чтобы не было войны, мы должны вести себя на таком уровне, чтобы война никогда не началась.
-И ты думаешь, поможет?
-Поможет.
-И ты думаешь, что Майлз, который всего-навсего хотел поймать шпиона, и ничего не знал про бомбу, более виновен, чем шеф, который его и подставил, зная, к чему может это всё привести?
-Виновен.
-Майлза подставили. У тебя самый виновный – это стрелочник. Чем же шеф лучше его, он же всё спланировал и делал осознанно?
-Майлз пронёс бомбу.
-Он не знал, что там бомба.
-Но он знал, что на чужую территорию проникать нельзя.
-И ты думаешь, что шеф не сделал бы то же самое, будь он на месте Майлза?
-Может, и сделал бы.
-Ты думаешь, другие люди лучше Майлза? Ты обвиняешь его во грехах, но на его месте мог оказаться любой. Чем он хуже других?
-Майлз не хуже других. Но именно он начал войну. Наши агенты тоже совершали много нелепого, вплоть до убийства этого Гэйтона. Но ты не равняй это с масштабами мировой войны. Пусть кто-то убил человека, или двух. Это не идёт в сравнение с поступком Майлза. Есть такая теория, что всё равно кто и когда начнёт войну, потому что она неизбежна. Если бы я даже верил в эту теорию, то Майлз всё равно был бы виновен. То, что он сделал – мерзко и подло. Точно так же поступили бы и миллиарды других хабриан. И, наверное, найдётся и полмиллиона валвергов того же свойства. Но у нас таких меньше.
-Не знаю, чем тебе возразить. Но я полностью уверен в своей правоте. Тут надо подумать, а потом мы ещё вернёмся к этой теме.
-Помнишь легенду про Адама и Еву?
-Есть такое.
-Там всё наглядно показано. Адам съел яблоко по совету Евы, а своей головой не подумал. Тебе это ничего не напоминает?
-Ева – это не командир. Скорее, она – аври, тогда как Адам – это коннер, который по дожности её старше, и её советы изначально бредовы.
-Не играет никакой роли, кто по должности. Просто надо думать своей головой. Всё просто, как видишь.
-Зачем тогда существуют военные звания? Компьютер выбирает более умных, чтобы они управляли менее умными. Для того и есть разные звания.
-Это всё в целом. Бывает, что ситуация трудная, и обдумывать приказ долго. А бывает, что от тебя требуют взорвать планету с мирными жителями.
-Неудачный пример. Майлз проник на территорию. Ваш Дакат тоже провоцировал войну. И таких много примеров.
-Буферная зона – это одно. Пусть бы они перестреляли друг друга. От этого война не начинается.
-От ловли шпионов тоже бы не было войны. Это случайность.
-Можешь оставаться при своём мнении. Но когда-нибудь ты и сам попадёшь в ситуацию, подобную той. Слепо выполнишь приказ, а потом будешь всю жизнь каяться. Вспомни, как американский солдат сбросил бомбу на Хиросиму. Он что делал? – тупо выполнял приказ. Голова-то ведь для чего-то прикреплена к туловищу.


Глава 15.
Планета Вирвекс. Во время Чётвёртой мировой войны в результате кровопролитных боёв на планете Вирвекс остались в живых два врага – хабрианин Крэг и валверг Горман. Несмотря на то, что они враги, они мирно беседуют друг с другом, оспаривая вопрос о том, кто виноват в начале войны. Крэг, хабрианец, считает, что виноваты валверги, Гоман, валверг, считает, что виноваты хабрианцы. Жители обоих империй являются потомками землян, а галактика во всех мирах именуется своим изначальным названием «Сундана», что переводится как «три ндэна», которые были самыми первыми обитателями галактики. Никто больше не называет её «Млечным путём».
Крэг: - По-моему, ты неверно рассматриваешь причину этой войны. Всё началось гораздо раньше, в посёлке Аримбура. Помнишь Аримбурский инцидент?
Горман: - Это обычное происшествие. Война здесь вообще ни при чём.
-А тебе знакомо такое имя, как Хопка Дакат?
-Наш человек. Агент ДВР. Смешная история. По ней сняты фильмы.
-Если бы он не убил Гэйтона Кшембурского, не было бы войны.
-Её и так не было. Почти сорок лет.
-Да, но сколько ненависти вызвало это происшествие. В самой Кшембурии был траур, весь город был увешан чёрными флагами. Тудака, человек-бамбук, произнёс траурную речь. Хронику надо смотреть внимательно. Смерть Гэйтона – это детонатор войны.
-Из-за какой-то бабы.
-Это не доказано. Возможно, что Бринда здесь ни при чём. А, если и к месту, то всё равно, он бы не убил Гэйтона, если бы не было столько злобы и ненависти.
-Какая связь между этим Гэйтоном, убитым за сорок лет до войны, и войной? Ты в своём уме?
-В своём. Ты мне всё ездил по ушам про какое-то «благородство». Это всё полный бред. Причиной всех войн является ненависть. Именно в вашей империи всегда было больше ненависти. Каждая война начинается от вас. Вы всегда провоцируете конфликт. Была бы другая империя, менее злобная, войны были бы редки, или их вовсе бы не было.
-При чём тут ненависть? Что ты несёшь?
-Агенты DVR – это часть вашей системы, система прогнила. Гниль соприкасается с более здоровым организмом, то есть, с нами, хабрианцами, и мы в какой-то мере тоже заражаемся той же ненавистью. В итоге мы должны защищаться.
-Что ты мне голову морочишь. Убили этого Гэйтона, убили сто человек, вы - нас, мы – вас, но это не повод для войны.
-Ты обобщаешь. Надо смотреть не на внешнее, а на суть вопроса. Представь себе ночной клуб. Ещё только вечер, не ночь. Зал наполнен людьми в серой форме с жёлтыми полосами и людьми в чёрном. Все развлекаются, всем хорошо. Затем появляется этот Хопка Дакат вместе со своим корешем Тилом Баргуччи и у всех на виду стреляет в Гэйтона Кшембурского.
-Сто раз смотрел этот фильм. Ничего интересного.
-Не так смотрел. Когда бы ты сам был в этом зале… Тебе этого не понять. Вся империя встаёт на уши, каждый хабрианец чувствует себя оскорблённым. Это – плевок в самое сердце империи. Империя наполнилась ненавистью к вам, это – как-бы рефлекс, защитная реакция. Затем, через 39 лет, шеф СП-службы посылает Майлза с бомбой в шахту валвергов. Месть вполне адекватная. На том надо было и остановиться. Но вы начали агрессию. Хотя, надо признать, отправной точкой войны как раз и послужила бомба Майлза.
-Вот именно.
-Но это не причина войны. Помнится, что первая мировая тоже началась с выстрела в Югославии. Вроде, мелочь, но одна искра приводит к пожару. Надо, чтобы этой искры не было.
-Могли бы просто погасить искру. Примерно как наступают ногой на бикфордов шнур – и он гаснет.
-Вы будете постоянно провоцировать войну, убивать наших агентов, а мы должны ничего не делать?
-Надо было ответить тем же. Если, конечно, вы такие злобные, что не можете простить даже одну оплошность с нашей стороны.
-Мы 39 лет ничего не делали. Можно было перестрелять всех в этой буферной зоне, но мы выбрали мир.
-Вы просто копили яд.
-Империя не могла проглотить обиду. Шеф всё рассчитал. Вы убили человека, а он всего лишь хотел взорвать пустую шахту, в которой не было ни одного человека. Он был уверен, что вы не начнёте войну. Это бессмысленно. Но вы удивили всех, показав вашу истинную гнилую сущность.
-Мы не планировали войну. Взрыв шахты был отвлекающим маневром. Мы гарантировали вашему предателю безопасность. Подробности ты и сам знаешь. Интересно, как бы ты поступил на месте вашего шефа?
-Точно так же.
-Хочешь сказать, ты бы тоже взорвал шахту?
-Никто не знал, чем это всё обернётся. И только вы могли исправить ситуацию. Хотя бы расстреляли Даката. Отношения стали бы лучше. Что там жизнь одного человека? Дакат виновен, он должен быть убит. У вас на это было 39 лет. А, если бы вы отдали его нам – было бы ещё лучше. Но вы увезли его на Эгденкор. Герой, ничего не скажешь. Вы не могли не видеть, как трясёт империю, какой общественный резонанс вызвало это событие.
-Вас трясёт от вашей же ненависти. Не будь ненависти, не будет и тряски. Но дело не в ненависти. Эмоции не должны преобладать над разумом. У нас этому учат всех и каждого, с самого детства. Вас не научили, вы не виноваты. Но, чтобы мы, лучшие, выжили, необходимо отправить вас на свалку истории. Печально, но необходимо. Жаль, очень жаль. Место только для одной империи.
-Вижу, что договориться не получится. Вы – упёртые, зацикленные на своих принципах и маниакальной тяге к разрушению. Но ведь можно же ещё было спасти положение!
-Теперь уже спасти положение невозможно. – спокойно произнёс Горман.


Глава 16.
В один из дней снова позвонил криор Гримлих:
-Крэг, ты там живой?
-Да, и танк отремонтировали.
-Значит, слушай так: на орбите Вирвекса имеются два трайера: наш и чужой. Вступать в бой из-за тебя неразумно.
-Согласен.
-Мы не можем выслать спасательный катер, потому что они его собьют.
-Значит, вы улетаете.
-Нет, не улетаем. Мы будем медленно опускаться на планету и одновременно вести переговоры с врагом. В свою очередь, их трайер будет опускаться в другой части планеты.
-Отлично! Мудрое решение.
-Мы передадим тебе координаты. Ты должен взять с собой танк «Ю-200» и автокар. Как ты уже догадался, этот Горман возьмёт свои «Эр-Дэ-роботы». Как ты там с ним?
-Ничего. Нормальный мужик. Ладим.
-А на планете Бахлар было по-другому. Двое наших и трое ихних. Нашему руку сломали, а у ихнего нос переломан. Бывает и хуже.
-А кто сейчас побеждает?
-Как обычно, никто. Ты же знаешь, что на войне обычно не бывает победителей. Стороны обмениваются ударами, наносят разрушения. А потом, когда ненависть исчерпалась, наступает мир. Победителем считается та сторона, которая нанесла больше разрушений. Но я бы не стал называть это «победой». Война – это зло. Не победитель тот, кому меньше досталось. Ему просто меньше неповезло. Полностью уничтожены планеты Самхария, Тонтархин, Ругдиклаг. Хорошо, что там было мало людей. Убит явран Акбиллай. Но война, похоже, идёт к завершению.
Связь отключилась. Крэг огляделся. Автокара здесь не было, поскольку он находился в других местах и был занят сбором запчастей. Танка тоже здесь не было, поскольку он использовался как тягач, чтобы тянуть телегу, гружёную запчастями. Ещё как-бы рано собирать металлолом, но наверху решили отдать эту планету валвергам. Им виднее.
Невдалеке стоял Горман возле своего «Эр-дэ-робота». Люк на высоте полутора метров был открыт, оттуда выходила лестница. Было ясно, что Горман не пешком пойдёт. Крэг тоже поедет на чём-нибудь, там будет видно. Но сейчас надо отправляться в путь.
Горман стоял возле лестницы, и держал в руках переговорное устройство, прислонив его к уху. Он о чём-то говорил со своими, причём вслух, громко. Но отсюда было не слышно. Последний раз взглянув на своего врага, Крэг повернулся и пошёл на северо-запад.

Конец.


Рецензии