Сирены - женщины или рыбы, ангелы или демоны?

Перед тем, как стать соблазнительницами необычайной красоты, сирены были ужасными существами, "плавающими" в мифологических водах". Их отличительной особенностью  были зеленые глаза, перламутровые зубы, золотистые или серебристые волосы, до пупка - туловище женщины, затем переходящее в чешуйчатый хвост.
Любопытно, но в античной Греции долгое время сирены имели вид ... птиц. Это было до того, как эти существа стали дарить свою девственность богам и мужчинам. Благодаря богине любви и красоты Афродите, возникшей из морской пены, сирены и превратились в крылатые создания. Много повествовавший о превращениях людей и богов в животных римский  поэт Овидий так писал о сиренах:"Окрыленные, они пустились на
поиски богини плодородия и царства мертвых Персефоны, украденной богом
подземного мира и царства мертвых Аидом, ставшим ее мужем".
Поначалу сирены заколдовывали свои "жертвы" голосом - "краснопением", а не своими прелестями тела. Их первой жертвой стал один из главных героев "Одиссеи", участник осады  Трои, царь Итаки Улисс. Славившемуся умом, хитростью, изворотливостью и отвагой Улиссу сирены просто сказали: « Мы  знаем не только то, что происходит на земле, но и то, что происходит в Трое..."
Лишь в I веке у них появился рыбий хвост. Прекрасные волосы при¬давали сиренам большую сексуальность, благодаря чему они превращались в ... воровок души. В эпоху Ренессанса - новое изменение: морские девушки потеряли сладострастие, однако стали завоевательницами и защитницами моряков, (многие моряки стали верить в их реальное существование. И таких, начиная с ХУ века, становилось все больше и больше. Не исключением был и знаменитый Христофор Колумб, о котором написали:"Когда адмирал появился в Рио де Оро, он утверждал, что видел трех сирен, плававших на поверх¬ности моря. По его мнению, они были не так красивы, как их рисовали. Позднее ученые выдвинули версию о том, что Христофор Колумб наблюдал ламантин - водных млекопитающих из отряда сирен.
Затем в   музеях стали показывать сирен. Не¬которые экземпляры имелись даже у местных докторов августейших особ. Появились "сирены" и на рынках,"сшитые"из самых различных материалов.
Известный писатель Ганс Христиан Андерсен  трансформировал сирен: из сексуальных обольстительниц они стали символом чисто¬ты. Молодая сирена несчастна из-за любви к принцу, ради него она готова на все, желая  взаимной любви, чтобы избежать одиночества. Однако принц ее любит лишь как сестру и женится на другой. Отвергнутая принцем сирена становится бессмертной.
Стал "раскручивать" образ сирены в своих мультфильмах и Уолт Дисней, правда полностью лишив ее "остроты" и сексуальности,
А были ли у сирен мужья? Оказывается, были, но долгое время оставались в тени. Спутники сирен также имели рыбьи хвосты, В античном океане было много полу-мужчин, полу-рыб. Греческий бог океана Посейдон всегда появлялся в кампании морских мужчин, тритонов, тело у которых было покрыто чешуей.
Особенно много стало рассказов о морских мужчинах в эпоху Ренессанса. Например, о таком случае писалось в 1671 году. Сообщалось, что эти "бородачи" редко появлялись без подружек.
    Если проанализировать все мифы, связанные с сиренами и их морскими спутниками , то выяснится, что таких пар в Азии было значительно больше, чем в Европе. Почему?
В 1504 году художник Жером Бош написал картину "Сад земных наслаждений". На. полотне изображена сирена и ее морской кавалер, олицетворяющие собой плотскую любовь и сластолюбие. Правда, художник взял восточный сюжет. Жертвами же, если так можно сказать, такого азиатского любовного союза стали европейские сирены, которые стали "терять" своих спутников в олицетворении мужчин,правда, были исключения: легенда в Бретани рассказывает о том, что "рожденные морем" мужчины и женщины занимались любовью на  при свете Луны. Но почему-то на картинах, изображавших это действие, у сирен были голо¬вы обезьян.
Сирены появляются практически во всех мировых культурах. Но что они символизируют? На этот вопрос французский психолог-аналитик Лари-Лор Колонн ответила так:"Сирены - это очень основательный миф с точки зрения психологии. А символизируют эти мифические существа наши "отношения" с бессознательностью / с неосознанным миром/. Все женское у мужчин и мужское в женщинах - в этом образе. Миф сирены, у которой нет души, но она должна сделать союз с кавалером, которому принесет сокровище, нам говорит о нашем союзе со всеми таинствами существующей природы и мира, о его глубине, о которой мы порой не догадываемся. Поэтому сирена, во что  верили и продолжают верить многие люди на нашей земле, может нас очаровать, увлечь, околдовать, привести в бессознательное состояние.
На итальянской мозаике XII века изображена эротическая фигурка
сирены с двойным хвостом. Хвост сирены или змеи говорит о животной природе бессознательного мира, нашей инстинктивной мудрости. Длинные
и блестящие волосы - о сексуальности характера и природы человека. Эта символика - не что иное, как мысли, идущие от нас. То есть, сила, озарение, созидание... Миф сирены - миф вечности женщины.
Вера в существование внеземных цивилизаций, увлечение фантастикой - это некий образ, очень близкий к образу сирены. Кстати, этот же "некий образ" подразумевает, что союз мужчины и сирены возможен. Человеку всегда хочется верить в то, что ему недоступно. Возможно, что пока. Поэтому мифы, в том числе и о сиренах, существуют. А вдруг? ...? В конечном итоге, именно эта вера и стремление человека открывать и постигать неизведанное делает его жизнь осмысленной, пробуждает в нем потребность к совершенствованию."
И в то же самое время предприимчивые земляне были не прочь на том мифе заработать. Дюгонь /водное млекопитающее отряда сирен, длиной обычно до трех метров, обитает у берегов Восточной Африки, Южной Азии, Молуккских, Филиппинских и Малазийских островов, Новой Гвинеи и Австралии, заходит в устья рек, малочисленное, занесена в Красную книгу/, была поймана в 1900 году и "наряжена"под сирену". Долгое время это водное млекопитающее, также как и ламантины, принималось за рыбу и сирену одновременно. Кстати, XIX век - золотое время фальшивок сирен. А эти фальшивки делали в основном китайские и японские рыбаки. Они шили туловище таких "сирен" из шкур обезьян, насаживали их на хвост крупных рыб, и продавали довольно успешно эти "изделия" на Западе. Одна из таких сирен, которой дали название Феже, была даже выставлена  в одном из музеев Бродвея в 1842 году.
Так что же за этакое явление - сирена? Об этом судить вам. В каждой стране в определенные времена сирены были очень различны,и еди¬ного образа так и нет. В античной Греции сирены были крылатыми созданиями, которые сопровождали души умерших. В той же самой Греции, но значительно позже, а также у римлян сирены представлялись с женским туловищем, но со змеиным хвостом. Их еще называли сциллой - чудовищем, которое жило по двум берегам пролива и губило проплывавших между ними мореходов. Еще  сирену называли змеей мягкой воды - феей Мелюзиной или иначе - озерной сиреной. Когда её жених Уаймондин обнаружил, что она имеет хвост, то эта сирена была вынуждена навсегда спрятаться в лесу, в озере. Кстати, этот средневековый миф был ис¬пользован французским писателем Марселем Эмее. Героиня одного из его произведений могла превращаться в змею и прятаться в дамской сумочке. Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми паяцами - нимфами рек, ручьев и озер, которые, утратив свою зловредную власть, сох ранили свой эротизм. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их "раздевать".
Видимо, они действительно, все-таки, были прекрасны /может, и есть/. Ведь так хочется верить!
Галина Остякова, Слава ОРЛОВ


Рецензии