Отрадный портрет

1887 год…  Валентин  Серов  только что возвратился из  Италии, где вдоволь надышался воздухом свободы, насмотрелся на  произведения  лучших живописцев.  Это было  радостное, счастливое, безмятежное  время  в  его  жизни, всё  складывалось как нельзя лучше. Он молод, красив, к тому же  страстно  влюблён   в  свою невесту.  Ещё, будучи в Италии, он загорелся мечтой  написать  что-то  новое, вопреки  сложившимся традициям.

По возвращении  сразу же  отправился  в  Абрамцево – имение  крупного промышленника  и  мецената  России  Саввы  Мамонтова. Здесь собиралась  творческая  элита  Москвы, образовав  так называемый мамонтовский кружок, куда входили  И. Репин, В.Поленов, В. Васнецов  и другие.

В  Абрамцево кипела художественная жизнь, велись  разговоры об искусстве, ставились спектакли. Собираясь вместе, творческие люди обменивались культурными новостями,  впечатлениями, вели  беседы, читали книги и журнальные статьи,  вдохновляясь на  новые творения, окрыляясь  свежими  идеями и устремлениями.

Общаясь  в творческих кругах, В. Серов окончательно утвердился в своём намерении,  теперь он  был  просто одержим,  написать  что-то новое, необыкновенное, свежее и чистое,  он  мучительно  ищет  «отрадную»  идею, чтобы воплотить её  «отрадно», мечтает о ней, а  она… оказалась совсем  рядом.  Увидеть её помог случай.

Однажды после обеда культурного общества  в  Абрамцеве, где Серов гостил по целому лету, он  задержался  в  комнате, оказавшись  с дочерью  Саввы Мамонтова - Верой.  Она  сидела за столом,  спиной  к  свету. Взгляд  её карих глаз был обращён к художнику. 

В  этой девочке он увидел настоящую  русскую красоту  и душевность,  её  обаяние  и непосредственность. Его  озарило:  так вот  же  она, достойная его мечты! Так  пришла идея  написать  портрет  Верочки.  Девочка согласилась позировать, она не предполагала тогда, сколько сил и времени потратит на это.

Серов, привыкший всё делать  медленно  и основательно,  подошёл к   работе над портретом  достаточно серьёзно, обдумывая все мельчайшие детали. Портрет рождался мучительно. Верочке в ту пору было всего  двенадцать лет, сидеть  недвижимо перед  художником в течение нескольких часов подряд  ей было  тяжело, укротить её  энергию не так просто. 

На портрете  девочка выглядит несколько старше своих лет, хотя  одета она как подросток, в розовое  платье  с тёмно – синим бантом в крупный белый горох,  а за спиной в углу  игрушка - гренадер. 

Серьёзный  задумчивый взгляд  девочки - подростка, открытая  дверь  и  окно, через которое  брызжут  солнечные  лучи – всё   создаёт присутствие  огромного  мира, новой  взрослой жизни.  Он   уже  манит  к  себе  Веру, но  одновременно  пугает  её  своей тревожностью и неизвестностью.

Там, за окном,  уже хозяйничает  осень:  позолочены  садовые деревья,  а  на дорожке  и  тенистых  аллеях  лежат опавшие листья.  Где-то в глубине сада притаилась беседка, в которой можно уединиться…

Особый, неповторимый,  колорит  портрету  девочки  придают  нежные, пушистые персики  на  столе, которые так и  остались нетронутыми. Эта, пожалуй, самая точная деталь  картины, которая  стала  особой находкой художника, проявлением  величия  его  таланта,  именно  она  даёт возможность  реально  почувствовать  образ  Верочки, которая  навсегда осталась  девочкой  с персиками…  Портрет действительно получился отрадным  и впечатлил современников.

К  великому  сожалению, Вера очень  рано ушла из жизни, ей было всего  тридцать два года,  хотя   поначалу   всё  складывалась  достаточно  счастливо.

Она  была любима, в  1903  году  вышла замуж за  Александра Дмитриевича  Самарина, человека  известного   и  уважаемого, будущего  обер-прокурора  Святейшего Синода  и предводителя дворянства города Москвы. 

В семье родились два сына и дочь. Казалось, ничто не  предвещало беды, но  заболев  воспалением лёгких, в  1907  году Вера  Саввишна  угасла  за три дня…  Она  похоронена  в  Абрамцево  около церкви  Спаса  Нерукотворного.

Память своей жены  Александр  Дмитриевич увековечил,  построив храм Живоначальной Троицы  в  селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы…

Он пережил свою жену на 25 лет, это были страшные годы: над Россией пронеслись две революции  и гражданская война, которые смели  Россию  прежнюю…

В  новой России  Александр Дмитриевич  Самарин  оказался лишним, судьба жестоко обошлась  с ним.   Он   погиб в  застенках  ГУЛАГА  в  1932 году.

 А  впрочем,  это уже другая история…


Рецензии
В жизнь с картины смотрит, еще ребенок,
перехода миг, во взрослость, близок, тонок.
И будто знала, уже судьбу свою она тогда,
милой красоте ее, не страшны уже года…
----------------------------------------------
Благодарю Вас, за прекрасное посвящение,
в великолепие высокого искусства, и таинства судеб.

С самым искренним уважением, к Вам.

Жан Сеит   03.06.2019 13:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Жан!
Я рада, что Вы побывали
на вернисаже, высказали своё мнение.
С уважением,

Эльвира Гусева   04.06.2019 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.