Вниз по Волге

После Суздаля едем на Горький – Нижний Новгород.  На Среднюю Волгу.
От   Суздаля фура довозит нас до развилки на Ковров, быстро останавливаем следующую. Водитель не разговорчив, но везет до привокзальной площади Нижнего. Долго едем мимо автозаводского района. Кажется, это сердце города, его мотор. Тепло прощаемся, идем смотреть город: мосты, любуемся сверху видом Волги и Оки.  Новгородская крепость. Уже старательно реставрирована и с прекрасным парком внутри.  Церковь 1352  года.  В церкви похоронен Минин - руководитель народного ополчения. На площади обелиск в честь Минина и Пожарского. В остальном обычный город-миллионник с троллейбусами, заводами, пятиэтажками.

Вера здесь заканчивает свое путешествие и поездом возвращается в Вильнюс через Москву. Поезд утром, Вера устраивается в «комнаты отдыха» при вокзале. Были раньше такие недорогие и очень удобные гостиницы для пассажиров. Прощаемся. Для нас мест нет, мы решаем выехать за город автобусом и переночевать в палатке. 17 часов.  Автобусное кольцо, выходим. Начинается мелкий дождичек. Идем три километра- пригород не кончается, дождь шпарит вовсю. Уже темнеет, перспективы не радужные. Решаем вернуться в город и переночевать на вокзале. Слава богу, есть такое замечательное место, как зал ожидания.
Народу полно, но поспать по очереди удается.
Утром повторяем вчерашний маршрут- до Кстово, оттуда нас грузовичок подкидывает  сорок километров. Стоим, голосуем. Мелкий дождичек. Рядом с дорогой бродячий цыганский табор. Палатки туристические, оранжевые, красные, голубые. Цивилизация.
Вдруг подъезжает дед на «Победе» и подкидывает нас на тридцать км. Опять ждем. Конкурентов полно, проходим километр вперед. Кажется, мы уже в Чувашии. Шофер чуваш останавливается и осторожно расспрашивает кто мы и обязан ли он нас везти. Не обязан. Тогда берет в кузов. Через пару километров подхватывает  целый отряд старушек- богомолок. Едут из церкви, со службы, все в черном, однако радостны и возбуждены как юные пионерки. Весело выгружаемся с бабками около какого-то поселка. Фура подхватывает нас до Чебоксар. Прямо до центра города.  Волга здесь шире, чем в Горьком. Узнаем, что КГБ – контора глубокого бурения. Таких контор в центре несколько.  Перекусываем в столовой, спрашиваем милиционера как выбраться на Казанское шоссе. Едем автобусом до окраины.  Красивое шоссе. Рядом симпатичный березнячек, в нем решаем переночевать. Под мелким дождичком ставим палатку и заваливаемся спать-сказывается прошлая бессонная ночь. Завтра девятнадцатый день путешествия-22 июля.

Просыпаемся, наскоро перекусываем без чая.  С  утра, дождь. Решаем переждать- в дождь трудно собираться. Проходит два часа, дождь не кончается. Решаем двигаться дальше- ждать особенно нечего.. Собираем мокрую палатку, выходим на дорогу . На ботинках по пуду глины, все мокрое, рюкзаки поставить  и  то некуда. Никаких условий. Бодро голосуем. Наконец подбирает фургон- до Цивильска, 22 км. Подходит!. Оглядываем машину: это , даже, не черный воронок, похлеще будет! Надписи «Левый бокс», «Правый бокс», «Конвой» одна дверь сбоку.  В чем только не проехались! Доехали до Цивильска. Мужики показали куда идти и попрощались. Тепло поблагодарили их. Пошли куда показали. Стоим минут сорок, голоскум. Дождь, слава те господи, кончился! Фура, за рулем участливый волжский парень. Садитесь! Мчит нас до парома на Казань, охотно рассказывает как тут и что. Ждем парома. Рядом «Запорожец» из Смоленска и «Москвич» из Эстонии. Не одних нас по Руси носит.
Водитешль довозит нас до железнодорожного вокзала Казани, охотно берет наши автостоповские талоны.  Прощаемся и направляемся на речной вокзал. После мытарств последних дней под дождем, чувствуем, что надо передохнуть от Автостопа. Теплоход до Куйбышева. Через полтора часа. Поглядим на Волгу с воды. А пока хочется  посмотреть город. Что же делать? Идем уточнить отправление в справочном. О удача! Теплоход опаздывает на восемь часов. Переодеваемся, кидаем рюкзаки в камеру хранения и в центр. Есть хочется, аж ноги не держат. Объезжаем на трамвае вокруг Кремля, находим столовую. Поели, наконец! Жизнь снова начинает казаться  не очень-то плохой, можно снова автостопом... Идем осмотреть Кремль.
 В Кремле сплошные министерства и военная часть. Туристический бум до Казани еще не докатился. В центре башня, с которой скопирована башня на Казанском вокзале в Москве. Какой-то  местной царицы Сююльбеки, которая, как водится, сиганула с нее от несчастной любви.
Пора возвращаться на вокзал. Начинается дождь, будь он неладен! Добираемся трамваем до вокзала, успев промокнуть до нитки. Погода начинает давить на психику. Надо подумать, а не доплыть ли нам до Волгограда: хочется к солнцу, к фруктам. Отпуск же.
Берем билеты в четвертый класс и на пристань.
Теплоход «Парижская Комунна», довольно древний.  Хоть не колесный и то хорошо. Четвертый класс это что-то вроде плацкартного вагона.  Успешно захватываем две полки и идем гулять по палубе. 
Какой-то кавазец-бизнесмен выгружает ящики с помидорами. Грузчики попутно его матерят. Тяжела и неказиста жизнь мелкого предпринимателя. На латунном колоколе надпись «Иоанн Грозный» . Исторический колокол. Идем в свой загон и едим блюдо «сало-лук-хлеб», запиваем чаем. Кипяток  запросто, комфорт, короче. Над нами, в конце концов, не каплет. Напротив сиротливо сидит робкая девица. Конечно, ей не хватило места, бабки с кошелками все позахватывали. Жалко, справедливости нету. Серега предлагает ей верхнюю полку – мы вдвоем на нижней поспим, не привыкать. Девица целомудренно  отказывается. Ложимся вдвоем на нижнюю полку, оставляем ей верхнюю. Среди ночи просыпаюсь: полка пуста, девица спит сидя. Ну и черт с ней, обойдемся без благородства. Лезу наверх и досыпаю как человек. Утром в Ульяновске высаживаются велотуристы из Башкирии - с велопробегом по ленинским местам. Прощаемся, желаем удачи.
Впереди день, который мы проведем в праздности.

23 июля просыпаемся, пьем какао, читаем «Неделю», торчим на палубе и опять идем валяться на лавках. Кругом вода, с реки ничегошеньки не видно: плоские берега. Не то, что «Автостоп» - кругом новые лица, дома, улицы, леса, разговор с людьми... По характеру водителей можно составить мнение о народе в этой местности. На Верхней Волге, например, народ простодушный и участливый.  На Средей Волге купчики по натуре: осторожные, сметливые, не бескорыстные, палец в рот не клади.
Сходили в ресторанчик для обитателей нижней палубы. Не глянулось.  Есть ресторан наверху, но нас в таком виде туда не пустят.
Начались Жигули. Зеленые холмики по обе стороны реки. Говорят, здесь чистые родники, поэтому Екатерина именно здесь основала первый в России пивзавод  который стал выпускать пиво «Мюнхенское светлое» под маркой «Жигулевское».
Одну сопку скапывают эскаваторами на песок. Вот уроды - весь пейзаж изгадили!
Подходим к Тольяти. Стоянка  пять минут- не побежим смотреть. С реки город так себе: дома хрущевки из силкатного кирпича... Отчаливаем....
Показался Куйбышев. Симпатичные здания светло- корчевой окраски и какие-то ультрасовременные постройки с гнутыми стенами и крышами. Город уходит в гору, так что панорма с реки что надо.  Причаливаем. По радио говорят, что о стоянке объявят дополнительно. Народ в смятении, но валит на берег прикупить съестного. Мы тоже. Хватаем две буханки хлеба и копченую грудинку, возвращаемся.Хотели купить первородного «Жигулевского»- не нашли.
На теплоходе столпотворение; в нашем четвертом классе полно баб  мешками, детей, отряд призывников... Садимся с Серегой  на нижнюю полку и изображаем, что нас много- не спать же сидя. Перекусили- завалились. Завтра увидим Саратов- родину моего отца.
Ночью в нашем «классе» происходила непрерывная замена одних пассажиров на других, но не в меньших количествах. Однако, к утру, спутников заметно поредело. Перекусили и я отправился на «аристократическую» палубу учить английский (копии лекций  прихватил с собой из Вильнюса). Пока зубрил, проплыли два шлюза ГЭС. Вся Волга здеь перегорожена и торчим в шлюзах куда дольше, чем движемся вниз по течению. Припоминаю, декан объяснял почему у нас и в Европе допуски на колебание частоты разные. Так это потому, что у нас множество ГЭС, а они труднее держат частоту, чем ТЭЦ.  Вот, через часть этого множества мы и пробираемся.
Солнышко пригревает вовсю. Кажется, вырвались из зоны дождей, хотя тучки не оставляют надежд нас догнать. Но, трава по берегам здесь уже успела выгореть- припекает  здесь  почти постоянно. Степи.
Пришел небритый Серега, позвал сушить палатку и прочая. Разложились на нижней палубе как цыгане. Пришел матрос проверять билеты, сообщил, что скоро Саратов. Серега остается сторожить пожитки, я бегу посмотреть город, людей и забежать за съестным. Выскакиваю на причал и быстренько в центр. Город красивый, по виду тянет на миллионник. Народ симпатичный- более открытые лица, чем в Горьком и Казани.  Подвижные  и приятные из себя девицы. В магазинах пустовато. Но центр осмотреть успел. «Наш Саратов стоит в яме, разукрашен фонарями...» Песенка такая вспомнилась. Да нет, на взгорке стоит, вид шикарный на Волгу, мост, на том берегу город Энгельс - бывшие немецкие колонии. 
Возвращаюсь на теплоход, народу битком. Отваливаем...

Назавтра сходили в парикмахерскую , что на теплоходе, приобрели бритый, умытый и причесаный вид. Солнце печет нещадно, по берегам жиденькая пожухлая трава- пустыня да и только. Развлекаемся на пристанях покупкой помидор, огурцов и вяленой рыбы.
 Тетенька- соседка поболтала с нами и подарила нам сумку-подушку. Сумочка, а надуешь- подушка. Мы ей подарили значок «Вильнюс».
Пока знакомились- Волгоградская ГЭС. то есть, это уже Сталинград-Волгоград.

Тетенька поинтересовалась где мы собираемся остановиться. Мы рассказали, что, обычно, ищем  Дом колхозника или что-то вроде. На худой конец поспим на вокзале. Собеседница сжалилась над нами и пригласила к себе. Мы с радостью согласились- с наших плеч сваливалась масса проблем. Стали знакоиться поближе. Нина Евдокимовна, инженер, мать троих детей. Две дочки- школьницы путешествовали с нами, старший сын только окончил школу и готовился в институт. Кажется, снова попали в город где живут добрые, участливые люди.

Сталинград.
Оставили вещи  в квартире и пошли осмотреть город.
Город потряс своим видом. Все города имеют округлую или похожую форму. Город от «огороженная территория». Чем больше похож на круг или квадрат, тем меньше ограждение.  Этот город, практически, состоял из одной улицы! Которая в одном квартале от высокого волжского берега тянулась от  притока Волги- речушки Царицы   до Волжской ГЭС, которую мы недавно проплыли.  Километров восемьдесят в длину. Перед ГЭС завод «Красный Октябрь». От улицы в сторону степи еще квартальчик. И все! Как такой узкий и длинный город мог держать длительную оборону уму не постижимо! Если завести танк и пустить его в сторону реки- через пять минут он проехал бы весь город поперек и свалился в реку!  Так что   рассказы о героизме защитников-еще не все!. Надо увидеть что они защищали — узкую полоску вдоль берега! Простреливаемую насквозь.
Тудна была оборона Москвы. Но последний оборонительный рубеж примерно там, где проходит МКАД- километрах в тридцати-сорока от центра. А здесь, кроме дореволюционный домов с полутораметровыми стенами да крутого берега и зацепиться было  не за что.
Карта Сталинградского сражения этот факт не акцентирует: сражение шло на большом пространстве окрестной степи, войска концентрировались на противоположном берегу Волги. Кстати, Волга здесь широка как и в среднем течении-  Куйбышева, Саратова... но течение реки стремительно, почти как у горных рек. Она уже мчится к Каспийскому морю.
 
Первым делом осмотреть Малахов курган и «дом Павлова», старинный мелькомбинат.
Курган потрясает величием созданнх здесь памятников. Родина - Мать невероятного размера, когда стоишь у подножья, Лестница, ведущая к ней с барельефами фрагментов сражения и Пантеон с вечным огнем и списками погибших на каменных панелях по стенам пантеона. Создатели памятника-кургана вложили в него много души.
Старинная мельница вся в выбоинах, есть такие, в которые может вьехать грузовик. Дом Павлова рядом- отремонтированный жилой дом, в нем живут. Только на торцовой стене панно, изображающее защитников и к дому приделаны два портала, почти как к Казанскому собору. И вся эта конструкция примыкает к основной улице города- проспекту Ленина.
Вникаем в бытовую сторону жизни города. В овощном вишня, крыжовник, груши, яблоеи.... цены от 40 коп. до рубля. Пообедали в местной столовой, пошли на вокзал выяснять как будем выбираться из города в сторону Ростова. Автобусов в ту сторону нет, возможно нет и шоссейных дорог. На карте автодорог шоссейка идет на запад только от Белой Калитвы.
Едем за вещами, тепло прощаемся с приютившей нас хозяйкой Ниной Евдокимовной (долгих ей лет и крепкого здоровья) и возвращаемся на вокзал.
Пытаемся сесть хоть в какой поезд.  Берем с боем  на киевский, общий вагон. Бежим на поезд, бросаемся на свободные полки. В пять утра нас растолкают и мы высадимся в шахтерском поселке Белая Калитва. Оттуда через Украину и Белоруссию домой, в Литву автоcтопом. Прощай, Волга! Мы проехали тебя от истока и, практически, до устья.


Рецензии
Верно подмечено, Владимир, - "на Средней Волге купчики по натуре...". Мне пришлось пожить в разных районах Горьковской области, и везде, особенно на севере, народ отличается предприимчивостью и сметливостью. А в сентябре предстоит круиз по Волге от Нижнего до Астрахани. Так что Ваши путевые заметки очень кстати. С уважением,

Зоя Банкетова   18.08.2014 22:21     Заявить о нарушении
Рад быть полезным! Хотя эти заметки из 70-х и многое, наерное, изменилось.Что до спцифических черт населения- они, пожалуй, так быстро не меняются.Во всяом случае, европейскую часть бывшего СССР я облазил и могу утверждать, что самый добродушный народ живет на Верхней Волге, а самые "показушники" и "купчишки" в Москве.

Владимир Погожильский   19.08.2014 13:07   Заявить о нарушении