Путевые заметки. Горная болезнь

С горной болезнью я познакомился на Тибете, в Лхасе. Не то, чтобы до этого я не путешествовал в горах, но ранее я не был на такой высоте. Лхаса находится на высоте более 4000 метров над уровнем моря. Человек спокойно переносит 1500 метров, а после некоторой подготовки до 2500 метров. Большая высота почти гарантированно порождает те, или иные проявления горной болезни. К примеру, впоследствии, будучи в Куско, примерно на такой же высоте, я спуск в Мачу Пикчу на 2500 метров над уровнем моря ощущал, как отдых, некоторую передышку перед возвращением назад после экскурсии.

В Лхасу мы прилетели днем, поэтому еще провели экскурсию, потом был традиционно обильный китайский обед с жирным мясом и пивом, после чего отправились в гостиницу. Чувствовал я себя прекрасно, и хоть по книгам знал, что на высоте дышать тяжело, но в первый день почти не ощущал этого. Наоборот, возникла какая-то легкая эйфория, было весело и хорошо. Это потом я понял, что отравление организма от недостатка кислорода уже началось. Никаких средств, снижающих риск горной болезни, нам предложено не было. К примеру, в Куско в гостиницах круглосуточно предлагают чай из коки. Кока – это те листочки, из которых делают кокаин. Местные жители в Перу постоянно жуют листья коки, чтобы быть в состоянии выполнять физическую работу в высокогорье. Честно говоря, пожевав листья, я ничего не почувствовал, и предпочел все-таки выпить пива, но местные жители, конечно, лучше знают свойства этого растения, на протяжении столетий, если не тысячелетий, живя в крайне сложных условиях.

Тибетцы тоже что-то жуют, пьют свой чай с добавлением жира, и постоянно плюют на землю, благославляя ее, но мы не переняли этих высоких знаний. Правда, меня заинтересовал некий прибор, стоявший в гостиничном номере, к которому подходили какие-то трубки, но я так и не смог определить его назначение: сказывалась неопытность. Только выезжая из номера, я удосужился спросить, и оказалось, что это кислородный аппарат, который присутствует в каждом номере. Можно было, обратившись на рецепшен, получить кислородную маску, включить этот аппарат, и избежать тех мучений, которые в полной мере я вкусил. Кроме того, в киосках прямо на улице продавались небольшие баллоны с кислородом, о чем нас также не предупредили. Возможно, в этом была виновата гид – русскоговорящая девочка-китаянка, не могу ее назвать девушкой, прилетевшая с нами из Китая и оказавшаяся на Тибете тоже впервые. Правда, вот преимущество больших наций, у нее оказались здесь какие-то дальние родственники, и потому она остановилась у них, заодно восстановив родственные отношения.

Проснулся я от головной боли около 12-ти ночи по местному времени. Боль была жуткая, но так как я всю жизнь страдаю мигренью, и сильная головная боль одни, или двое суток раз в месяц не дают мне жить на протяжении всей моей жизни, то я быстро проглотил две таблетки спазмалгона и стал ждать облегчения. Облегчения не наступало… Более того, головная боль усилилась, как будто было куда. Я разбудил жену, попросил срочно налить горячую ванну – при мигренях это помогает. Лег в ванну, погрузив практически всю голову и шею в обжигающе горячую воду, но мне не стало лучше – совсем нисколько. Боль к этому моменту стала такой сильной, что я перестал соображать, а начал бегать по номеру, обхватив голову. Именно в этот момент я почувствовал, что больше не могу терпеть. Что там мигрень? Боже мой, боль меня сводила с ума, я с трудом удерживался, чтобы не разбежаться и со всей силы удариться головой об стену, чтобы она перестала болеть. Мне уже было все равно. Жена что-то говорила, совала таблетки, бегала за мной, не зная, что предпринять, а я даже не слышал ее, и все бегал, бегал, бегал… Шесть шагов в одну сторону –  шесть в другую, шесть в одну –  шесть в другую. Я не мог лежать, я не мог сидеть, я бежал и бежал, ничего не соображая, и в конце концов именно это спасло меня. Примерно через тридцать минут беспрерывного бега я вдруг ощутил, что мне стало немного легче – пусть немного, но легче – и в этот момент я перешел на шаг. И еще тридцать минут я ходил по номеру взад и вперед, не останавливаясь, когда почувствовал, что хочу пить, а голова болит уже совершенно терпимо. Да что вы, обычная головная боль – это счастье для только что пережившего приступ горной болезни. Через два часа я почувствовал, что могу попробовать лечь спать. Было страшно засыпать, ведь еще одно такое пробуждение можно было уже не пережить, но я полностью обессилел, и природа взяла свое: я заснул. Утром проснулся теперь уже и не помню, в каком состоянии, но уж точно без этой дикой головной боли.

Впоследствии, анализируя, почему бег, или быстрая ходьба помогли мне ослабить проявления горной болезни, я понял, что природа ее отлична от мигреней. Если мигрени вызываются сужением сосудов шеи и задней части черепа, и потому при их лечении помогают горячая вода, грелка, теплое одеяло и теплая шапочка, то горная болезнь вызывает отравление организма из-за нарушения процессов метаболизма. Отравлена сама кровь, и преодолеть это можно диетой, большим количеством выпиваемой жидкости – ни в коем случае не алкоголем, и постоянным движением, сжигающим излишки пищи, которая в данном конкретном случае играет роль яда. Оставшиеся два дня я придерживался строгой диеты, и больше не болел. Когда через несколько лет приехал в Куско, я заранее начал питаться без мяса и жирного, по приезде сходил в аптеку и купил соответствующие таблетки, пил чай из коки, и, в общем-то, пережил это приключение уже спокойно. Конечно, в высокогорье не побегаешь, потому что быстро устаешь. Манеру ходьбы приходится применять неспешную, с частыми остановками для отдыха, но в общем и целом, избегая отравления организма тяжелой пищей, можно на высоте и жить, и даже трудиться. Хотя у нас на равнине, конечно же, лучше.   


Рецензии