Записки учителя воскресной школы 10 Как мы играли

(Начало см.: http://www.proza.ru/2012/12/07/1830)

КАК МЫ ИГРАЛИ

 После пасхального чаепития, викторины и звона «во вся» на колокольне ученики воскресной школы высыпали на зеленую лужайку возле храма - поиграть. И не просто поиграть, мы собрались возрождать старинную русскую пасхальную игру «катание яиц».
 Удивительно, но современные дети совсем не умеют играть. С этим явлением мне пришлось столкнуться в загородной поездке. На вопрос: "Во что поиграем?" – меня встретило недоуменное молчание. И я поняла, что нам надо учиться играть.
 В этнографических записках, приведенных в книге М.М.Громыко "Мир русской деревни", я прочитала, как катали яйца в 60-х годах XIX века в Вязниковском уезде: "Играющий ставил яйцо "на кон", т.е. выкладывал на землю, где крашеные яички выстраивали в одну линию с промежутками в 4-5 вершков. Шагах примерно в 100 от середины кона отмечали место, откуда игроки катили мяч, сделанный из льняных хлопьев или ваты, обшитой тряпицею (вершка 3 в диаметре). Вышибленное яйцо считалось выигранным".
 Я объясняю правила игры, достаю мягкий войлочный мячик, выставляю корзинку с разноцветными крашеными яйцами, которые батюшка выделил специально для такого случая с напутственными словами ко мне: "обделенных не должно быть". Ставим разноцветные яйца в зеленую травку. Отсчитываем не сто шагов, а двадцать: дети маленькие, не попасть. Отмечаем место, чтоб не заступать… И пошло! С упоением, не один час играли и дети, и их родители. Несмотря на простоту, в этой игре есть что-то особенное. Выиграл - как будто гриб-боровичок на поляне нашел! Вокруг собрались зрители, кое-кто присоединился к нам. Когда игра уже подходила к концу, и оставалось с дюжину яиц, я вспомнила батюшкино наставление, подозвала поближе тех детей, которые не выиграли ни одного яйца. Это оказались самые маленькие и неумелые, и всем было понятно, что надо сделать. Малыши радостно разобрали оставшиеся яйца. Взглянув на их счастливые лица, я мысленно поблагодарила батюшку за мудрый совет.

Продолжение последует, если Бог даст.


Рецензии