На книжных полях - перекресток утопий

Ещё кое-что фантастическое прочиталось-отложилось. Маргиналии очень краткие, в основном, выделяющиеся впечатления, без детального разбора книг.

Перекресток утопий
Всеволод Ревич

Сборник эссе об отечественной фантастике. Так получилось, что с этой книжкой я ознакомился раньше, нежели нашел в антологии стихотворение Николая Тихонова 1918 года, которое и дало название книге. Стих характерный – отражает безумие той эпохи. А книга – так себе. Местами любопытна, но написана «шестидесятником», что открыто и декларируется. «Шестидесятник» - это автор, который не может выйти за рамки своих временных, племенных и кланово-интеллигентских предрассудков. Так, если верить Ревичу, нужно считать Стругацких великими талантами, а В.Щербаков и Ю.Медведев – это такие бяки-буки. (Сколько вони было, когда ефремовец Медведев только позволил себе намекнуть на некоторую неблаговидность братцев; Щербакова же автор обвиняет … чуть  ли не в порнографии).
Кстати и о Ефремове ревичи пишут так, как будто объелись чего-то очень кислого: и не хочется, а «надо отдать должное». «Последний коммунист» - ага! С социализмом есть временная аберрация – он в силу своих советских преступлений казался таким важным, но теперь все очевиднее, что дело не в «социлизме»
Плюс книги состоит в систематичности и ретроспективной упорядочиваемости литературоведческого материала. В соответствие со своими схемами, конечно.  Здесь они молодцы, работают. В отличие от нас, безалаберных. Но и условия совершенно неравные, что, конечно, нашего отступления перед чужими «дискурсами» не оправдывает.
А, еще забыл про «первичное название». Вот «гвоздатый» Тихонов:
Мир строится по новому масштабу.
В крови, в пыли, под пушки и набат
Возводим мы, отталкивая слабых,
Утопий град - заветных мыслей град.

Мы не должны, не можем и не смеем
Оставить труд, заплакать и устать:
Мы призваны великим чародеем
Печальный век грядущим обновлять.

Забыли петь, плясать и веселиться,-
О нас потом и спляшут и споют,
О нас потом научатся молиться,
Благословят в крови начатый труд.

Забыть нельзя - враги стеною сжали,
Ты, пахарь, встань с оружием к полям,
Рабочий, встань сильнее всякой стали,
Все, кто за нас,- к зовущим знаменам.

И впереди мы видим град утопий,
Позор и смерть мы видим позади,
В изверившейся, немощной Европе
Мы - первые строители-вожди.

Мы - первые апостолы дерзанья,
И с нами все: начало и конец.
Не бросим недостроенного зданья
И не дадим сгореть ему в огне.

Здесь перекресток - веруйте, поймите,
Решенье нам одним принадлежит,
И гений бурь начертит на граните -
Свобода или рабство победит.

Утопия - светило мирозданья,
Поэт-мудрец, безумствуй и пророчь,-
Иль новый день в невиданном сиянье,
Иль новая, невиданная ночь!


Семь стихий.
В.Щербаков.
Довольно поэтичная вещь, хотя и написана по-советски невнятно. Некая попытка совковой «новой волны» - совмещения фантастики с лирикой и художественностью, увы, не получилось. Нашел книжку из серии «Советская фантастика» 1980 года, реагируя на ревичевы клеветы. Конечно, ничего особо пошлого в повести нет, такая романтическо-фантастическая штучка. Инопланетянка привиделась или появилась, океаны беречь надо. Кстати, идея о ИРе Мирового океана и защите от экологической катастрофы  отражена в отличном романе Ф.Шётцинга «Стая». Так что по идеям наш автор вполне в «струе» или, если угодно в «течении».
Правда, удручает невнятность общей картины. Тогда, в «застой», безопасное и сытое будущее с киберами и развитой наукой казалось вполне достижимым. Но советское общество (и фантастическая литература вместе с ним) оказались в неком духовном тупике и не нашли из него выхода. «Школа Ефремова» не задалась, поэтому тоже, но неразумно требовать от литераторов и журналистов, чтобы они находили политические и экономические решения глобального масштаба. Они и не находили.
Поколение погибло культурно. Щербаков пошел искать «исчезнувшие цивилизации». Но это было не самой большой потерей во время инородной оккупации, которая все длится и длится.

Сердце Змеи
И.А.Ефремов

«У советских собственная гордость…» И свой комплекс неполноценности – огромный и болезненный как флюс. Вот культовый автор коммунистической фантастики, рисуя грандиозное событие Контакта, на фоне Мощи и Размаха цивилизации Будущего вспоминает и оспаривает какой-то проходной и ироничный рассказ американского писателя, опубликованный в 1945 году. Там, не без насмешки, повествуется о том, как экипажи двух звездолетов сначала собирались уничтожить друг друга, потом, нашли общий язык, рассказывая похабные анекдоты о своих «планетянках» и, обменявшись техникой, разлетелись как во Вселенной корабли.
Довольно остроумно и насколько же рассказ Лейдера выше в литературном отношении, чем ефремовская «корсерпентиусская» агитка о великих достижениях разума и высокодуховном стриптизе, пардон, демонстрации тел людям фторной цивилизации.
Чтение книги о Ефремове заставило более критично посмотреть на его наследие. «Сердце Змеи» задумана и написана местами неплохо, но коммунистическая пропаганда и романтизированный «социалистический реализм» повесть сильно испортили.  Это дна из важных художественных неудач в ефремовском творчестве. А еще английский язык захотел ликвидировать.

Иван Ефремов (ЖЗЛ)
О.Еремина, Н.Смирнов

Книга очень разочаровала. Авторы по-своему Ефремова любят, но именно, что очень «по-своему». Написано плохо, за исключением последних глав и приложений, где пропагандируется рерихианство, «Живая этика» и прочая «эзотерика». Для подтверждения этого, приводятся фрагменты писем и сравниваются цитаты. Многие критические работы о творчестве фантаста авторы или игнорируют, или не знают, опираются, во-многом, на переписку и воспоминания. Но можно  ли им верить?
Само повествование довольно «рассеянное». В жизни ИАЕ в 50-е годы произошел заметный перелом: много фактов и факторов, понимай, как сможешь. Советский контекст прописан довольно невнятно. Помимо дичайшей идеологии милитаристская и сырьевая направленность советской политики, экономики и науки была основной. Да, и на другом полюсе развивалась шарлатанская идеология-философия с добавкой «остро актуальных» дискуссий про то, есть ли жизнь на Марсе и в далеких галактиках. Так, например, работал культовый советский фантаст и доктор наук И.Ефремов. Сначала открываем месторождения, а потом пишем об инопланетянах; голография с динозаврами – это, так, побочные эффекты. Пишу об этом без всякого ехидства, с горечью – коридоры для проявления русского ума были очень узкими. Он боролся изо всех сил, но партийная власть и идеология его здорово перекрутили.
Нужно понимание обстоятельств жизни Ивана Антоновича, а не простая апологетика его личности.

Звезда утренняя
Константин Волков.

Надо признать, «что в этом что-то есть». В пионерском возрасте мне весьма нравился роман (в духе Берроуза, как оказалось) «Марс пробуждается» про экспедицию на Марс, где с помощью землян произошла революция, и марсиане при поддержке передовых советских ученых сбросили гнет владык и жрецов. Очень характерное отражение политики советских владык, разбазаривающих ресурсы на помощь бывшим колониям. Но экспедиции на Марс предшествовал полет на Венеру, когда знамя страны советов поднялось над местными скалами. В конце членов экспедиции благодарят от имени Центрального комитета партии.
Чудовищный трэш, но дух эпохи передан отлично.

Французская Советская Социалистическая республика
Анатолий Гладилин

Вопрос о сроках «социалистической революции» на Западе в период застоя перешел из коминтерновско-подрывной практики в разряд анекдотов. Диссидентствующий Гладилин такой скверный анекдот и рассказывает.
Сатира получилась довольно едкой и просто поражаешься, как такой маразм терпели пресловутые 70 лет, ( а сколько нынешний вытерпим!?).
По сюжету КГБ устраивает во Франции социалистический переворот – последствия не радуют. По иронии судьбы, роман вышел в 1985 году, когда меченый иуда уже начал свою катастройку. Да и страх перед советской мощью сегодня кажется смешным – тактические плацдармы и заделы были снесены перестроечным предательством и последующим развалом. Да  «красных» и раньше во Францию не пустили бы. Американцы бы уперлись, да и советские не полезли бы – что показал наглядно год 1968-й.
Гладилин, надо признать, пишет хорошо (много лучше Аксенова и пр., хотя он и из той же малоприятной кампашки). Сейчас все «Абличения» социализма кажутся такой милой экзотикой; сам писатель критикует уже французскую безответственность, безбрежную политкорректность и террор этнопреступности в «прекрасной Франции». Может, он чего-то не понимает?
Но ведь еще недавно планы коммунистической экспансии существовали и несколько поколений советских людей жутко страдали от дефицита и чего похуже. Что ж, утопии сбываются.
Как терпели? Как терпим! Вот в чем фантастика.

  Дискурсы телесности и эротизма в литературе и культуре. Эпоха модернизма.
Сборник под ред Иоффе

В этом сборнике выделил обзорную статью Леонида Геллера « В поисках «нового мира любви». Русская утопия и сексуальность». Автор – квалифицированный исследователь отечественной фантастики и российско-советских утопий. Как только пошли «мечты о  светлом будущем» - жди «гурий». Правда многие обходятся и без них, те, которые «любят труд».
А сам сборник довольно «мусорный», как и ряд аналогичных изданий – смесь эпатажа с пустословием.

Ян Ларри
Страна счастливых
Публицистическая повесть (о коммунизме)

Попытка дать «позитивный образ будущего коммуняцкого Щастья. Пресно и плоско.
Это – прежде всего, СКУЧНО! И ради этого примитивного бреда, глупых местечковых фантазий «троцкистов» уничтожались десятки миллионов людей, корёжилась великая русская культура!..
Примечательно, что и свое «счастье» этот энтузиаст «нашел» в коммунистическом концлагере. К сожалению, это произошло уже после того, как все эти «ларри» сделали коммунистическим концлагерем всю страну.
В предисловии к роману очерк какого-то «путиловского» с критикой утопического социализма с позиций «научного». «Утопический» – это когда мечтают о «светлом будущем», «научный» - когда убивают ради него.


Рецензии