Ивовые акварели в марте
Излюбленные поселения её -- прирусловые берега равнинных русских рек и речек. Растет по-богатырски – широко и быстро. Ведь каждый лысый пень-обрубок немедленно "напялит" молодо-зелёный паричок и через 2-3 лета на низких, влажных поймах покачивают протяжённые густые заросоли.
Известно, вся земная флора во времени по месяцам воссоздаёт картинное живое триединство: вытягивает стебель к солнцу; цветёт и плодоносит; закончив созиданье, безропотно, смиренно увядает.
И в этом вечном, разноцветном колесе капризный приграничный март решается преподнести своё -- неяркую палитру ПЕРВОГО, когда над ивами (ещё без листьев) взлетают флёровые покрова. И соглядатай всяких тонкостей – мечтательный художник, "парит и замирает", предчувствуя легчайшие цветные «ереси»…
С начала марта, едва-едва затеплет солнце, везде, где приютилась ива, заметна удивительная смена красок. На месте зимних, наведённых чёрной тушью веток, всплывают тронутые бледным цветом акварели-миражи.
Что это за явление? Мне кажется, что под напором мартовского солнца проснулись тёплые, в лубке блуждающие соки, и обновляют тусклый цвет коры.Пока только коры. Других подвижек не заметно. Даже верба – всепризнанная мастерица крапа серебром по красноталу, не показала ни единой блёстки. И ветки хрусткие, как тонкие сухие косточки.
2. Люди в эту пору переживают нечто схожее: к их лицам прикоснулось мартовское солнце и кожу -- неотъемлемый покров единственного «я», без всякого согласия владельца раскрасило по-своему.
Вот посмотрелась в зеркальце хорошенькая школьница и приуныла. «Смешно, -- сказало зеркало. – Да ты наверно с курами клевала?» Действительно, на нос и щёчки налепилась «просяная шелуха». Откуда и зачем? Отроковица не ждала такого. Ей было не вдогад – когда земля в созвездьях «Рыбы» и «Овен», излюбленный мазок у солнца -- ультрафиолетом.
«А нука покажи, зерцало, что за картинка получилась у меня?», -- и глянуло из облаков прекрасное чудовище – и свет, и жар, и вся земная жизнь в одном зрачке! «Моя ра-бо-та!», -- засмеялось солнце. И отражённые стеклом лучи метнулись по стене на крышу. Неуловимый солнцезайчик пронзил остроконечные подвески, наплаканные бедной серой кровлей. "Готические ЛЬДЫ" мгновенно вспыхнули и превратились в "Чешское стекло"!
А солнце продолжало труд, который называют -- радость.
Летела звонкая хрустальная капель,
Стучала в подоконники и стёкла,
Долбила мерзлоту под основаньем дома.
И первые проталинки-напёрстки
Копили талую живинку для трав и первоцветов.
Такие милые фривольности у мартовского солнца. Однако же, ему прощают скоро, как юным и желанным сумасбродкам. И вообще, противиться весне не хочет и не может человек.
3. Конечно, в марте сыщется немало полуслепых, "бельмом" затянутых небес, когда горячее светило беспомощней дневной луны. И если стать среди деревьев или близко с ними, то ничего похожего на ласковые акварели не увидишь. Небо, сквозь гладкие без почек ветки, -- зимнее, холодное, исчерченное той же самой веткой вкось и вкривь. Всё унывает серым одноцветьем. Действительно, «лицом к лицу лица не разглядеть».
4. На ивы, погружённые в весенний флёр, легко и весело смотреть издалека: с высоких берегов, с возвышенности, где воздвигли церковь, а если очень повезёт, то с «птичьего полёта». Тогда сполна откроется вся широта и цвет природной живописи марта.
Увидеть вернисаж «первовесеннего природы живописца» с «птичьего полёта» на просторе -- счастливая, довольно редкая случайность. Она незабываема. К примеру, геологи на маленьких АН-2 летают каждую весну, чтоб осмотреть заранее округу летних полевых работ. Вот некоторые и любуются, теряя сердце. Кто коротко, а кто и навсегда.
Полёты маленьких бипланов похожи на широкие качели: то потянуло вверх, то уронило в яму, и сердце замирает. То правое, то левое крыло склоняется к земле. Качает. Падает планшет, который примостился на коленях. Земные фокусы смещаются. Ландшафт меняет цвет. И что хотелось бы оставить в памяти для пользы дела, куда-то прячется. Поэтому, предупредительное в песне молодого лётчика: "Мне сверху видно всё"-- совсем не убеждает.
Не всё увидишь и рассмотришь даже с высоты, а только то, что время и погода откроют в день полёта. Завтра, живая панорама марта изменит яркость, контуры, цветную кисею. А с ними поменяются застрявшие в душе тревоги, радости и скрытые желания. Иные вовсе растворятся...
И всё-таки… Сегодня говорят, что есть у человека «третий глаз». И видит «третьим глазом» сердце. Поэтому, (свидетельствует жизнь), ничто и никогда не помешает человеку, просунувшись сквозь облака, увидеть то, чему он верен верностью любви.
Под крылышками шаткого АН-2 в ландшафте резко выделяются долины рек. Над вешним снегом, вплотную к ледяному руслу, то сплошь, то прерываясь, лежит гряда чуть-чуть подкрашенных ( как будто краски разводил гомеопат), недвижимых "дымов". Гряда особенно торжественна, когда проглядывает солнце.
Так где же правда? В объятьях дерева или во взгляде с облаков? Вблизи или издалека?
Та правда, что доступна нам, встречающим по восемьдесят вёсен (гораздо реже более того), не близко и не далеко. Так где же?
Правда - в нас. Под левой грудью.
Что возлюбил чувствительный "птенец", в том и живёт для каждого его большая, дорогая правда.
Любовь и правда, что это за ипостаси, связанные в человеке его особым чувственным узлом? И крепости в нём столько, сколько правды, а правды - поровну с любовной тайной...
5. С каждым мартовским днём цветовоздушная «опара» выше и ярче. Подходят несметные «караваи» прирусловых густых кустарников. Долина оживает!
Заволновалось и сообщество людей, которые выбрали работу по любви и связали её с «хождением за три моря», а то и дальше.
Такой характер знает, для чего пришла весна и напрягает каждый нерв, чтобы не пропустить восходы и закаты на дальней широте.
Странник не спросит тоскующим взглядом: «Для чего живёт человек?» Он это знает, по крайней мере – думает, что знает. Горит в нём замечательная страсть – притронуться к материкам планеты и надышаться синим воздухом морей.
Свидетель спора строгостей зимы и шалостей весны - тревожный скрытный март такому счастью потокает. Неторопливо, без щипков морозом, но бесповоротно внедряет он тепло в широты и долготы. Снегурочка в смятении бежит в чащобы, скрываясь от погибельной любви и солнца. А юная весна то хмурится, то светится, то в тучу прилегла, то радужный оттенок кинула.
С природой обручённые высокие язычники верны тревогам выбранных маршрутов, и в этой верности находят счастье. Это их избранная правда...
6. В последнее свиданье марта с февралём идёт густой, медлительный и очень крупный снег. Окажешься в такое время в поле, как будто и не снег планирует наискосок, а там, за облаками осыпались сады махровых белых хризантем. И вместо серых городских окраин, кругом чистейшая просторная земля. Бело, и тихо-тихо над полями. И ты - на небе и земле одновременно. Есть и такая правда...
7. А дальше, на пути к апрелю, и от апреля к маю, пленэр меняется быстрее и определённей: и в запахе, и в цвете, и в оттенках. Внимательному взгляду, кажлый день несёт особый знак и воздуха и света. Художник дорожит импрессией минуты, как чаянным давно открытием. Ведь он поёт и плачет красками. Цвет и оттенки - его безмолвная, мучительно-прекрасная любовь.
И вот, среди весенних начинаний он, наконец, услышал имя и увидел ясно свой откровенный образ-цвет. Не миражи, не ереси предчувствий -ему открылась робкая цветная явь.
- Это живые "акварели-великаны" дикой ивы, клубящие по берегам равнинных русских рек. Деревья и кустарники ещё без листьев, но в полусне, слегка покачивая ветки, уже влачат прозрачные нежнейшие оттенки: по стрелкам молодого ерника - чуть-чуть зеленоватые, над многолетней путанкой ветвей - с желтинкой воска, и бледных ранних зорь над красноталом.
Это - ЦВЕТНЫЕ ЗНАКИ молодого марта. Почти МЕЛОДИИ, издалека зовущие за Синей Птицей... Вот найденная сердцем и глазами правда. И если Ваши очи зорки, а сердце не обделено любовью, то как открытости простора, поверьте этой правде...
Белые Столбы. 2013г.
Свидетельство о публикации №214011201813