Гл. 40. Для чего люди ходят в горы?

   После предыдущей, почти "приключенческой, на мой взгляд, 39-й главы («Восхождение к вершинам»), в заключение темы отмечу ту тривиальную истину, что альпинизм (как и байкерство, дайвинг, джампинг, парашютизм  и некоторые другие виды рискованных занятий и объектов человеческих устремлений) - это не только всепоглощающая страсть (постоянная для – профессионалов, либо временная для дилетантов - вроде меня), но часто и «образ жизни». Если разные виды спорта требуют проявления, кроме соответствующей специфической для каждого его вида техники, главным образом (и в первую очередь) определённых качеств (силы для штангистов, резкости для боксёров, скоростной выносливости для стайеров и т. п.), то, например, для альпинистов (как, пожалуй, для марафонцев и ходоков) требуется ещё и умение просто «ТЕРПЕТЬ». Терпеть, даже когда по всем показателям никаких сил и желания продолжать борьбу уже не остаётся, а «горняшка» - кислородное голодание - совершенно меняют психику человека, у которого возникают апатия и равнодушие к жизни, а в голове появляются «странные» мысли: «а собственно чего ради я лезу куда-то вверх и только мучаюсь…».

   В альпинизме необходимо «держать» длительный, хотя часто и бесперспективный «кураж»…  Кто ходил высоко в горы – это знает.  Это – главное!
   Выше я так подробно расписал своё заурядное и дилетантское - с точки зрения профессионалов-альпинистов - восхождение на Эльбрус лишь как некий почти забавный пример авантюризма и настойчивости в достижении цели, который, быть может, окажется полезен (за исключением упомянутых мною моих ошибок) хотя бы кому-то из моих юных потомков…

   Полагаю также необходимым дополнить  здесь (в весьма сокращённом виде) сведения об альпинизме как таковом и взгляде на него различных людей, заимствованные из Интернета, которые позволяют с разных сторон посмотреть на этот вид спорта (только ли спорта и спорта ли – не уверен…). В том числе – мало известные широкому читателю свидетельства  о разных, часто вынужденно «своеобразных», взаимоотношениях людей друг с другом в альпинистском сообществе в критические моменты восхождения («моменты истины») - от  героического самопожертвования – по мнению одних - до часто вынужденного (?) «расчётливого предательства» - по мнению других…   

   …Эльбрус, конечно, не сложная г;рушка. Его вершины покорили десятки тысяч любителей восхождений. Но и здесь по разным причинам (особенно когда не везло с погодой) погибло и по-прежнему гибнет много людей. Благодаря хорошо налаженной спасательной службе, тела погибших, за редким исключением, чаще всего удаётся всё же спустить вниз и захоронить.

   На гораздо более серьёзных склонах Джомолунгмы (Эвереста) за более, чем столетие успешных восхождений, однако,  «накопилось» более двухсот навеки замёрзших и засыпанных снегом восходителей-неудачников. Эверест – гора коммерческая, стоимость организации подъёма одного человека достигает 50 тыс. евро. Найти труп среди многокилометровых, часто отвесных, либо засыпанных спрессованным снегом склонов – практически невозможно. А спустить его вниз, когда «на карту поставлена» часто собственная жизнь, очень трудно и рискованно. Да и в профессиональном альпинистском сообществе принято спасать и тащить вниз только живых или раненых…   

   В советские времена у нас на Памире мне известен лишь один такой случай – повторного возвращения в следующем году, чтобы найти труп, спустить его «вниз» и захоронить.  В 1974 г. при восхождении советской  женской группы из 8-ми человек под руководством Эльвиры Шатаевой отважные альпинистки достигли вершины пика Ленина (7134 м.), но на обратном пути попали в ураган и все погибли на склонах. Муж Эльвиры (тоже альпинист) лишь на следующий год сумел подняться (в составе группы) к месту её гибели, отыскал (что – чудо!) в спрессованном снегу на склоне тело своей подруги, донёс  его (уже обезвоженную морозами за год и почти высушенную мумию) вниз, где вместе с коллегами-альпинистами похоронил её со всеми почестями…

   Да, многие знают, что «походы» на высокие вершины - это часто смертельно опасно. И, главное, - часто те, кто поднимаются, не всегда спускаются. В горах умирают и новички и опытные альпинисты. Но совсем немногим известно, что умершие в горах чаще всего так и остаются навсегда там, где их застигла судьба. Нам, людям цивилизации, интернета и города — по меньшей мере странно слышать, что на том же Эвересте (высочайшей вершине Земли  - 8848 м над уровнем моря) «трупов не счесть», и никто не спешит спускать их вниз. Всего на Эверест было осуществлено несколько тысяч разнообразных успешных восхождений: некоторые альпинисты совершили восхождение дважды, другие поднимались в одиночку, кое-кто  -  даже без кислорода,  некоторые (в т. ч. двое наших) -  ночью… Подъём осуществлялся по самым разнообразным маршрутам. Из России (СССР) на вершину поднялось 63 человека, не считая соотечественников, участвовавших в последние годы в коммерческих международных экспедициях – число которых неизвестно. В различных официальных экспедициях советских и российских альпинистов, организованных спортобществами, на Эверест взошло и вернулось: 11 – в 1982 г., 32 – в 1992 г. и 20 чел. - в 2004 г. Всего С 1953 г до конца сезона 2004 г.  вершины достигли 2238 альпинистов разных стран (если учитывать всех поднявшихся наверх и, в т. ч., погибших при спуске). Всего порядка 211 человек осталось на её склонах. Эверест давно превратился, по сути, в кладбище.
   ПОЧЕМУ ?

   Просматривая Интернет («Живой журнал» и др.) – описание известных восхождений на 7-8-ми тысячники - наткнулся на любопытную «дискуссию» читателей на эту тему.  Одни осуждают альпинистов за то, что они не «хоронят» погибших, другие их оправдывают, доказывая, что в подавляющем большинстве случаев это сделать НЕВОЗМОЖНО.

   Ниже приведу некоторые фрагменты текстов (лишь с уточнением орфографии).    Речь пойдёт об альпинизме и альпинистах – вообще и, в частности, - покорявших Эверест. Как известно, первыми взошли в 1953 г. на Эверест и благополучно вернулись непальский шерп Тенсинг Норгей и новозеландец Эдмунд Хилари. Советские альпинисты взошли на Эверест впервые в 1982 г. (ленинградец Владимир Балыбердин – без кислородного баллона – и Эдуард Мысловский). Затем, вслед за ними (в той же экспедиции) на вершину взошло ещё 9 человек. Эта победа наших альпинистов подробно описана в книге «Эверест-1982, юго-западная вершина».   

   …Подъём на Эверест с учётом времени на необходимую акклиматизацию обычно занимает около 2-х месяцев. Квалифицированное и правильно организованное восхождение (независимо от степени его успешности) - это целая эпопея с использованием многочисленных помощников (шерпов) и челночными подходами-переходами для вспомогательных операций – выбором мест и установкой промежуточных лагерей, организацией снабжения и перетаскиванием тонн грузов – палаток, баллонов с кислородом, альпинистского снаряжения и продуктов… Страны, на территории которых находятся подступы к вершине, берут большие деньги только за право восхождение на вершину (независимо от его успешности).

   Многочисленные экспедиции из различных государств весьма жёстко конкурируют за приоритет восхождения по различным сложным маршрутам на Вершину Мира. 
   Вся почти вековая история попыток  восхождения на Эверест изобилует многочисленными часто драматическими примерами побед и поражений Человека в поединке с Горой.
…«Эверест — это современная Голгофа. Тот, кто идет туда, знает — у него есть шанс не вернуться. Рулетка с Горой. Повезет — не повезет. Не все зависит от тебя. Ураганный ветер, замерзший клапан на кислородном баллоне, неправильный расчет времени, неожиданная лавина, постепенное истощение и пр. …Эверест часто доказывает людям, что они смертны. Хотя бы тем, что когда поднимаешься видишь тела тех, кому уже больше никогда не суждено спуститься».

   Как пишут практически все альпинисты, побывавшие на вершине, тела погибших зачастую остаются на склонах горы из-за трудностей, связанных с их эвакуацией. Некоторые из них даже служат ориентиром для альпинистов. Так тело индуса Цеванга Палжора, погибшего в 1996 году, отмечает высоту в 8500 метров и даже имеет свое название — «Зеленые ботинки» — по ярко-зелёной обуви погибшего.
   Высота, как неразгаданная тайна, всегда притягивала человека.
И много драматических сюжетов на пути к вершинам хранит история восхождений.

   «Зачем вы идёте на Эверест?» спросили у Джорджа Мэллори. «ПОТОМУ, ЧТО ОН ЕСТЬ». Почти аналогичный ответ спустя 45 лет дал американский космонавт Нейл Армстронг на вопрос «почему Вы захотели попасть на Луну». Он ответил - «ПОТОМУ ЧТО ОНА ТАМ, А МЫ ЗДЕСЬ».

   …«Многие считают, что англичанин Меллори первым покорил вершину и погиб уже на спуске. В 1924 году связка Мэллори-Ирвинг начала штурм. Последний раз их видели в бинокль в разрыве облаков всего лишь в 150 метрах от вершины. Затем облака сошлись и альпинисты исчезли.    Загадка их исчезновения, первых европейцев оставшихся на Горе, волновала многих. Но чтобы узнать, что случилось с альпинистом, потребовались многие годы. В 1999 году очередная экспедиция наткнулась на множество тел, погибших за последние 5-10 лет. Среди них обнаружили Мэллори. Он лежал на животе, распростершись, словно обнимая гору, голова и руки были вморожены в склон.
   Его напарника - Ирвинга так и не нашли, хотя обвязка на теле Мэллори говорит о том, что пара была друг с другом до самого конца. Веревка была перерезана ножом и, возможно, Ирвинг мог передвигаться и, оставив товарища, умер где-то ниже по склону.

   …Известная трагедия, потрясшая многих, произошла в мае 1998 года. Тогда погибла супружеская пара — Сергей Арсентьев из России и Френсис ди Стефано. Проведя на 8200 м три ночи (!), они вышли на восхождение и взошли на вершину. Восхождение было совершено без использования кислорода. Таким образом, Френсис стала первой американской женщиной и всего второй за всю историю женщиной, совершившей восхождение без кислорода.

   Но во время спуска супруги потеряли друг друга. Он спустился в лагерь. Она — нет. На следующий день пять узбекских альпинистов шли на вершину мимо Френсис — она еще была жива. Узбеки могли помочь, но для этого надо было отказаться от восхождения. Хотя один их товарищ уже взошел, а в этом случае экспедиция уже считается успешной. На спуске встретили Сергея. Сказали, что видели Френсис. Он взял кислородные балоны и пошел её искать. Но пропал. Наверное сдуло сильным ветром в двухкилометровую пропасть.
   На следующий день идут трое других узбеков, три шерпа и двое из Южной Африки — 8 человек! Подходят к ней — она уже вторую холодную ночевку провела, но еще жива! Опять все проходят мимо — на вершину.

   Иначе повёл себя британский альпинист  Вудхолл и его напарница Кэти.
   «Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 км, всего в 350 метрах от вершины, – вспоминает Вудхолл. – Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное, чтобы спасти умирающую. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров…
   Нам не сразу удалось добраться до нее, хотя она лежала и близко. Двигаться на такой высоте – то же самое, что бежать под водой... Обнаружив её, пытались одеть женщину, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу и все время бормотала: „Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня“... Мы одевали ее …два часа. Сил у нас тоже уже не было. Моя концентрация внимания была потеряна из-за пронизывающего до костей дребезжащего звука, разрывавшего зловещую тишину, – продолжает свой рассказ Вудхолл. – Я понял: моя напарница Кэти вот-вот и сама замерзнет насмерть. Надо было выбираться оттуда как можно скорее. Я попытался поднять Фрэнсис и нести ее, но это было бесполезно. Мои тщетные попытки спасти ее подвергали риску Кэти. Мы ничего не могли сделать…».

   …«Не проходило и дня, что бы я ни думал о Фрэнсис. Спустя год, в 1999-м, мы с Кэти решили повторить попытку добраться до вершины. Нам это удалось, но на обратном пути мы в ужасе заметили тело Фрэнсис, она лежала точно так, как мы ее оставили, сохранившись под влиянием низких температур. Такого конца никто не заслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова, чтобы похоронить Фрэнсис. На подготовку новой экспедиции ушли 8 лет. < Через эти 8 лет > (!!! – ЮБ) я завернул Фрэнсис в американский флаг и вложил записку от сына. Мы столкнули ее тело в обрыв, подальше от глаз других альпинистов. Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать хоть что-то для нее." Так писал потом Йен Вудхолл.     Вот всё, что смогли сделать эти люди…

   Через год было найдено и тело её мужа - Сергея Арсеньева: «Прошу прощения за задержку с фотографиями Сергея. Мы определенно его видели — я помню фиолетовый пуховый костюм. …Я думаю, это — он» - сообщил Джек Нортон, участник экспедиции 1999 года.

   …В 1996 году группа альпинистов из японского университета Фукуока поднималась на Эверест. Совсем рядом с их маршрутом оказались трое терпящих бедствие альпинистов из Индии — истощенные, занедужившие люди попали в высотный шторм. Японцы прошли мимо. Спустя несколько часов все трое погибли.
 …Страшные кадры канала «Дискавери» в сериале «Эверест — за грянью возможного»: когда группа находит замерзающего человека, снимает его на камеру, да лишь интересуется именем, оставляя умирать в одиночестве в ледяной пещере…
 …«Трупы на маршруте – хороший пример и напоминание о том, что надо быть более осторожными на горе. Но с каждым годом восходителей всё больше, и по статистике трупов будет с каждым годом прибавляться. То, что в нормальной жизни неприемлемо, на больших высотах рассматривается как норма». Так пишет Александр Абрамов.

   …МНОГИЕ ЧИТАТЕЛИ-ОППОНЕНТЫ ВОЗМУЩАЮТСЯ «ВАРВАРСКИМ» ПОВЕДЕНИЕМ АЛЬПИНИСТОВ НА БОЛЬШИХ ВЫСОТАХ -  НЕ СПАСАЮЩИХ СВОИХ УМИРАЮЩИХ «КОЛЛЕГ». ИМ ОППОНИРУЮТ АЛЬПИНИСТЫ – ЛЮДИ, НА СЕБЕ ИСПЫТАВШИЕ ВЛИЯНИЕ ВЫСОТЫ… Ниже – фрагменты текстов их дискуссии» в Интернете.

   …«В таких  экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера… Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил». Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров» - говорит японец Мико Имаи.

   …«В горах несколько иные правила. Хорошие или плохие — не мне и не из дома судить. Порой мне кажется, что в них очень мало человеческого, но даже будучи на пяти с половиной километрах, я чувствовал себя не слишком хорошо, чтобы, к примеру, волочить на себе что-либо весом килограмм под пятьдесят. Что уж говорить о людях в Зоне смерти — высоте восемь километров и выше».

   «И это главная причина, почему альпинисты проходят мимо терпящих бедствие на реально большой высоте (7-8 и более километров). Спасти невозможно. Никак. Начнешь спасать — погибнешь сам. 100%. Без вариантов.»

   «Показательный пример на эту тему: однажны, несколько лет назад, спасали альпиниста из-под пика Ленина (7134 м). Спасателей было 20 (!) человек. Руководил процессом один из лучших альпинистов России. И это достижение. Сложись все чуть иначе — меньше людей или другой руководитель — и у человека не было бы шансов».

   «А Эверест —  это 8848 м. Кто не был на высоте тот не поймет или не поверит, но каждый шаг там — это баланс между жизнью и смертью. Это для вас - пустые слова. На самом деле все так и есть. Не везде работает привычная логика. И понять это сидя за компьютером не получится».

   «Корабельный устав времен ВОВ запрещал одному кораблю заниматься спасением второго, если тот терпит крушение от действий противника (атакован авиацией, торпедирован и т.п.). Связано это с тем, что если будет оказываться помощь, то уцелевший корабль автоматически становится мишенью и тогда погибнут два корабля вместо одного. У подводников живых людей задраивают в терпящем бедствие отсеке подводной лодки — или погибнет один отсек, либо весь экипаж.»

   НО АПОЛОГЕТЫ АБСТРАКТНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА НЕ УНИМАЮТСЯ:
   «Альпинизм со всеми ужасами, описанными во многих статьях, — это добровольный идиотизм».
   «Мы не члены клуба бессмысленных самоубийц. Я готов рисковать жизнью — но мне для этого нужна цель, польза для себя или других людей. Есть много профессий, где риск — ежедневное занятие. Но все они как правило ОСМЫСЛЕННЫ».
   «Ну был ты на «верхушке мира» — и хрен ли тебе с этого?  Разве стоит ради этого гибнуть? Так что с этой точки зрения — спасать их и не надо. Они ведь обратно полезут через год… И опять, пока однажды не свалятся в пропасть».
   «Есть свойство у всех «адреналинщиков» — они суеверны. Всех погибших они как бы не замечают (хорошо показано в одном фильме про парашютистов-спортсменов), вычеркивают из сознания.  Иначе им нельзя — если пустить в душу ужас чужой смерти, то и свой риск, адреналин, позитив, «лучше гор могут быть только горы», превращается в обычное ожидание НЕМИНУЕМОГО конца. Поэтому они закрывают глаза на чужую смерть».

    «Ребята альпинисты! Вы тут так все пишите… вроде бы правильно, НО!
Просто объясните — зачем вы тогда туда идете? Зная, что там такие правила… Вы же их принимаете и считаете в своем кругу их нормальными? Скажите — ЗАЧЕМ?
В чем прикол? За что платить такую цену? Цену, которая не вписывается в понятия тех, кто внизу, которых вы обвиняете в непонимании?».
    «…У героев-альпинистов — это не компетентность, это болезнь, адреналиновая наркомания и желание стать героем. И тут каждый ищет свою «русскую рулетку» — кто использует героин, кто дробовик. Альпинисты — скалу и веревку.»
    «На высоте одним из проявлений «горной болезни» является так называемый апатико-абулический синдром. Полная потеря воли и желаний, в том числе и к сохранению собственной жизни. И дело в том, что чем больше высота, тем сильнее этот синдром проявляется...».
   
   «И еще один момент. На тему проведения спасательных операций. Задумайтесь над ощущениями человека, который устает даже просто от дыхания. То есть сам процесс дыхания вызывает утомление. Когда вам тяжело — вы останавливаетесь, чтобы отдышаться. А здесь это невозможно, ибо просто дыхание уже само по себе тяжелая работа. Так что усилия, потраченные человеком, чтобы на такой высоте, скажем, - «просто» сбросить труп в пропасть — это уже в некотором смысле «героизм». Он затратил на это столько сил, что они могли стоить ему жизни».

…В Интернете можно найти ещё много ссылок, которые стоит прочитать, прежде чем судить об альпинистах…
   «…Да как вы поможете человеку, у которого отек мозга, он даже имя своё назвать не в состоянии… или отморожены ноги… отек легких и пр. Если человек не может сам идти на такой высоте, нет смыла его спускать… Это сможет сделать только специально снаряженная и  подготовленная группа, идущая туда только ради этого, а это стоит не одну десятку тысяч долларов и то если погода позволит, да и не факт, что человек вобще выживет... А обычному альпинисту, ХОТЯ БЫ САМОМУ СУМЕТЬ СПУСТИТЬСЯ… Вам, сидя у монитора, легко рассуждать о гуманности и о других человеческих ценностях… но в реальных ситуациях все по другому…».
   «Идти вниз часто бывает более сложно, чем восходить. Это тоже большая нагрузка, учитывая истощение, усталость, холод. Ну просто невозможно небольшой, не подготовленной группе спустить пострадавшего с такой высоты. НЕВОЗМОЖНО!!!!!!!!!!».

   «Человек, который реально был там… Рассказывал, чуть ниже есть штурмовой лагерь, так вот отойдя метров на 150-200 от него можно наткнуться на кучу трупов… Это как раз те люди, которых либо смогли спустить чуть ниже, либо они сами как-то добрались… но все и умерли от отека мозга, легких, отморожений и пр. Спускать их ниже нет никакого смысла… хоронить просто негде...  Так и лежат припорошенные снегом альпинисты со всего мира…».

   «Для понимания происходящего хочу обратить внимание на важный аспект высотного альпинизма. Человек высоко в горах испытывает ТЯЖЕЛУЮ ГИПОКСИЮ. Из за этого там трудно не только ходить, но и правильно воспринимать окружающее, думать, принимать решения, избегать ошибок. Иногда встречаются описания субпсихопатических состояний.  Предполагаю, что психозы там … не редкость, хотя они об этом и не пишут. Очевидно, ряд смертельных ошибок они совершают из за этого. Так что наивно ожидать от человека бредущего как зомби на автопилоте к вершине каких то глубоких моральных рассуждений и глубоко нравственных поступков».

    «Не спасают, потому что ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОГУТ, а не потому, что не хотят!»
    «Желание критиковать, осуждать, хамить в своих блогах и пускать желчь по любому поводу - <неистребимо>. Какое  вам дело до альпинистов, спелеологов, яхтсменов, путешественников и любых первопроходцев? Действительно — сидите в своей вонючей прокуренной комнате  и видите мир не с высоты горы, а  с мятой и грязной постели. Окружают Вас не покоренные хребты и горные дали, а рваные вонючие носки; дышите вы не чистым воздухом свободы, а вдыхаете прокуренный воздух; пьете не талую чистейшую воду, а запиваете свое похмелье хлорированной водой  из под крана; окружают вас не мужественные и красивые люди, а такие же скрюченные убожества, убогие дегенераты. Вам страшно прыгнуть с парашютом - зачем, это опасно и глупо. Зачем слетать с гор на лыжах, действительно — к чему ненужный риск и трата денег. Мне не жаль вас, живите, как хотите, но откуда у вас это желание лезть в чужую жизнь, осуждать чужие поступки, ведь вы же ничего не понимаете, ничего не видели, ничего не хотите знать и ничего не хотите понять. Вы невежественные и неумные потребители доступных благ, какое вам дело до людей, которые решили жить по-другому и заметьте, вам не мешают, с собой идти не заставляют».

   «Сложно судить тем кто не был на высоте. Чтобы понять состояние человека и его возможности в горах, надо испытать это. Даже с Эльбруса спустить тело очень сложно, а с Эвереста практически невозможно.
    «Если человек провёл сутки или двое на горе без баллонов, то спасать его уже бесполезно, в любом случае мозг уже повреждён. Ты не будешь спасать чужую жену и бросать умирать свою. Это норма. «На самом деле нет там ни черта на той вершине, как нет ни на одной вершине. Цель всегда ничтожна, ВАЖЕН ПУТЬ».

   Наконец, пишет женщина-альпинистка: «Меня бесит тупость людей, которые пишут о бесчеловечности «Вот я бы......». Да ты бы первый обосрался и прошел мимо. Я БЫЛА в горах не раз и знаю точно, что провести спасательные работы  при таких раскладах нереально!!!
А вы со своим героизмом закройте рот, точнее - уберите руки от клавиатуры и идите спокойно спать в свои мягкие, теплые постельки».

   …Итак, «подведём итоги» : «Как говорят мудрые тибетцы — через 99 лет ВСЕ живущие сегодня умрут. ВСЕ! Так зачем так волноваться-то?»  Такой, вот, «букет» мнений.
   Всё это полезно знать всем вступающим в жизнь и/либо продолжающим активно существовать и действовать в нашем «адреналиновом» мире…

   …О своём личном отношении к «восхождениям» я могу сказать лишь следующее. Даже чуть-чуть «прикоснувшись» к этому трудному, но прекрасному и благородному увлечению (занятию или виду спорта – как хотите), я  навсегда проникся огромным уважением к мужественным людям – альпинистам, посвящающим ему (независимо от мотивов) лучшие годы своей жизни. Сам всегда, как по работе, так и при случае старался не пропускать возможность подняться на очередную «высоту». Их в моём скромном «послужном списке» совсем немного: кроме Эльбруса и безымянных 3-4-х тысячных склонов на западных отрогах Хан-Тенгри (на Тянь-Шане), это действующие камчатские вулканы -  кромки кратеров Ключевского (4835 м),  Авачинского (2742 м), и курильского Тяти (1819 м), а также выступающий некк - 888 м – вулкана Менделеева. Оба последних – на острове Кунашир. Там опасны ядовитые фумаролы. Купался я (и  чуть не утонул) в горячей кальдере вулкана Головнина… Было дело.
   Также ещё были «домашняя» Говерла (2061 м) в Карпатах - ну и разная «мелочёвка»: простые «горки-тысячники и полуторатысячники»  на Сихотэ-Алине в Приморье (Снежная, Берёзовая и Тёмная), которые довелось посещать по работе. 

   Признаюсь: какое-то подспудное патологическое (почти «животное») стремление к экстриму при этом имело место быть всегда…  О чём это может говорить?
   Думаю – это, конечно, вовсе не безрассудная лихость или, тем более, врождённая бездумная храбрость. Скорее, возможно, это отражает какой-то комплес неполноценности и более сродни  заложенному у некоторых  на уровне подсознания стремлению к суициду… Вот так-то! Наверное в свои годы имею право высказать и такое мнение.

   Для инвалидов и стариков – восхождения это, скорее, источник самоутверждения… так, 23 мая 2013 года 80-летний японский альпинист Юичиро Миура стал самым старым человеком, покорившим Эверест. Миура ранее уже «покорял» его до этого - последовательно в возрасте 70 и 75 лет.
   Новозеландец Марк Инглис в 2006-м году тоже покорил Эверест. Но удивительно не это, а то, что еще двадцать лет назад он лишился обеих ног(!). Благодаря жене Инглиса, журналистам стало известно, что он всю жизнь мечтал о восхождении на самую высокую точку планеты. И осуществил свою мечту! Слава таким героям!!!

   …Как бы то ни было – что есть, то есть - я до сих пор почему-то всегда интересуюсь новостями спортивной альпинистской хроники, читая захватывающие описания восхождений как самые увлекательнейшие детективы…
    Убеждён: каждый человек в своей жизни обязательно должен хотя бы немного «походить» в горах. Чтобы отчасти осознать, прочувствовать и «понять высоту». Познать прекрасный мир и красоту горных вершин …
   Также как, быть может, хоть раз в качестве дайвера-любителя погрузиться в морские пучины, чтобы увидеть удивительный подводный мир – как это сделал я впервые в свои 75 лет…
   Человек должен пройти испытание МАТЕРЬЮ-ПРИРОДОЙ и научиться преодолевать себя!
   Желаю успехов вам, мои потомки !
   Будьте удачливы и счастливы в своих увлечениях!
    
   В заключение главы – предлагаю видео в сопровождении песни «Прощание с горами» из кинофильма «Вертикаль» в исполнении В. Высоцкого
http://www.youtube.com/watch?v=oztG4gSH-k8
(вставить в верхнее окошко Яндекса, затем кликните на словах «вставить и перейти»)

   Посмотрите и послушайте – не пожалеете: если предыдущую и эту главы Вы читали без перерыва - на одном дыхании (прониклись темой), то этот клип будет достойным завершением впечатления от них.


Рецензии