Тайна я, ч. 5

Я и Не-я
В «Начале» мы пришли к выводу, что само существование чего-либо, в том числе наше, довольно условно, гипотетично, впрочем, как и несуществование. Проще говоря, мы существуем каким-то присущим только нам образом, а не абсолютно. Квантовые объекты и вселенные существует своими иными присущими им способами, формами, модусами. Абстракции существуют своим присущим им способом. При этом пифагорейцы и платоники приписывают им почти абсолютный модус существования. Идеи и мысли существуют посредством коллективного сознания (хотя определить, что есть сознание, не так-то просто). А ещё есть и бессознательное, коллективное и индивидуальное. Существование там подобно существованию в сумбурном фантасмагорическом сне. Тогда как есть сны, в которых работают индивидуальное и коллективное сознание. «Попробуйте во всём этом разобраться!» Волновые функции и операторы рождения и уничтожения частиц в квантовой теории существуют также своим способом, причём они сами как раз и определяют степень вероятности существования в каждой области физического пространства, а в релятивистской теории – в каждой области пространства-времени.
       Но вернёмся к себе, поскольку всё это кажется нам, преломляется через нас и существует своими отпечатками в нас. К сожалению, нами управляют не только разумные логические абстракции и научные и философские понятия, но и животные инстинкты и рефлексы, а также странное коллективное бессознательное и совершенно безумное и порой безудержное подсознание с довольно иногда криминальными и страшными желаниями и чувствами. Наше подсознание (я вовсе не утверждаю, что знаю определённо, что это такое, а только в рамках гипотетической догадки ввожу это как нечто условно существующее понятие,  и даже ещё не понятие, а просто обозначающий эту туманную сферу термин) имеет, видимо, генетическую запись (я уверен, что моя гипотеза, что наследственность записана не только на ДНК и РНК, а ещё и на другие носители (например, глии и т.п.), в скором времени подтвердится) разных информационно сжатых моделей (архетипов) индивидуальностей (что такое индивидуальность, мы также определённо не знаем) и вдобавок постоянно записывает всё, с чем соприкасается, экспериментирует, всё, что видит, слышит, обоняет, ест, пьёт, пробует, думает, всё и всех, чем и кем обладает, владеет, пользуется, а также всё и всех, что и кого теряет…
      Следуя исторической традиции подобных исследований, я всё же вынужден назвать нашим «Я» наше самовыделение из среды с последующим самоощущением, самопознанием в нашей телесной оболочке, - нашим «Я», неким самоощущающим, самовыделяющимся и самообособляющимся концентратом нашей индивидуальности. В этом Я трепещет жизнью клубок нашего самосознания, подсознания, вбираемого нами коллективного бессознательного и коллективного мышления и сознания вместе с инстинктами, рефлексами, знанием, навыками, привычками. Но главное, предполагаемое самим обозначением и введением в мыслительный оборот этого Я, конечно же, диалектическое противопоставление себя и остального мира. И в этом уже есть нотка: «я не такой, как всё и все, - я особенный, выделенный, избранный». Но это уже вывод, а предыдущий шаг осознания: «Я себя чувствую, чувствую как целое. Мне больно, хорошо, смешно, грустно, а остальному миру как-то не так». А ещё раньше открытие и откровение детства: «Что-то есть. О, это Я! Это же мой пальчик! Я его могу засунуть в рот. Я могу его сосать! Могу им двигать! Это моё! Мне дискомфортно – я кричу и плачу! Мне хорошо – я сплю. Я сосу молоко – становится хорошо. Кто-то это мне даёт. Это кто-то моё. Я закрываю глаза – меня нет – мира тоже нет – ничего нет. Открываю глаза – появляется мир. Значит, я его создаю. Я творец, создатель того, что ощущаю». Шаг за шагом следуют открытия и откровения.  «Есть Я и остальной мир. Мне больно – виновен мир. Мне хорошо – я спокоен – так и должно быть». Моё Я расширяется с каждым днём и в своей экспансии захватывает окружающих. Я их чувствую. Они мои части, но на расстоянии, более далёком, чем мои пальцы…
        К чему всё это я привожу? Чтобы показать, что наше Я и тем более подсознание развиваются и включают огромный разнообразный спектр образов и чувств, отражая, вбирая в себя, перерабатывая  всё. И поэтому  акцентуации Фрейда и Юнга  в их развёртывании определений бессознательного, подсознания и т.п. кажутся чудовищно суженными. Конечно, в силу общественно-исторического «загнания» сексуального «в угол», в глубины подсознания нельзя не ожидать бунта этого сексуального и порой фонтанирования и влияния на всю культуру, но это только один из рычагов, причём не самый главный.
         Итак, Я и Не-Я. В чём же и как развёртывается Я в противопоставлении к Не-Я?
Я кажется нам очень естественным, но на самом деле обладает необычными и даже парадоксальными свойствами. С одной стороны, оно самотождественно, устойчиво и вечно, будто вне времени и пространства, и тесно связано с памятью. С другой стороны, оно регулярно подвергается изменениям. Во сне и в болезненных состояниях часто  Я исчезает или трансформируется, или переходит в другое Я, или расщепляется на несколько Я, борющихся между собой за доминирование в самоопределении индивида. Если не концентрироваться на сво ём Я, оно уходит на задний план, тогда индивид может играть успешно или безуспешно любую понравившуюся ему чужую роль или выдуманную им роль, хотя в любом случае роль конструируется из заимствованных частей и слоёв. Я обладает целым спектром и иных необычных свойств, например, может ассоциировать и связывать себя с некоторым зафиксированным конкретным видом тела и отвергать, не воспринимать или критически воспринимать другие виды того же тела. Но мы не будем обсуждать здесь все свойства Я. Будем считать, что мы имеем некоторое рабочее определение Я, вытекающее из предыдущих рассуждений. И перейдём к переопределению иных понятий через Я, чтобы показать оправданность, целесообразность и эффективность самого ввода этого понятия в научный обиход.
       Если Я не восстанавливается, если его нет, значит, исчезло сознание в смысле контроля тела, или возникло серьёзное расстройство психики, т.е. состояния жизни, здоровья определяются через состояние Я. Через Я определяются и другие важные показатели: состояние памяти, способности, возможности коммуникации и творчества…
Важнейшие функции Я: анализ, отбор, принятие, отказ от принятия, переработка, присвоение или отторжение знания, перевод в память  знания, осуществление когнитивных форм переработки информации.
      Часто с Я отождествляют душу, но существование души в общепринятых рамках не более чем неудачная и примитивная гипотеза. Как мы уже показали в прежних работах, мировые религии ошибочно материализовали душу и даже дух, ассоциируя душу не с программой, а с дыханием. Прекращение функционирования Я  может быть результатом прекращения каких-то важных функций тела, что вовсе не доказывает и не требует наличия души. Свет в конце туннеля в видениях впадающих в кому имеет полную аналогию с гашением света на экране монитора, конец работы которого означает всего лишь прекращение соответствующей функции. Из других наших работ следует признание наличия души как многослойной и ступенчатой программы, записанной не только в наших клетках, но и во вселенной, и формирующей наше Я и управляющей нашим Я, но это намного сложнее, чем представляют в мировых религиях и прежних учениях.
      Через Я определяются и фундаментальные отношения к миру, к Не-Я. Прежде всего, с детства человек пытается осваивать мир, присваивать, подчинять, использовать его. Экспансия  своего Я, продление своего Я во времени и пространстве, продолжение и перенос своего Я на ближайший мир, нахождение или ненахождение общего языка и общих интересов являются естественными процессами сожительства Я и Не-Я.
      Я не только осваивает и преобразует, но ещё и создаёт, творит. Я часто осознаёт себя Творцом, Богом. Но в какой степени Я является богом, в такой же степени является рабом (тут я не имею в виду социальный смысл и контекст). Я является покорным исполнителем, рабом приходящих мыслей и программы индивида в целом (да и попробовало бы Я хоть немного отклониться – оно бы стало тут же саморазрушаться в неразрешимых противоречиях и муках). Вместе с тем и программу и мысли Я присваивает и действует от своего имени  как бог и распространяет, транслирует и программу, и мысли как бог. И естественно, что с раннего детства ребёнок стремится распространить своё Я на родителей, родственников, близких и всё окружающее. Встретив сопротивление, противодействие, Я может разочароваться, враждовать, игнорировать или временно смириться и допустить «бесконтрольное» существование Не-Я. Вот тут-то и кроются определения Любви и Дружбы через Я. Любовь – это продолжение своего Я на другого человека и безоговорочное принятие этого Я другим. Но парадокс в том, что другой часто хочет того же. Соотношение «бог-раб», «любящий-любимый» исторически сложились с самого начала и лишь временно могут допускать симметрию или равенство сторон.
      Идеальная любовь – это объединение двух Я в одно, когда  объединённое Я обладает безраздельно обоими телами, жизнями и т.п. Один индивид становится филиалом другого. А вот дружба в любом выражении требует всё же признания за другим тоже права на проявление, экспансию своего Я и даже соучастия в процессе творения, хотя и здесь симметрия и равенство являются частными случаями. За  другим Я в случае дружбы признаётся автономность и право на соблюдение дистанции в некотором отношении.
      Но самый интересный  случай возникает тогда, когда несколько довольно автономных и своевольных Я борются между собой за доминирование в одном индивиде или когда доминирующее Я  всевластно и не признает законов этого мира, подавляя не только другие Я, но и перестраивая мир под себя и для себя. Собственно говоря, те, кого мы называем великими личностями или гениями, относятся именно к такому случаю. Чаще всего они своё доминантное Я и называют богом, фортуной или даже случаем. Вообще, если быть точным, почти у каждого человека сейчас на Земле в силу генного смешения и накопления мутаций можно обнаружить несколько архетипов и соответствующее расщепление Я, но в большинстве случаев, это расщепление слабоконфликтное, и доминантное Я правит без войны и неразрешимых противоречий.
       К счастью, судьба не раз сводила меня с яркими гениями, в которых соотношение «бог-дьявол-раб-гений» разыгрывалось весьма драматично или трагично, а доминантное Я сильно отличалось от остальных и обладало огромной силой и волей. 
      Тема гениев очень сильно нас волнует. Ведь всё, чем пользуется человечество, пришло на ум гениям и создано благодаря гениям. Их программы определяют развитие мира.
Но это уже другая тема. Что же касается темы «Я и Не-Я», мы, как нам кажется, сказали для первого знакомства достаточно.


Рецензии