Соломинка

               
День как день. Все шло своим чередом по накатанной дорожке и слоняться среди коробок оставалось еще часа два.

- Эй, босс! Там очередной претендент пришел. Иди поговори.
- Ну, слава богу. Хоть какое-то развлечение, - подумал я. Сыграем в очередной раунд игры «Угадай человека». Что на этот раз?
Стоявший у ворот парень понравился мне сразу. Живой, умный взгляд быстрых черных глаз… Одет кое-как, та же нелепость в одежде, что стала и моей визитной карточкой...
- Пройди! – махнул я рукой парню. Он шагнул на территорию склада и я услышал, как внутри заворочались, заскрипели шестеренки арифмометра, - что-то в нем было не так.
Произнося заученный монолог об условиях работы на складе, я краешком глаза наблюдал за ним. Парень неплохо справлялся с начальным тестом.
Взгляд открытый. Предельное внимание. Частые кивки головой, но не где попало, а и именно в "правильных местах".
Все шло к тому, что он будет принят. Шло до тех пор, пока я не задал ему вопрос.

Он старался. Это бросалось в глаза. Он очень старался. Но разобрать что-либо в его ответе было почти невозможно. Было понятно лишь, что это не обычная картавость и прочие логопедические проблемы. Похоже немного на речь глухого, выучившегося говорить, но парень-то не глухой. Скорее всего, какой-то врожденный частичный паралич голосового аппарата.

Мне стало вдруг жарко. Работать здесь, где по 5-6 часов приходится выкрикивать тысячи наименований, где от ясности дикции зависит качество работы, - это было просто немыслимо. Но как сообщить об этом ему? Слова разом куда-то запропастились.

Перемена настроения, видимо, отразилась на моем лице, потому что парень вдруг с жаром начал убеждать меня, что обязательно справится. И тут я на него посмотрел. Такого взгляда, ни до, ни после, я уже не встречал. Надежда, мольба, крайнее отчаяние, горячий обжигающий жар. Он торопился высказать всё, что приготовил заранее, торопился изменить то решение, которое вдруг увидел в моих глазах. Надеялся, что оно не окончательное, надеялся, что успеет переубедить еще до того, как услышит отказ вслух.
Его торопливая речь была намного хуже, чем обычная…

Я быстро отвел глаза в сторону и …
Тут я увидел её. Она стояла у огромных ворот склада и смотрела в нашу сторону. То, что она инвалид было ясно любому и сразу. Толстенные линзы очков и, главное – лицо. Я смотрел на эту пару, воздух задрожал, извиваясь и плавясь, время дёрнулось назад и передо мной поплыла картинка…

Она: А где мы будем жить?
Он: Не переживай, будем снимать какую-нибудь комнатку.
Она: Это, наверное, сложно. А вдруг мы не сможем найти комнату?
Он: Найдем, конечно найдем! Надо будет поискать и найти что-нибудь подешевле, у бабушек. Пусть будет без удобств, но это будет наша комната. Наша с тобой, понимаешь? (обнимает её).
Она: А это будет дорого?
Он: Не знаю. Но я же буду работать! Я смогу заработать нам на жилье, не волнуйся.
Она: Мне как-то страшно. Вдруг у тебя не получится с работой? Нас, таких, не очень-то берут на работу.
Он: Я найду работу. Обещаю тебе. Обойду весь город, но найду. Ноги, руки у меня есть, голова тоже. Должны взять. Хорошие работники всегда нужны.
Она: Как хорошо, что мы встретились, правда?

Я снова посмотрел на парня. Было ясно, как божий день, что он уже обошел бессчетное количество объявлений о найме и услышал бесчисленное количество «Нет».
Я стоял, как истукан и не знал, что мне делать.
Последняя соломинка… И ею оказался я.
Я не могу его взять. Не могу. Уже надо что-то говорить, отвечать. А я не могу. Чёрт. Чёрт!

- Я не могу тебя пока взять. На данную вакансию. Но ты оставь мне, пожалуйста, свой телефон, я позвоню, когда будет другая вакансия. У тебя есть телефон?
- Да! Да, есть! Если трубку возьмет мама, попросите Сергея.
Сергей…
Теперь я уже знаю, как его зовут…
Чёрт... Было бы лучше этого не знать…
Господи, ну что за мысли у меня...
- Хорошо. Я обязательно позвоню, когда будет, что предложить.

Боже, он так радовался этой крохотной победе!
Отчасти наверное потому, что теперь ему уже есть, что ответить, когда Она спросит:
- Ну, как? И здесь «нет»?
- Меня почти взяли! Видишь, вот тот дядька, зав. складом – очень хороший человек. Обещал позвонить, когда подберет для меня место.

Прошло уже много лет.
Очень хороший человек так и не позвонил. Телефон со временем тоже затерялся.
А лицо Сергея и его отчаянно-пронзительные глаза до сих пор иногда приходят. Приходят и смотрят. И спрятаться-то негде…
Когда я вижу их, пытаюсь убедить себя, что у этой семьи сейчас все хорошо. Получается не очень…
               


Владивосток    2002 г.


Рецензии