Искусство и искусствоведы - 2



2

Искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности демократично.
Даже в армейской среде есть элементы демократии, свободы, равенства равных
и воинского братства. Искусство не исключение – здесь все равны, но не все
равноценны. Мир на самом деле строится по принципу иерархии, а демократический
строй лишь одна из уловок бюрократов – так удобнее манипулировать законами.

Утопическая идея, что на гения можно выучиться до сих пор тешит умы
и прибавляет тщеславия обывателям, однако не заметно, чтобы гениев
стало больше. Из тупой обывательской среды может вырасти только еще
болеетупой и амбициозный бюрократ. Мастерство дорогого стоит.

В старые времена обучение в мастерской стоило один талант золота (что-то около 13.5 кг.)и продолжалось в среднем девять лет – отсюда и выражение «не зарывай таланта в землю» (не путать с библейской притчей). Но мастера не держали двери своих мастерских широко распахнутыми, мастера сами выбирали себе учеников. Поэтому талант как мера веса со временем приобрел иное значение – способности, которые даются не многим. В средневековой Флоренции ученик после обучения у Мастера писал картину и выносил ее на площадь. Если народ оценивал его работу высоко, то он приобретал статус мастера и получал право открыть собственную мастерскую.
И дело тут не в том, что глас народа – это глас божий, и даже не в самом народе.
Дело в том, что представляла собой средневековая Флоренция...

Ученик, таким образом, был на полном обеспечении у мастера, и плата была
не так уж и высока…

Виктор Соснора. Продолжение Пигмалиона..
_________________________________________________________

Теперь – тебе: там, в мастерской, маски,
тайник и гипс, и в светлячках воздух,
ты Галатею целовал, мальчик,
ты, девочка, произнесла вот что:

«У нас любовь, а у него маски,
мы живы жизнью, он лишь труд терпит,
другую девочку – он мэтр, мастер! –
ему нетрудно, он еще слепит».

Так лепетала ты, а ты слышал,
ты пил со мной и ел мои сласти,
я обучал тебя всему свыше,
мой мальчик… обучи ее страсти.

Мой ученик, теперь твоя тема,
точнее – тело. Под ее тогой
я знаю каждый капилляр тела.
Ведь я творец, а ты – лишь ты. Только

в твоей толпе. Теперь твоя веха!
И молотками весь мой труд, трепет,
и молотками – мой итог века! –
«Ему не трудно, он еще слепит!»

Теперь – толпе; я не скажу: «Стойте!»
Душа моя проста, как знак смерти.
Да, мне не трудно, я слеплю столько
скульптуры – что там! Будет миф мести!

Теперь убейте. Это так просто.
Я только тих. Я только в труд – слепо.
И если бог меня лепил в прошлом,
Ему не трудно, он еще слепит…

. . . . . . .

Несколько вольная трактовка, но и достаточно точная.
Толпа не очень любит Мастеров.












.


Рецензии