Талантливый мошенник

       
Меня зовут Людмила Алексеевна Иванова. Живу я довольно скромно, уединённо, по возможности избегая гламурных тусовок и не встревая ни в какие общественные движения. Для поддержания жизненного тонуса  не лишаю себя удовольствия поболтать с друзьями по SKAYPу,  «гуляю» по литературным сайтам в интернете,  держу постоянно включённым «Эхо Москвы» с приглушённым звуком, но так, чтобы не упустить интересную новость или передачу.  И читаю, читаю, читаю…  Мне подарили электронную книгу, и от общения с этим чудом техники я испытываю непередаваемый кайф. А как же! В маленьком устройстве размером с тонкую записную книжицу можно уместить огромную библиотеку! Можно добавлять и добавлять произведения полюбившихся авторов.
К тому, чтобы  взяться за перо, меня побудило вспыхнувшее в сознании событие, произошедшее со мной полгода назад. Событие было бы  не столь жизненно важным, если бы не повлекло за собой цепь душевных переживаний и не лёгких жизненных ударов.

В тот день после предшествующих многочисленных телефонных звонков, милый девичий голосок  вновь обещал удивить новейшим чудом техники – заморским пылесосом и даже произвести полную чистку всей квартиры.
Жуткие девяностые годы, когда круто изменилась обстановка в стране и все моральные устои были перевёрнуты с ног на голову, отучили нас от наивной доверчивости.  Я категорически отказывалась от любых услуг на дому. Но Настя, обладательница милого голоса, была предупредительно настойчива:  «Людмила Алексеевна, - нежно ворковала она в трубку, - вы же ничего не теряете, услуга совершенно бесплатная».
Мне давно хотелось расстаться со своим хромоногим, скрипучим и от старости капризным  «Уралом», в последнее время больше исполняющего роль пуфа, чем пылесоса.
Я подумала, что извлеку немалую выгоду: мне на совесть почистят ковёр, и я разберусь, наконец, что же делать с диваном. В своё время соседи, надумав заняться ремонтом в своей квартире, решили избавиться от мебели.  Мне достался диван, к сожалению, в плачевном состоянии: разобран на части, с неработающим пружинным механизмом. Кое-как мне удалось с помощью другого, рукастого соседа собрать диван, поставить его на колёса. Но, увы, никакой чистке он не поддавался. Вероятно, мощности моего  допотопного «Урала» не хватало: что-то мучнисто-белое  пробивалось через красивую велюровую обивку  и с великим трудом поддавалось потом влажной губке. Лишаться дивана не хотелось, слишком хорошо он вписался в мой интерьер, и поначалу расстроившись, я тешила себя надеждой на то, что со временем приобрету новый пылесос, и всё образуется.
Итак, проблемы с диваном побудили меня сдаться уговорам Насти. Но я задала ей единственный вопрос: 
– А вам, то есть вашей фирме, какой интерес от этой услуги?
– Наша задача в том, чтобы рекламируя товар и находя заинтересованных лиц, внедрить его в рынок, – ответила Настя.
Логично, – подумала я и с уверенностью в личной выгоде, дав согласие,  стала поджидать представителя фирмы.

Я встретила его на лестничной площадке четвёртого этажа, ещё сомневаясь в том, захочу ли впустить незнакомого человека в дом, слишком много дурных слухов витало в воздухе.
Он был молод, красив, изящен и стремителен. Легко взлетая по ступенькам неширокого лестничного пролёта моей пятиэтажки, будто и не было в его руках объёмной коробки и не менее габаритной сумки, он успел поздороваться и представиться – Антон. На груди его красовался бейджик с названием фирмы. Широкая улыбка, синие-синие глаза, белоснежная рубашка и сверкающие лаком туфли покорили сразу. Но ещё больше он сразил меня, когда снял туфли и оказался в сверкающе чистых тонких белых носках. Хотя я тут же сообразила:  рекламный ход! 
Напрасно я думала, что этот обаятельный молодой человек сразу примется чистить мой диван. Как я поняла, его задачей  на первом этапе было продемонстрировать уникальность агрегата потенциальному покупателю и запечатлеть свои действия на смартфон, чтобы отчитаться перед хозяевами. Что делать? Рынок диктует свои законы. Недоверчивость в людских и производственных отношениях стала отличительным, неприкрытым признаком нового времени. Такое выражение, как «начальство», характерное для советского строя, кануло в лету, появились «хозяева».

Антон старался. Удивлял. Я молчаливо наблюдала. Он был словоохотлив, начиняя мою голову интересными сведениями не только о демонстрируемом аппарате. Легко меняя темы, не отрываясь от основного занятия, он с жаром рассказывал, например, о Николо Тесле. Я каким-то образом это имя связывала лишь с Тунгусским метеоритом. Возможно потому, что никогда не испытывала тяги к знаниям, связанным с электричеством.
Потом как-то вдруг он оседлал другого конька. Заявил, что учёные нашли способ изменять ДНК с помощью произносимых  слов или фраз на какой-то определённой частоте.  Я придерживалась мнения  никогда авансом не отрицать того, что не знакомо, даже если это кажется несусветной чушью, не совместимой с разумом. Скажи-ка во времена наших далёких предков  о компьютерах, о возможности говорить и видеть собеседника на другом конце земли, или о полётах человека в космос – туда, «где Бог живёт», они явно покрутили бы пальцем у виска. Но когда Антон, взахлёб рассказывая о вмешательстве в ДНК, заявил, что учёные словесными образами сумели эмбрион лягушки превратить в эмбрион саламандры, я рассмеялась: «Это что же, выходит, шулер Лысенко был прав?»

Между тем, работник мой продолжал демонстрировать скопление пыли там, где её и быть не должно. По ковру веером уже было разложено множество белых салфеток с образцами моей квартирной пыли. Вот тебе на! Я-то считала себя чистоплотной хозяйкой!  Выходит, агрегат этот действительно чудо техники?  Вида я не подала, не забывая о собственном интересе в этой истории. 
Вдруг Антон предложил мне присесть на пуф и достал новую насадку – этакий  пухлый кирпичик.  Я вслух отметила прелестный нежно-розовый цвет детали у такого мощного агрегата. Антон и тут нашёлся: рассказал, что где-то в Австралии есть озеро именно такого цвета. «Господи, – подумала я, – нынче молодые прямо кладезь всевозможных знаний. Когда и где успевают их черпать? Впору позавидовать».
Я вздрогнула и тут же замерла, почувствовав на спине сквозь довольно не тонкую ткань платья лёгкую вибрацию. Это Антон  ублажал мою спину той самой красивой насадкой – массажёром. Поняв, что я млею от удовольствия, он решил то же проделать с ногами.  Приятная вибрация прошла от ступней до коленей. Я чуть не вскрикнула: «Хочу  такую штуку!»  Но во время опомнилась: не решена проблема с диваном и ковёр не вычищен!
 
Небрежно махнув рукой в сторону дивана, я провокационно бросила:
– Это старьё никакой пылесос не возьмёт. Поролон, наверное, в труху превратился.
Антон будто только этого и ждал.
– Сейчас сделаем красиво.
Сменил насадку и прошёлся по сиденью, отчего моментально вылезло мучнистое месиво.
Я испугалась.
– Не волнуйтесь, я же сказал, сделаем красиво, - успокоил Антон.
Он был настолько уверен, что я отступила. И не напрасно: диван засиял велюровыми ворсинками, как новый. Для убедительности победитель похлопал по нему рукой.
– Прекрасно, - сказала я, - теперь закончим с ковром?
Не тут-то было. Нежно улыбаясь, Антон предложил заключить договор на приобретение чудо-агрегата.
Заранее настроенная на использование лишь бесплатной услуги и сознавая, что товар стоит явно  немалых денег, я из вежливости спросила о цене. Едва он назвал космическую по моим представлениям цену, я откровенно расхохоталась:
– Мил человек, вас что, не предупредили, к кому вы идёте? Моей годовой пенсии не хватит, чтобы рассчитаться с вами. А я ведь должна за коммуналку платить  и что-то кушать. Нет уж, спасибо. До свиданья.

О, действительно, старость наивна! Мой очаровательный гость устроил спектакль,  и я потеряла всяческие ориентиры. Он кому-то звонил, кого-то упрашивал помочь мне – ветерану труда. Помочь и ему в том числе, так как ему не хватало каких-то двух баллов в каких-то непонятных соревнованиях. Он явно пытался вызвать сочувствие с моей стороны. Успел сообщить о своей скорой свадьбе, рассказать о невесте. 

Из сознания моего выпал тот момент, когда он сумел сломать мою волю: я подписала договор с рассрочкой на два года. Необходимо было уплатить «небольшой» первоначальный взнос. В моём кошельке не было и половины той суммы,  и сердобольный Антоша согласился внести свои личные денежки в счёт моего будущего долга.
 
Опомнившись после ухода гениального работника фирмы, сбывающей забугорные пылесосы, я двое суток находилась в ступоре и лишь потом поняла, что к своему стыду – в таком-то возрасте! – попала в лапы мошенника. Очаровательного, талантливого, но  мошенника. Стыдно было поделиться своей бедой с кем-бы то ни было, тем более посвятить в это единственного сына, он бы не понял, на что я надеялась, заключая грабительский договор.

Верно говорят, безвыходных ситуаций не бывает. Со временем добрые люди помогли выпутаться из этой глупой истории.  Договор был расторгнут, правда, с потерей первоначального взноса.
Оказалось, я далеко не единственная пострадавшая.  Некоторые люди разом выкладывали все свои сбережения за агрегат, действительная стоимость которого составляла явно третью часть требуемой суммы.

Такие мальчики, как Антон, о котором  мне и сейчас не хочется плохо думать, - порождение девяностых годов нашей несчастной России. Им и в голову не приходит задумываться о том, что такое хорошо и что такое плохо. Не приучены. А жаль: талант налицо.
 
После этой истории мне стала понятна ностальгия многих людей по советскому прошлому.  Не было тогда такого откровенного мошенничества.  Не могло быть никаких пирамид типа МММ. Не было железных решёток на окнах, не было сейф-дверей, открывали на любой звонок, не заглядывая в дверной глазок. Простой обыватель жил спокойно, уверенный в том,  что с работы не будет выкинут, молодые знали, что рано или поздно на производстве выделят жильё, что детство обеспечено вниманием государства,  что бесплатная медицина с её регулярными профилактическими осмотрами следит за здоровьем граждан, в школах нет жутких поборов, стариков не считают балластом у государства. 
Теперь же рынок показал свой хищный оскал. Не всем, конечно.

Может, правы те, кто предлагает социализм – подкорректированный. Не мне судить. Я пенсионерка. Но если потребуется мой голос, прошу дать знать.

27.07.13


Рецензии
Очень увлекательно!
Тут на сайте есть Олег Юрьев - милиционер в отставке. У него столько историй о мошенниках, просто энциклопедия.

Владимир Байков   17.05.2016 11:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Непременно загляну.

Нэлли Журавлева Ектбрг   26.08.2016 12:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.