Германские и русские скандинавы

    В очерке "О норманнской Руси" я обозначил свою позицию в отношении норманнов, пришедших княжить у новгородских словен. Собственно, даже и не свою, а прямым текстом записанную Нестором, автором "Повести временных лет" в начале 12 века: в 9 веке к новгородским словенам, по призыву последних, пришли княжить из-за моря варяги-русь, чей язык со словенами – один. В результате сложилась весьма парадоксальная ситуация: собранные "норманистами" доказательства скандинавского происхождения государственности на Руси, оказались, с учётом тождества языков руси и словен, свидетельствами обитания в Скандинавии населения, родственного приильменским словенам. Заселение Приильменья датируется 7 веком. Сходство похоронной обрядности в Приильменье, проявившейся с начала 8 века, со скандинавским ритуалом захоронения кремированных останков под "сопками" – небольшими курганами – который прекратился в середине 6 века (а предки шведов при этом в Скандинавии остались), является одним из самых сильных доводов в пользу переселения, по крайней мере, части предков ильменских словен из Скандинавии.

    Одним из мотивов переселения предков словен из Скандинавии на восток Балтики я считаю экспансию германоязычных племён. Эти племена принесли на север Европы степной похоронный ритуал трупоположения, который примерно с 3 века до н.э. начал вытеснять ритуал трупосожжения тысячелетней давности. Переселение скифоидной части предков германцев с юга оставило свои археологические следы: в 4 веке до н.э. прекратила существование Лужицкая археологическая структура, а на её территории были обнаружены скифские наконечники стрел и скифские товары. Позже, на стыке эр, на севере Европы, вплоть до Норвегии, стали появляться культурные следы сарматского присутствия, описанные мной в очерке "Скандинавия и Крым – читая тезисы докладов". Эти изменения сопровождались оттоком части коренного населения Пшеворской культуры – преемницы Лужицкой культуры – на восток и юго-восток с прежних мест обитания на территории будущей Польши. В это время Балтийское море стало называться на европейских картах Сарматским. Теперь мы увидели, что и из Скандинавии начался отток населения, но начался он позже, чем с территории Польши – германская этническая диффузия на север происходила постепенно.

    Темпы этой диффузии можно оценить, сравнивая ареалы обитания свебов по текстам Цезаря, Страбона и Тацита: область их обитания за двести лет переместилась, расширяясь, от Придунавья (при Цезаре) до Балтийского моря (при Таците). Тацит удивлялся тому, что часть свебов поклонялась египетской богине Изиде, что явно говорит о южном происхождении этого германского племени.

    В процессе обсуждения этой темы со сторонниками "шведского норманизма" – то есть противниками славянской версии древнерусской государственности – ими были высказаны некоторые доводы против этой версии.

    Прежде всего было заявлено, что фраза "А словенеск язык и рускый один; от варяг бо прозвашася Русью, а первее быша Словене" говорит о том, что народ словенский и народ русский - один, названный от варягов русью, а ранее он назывался словене. Это возражение вряд ли можно считать серьёзным, поскольку в те времена понятия "язык-речь" и "язык-народ" были тождественными. Народы определялись по их языкам. Поэтому и делились на "говорящих" и прочих.

    Второй довод – антропологический, со ссылкой на слова С.Л. Санкиной:
"Результаты анализа убеждают, таким образом, что в настоящее время едва ли есть основания говорить о какой-то особенной антропологической общности балтийских славян и ранних новгородцев, по крайней мере, исходя из имеющегося набора признаков. Балтийские славяне демонстрируют гораздо больше общих черт с германцами, чем со словенами, что, может быть, объясняется взаимным влиянием этих соседствующих групп населения или общим субстратом…
.....Это говорит о том, что новгородские словене и западнославянские группы Балтийского поморья за несколько веков изменились настолько, что сходство между ними уже не обнаруживается, либо языковые параллели в данном случае не имеют отношения к антропологическому родству. Последние данные лингвистики, впрочем, также ставят под сомнение концепцию новгородско-западнославянского родства и во всяком случае допускают весьма различные толкования."

    Внимательное прочтение говорит о том, что этот довод не противоречит балтийской природе ильменских словен. Да, западные славяне времён заселения Приильменья словенами, частично смешались с пришлыми германскими племенами, об этом мы и говорим. Стоит ли удивляться возникшим за несколько веков различиям между теми, кто переселился, и теми, кто остался? Санкина не конкретизирует "последние данные лингвистики", но мы знаем, что только у кашубских и полабских славян порядок следования гласного и "плавного" согласного ([л] или [р]) в корне такой же, как в германских языках, в отличие от остальных славян: восточнославянский город Полотьскъ (ныне Полоцк) был переделан германоскандинавами в Палтескью (Palteskja), с заменой "оло" на "ал", для сравнения – ворона по-кашубски – varna, с заменой "оро" на "ар". Налицо, по-моему, германское влияние на западных славян.

    Да и вообще, С.Л. Санкина вовсе не находится на позициях норманизма. Вот её выводы к статье "О скандинавском присутствии на Русском Севере: могильник Куреваниха-2 (к историографии норманской проблемы в антропологии)":
    "Подводя итоги, необходимо отметить следующее. В настоящее время мы располагаем тремя черепными сериями скандинавского облика с древнерусских территорий. Они датируются по-разному. Шестовицкая группа относится к X веку — времени активного взаимодействия славян и варягов. Староладожская датируется XI—XII вв. — завершающим периодом масштабных славяно-скандинавских контактов. И, наконец, группа из Куреванихи существовала в XII—XIII вв., когда эпоха непосредственного норманского влияния уже отошла в прошлое...
    Сейчас невозможно установить, к какому этносу причисляло себя население, оставившее могильники Земляного городища Старой Ладоги и Куреванихи-2, на каком языке оно говорило. От ответа на этот вопрос в какой-то мере зависит, включать или не включать осевших здесь скандинавов в состав древнерусской народности.
    Исходя из имеющихся в нашем распоряжении данных, можно заключить, что в целом в антропологии населения Приладожья и Русского Севера не отмечается воздействия германского комплекса, по крайней мере столь явственного, как у славян балтийского побережья (Санкина 1995:11). Для того, чтобы оценить вероятность такого воздействия и его степень необходима достаточно репрезентативная серия (не меньше сотни черепов обоего пола) хорошей сохранности, охватывающая несколько поколений, желательно раннего времени. Изучив на таком материале внутригрупповые направления изменчивости, можно получить интересующую информацию. В настоящее время мы не располагаем подобным материалом, а следовательно, вопрос остается открытым."

    Ясно сказано, что скандинавское присутствие в Северо-Западной Руси имело место (а кто с этим спорил?), но на каком языке эти скандинавы говорили - не ясно. Кстати, значительная часть переехавших в Новгородскую Русь скандинавов - многие дружинники - имели германоскандинавские имена, с этим тоже никто не спорит.

    Далее оппонентами в ход была пущена германоскандинавская этимология имён князей Рюрика и Олега, происходящих якобы из Хрёдрикр и Хельги. В доказательство была дана ссылка на распространённость имени Rurik в Скандинавии наших дней. Прошёл по ссылке: там, действительно, написано, что Rurik – это русская транскрипция древнешведского имени Рёрик, но эта русская транскрипция встретилась в Швеции всего у 53 мужчин, а родное имя Рёрик не сохранилось вообще. В России сейчас Рюриков не меньше, судя по беглому просмотру поисковика, а в Польше это имя ещё более распространено, о чём я прочитал у Петра Золина, доктора исторических наук, автора "Прозы.ру".
    Но здесь важна не распространённость имени Рюрик-Rurik. Важно, что в случаях, когда речь идёт о дружинниках германоскандинавского происхождения, то их имена пишутся норманистами "как есть", а вот имена первых князей "этимологизируются". Рюрик становится Хрёдрикром, Олег (Ольгъ) – Хельги, а Игорь (Ингорь) – Ингваром. Я ничего не имею против германской этимологии этих имён: "предки" этих имён, возможно, таковыми и были (хотя у имени Ольгъ словом-источником может быть древнерусское льгък "лёгкий"), но ведь имеет значение, как эти имена в то время звучали, а не от чего они происходили. Сравните: если человека зовут Георгий (имя древнегреческого происхождения), то ясно, что это русскоговорящий человек, если Хорхе (имя того же происхождения) – то житель испаноговорящей страны, если Джордж – то англоязычный человек. Ни одного из них мы не назовём греком. Так вот в древних источниках норвежский принц Харальд, служивший князю Ярославу, так и называется - Харальд, с чего же русский князь-варяг, записанный, как Ольгъ, должен считаться германоскандинавом Хельги, каким бы ни было происхождение его имени?

    По ходу дискуссии я вспомнил об отчёте финских генетиков, исследовавших выборочно население Швеции на предмет сравнения с населением соседних стран. И решил его перечитать. Нашёл интереснейшие данные, которые и привожу ниже.
Статья называется так: Swedish Population Substructure Revealed by Genome-Wide Single Nucleotide Polymorphism Data, авторы: Elina Salmela, Tuuli Lappalainen, Jianjun Liu, Pertti Sistonen, Peter M. Andersen, Stefan Schreiber, Marja-Liisa Savontaus, Kamila Czene, P;ivi Lahermo, Per Hall, Juha Kere, февраль 2011 г.
Цитирую английский текст и передаю смысл на русском.

    "Genetically the Swedes have appeared relatively similar to their neighboring populations - for example the Norwegians, Danish, Germans, Dutch and British"
    "Генетически шведы оказались относительно похожими на население соседних стран – например, на норвегов, датчан, немцев, голландцев и англичан".
    Вполне ожидаемый результат для германоскандинавов.

    "In contrast, the Finns seem to be an exception to this rule: they do not appear genetically very close to the Swedes although they are geographically nearby. However, the Finns tend to show inflated genetic distances relative to the European populations in general, not only relative to the Swedes"
    "Напротив, финны кажутся исключением из этого правила: они не оказываются очень близкими к шведам, хотя географически они близки; однако финны склонны показывать увеличенные генетические расстояния до европейского населения вообще, а не только до шведов".
    Поскольку считается, что финны – пришельцы приуральского или зауральского происхождения, то и этот результат нас не должен удивлять.

    "We observed that the Southern Swedes were genetically close to northern Central Europeans and exhibited subtle genetic substructure, whereas the northern part of Sweden, Norrland, clearly differed from the rest of the country and showed significant internal structure"
    "Мы увидели, что южные шведы генетически близки к жителям севера Центральной Европы и проявили слабую внутреннюю генетическую неоднородность, в то время как северная часть Швеции, Норрланд, явно отличалась от остальной части страны и показала значительную внутреннюю неоднородность".
    Мы видим, что в отличие от населения Южной Швеции, генетически сходного с населением прочих германоязычных стран и довольно однородного по части этого сходства, люди Северной Швеции, с "негерманской" генетикой которые, оказались генетически несхожими и меж собой.

    "However, earlier mitochondrial DNA and Y-chromosomal studies have indicated influence from the Sami and/or Finns in Northern Sweden, as well as decreased genetic diversity"
    "Однако более ранние исследования по митохондриальной ДНК и Y-хромосомам показали влияние со стороны саамов и/или финнов, равно как и меньшее генетическое разнообразие".
    Всё-таки не так уж и несхожи меж собой северные шведы, и похожи они по мтДНК и Y-хромосомам либо на саамов, либо на финнов, либо и на тех, и других. Пока всё идёт гладко.

    "Studies of ancient DNA have shown a genetic discontinuity between the Neolithic inhabitants of the southern part of Sweden (ca. 3000 BC) and the current Swedish population"
    "Исследования древних ДНК показали разрыв генетической непрерывности между неолитическими обитателями южной части Швеции ("углеродная" датировка – 3000 г. до н.э.) и нынешним шведским населением".
    А вот это уже интересно. Получается, что шведы и близкие к ним генетически прочие германцы не являются потомками местного населения времён культуры Шнуровой керамики, миф о балто-германо-славянской природе которого настойчиво культивируется в умах историков. Иными словами, по крайней мере, германоскандинавы являются пришельцами на полуострове, а не автохтонным населением.

    "The IBS distributions between Northern Europeans and HapMap populations showed that G;taland and Germany were most similar and Eastern Finns and Russians least similar to HapMap CEU, while in the comparison with HapMap CHB and JPT, the opposite order emerged... However, a very different pattern was observed when comparing with the Russians: Norrland and Eastern Finland showed the least similarity, Svealand and G;taland an intermediate amount, and Germany and especially Western Finland the most."
    "Распределение "национальной идентичности" (IBS – identity by state) между северными европейцами и случайной выборкой населения показало, что Гёталанд и Германия наиболее близки к случайной центральноевропейской выборке (HapMap CEU), а восточные финны и русские – наименее сходны с цетральноевропейцами, в то время как сравнение со случайной выборкой в Пекине (HapMap CHB) и Токио (HapMap JPT) дало противоположный результат... Однако совершенно другая картина наблюдалась при сравнении с русскими: Норрланд и Восточная Финляндия показали наименьшее сходство, Свеаланд и Гёталанд – умеренное сходство, а Германия и особенно Западная Финляндия – максимальное".

    Это совсем интересно! Получается, что предки русских мало "наследили" в Северной Швеции и Восточной Финляндии (которая ближе к России!), умеренно – в Средней и Южной Швеции, а максимально – в Германии и особенно в Западной Финляндии, то есть напротив Средней Швеции, через Ботнический залив. Я вижу в этих генетических особенностях циркумбалтийского населения свидетельство древнего присутствия предков русских на Балтийском море, в частности, летописных варягов-русь, освоивших Балтийское побережье как на севере, так и на юге.

    Выводы такие:
- антропологические и археологические данные подтверждают приток населения из Скандинавии, но, естественно, не могут идентифицировать языка пришельцев; мы полагаем, что значительная часть переселенцев – среди них варяги-русь – была родственна славянам по языку, в соответствии с текстом "Повести временных лет" и преемственностью ритуала захоронения;
- финские генетические исследования показали пришлый характер германоскандинавов, но без указания конкретного периода, когда именно их экспансия произошла (известно лишь, что после 3000 г. до н.э.); однако, вплоть до конца 1 тысячелетия до н.э. массовых переселений на север Европы не наблюдалось, напротив, в первой половине тысячелетия из-за похолодания в Скандинавии наблюдался поток в обратном направлении, из Скандинавии на материк (возможно, это были предки ободритов);
- финские генетические исследования не противоречат, а скорее, подтверждают факт древнего обитания предков русских на западе Финляндии, в Средней и Южной Швеции и в Германии; то есть у нас появились дополнительные основания считать, что балтийские варяги-русь 9 века и более древние северогерманские ругии-руяне, почитавшие Свентовита, могут быть предками русских, родственными славянам (см. также очерк "Круглые щиты").


Рецензии
ГЕОРГИЙ!

любопытно-вернусь!

приглашаю...схемы миграций русских славян!

http://www.proza.ru/2016/06/02/1071

с покл нч!

Ник.Чарус   03.10.2018 09:10     Заявить о нарушении