Объективный критерий любви
Неисповедимые пути мои привели меня в еврейское местечко. И так бы этот случай и прошел мимо меня, если бы не подслушанная мной фраза.
Всё происходило при обстоятельствах несколько возбужденных, при оживленном текучем скоплении людей, всё больше молодых, но фраза эта изошла от кого-то из группы людей зрелых, может быть, и в возрасте, которую обступили люди молодые, горячо нечто доказывающие, нет, не до крови, не до убийства, но весьма горячо и пылко, до самозабвения, до самого последнего улёта в никуда. Но в конце концов даже и улетающие почувствовали, что улетают в неопределенность, за которой, кроме пылкого чувства, ничего больше нет.
Как оказалось, речь шла о любви и доказательстве того, что само по себе, очевидно, не требует доказательства, потому что существует как факт. Как я понял, весь сыр-бор разгорелся из-за того, что люди зрелые и, можно сказать, в возрасте, то есть охлажденные жизнью, как раз этого очевидного факта и не принимали, чем и вызывали возмущение у молодых людей. Не принимали факта существующих между молодыми людьми пылких чувств за любовь. Когда до меня дошло, в чем тут дело, я приостановился из ухмыляющегося любопытства подслушать, чем же всё-таки спор разрешится, потому что позиция старших мне представлялась очевидно неверной, да и не могущей быть верной у людей, охлажденных жизнью и не могущих понимать чувств, к которым сами они уже неспособны, и в этом смысле неразрешимость спора между разными поколениями мне казалась очевидной.
И тут я и споткнулся о фразу, как о камень, который я не видел на дороге, которая представлялась мне совершенно ровной и понятной. "Есть ли между ними любовь? - сказал голос - Посмотрите, есть ли у них дети." И тут я неожиданно для себя остановился в себе, пораженный. Фраза упала в меня, как истина, которой я до сих пор не понимал. Значит, сказал я себе, для чувства любви есть критерий, и этот критерий - единственный, он определяет, есть ли за чувствами любовь или её нет. И объективно этот критерий проявляет себя не тогда, когда есть чувства. Этот критерий срабатывает тогда, когда есть семья и в семье есть дети как тот результат, в который разрешается любовь.. Дети - необходимое, хотя и не достаточное доказательство того, что за чувствами стояла любовь.
Но всё-таки это конец, это результат процесса, но ведь должно же быть нечто в самом его начале, какое-то ядро, по которому можно судить, что отношения определяются любовью.
Я припомнил историю Валерия и Нелли. Они были одноклассники, и Валерий ухаживал за Нелли. И когда он закончил военное училище, они поженились и отправились к месту его службы. Через год Нелли забеременела и разрешилась мальчиком. А еще через год они развелись. Это внешняя сторона дела. А сторона внутренняя такая. Когда Нелли разрешилась, Валерий был на седьмом небе. Он мечтал о сыне и получил сына. И он мечтал о том, каким станет его сын. Нелли свою беременность комментировала так: "таблетка не сработала".
После развода Валерий каждый год приезжает во время отпуска. "Якобы чтобы повидаться с сыном, а на самом деле всё еще надеется, что мы сойдемся" - комментирует его приезды Нелли. И я так понимаю эту ситуацию, что Нелли для Валерия является единственной женщиной, от которой он хочет иметь детей. А Нелли, в свою очередь, мечтает о своём принце, и ребенок, который получился, случайный и лишний в её жизни.
Мать как-то сказала мне: "Женщина любит мужчину, когда хочет от него ребенка".
Тома Бакалова на заре всего сказала мне: "Ты не умеешь любить".
Я не понял её тогда, не понял того, что она хотела сказать этими словами и вообще откуда у неё взялись эти слова.
Я задаю себе вопрос: "Была ли в твоей жизни женщина, о которой ты мог бы сказать, что хочешь от неё ребенка."
И отвечаю себе: "Нет, никогда".
Нда...
13.01.14 г.
Свидетельство о публикации №214011301006