2. 5. Союз с отцом Сергием

Краткое содержание предыдущих серий.
Ученый, мистик и философ Ян вместе со студентом Сашей пробуют запустить уникальный прибор – генератор хронополя, прообраз машины времени. Излучение генератора засекают спецслужбы и подсылают к ним отца Сергия. Отец Сергий – настоятель одного из московских храмов, а по основной своей работе – патриотичный офицер спецслужб, которому поставлена задача войти в доверие к Яну и выведать у него побольше информации про генератор. Отцу Сергию везет – представители псевдоправославной секты хотят наехать на Яна, а значит, ему потребуется помощь и защита.

***

На следующий день Сергий появился практически точно в четыре. Он был без рясы, в гражданской одежде и выглядел не столь грозно. Перед Яном стоял простой бородатый мужик лет сорока, в серо-зеленой клетчатой рубашке и потертых джинсах, с пузом, выдававшим в нем большого любителя пива. В руке он держал старомодный, но вместительный черный портфель. Ян приветливо поздоровался с ним за руку и пригласил пройти.

При всей нелюбви Яна к православию и его служителям, и несмотря даже на имевшиеся подозрения – а Ян не сомневался, что его визави одновременно является офицером спецслужб, в какой-то степени Ян начинал относиться к Сергию с симпатией. Все же Сергий человек разносторонне образованный, с ним можно вести интеллектуальные беседы, и выросший в среде университетской культуры Ян это ценил. Но он не любил, когда его загоняли в рамки чужого сценария, и поэтому вновь попробовал взять инициативу на себя.

Пока в универсальной эмалированной кастрюле шипел большой кипятильник – от кофе Сергий не отказался – Ян обратился к нему так.

- Послушай, дай-ка я резюмирую, что мы вчера обсудили, а ты меня поправишь, если я чего спутаю! Вот смотри: ты говоришь, что за мной охотится православная секта, чтобы отобрать у меня научный прибор и выведать, как им пользоваться. Причем информацию им слил какой-то православный патриот в спецслужбах, которые тоже, судя по всему интересуются моим прибором. Так?

- Примерно так. В общих чертах – осторожно согласился Сергий.

- Но тогда вот я чего не пойму: ты просто по христианскому братолюбию хочешь мне помочь? Или у тебя свой интерес есть? Давай уж по честному будем – простые американцы всегда так поступают!

- Тут, понимаешь, и то и другое. Все в комплексе. По меньшей мере, у нас с тобой есть общий враг. Но видимо, есть и общий интерес.

Ян перебил его:

- Такой уж они серьезный враг для вас? Это на меня они наехать могут, а тебе-то чего бояться? Это я, говоря библейским языком, пришлец, а ты – представитель мощной бюрократической структуры!

- Серьезный, Ян, серьезный! Вот смотри. В сегодняшнем мире мне часто вспоминается одно высказывание Сталина. Как-то он сказал, что сила внешних врагов – иллюзорна. Настоящие враги – всегда внутри России. Несколько вражеских дивизий не смогут сделать того, что легко сделает один предатель. А применительно к нашему времени я бы сказал – один коррупционер. То же и в церкви. Для публики мы говорим, что нас теснят католики, протестанты, буддисты и язычники с запада, но на самом деле, конечно, понимаем, что это все фигня. Это в общем русле – типа, запад виноват, а мы белые и пушистые. Но правда – она иная. Настоящий враг – он внутри церкви. И в первую очередь, это те, кто называет себя православными, но не являются ими на самом деле. Ты правильно привел тогда пример про гаишника-взяточника. Не может он быть православным! А гаишник – это мелочь! Знаешь, какие чиновники порой на исповедь приходят! Исповедовался – и пошел дальше Россию грабить! По сути, это язычники. Язычник, когда нагрешил, жертвовал, условно говоря, барана тому или иному богу, и вопрос считался закрытым. В христианстве же важна духовная работа, личное раскаяние. А эти, современные типа православные, практикуют языческую религию в православных декорациях. Зашел в церковь – и ищет, какому святому за что свечку ставить. Иными словами – кому за что башлять. Это тоже в своем роде психология «отката». 

А суть православия при этом вытесняется и уходит. Но еще хуже – православные сектанты. Они осознанно выступают от лица православной церкви, подменяя ее светлый лик своим свиным рылом! Это уже серьезно дискредитирует нас! Наш долг – бороться против них. Народ ведь не разбирается, что есть что – из моих прихожан мало кто и библию-то прочитал, что уж говорить о наследии Святых Отцов. Вот они и путают настоящие христианские идеи со всякой богопротивной мерзостью. Народ сбить с пути легко! Часто бывает – и в Рериха веруют, и во Христа! Так что ты напрасно приуменьшаешь вред сектантов! Я, как представитель церкви, буду бороться с ними, защищать честь своей конторы! И тебе теперь придется бороться, раз они на тебя наезжают! Так что вполне логично нам объединить усилия. Тем более, что я реально могу тебе помочь – у меня серьезные связи с разными полезными людьми!

- Ну ладно, с врагом понятно. Твои доводы для меня вполне. А что насчет интереса? Это ведь неприбыльное дело, с сектантами-то бороться? -  спросил Ян, и приготовился слушать ответ, но закипевшая в кастрюле вода заставила его встать со стула.

- Кофе у меня хреновый! – сказал Ян, стоя к Сергию спиной и разливая кипяток по чашкам. – Я поэтому крепко не завариваю, а то его пить противно!

- Хреновый кофе с коньяком хорошо пить! Мы в семинарии так делали – берешь хреновый кофе, хреновый, естественно, коньяк – другого у нас не было, а вместе получается добрый напиток! – ностальгически откликнулся Сергий.

- Коньяка у меня нету, даже хренового! – сказал Ян, ставя дымящиеся чашки на стол. – А вот пузырек водки и пара пива остались!

- Водка с кофе – это моветон! – отрезал Сергий. – Но коньячка у меня, в принципе, нашлось бы! – добавил он после короткой паузы и вопросительно взглянул на Яна, одновременно кивая на свой портфель.

Ян несколько смутился. Выходило, что Сергий пришел к нему с пузырем, а он не подготовился к приему. Немного помявшись, он ответил:

- А знаешь, давай! Вообще-то я стараюсь ограничивать себя в потреблении спиртного и каждый день по многу не пить, но учитывая повод… Доставай!

Сергий обрадовано полез в портфель, со звонким щелчком расстегнув металлический замок. Он, конечно, захватил с собой пузырь, и даже два, но вовсе не потому, что и сам любил выпить – этого требовали интересы дела. Бухая с Яном он рассчитывал плотнее войти в контакт и снять с него больше информации.

- А коньячок-то у тебя нехилый! – удивился Ян, увидев бутылку пятизвездочного армянского коньяка.

- А **ли! – весело ответил Сергий. – Мы в православной церкви помои не лакаем!

«Кто бы сомневался!» – подумал про себя Ян, но вслух не сказал, дабы не обижать дающего. Он отхлебнул кофе, в который Сергий добавил несколько «булек» из своей бутылки, и снова похвалил коньяк:

- Теперь совсем другое дело! Кстати, о деле – так что там у тебя за интерес?

- А интерес такой. Понимаешь, я пишу книгу про эзотерику. Не про нее саму по себе, конечно, а про то, как ее следует понимать с православной точки зрения. Ты сам знаешь – обычно православные резко критикуют всякие оккультно-эзотерические штуки – типа, от беса это и все. Или, как у нас любят говорить, «все духовные проблемы разрешаются молитвой и постом». Но такой подход, по-моему, не слишком эффективен – он убеждает только поверхностных людей. Зачастую эзотерики говорят понятней и доказательней, чем церковники, и народ от нас идет к ним. В маркетинге это называют конкуренцией за потребителя. Да и образ жизни некоторых моих коллег, что греха таить, отвращает от церкви. Это я стараюсь поправить, исследуя проблемы детально, а затем аргументировано показывая, что в эзотерике – от беса, а что, может быть, и от Бога! – доверительно сообщил Сергий.

- У! Интересно! – поднял глаза Ян, одновременно отхлебывая кофе. – А тебя за такие штуки из сана-то не низвергнут? Я так понимаю, в вашем ведомстве с плюрализмом дела плохи! Монополия на истину у высших иерархов! Они и решают – что от Бога, а что нет!

- Что-нибудь придумаю! Постараюсь благословение надлежащее получить, с которым можно и устав немного нарушить!

- Это как блатной номер на Ауди? – подколол Ян, но Сергий невозмутимо продолжал свою речь.

- Так вот, в связи с книжкой я вынужден тщательно изучать эзотерику, чтобы не облажаться. Ибо прежде, чем какую-то систему опровергать, надо сначала глубоко ее понять! А интересные вещи, признаюсь, действительно есть! Вот, например, мне студенты рассказывали, что вы тут магические сеансы проводите! Пойло какое-то бодяжите, и в него волшебный камень кунаете! И камень этот вроде как не фуфло, а в натуре волшебный! Гость из далеких миров – метеорит!

Ян понял, куда пытается развернуть разговор Сергий и потянул «штурвал» беседы в другую сторону.

- Но, погоди! – удивленно поднял он ладонь. – Согласно православному видению, есть только два пути: истинный, ведущий к спасению, и гибельный, ведущий в геенну огненную! Только православная церковь идет по истинному пути. Все остальные церкви, равно как маги, колдуны и прочие, идут по пути ложному! Подход у вас простой: спасутся только те, кто с вами, только крещенные! Не крестился, не православный – обладай ты хоть тысячью добродетелей, спасен не будешь! Хоть ты мудрец, хоть дитя невинное - неважно! Как сюда эзотерику вписать? Я не понимаю!

Но Сергию непросто было навязать инициативу. Мастер словесного фехтования, он не только легко парировал встречные доводы, но и обращал их в свою сторону, используя для атаки. Так и здесь – услышав последнюю фразу, он тоже изобразил удивление.

- Как вписать? Хотя бы вот так – с помощью ученых! Вы, физики, могли бы тут сказать свое слово! И кстати, многие физики сегодня пишут про «квантовую магию», давая вполне правдоподобное объяснение паранормальным способностям человека и некоторым чудесам. Например, ты! Ты мог бы написать мне небольшой раздел, где объяснил бы с научной точки зрения необычные свойства волшебных камней! Сделаем врезку – типа, «мнение ученых»! И тебе реклама, и мне польза: привести научное объяснение – значит, дать отпор оккультизму! – Сергий выразительно посмотрел на Яна.

Но Ян, уже допивший свой кофе, смотрел не на Сергия, а на початую бутылку коньяка. Сергий сообразил, что дело пошло и надо использовать момент.

- Может, влупим еще по соточке? Уже без кофе? Он у тебя и правда хреновый! – спросил он.

- По соточке – это многовато! – возразил Ян, понимавший, что в такой беседе потреблять алкоголь нужно умеренно. – Давай по пятьдесят!

– Ну давай по 50! А это пол кофейной чашки или только треть? – уточнил Сергий, уже схватив бутылку.

- Я думаю, треть! – ответил Ян, меряя взглядом чашку. – К тому же чашка у меня не кофейная, а чайная!

Сергий разлил коньяк и они, не говоря ни слова, чокнулись и выпили.

- Ух! – выдохнул Ян. – А закусит-то у меня особо нечем! Роллтон вряд ли подойдет!

- А запить? Газировки никакой нет?

- А! Пиво же есть! Холстен! – и Ян, не дожидаясь согласия, вскочил и полез в холодильник.

- Холстен? – переспросил открывший рот для возражения Сергий. – Холстен я люблю! Хорошее пиво! Только стоит дороговато! Но правильно ли армянский коньяк запивать пивом? Это ведь «не комильфо» выходит!

- Мы – советская интеллигенция, мы на комильфо класть хотели! – отверг доводы Сергия Ян, разливая первую бутылку по стаканам. Беседа выходила на режим…

Сергий в очередной раз удивил Яна своим кругозором. Оказалось, он читает англоязычные научные журналы и вполне в курсе, что такое генератор хронополя, представляет в общих чертах, как он работает, и знает, что главная деталь в нем – не электроника, а резонатор – камень с особой резонансной частотой, позволяющий генерировать скалярные волны. Причем такую частоту может иметь только определенное вещество внеземного происхождения.

- Как я понимаю, стопроцентно подходящего камня никто пока не нашел, так что работающего генератора нигде в мире нет! – резюмировал Сергий.

- Нету! – откликнулся Ян, закуривая. – И в мире нету, и у меня, естественно, нету!

- Но прибор есть – как бы спросил Сергий, хотя и без вопросительной интонации.

- Прибор есть, чего скрывать! Только ты сам сказал, что без камня там делать нечего! Вся электроника там известная, прибор собрать несложно! То есть, частнику может и сложно, но институту – легко! Все схемы ведь на открытых конференциях озвучивали! А где камень взять – вот вопрос!

- А от ведьминой внучки что, не подошел? Ты же пробовал, как я понимаю, если «спецы» твой сигнал засекли и сектантам слили?

- Пробовал! Не работает! – развел руками Ян и уронил изрядную порцию пепла с сигареты на ботинок Сергию.

- Ох, извини! – тут же поправился он. – Я сейчас пепельницу возьму! Тут где-то банка из под рыбных фрикаделек валялась!

Когда криво вскрытая жестяная банка была водружена на стол, Сергий поежился, глядя на лежащие в ней десятка два окурков, но промолчал, подумав, пусть уж лучше стряхивает в банку, чем куда попало.

Брезгливо отодвинувшись от вонючей посудины, он сотворил на лице маску юношеского задора и схватил Яна за руку:

- Слушай, я читал, в Карелии таких метеоритов полно! Давай туда вместе ломанем! Вдруг с божьей помощью найдем камень – и тебе для прибора, и мне для моей книжки! А если и не найдем – так туда и просто скататься здорово! Настоящая,  северная природа, дикие леса, озера, острова!

Предложение прозвучало для Яна неожиданно. Чтобы взять паузу, он сильно затянулся сигаретой, едва не скурив фильтр, т.к. бычок следовало давно отправить в консервную банку, и стал не спеша выпускать дым, откинувшись на спинку стула.

С одной стороны, предложение батюшки казалось интересным – собственно, он предлагал помочь именно в том деле, ради которого Ян приехал в Россию. С другой стороны, батюшка явно работал на «спецов» и от него не стоило ждать хорошего. С третьей стороны, Ян понимал, что он и так уже находится в разработке, раз его засекли при запуске генератора хронополя. «Да, надо было везти прибор через границу как-нибудь по частям, или переслать его сюда курьерской службой! - подумал Ян с досадой. – Тогда, глядишь, и не засекли бы меня! Это ж нужно специально следить, сигнал-то у меня слабенький, не зная конкретного местоположения его особо не подсечешь! Впрочем, это дело уже прошлое, назад не воротишь! Сейчас надо решать, что сказать Сергию!» Ян попытался активизировать «третий глаз», чтобы посмотреть перспективы различных решений. Особой угрозы в сотрудничестве с Сергием он не увидел, а вот отказ был чем-то чреват. Ян не успел понять, связано ли это с Сергием, либо с сектантами, которые нападут на него, но то было уже не так уж важно. В итоге он решил, что можно согласиться на предложение, но не сразу, а обдумав его.

Надкуренный фильтр в руках Яна уже погас, но Сергий терпеливо ждал ответа.

- Знаешь, идею ты интересную предложил! – наконец сказал Ян. – Но мне надо бы над ней подумать!

- Подумай, конечно! Но думать надо быстрее! Не забывай про сектантов! Я ведь не могу охрану к тебе приставить! Но ты еще ладно! Ты если и пострадаешь – то за дело, а вот пацана ты в свою игру втянул за так! А он теперь тоже рискует!

 - Погоди-ка, это за какое-такое дело я пострадаю? Я, разве, в чем-то виноват?

- Да нет, ты не так меня понял, - с добродушной улыбкой пояснил Сергий, одновременно наливая в опустевшие чашки коньяку. – Я имел в виду не то, что ты в чем-то виноват, а то, что у тебя по жизни есть – ДЕЛО. Ты – ученый, философ, мистик и так далее, причем ученый видать хороший – ибо не всякого приглашают в США вместе с семьей! Ты идешь своим путем, поэтому естественно, что принимаешь на себя и блага, и перипетии этого пути. Борьба за истину ведь чревата!

Сергий хотел добавить, что некоторых, как, например, Джордано Бруно, вообще на костре сожгли, однако вовремя остановился, вспомнив, что сожгли его по решению церковников. Поэтому он вернулся к Саше:

- А пацану ведь до этого нет никакого дела! Ты его просто используешь!

Ян вслушался наконец в слова Сергия и ему стало немного стыдно. Он действительно всего лишь использовал Сашу для решения своих проблем, а позиционировал себя как друг.

- Зря ты так думаешь! – возразил он. – Я друзей не бросаю! Давай его с собой возьмем! Если он захочет, конечно. Его нельзя тут бросать! Мы уедем, сектанты на него нападут! А домой он ехать не хочет, в его городе работы нет!

- Ну можно и взять… - задумчиво произнес Сергий. – А платить-то кто за него будет?

- А я его оформлю как лаборанта! У меня есть такое право! – бодро сказал Ян, и понял, что почти проговорился. У него действительно было право нанимать себе помощников, но как раз потому, что визит в Россию вовсе не являлся частным, а представлял собой миссию американского университета. – Только мне с ним надо поговорить, и побыстрее! – добавил Ян, отвлекая внимание Сергия.

Впрочем, на оговорку Яна Сергий никак не среагировал. То ли он и так все знал, то ли думал о следующей порции коньяка. По крайней мере, он давно посматривал на налитую чашку, и как только Ян замолк, сразу же предложил.

- О кей! Давай накатим чуток за успех нашего предприятия!

Они чокнулись и выпили, и Сергий сразу запил коньяк Холстеном прямо из горлышка. Видно, он сильно встряхнул бутылку, потому что пиво вспенилось, и немного выплеснулось ему на бороду, устремившись вниз шустрыми пенными дорожками.

- Эх, хорошо! – крякнул Сергий, обтирая бороду рукавом.

Ян решил этим же вечером встретиться с Сашей и обсудить складывающуюся ситуацию. Однако жизнь распорядилась иначе. Достигнув цели своего визита, быстрее, чем ожидал, Сергий расслабился. Почувствовав это расслабился и Ян. Далее беседе продолжилась на отвлеченные темы – они говорили о философии, культуре, судьбе русского народа, о российском режиме (тут Сергий был очень аккуратен), физике и других интересных интеллектуалам вещах. В процессе этого они допили коньяк и пиво, а у Яна кончились сигареты и пришлось спускаться в магазин. Ян надеялся, что это будет хорошим поводом для Сергия отвалить, так как беседа уже состоялась и ему надо было идти к Саше. Однако Сергий уходить не хотел и пошел в магазин вместе с Яном. Видя такое дело, Яну пришлось купить еще пива, а также различной закуски – горчицы, две больших пачки сосисок, хлеба, сыра, крабовых палочек, копченую рыбу и пр.

В конечном итоге, беседа затянулась за полночь. Все купленное было выпито и съедено, вкупе с еще одним пузырем, что Сергий прятал в портфеле. Самого Сергия, изрядно надравшегося, Яну пришлось оставить на ночь у себя в номере, благо свободная кровать там была.


Рецензии