Невеселые заметки из Европы

Невеселые заметки из Европы.

(Эта глава является продолжением  рассказа о  Чехии, написанного в январе 2012 года. См. http://www.proza.ru/2012/01/12/1020).
 

Так получилось, что спустя ровно 2 года после первого визита в чешскую столицу, судьба снова занесла нас в неё.
После новогодней поездки по городам северной Германии, туроператор на сутки отправил нашу группу в Прагу, где мы переночевали в отеле и смогли целый день побродить по улицам этого прекрасного города.
Прага, как и прежде очаровательна, и все что написано о ее достопримечательностях в туристических справочниках – истинная правда.
О прекрасной Праге написано множество книг и статей.  Чтобы не повторять комплиментов, попробую рассказать о не слишком веселых сторонах жизни «цивилизованных европейцев», которые обратили на себя внимание.
 
Нас снова поселили в тот же самый отель, в районе метро «Инвалидовна», что и 2 года тому назад.
Сам по себе район метро «Инвалидовна» находится совсем недалеко от центра Праги (до него ехать всего минут 7-10 на метро). По московским понятиям – почти центр города.
Его название (не слишком привычное для нашего слуха) произошло от того, что еще в 19 веке император Франц Иосиф повелел строить в этом районе дома для инвалидов австрийской армии (по примеру парижского Дома инвалидов) где они могли бы комфортно доживать свой век. Те дома до сих пор стоят там.
Ещё в прошлый раз нас поразили обширные заброшенные пустыри в непосредственной близости от этого метро. Тогда экскурсовод объяснила, что пустыри эти образовались от того, что во время «наводнения тысячелетия», случившегося в Праге в начале 2000-х г.г., вода подмыла фундаменты жилых домов и других строений, и они попадали как карточные домики.
Можно было бы ожидать, что за 2 года там что-нибудь успеют построить. Земля-то там д.б. не дешевой…
Однако на этих пустырях был заметен лишь бурьян и густая зеленая трава (снега в Праге не было вообще, температура воздуха днем + 8 +9).
Надо полагать, что ни строительного бума, ни многочисленных инвесторов из Евросоюза там пока не наблюдается.

Экскурсоводом в этот раз у нас была бывшая россиянка, более 20 лет переехавшая на ПМЖ в Прагу. Знала (и рассказывала) она много интересного.
Оказывается, далеко не все чехи в восторге от реалий «свободного рынка». Производство высокотехнологичной продукции потихоньку закрывается. Например, обанкрочены и прекратили свое существование знаменитые заводы ЧКД. На их месте ныне существуют какие-то фирмы и фирмочки, не идущие ни в какое сравнение с бывшими предприятиями.
Оказалось, что безработица – не выдумка «большевистских агитаторов», а суровая реальность рыночной экономики, к которой далеко не все люди оказались готовы психологически и материально. Надо сказать, что в «коммунистическое время», (в 70-80 г.г.) население Чехословакии жило довольно зажиточно, и страна почти не знала т.н. дефицитов.
«Притчей во языцех» тогда были очереди за мандаринами, которые возникали в Праге перед рождественскими праздниками.

Теперь в ходу у чехов поговорка: «Лучше бы я раз в год три часа стоял за мандаринами, чем 3 года стоять в очереди за работой».
Произошло заметное «полевение» настроений у чешских обывателей. Левые партии стали побеждать на выборах различных уровней, а коммунисты оказались третьей фракцией в парламенте. Новый президент Чехии, бывший социал-демократ Милош Земан, неожиданно для многих в марте 2013 года победил «прозападного» протеже К. Шварценберга. Земан пытается проводить социально-ориентированную политику  и, в отличие от Шварценберга, дистанцировался от поддержки киевского майдана.
 
Однако с работой там сейчас действительно неважно и люди стали искать самые разные заработки.
Например, бросилось в глаза большое количество «живых статуй» в Праге. На некоторых площадях в качестве таких статуй, в ожидании подаяния, стояли по 2-3 пары покрашенных золотой или серебряной краской людей. Они замирают и ждут от туристов денег за право сфотографироваться на их фоне.
Не думаю, что это слишком почетная, или денежная работа. Едва ли на нее идут от хорошей жизни.
Неподвижно проторчать на улице несколько часов, даже в хорошую погоду – не сахар, а уж когда холод, или жара, или дождь -  и вовсе гарантированный способ получения радикулитов и прочих болячек.
Однако статУи эти стоят и даже улыбаются… Раньше их в Праге было, на мой взгляд, значительно меньше.
Для сравнения, в Берлине, который мы в этой поездке весь объехали, «живые статуи» попались только в одном месте – у Бранденбургских ворот.
Там стояло 2 поляка (как выяснилось при общении с ними) изображавших, почему-то, советского солдата и офицера ГДРовской армии, выкрашенных с головы до ног в серебряную краску.
Они довольно громко зазывали туристов к себе на фотосессию, размахивая при этом советским и ГДРовским флагами.  Вспомнилась знаменитая фраза О. Бендера: «Альпийское нищенство, святое дело.  Учитесь, Киса!».
 
Теперь о другом нищенстве – самом настоящем. Как ни странно для сытого Евросоюза, нищих на улицах Праги тоже хватает. Причем там нищенствуют, в основном, не инвалиды, или женщины с детьми, как у нас, а вполне трудоспособные, с виду, мужчины. И стоят за подаянием они не на церковных папертях, а на людных перекрестках. (Фотография одного такого нищего здесь размещена.
Мужик этот стоял в данной позе «три погибели» совершенно неподвижно довольно долгое время, даже не шелохнувшись. Никто ему особенно не подавал…)
Трудно представить, ЧТО может заставить человека вот ТАК стоять часами на холодном асфальте. И ведь таких людей там немало…

Интересный случай из жизни других европейских нищих мы наблюдали в Гамбурге. Там нищих поменьше, чем в Праге и все, как на подбор, они имеют характерную средиземноморскую внешность. То ли румыны, то ли цыгане, судить не берусь.
В Гамбурге они промышляют на прекрасной пешеходной улице (типа нашего Арбата, только побольше и покрасивее) идущей от городской ратуши к вокзалу. Через одинаковые расстояния друг от друга, у входов в роскошные магазины прямо на асфальте сидят тамошние нищие.
В их роли выступают чернявые и моложавые мужики цветущей восточной внешности. Некоторые из них при себе имеют собачку с миской, другие (видимо для пущей жалости) сидя поджимают под себя одну ногу.
Хваленая немецкая полиция не обращает на них ровно никакого внимания. Впрочем, и они ведут себя смирно – не голосят и не пристают ни к кому. Но дисциплина среди них настоящая немецкая: железная.
Мы были свидетелями того, как один из нищих, видимо, расположился не на своем месте. Он успел разложить свое рваное одеяло, усесться на него и поставить рядом миску с собачкой. Это увидел другой нищий, сидевший напротив от него, метрах в 50-ти. Он так заорал какие-то свои гортанные проклятия в адрес «нарушителя конвенции», что тот мигом позорно убежал, подхватив с собой только одну собачку и бросив свои тарелку с рваным одеялом на месте преступления.
Надо полагать там, как в старом армейском анекдоте, два раза не повторяют…

Многие наши соотечественники, избравшие своим девизом «валить из этой страны», на своем опыте познают справедливость библейского утверждения о том, что «горек хлеб чужбины». Конечно, далеко не все из них бедствуют. Те что молоды, здоровы, предприимчивы и пользуются поддержкой своих диаспор (еврейской, армянской и т.д.) как правило, сумели неплохо устроиться, и дай Бог им удачи и в дальнейшей жизни там.
Сложнее тем, кто «в возрасте», кто имеет проблемы со здоровьем и не имеет  поддержки своей национальной диаспоры. Тут уж приходится надеяться только на себя, помощь родственников (если они там есть) и счастливый случай. «Везет» же – далеко не всем.
Все туалеты в Германии платные (за ОЧЕНЬ редким исключением). Стоимость посещения колеблется от 50 центов до 1 евро. А вот для того, чтобы посетители не проскакивали туда «зайцем», у входа в каждый туалет дежурят женщины (а в наиболее людных местах стоят ещё и валидаторы).
Немалое число из этих «туалетных» женщин – наши бывшие соотечественницы,  без всякого акцента говорящие по-русски.
В немецком городке Гослар наши женщины (из тургруппы) разговорились с одной из них. «Совсем нет другой работы» сказала им сотрудница подземного «толчка».
Думается, что «валя из этой страны», мало кто мечтает о должности «сортирной бабушки» в качестве венца своей зарубежной карьеры.
Однако это – не самый худший вариант и далеко не редкость.   
      
Ну и еще про один вид своеобразного европейского нищенства. Дело в том, что накануне православного Рождества в католической Европе отмечают т.н. праздник «Трех королей». Он напоминает о том, что к новорожденному младенцу Христу с дарами явились три кудесника, которых у нас называют волхвами, а католики считают их тремя магами-королями из восточных стран: Каспаром, Мельхиором и Валтасаром.
Сама процедура празднования выглядит так: три ребенка лет 7-10 с бумажными коронами на головах и  мантиями на плечах в сопровождении взрослого (тоже с короной) исполняют какую-то песенку и затем протягивают кружки за подаянием, которое потом, якобы, пойдет в качестве благотворительной помощи малоимущим.
Выглядит это действо по-разному.
В Ганновере в ресторан, где мы ужинали, часов в 11 вечера зашел мужчина с 3 мальчиками. Они оперативно облачились в свои  мантии и короны, и довольно мило спели какую-то немецкую песенку, после чего начали обход столиков со своими кружками. «Разогретые» гости бодро подавали им. Это мы видели 4 января.
В Праге (уже 9 января) картина была иной. Прямо на железнодорожный вокзал, к скоплению русских туристов, ожидавших отправления поезда на Москву, деловито подошел мужичок с тремя мальчиками лет 6-8. Облачив их в бумажные короны и «мантии» из куска белой простыни, он начал обход туристов. Никаких песенок при этом не исполнялось. Детишки (видимо уже освоившие это ремесло) просто протягивали свои кружки туристам, предлагая взамен маленький календарик или пакетик с сахаром (которые обычно дают в ресторанах посетителям к чаю).
Тех, кто их не замечал «короли» деловито подталкивали, или дергали за одежду.
Для полноты картины не хватало только  воплей из бессмертных «12 стульев»: «Дэньги давай! Давай дэньги, кому говорят!!!»

Не мне судить, насколько полезно такое начало «трудовой деятельности» для детей, и какой отпечаток на их сознание откладывает привычка к попрошайничанью. Во всяком случае, себя в детстве мне трудно представить в такой роли.
Тогда нищенствовать и попрошайничать считалось позорным и зазорным делом.
Впрочем, мы росли в «страшные тоталитарные времена», а сейчас многое в нашей жизни изменилось…


Рецензии
Сергей, печально всё это... и думаю они эти дети, когда вырастут вряд ли будут работать... происходит изменения в мозгу у них..., а зачем работать и так дадут...
Ещё раз вспомнишь о поговорке, "Где родился, там и пригодился"...

Наталия Королёва   19.02.2020 14:38     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик, Наталия!
Полностью согласен с Вами.
С уважением,

Сергей Дроздов   19.02.2020 14:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.